ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16/2024 от 17.01.2024 Стругокрасненского районного суда (Псковская область)

УИД 77RS0002-02-2023-011433-12

Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-16/2024

Именем Российской Федерации

17 января 2024 г. п. Струги Красные

Стругокрасненский районный суд Псковской области

в составе председательствующего судьи Карповой М.В.,

при помощнике судьи Кузьминой Е.С.,

с участием помощника Псковского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Козловой Е.В.,

представителя ОАО «РЖД» Ращупкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Псковского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к ОАО «Российский железные дороги» об обязании совершить определённые действия,

установил:

Псковский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ОАО «Российский железные дороги» об обязании совершить определенные действия.

В обоснование заявления указал, что Псковской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав пассажиров, инвалидов и других маломобильных категорий граждан при эксплуатации низких береговых и островных пассажирских платформ железнодорожной станции Новоселье Октябрьской железной дороги, расположенной в Псковской области и состоящей на балансовом учете и обслуживании Октябрьской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» (далее – железнодорожная станция Новоселье), в ходе которой выявлены неединичные грубые нарушения.

Установлено, что вышеуказанные низкие береговые и островные пассажирские платформы железнодорожной станции Новоселье длительное время не отвечают требованиям удобного и безопасного выполнения операций, связанных с перевозкой и обслуживанием пассажиров, в том числе, с ограниченными возможностями, повседневно пользующихся услугами железнодорожного транспорта, на равный доступ к пассажирским платформам указанной железнодорожной станции.

В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) потребитель имеет право на услугу безопасную для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, не причиняющую вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в ином установленном порядке.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 18-ФЗ) пассажиры - физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозке пассажиров, как потребители, пользуются всеми предусмотренными законодательством Российской Федерации правами.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона № 18-ФЗ перевозчики и владельцы инфраструктур, в числе прочего, должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на пассажирских платформах.

Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил и других нормативных документов.

Статья 80.1 Федерального закона № 18-ФЗ предписывает перевозчику и владельцу инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивать условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами.

Согласно п. 41 раздела IV «Обслуживание сооружений и устройств железнодорожного транспорта» данных Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта от 23.06.2022 № 250 (далее - Правила), владелец инфраструктуры обязан содержать все элементы железнодорожного пути, сооружения и устройства инфраструктуры, в исправном и (или) работоспособном техническом состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов и маневровой работы, выполнение заданных размеров движения поездов с установленными скоростями в соответствии с графиком движения поездов, требования по охране труда, промышленной и транспортной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм в соответствии с проектной, ремонтной или эксплуатационной документацией.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 17-ФЗ) железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ).

Организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм) обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ).

Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязанность по оснащению специальными приспособлениями платформ для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан возложена на собственника объекта транспортной инфраструктуры.

Приведенные выше положения действующего законодательства обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта содержать объекты транспортной инфраструктуры в надлежащем состоянии, что способствует обеспечению безопасности жизни и здоровья, находящихся на этих объектах лиц.

Исходя из смысла п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 384-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

В силу пункта 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 № 473, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705 р введены в действие требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, которые устанавливают единые требования к пассажирским платформам в части обеспечения безопасности пассажиров (далее - Требования).

Разделом 3 Требований установлено понятие платформы пассажирской железнодорожной - сооружение, представляющее собой специально расположенную рядом с железнодорожными путями и приподнятую по отношению к ним площадку, предназначенную для посадки и высадки пассажиров в вагоны.

На основании п. 6.1 и п. 6.3 Требований поверхности платформ и сходов должны быть ровными, без выбоин, не допускать скопления воды, обладать противоскользящими свойствами. Применяемый в проекте вид покрытия должен быть твердым, прочным, ремонтопригодным и экологичным. Выбор видов покрытия следует принимать в соответствии с их целевым назначением и с учетом возможных предельных нагрузок.

Также в соответствии с разделом 3 Требований определен термин «тактильно-контрастные указатели - наземные и напольные» - технические средства сигнализации, распознаваемые путем осязания стопами ног или белой тростью, обустраиваемые на поверхности основных путей движения инвалидов по зрению, для предупреждения о препятствиях и опасных местах, для тактильного обозначения безопасных путей следования и зон ожидания или получения услуг.

Тактильно-контрастные указатели - наземные и напольные должны соответствовать техническим требованиям «ГОСТ Р 52875-2018 Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (далее - ГОСТ Р 52875-2018).

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-

Эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон

№ 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица

в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять

требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний

осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден СП 59.13330.2020. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020).

Согласно пункту 4.1 СП 59.13330.2020 требования свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.

В соответствии с п. 8.1.2 СП 59.13330.2020 при реконструкции и приспособлении существующих зданий и сооружений при выполнении проектных решений в рамках «разумного приспособления» с учетом 4.8 при невозможности обеспечить доступность всего здания в уровне входа должны быть выделены специальные помещения, зоны или блоки для обслуживания инвалидов основными услугами, оказываемыми в здании (сооружении).

Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (ст. 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, п. 3.22 СП 59.13330.2020).

На основании изложенного действие СП 59.13330.2020 распространяется в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

В ходе проведенной Псковской транспортной прокуратурой проверки установлено, что пассажирская посадочная платформа Новоселье Октябрьской железной дороги, состоит на балансовом учете Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» и имеют неединичные нарушения требований действующего законодательства.

В соответствии с п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН.

Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

В нарушение п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 покрытие вышеуказанной островной посадочной платформы железнодорожной станции Новоселье находится в неудовлетворительном состоянии (выполнена из песчано-гравийной смеси, покрытие береговой платформы имеет многочисленные ямы, выбоины, нарушения ее целостности и толщину швов между элементами покрытия более 0,01 м.

Согласно п.п. 5.1.10 и 8.4.12 СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875-2018 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками. Граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена в соответствии с ГОСТ Р 52875-2018.

В нарушение п.п. 5.1.10 и 8.4.12 СП 59.13330.2020 пассажирские платформы, железнодорожной станции Новоселье не оборудованы тактильно-контрастными наземными указателями или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.

В соответствии с п.п. 5.1.8 СП 59.13330.2020 в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 или обустраивают пандусами бордюрными согласно разделу 5.4 СП 59.13330.2020.

В нарушение п. 5.1.8 СП 59.13330.2020 платформы железнодорожной станции Новоселье не оборудованы специальными техническими устройствами и приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно пандусом для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске.

Данные требования закона Октябрьской дирекцией пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» (далее - Октябрьская дирекция пассажирских обустройств) не выполняются.

По результатам проверки, проведенной Псковской транспортной прокуратурой в июле 2022 года, в целях устранения Октябрьской дирекцией пассажирских обустройств вышеуказанных нарушений 26.07.2022 начальнику данного структурного подразделения ОАО «РЖД» вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства о защите прав пассажиров, в том числе в сфере защиты прав инвалидов, причин и условий им способствующих.

Из ответа Октябрьской дирекции пассажирских обустройств от 15.09.2022 на данное представление следует, что мероприятия к устранению выявленных нарушений закона запланированы на май-сентябрь 2023 года.

Вместе с тем, в июне 2023 года по результатам проверки реального устранения Октябрьской дирекцией пассажирских обустройств выявленных прокуратурой нарушений установлено, что фактические работы по устранению нарушений не начаты.

Длительное несоблюдение Октябрьской дирекцией пассажирских обустройств требований законодательства о защите прав пассажиров, инвалидов и других маломобильных категорий граждан создают угрозу нарушения конституционных прав граждан, в том числе инвалидов на жизнь и здоровье, поскольку потенциально способствуют росту случаев травмирования железнодорожным транспортом, создают условия, опасные для движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод н законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Ссылаясь на вышеизложенное, ст.ст. 45, 131, 132 и 206 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», транспортный прокурор просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- произвести ремонт поверхности островной посадочной платформы железнодорожной станции Новоселье и покрытия береговой платформы железнодорожной станции Новоселье, устранив имеющиеся и вновь выявленные ямы, выбоины, нарушения их целостности и толщину швов между элементами покрытия более 0,01 м;

- обеспечить минимальный стандарт доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к островной и береговой посадочным платформам железнодорожной станции Новоселье, произвести работы по оборудованию пассажирских платформ - тактильно-контрастными наземными указателями по ГОСТ Р 52875-2018 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками;

оборудовать платформы железнодорожной станции Новоселье специальными техническими устройствами и приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно береговую посадочную платформу - пандусом и островную посадочную платформу - пешеходной дорожкой для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой.

В судебном заседании помощник Псковского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Козлова Е.В. заявленные исковые требования поддержала, пояснила суду вышеизложенное.

Представитель ответчика Ращупкина Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что требование об обеспечении доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, построенных до 01.07.2016, является необоснованным., поскольку, в силу ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не применяются к зданиям и сооружениям вплоть до их реконструкции или капитального ремонта.

«СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержден Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр и начал действовать с 15.05.2017.

Включение «СНиП 35-01-2001. Актуализированная редакция СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не может отменить положения о применении требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам.

Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры - только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.

Данная позиция подтверждается судебной практикой.

Согласно технического паспорта на пассажирскую платформу низкую, береговую, подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Псковский филиал, данная платформа была построена в 1947 г. Аналогичная дата постройки объекта железнодорожной транспортной инфраструктуры подтверждается техническим паспортом Октябрьской дирекции пассажирских обустройств. Доказательств осуществления реконструкции платформы истцом не представлено.

Также, согласно технического паспорта на пассажирскую платформу низкую пассажирскую, островную подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Псковский филиал, данная платформа была построена в 1959 г..

Таким образом, вышеуказанные объекты недвижимости, в отношении которых истец просит произвести работы по их приспособлению для нужд инвалидов, были построены задолго до введения в действие вышеуказанных норм права. Данные объекты недвижимости проектировались и принимались в эксплуатацию в соответствии с действовавшими на момент его строительства требованиями законодательства.

Статьей 4 ГК РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1 ст. 4 ГК РФ). В спорном случае такой закон отсутствует.

Соответственно, в силу ст. 4 ГК РФ требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ, Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр, СП 2.5.2647-10 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача России от 16.06.2010 № 68, и иные нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, не являются обязательными для исполнения в отношении ранее построенных объектов до осуществления их реконструкции. В связи с чем, требования истца носят незаконный и необоснованный характер.

Просит также учесть, что действующим законодательством установлены гарантии для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам железнодорожной транспортной инфраструктуры. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

До проведения реконструкции объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» принимает согласованные с общественными объединениями инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

В рамках инвестиционный программы ОАО «РЖД» полная адаптация объектов железнодорожного транспорта планируется к 2030 году. До данного времени в отношении платформ станции Новоселье производятся поэтапные работы по их приспособлению для нужд инвалидов.

Также считает, что истцом не представлены доказательства обращений граждан, являющихся инвалидами, на предмет нарушения их прав и законных интересов.

В настоящее время проводятся работы по ремонту островной платформы, уложены плиты. После схода снега и выхода донника будет произведена укладка поверхности окончательно, также будут уложены тактильные указатели. Пешеходную дорожку для передвижения на островной платформе нужно оборудовать, но оборудовать ее в один горизонтальный уровень технически не возможно. То есть данное исковое требование возможно исполнить в отношении граждан, но не маломобильных граждан и инвалидов.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела, Псковской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав пассажиров, инвалидов и других маломобильных категорий граждан при эксплуатации низких береговых и островных пассажирских платформ железнодорожной станции Новоселье Октябрьской железной дороги, расположенной в Псковской области и состоящей на балансовом учете и обслуживании Октябрьской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» (далее – железнодорожная станция Новоселье).

В ходе проверки установлено, что низкие береговые и островные пассажирские платформы железнодорожной станции Новоселье длительное время не отвечают требованиям удобного и безопасного выполнения операций, связанных с перевозкой и обслуживанием пассажиров, в том числе с ограниченными возможностями, повседневно пользующихся услугами железнодорожного транспорта, на равный доступ к пассажирским платформам указанной станции. Также проверкой установлено, что пассажирские посадочные платформы станции Новоселье отнесены к категории D, состоят на балансовом учете Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».

В нарушение п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 покрытие вышеуказанной островной посадочной платформы железнодорожной станции Новоселье имеет многочисленные ямы, выбоины, нарушения ее целостности и толщину швов между элементами покрытия более 0,01 м.

В нарушение п.п. 5.1.10 и 8.4.12 СП 59.13330.2020 пассажирская островная платформа железнодорожной станции Новоселье не оборудована тактильно-контрастными наземными указателями или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.

Факт принадлежности низкой островной и низкой боковой платформ на ст. Новоселье ОАО «РЖД» подтверждается инвентарными карточками свидетельствами о государственной регистрации, техническими паспортами, на указанные объекты недвижимости.

26 июля 2022 г. Псковским транспортным прокурором в адрес начальника Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав пассажиров, в том числе в сфере защиты прав инвалидов, причин и условий им способствующих.

Согласно ответу на указанное Представление заместителя начальника дирекции филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции пассажирских обустройств Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Санкт-Петербург-Витебского регионального участка от 15 сентября 2022 г., изложенные в представлении нарушения нашли свое подтверждение. Ответственным работникам строго указано на неукоснительное соблюдение требований законодательства в сфере защиты прав пассажиров и на недопущение в дальнейшем требований закона в указанной сфере. Разработан план мероприятий по устранению, указанных нарушений. К письму приложен протокол совещания от 26 августа 2022 года.

Из протокола совещания у заместителя начальника Октябрьской дирекции пассажирских обустройств по Санкт-Петербург-Витебскому региону от 26.08.2022 следует, что по результатам рассмотрения требований, указанных в представлении транспортного прокурора поставлены задачи: организовать разработку плана корректирующих мероприятий в срок до 13.09.2022; гл. инженеру обеспечить направление материалов рассмотрения Представления в Псковскую транспортную прокуратуру; начальнику участка производства № 1 организовать устранение выявленных нарушений в утверждённые сроки с предоставлением фотоматериалов и подтверждающих документов. Контроль за выполнением решения протокола возложен ан гл. инженера Егорова С.Б..

В материалах дела имеется план мероприятий по устранению нарушений, выявленных при проведении прокурорской проверки, в т.ч. и по ст. Новоселье.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 18-ФЗ) пассажиры – физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозке пассажиров, как потребители, пользуются всеми предусмотренными законодательством Российской Федерации правами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Во взаимодействии с организациями других видов транспорта, призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Федеральным законом N 17-ФЗ, инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования определена, как транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование; железнодорожный переезд определен, как пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ, железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

На основании ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 41 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250, зарегистрированы в Минюсте России 20.07.2022 № 69324 (далее — Правила от 23.06.2022 № 250), владелец инфраструктуры обязан содержать все элементы железнодорожного пути, сооружения и устройства инфраструктуры, в исправном и (или) работоспособном техническом состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов и маневровой работы, выполнение заданных размеров движения поездов с установленными скоростями в соответствии с графиком движения поездов, требования по охране труда, промышленной и транспортной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм в соответствии с проектной, ремонтной или эксплуатационной документацией.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона № 18-ФЗ перевозчики и владельцы инфраструктур, в числе прочего, должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на пассажирских платформах. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил и других нормативных документов.

Статья 80.1 Федерального закона № 18-ФЗ предписывает перевозчику и владельцу инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивать условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами.

Согласно п. 41 раздела IV «Обслуживание сооружений и устройств железнодорожного транспорта» данных Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта от 23.06.2022 № 250 (далее – Правила), владелец инфраструктуры обязан содержать все элементы железнодорожного пути, сооружения и устройства инфраструктуры, в исправном и (или) работоспособном техническом состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов и маневровой работы, выполнение заданных размеров движения поездов с установленными скоростями в соответствии с графиком движения поездов, требования по охране труда, промышленной и транспортной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм в соответствии с проектной, ремонтной или эксплуатационной документацией.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ).

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ).

Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязанность по оснащению специальными приспособлениями платформ для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан возложена на собственника объекта транспортной инфраструктуры.

Приведенные выше положения действующего законодательства обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта содержать объекты транспортной инфраструктуры в надлежащем состоянии, что способствует обеспечению безопасности жизни и здоровья, находящихся на этих объектах лиц.

Исходя из смысла п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 384-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

В силу пункта 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 № 473, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Приказом Росстандарта от 06.07.2018 № 401-ст утвержден «ГОСТ Р 58172-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров на остановочных пунктах» (далее - ГОСТ Р 58172-2018).

Согласно п. 5.2 ГОСТ Р 58172-2018 поверхности платформ и сходов должны быть ровными, не иметь нарушений покрытия, не допускать скопления воды.

Кроме того, Распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705 р введены в действие требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, которые устанавливают единые требования к пассажирским платформам в части обеспечения безопасности пассажиров (далее – Требования).

Разделом 3 Требований установлено понятие платформы пассажирской железнодорожной - сооружение, представляющее собой специально расположенную рядом с железнодорожными путями и приподнятую по отношению к ним площадку, предназначенную для посадки и высадки пассажиров в вагоны.

На основании п. 6.1 и п. 6.3 Требований поверхности платформ и сходов должны быть ровными, без выбоин, не допускать скопления воды, обладать противоскользящими свойствами. Применяемый в проекте вид покрытия должен быть твердым, прочным, ремонтопригодным и экологичным. Выбор видов покрытия следует принимать в соответствии с их целевым назначением и с учетом возможных предельных нагрузок.

В разделе 3 Требований определен термин «тактильно-контрастные указатели - наземные и напольные» - технические средства сигнализации, распознаваемые путем осязания стопами ног или белой тростью, обустраиваемые на поверхности основных путей движения инвалидов по зрению, для предупреждения о препятствиях и опасных местах, для тактильного обозначения безопасных путей следования и зон ожидания или получения услуг.

Тактильно-контрастные указатели - наземные и напольные должны соответствовать техническим требованиям «ГОСТ Р 52875-2018 Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден СП 59.13330.2020. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»

Согласно пункту 4.1 СП 59.13330.2020 требования свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.

Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.

В соответствии с п. 8.1.2 СП 59.13330.2020 при реконструкции и приспособлении существующих зданий и сооружений при выполнении проектных решений в рамках «разумного приспособления» с учетом 4.8 при невозможности обеспечить доступность всего здания в уровне входа должны быть выделены специальные помещения, зоны или блоки для обслуживания инвалидов основными услугами, оказываемыми в здании (сооружении).

Судом установлено, что до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования Псковского транспортного прокурора об обязании ОАО "РЖД" совершить определенные действия, подлежат удовлетворению.

В то же время, с учетом исполнимости судебного решения, суд считает необходимым обязать ОАО «Российские железные дороги» произвести указанные в иске действия в срок до 01 сентября 2024 г..

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом того, что прокурор при подаче иска в защиту прав неопределенного круга лиц в силу ст. 45 ГПК РФ освобожден от оплаты госпошлины, она подлежит уплате не освобожденным ответчиком в размере, установленном п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, то есть в сумме 300 руб. в доход МО «Струго-Красненский район».

На основании изложенного, руководствуясь, ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к ОАО «Российский железные дороги» об обязании совершить определённые действия, удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 01 сентября 2024 г.:

- произвести ремонт поверхности островной посадочной платформы железнодорожной станции Новоселье и покрытия береговой платформы железнодорожной станции Новоселье, устранив имеющиеся и вновь выявленные ямы, выбоины, нарушения их целостности и толщину швов между элементами покрытия более 0,01 м;

- обеспечить минимальный стандарт доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к островной и береговой посадочным платформам железнодорожной станции Новоселье, произвести работы по оборудованию пассажирских платформ - тактильно-контрастными наземными указателями по ГОСТ Р 52875-2018 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками;

- оборудовать платформы железнодорожной станции Новоселье специальными техническими устройствами и приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно береговую посадочную платформу - пандусом и островную посадочную платформу - пешеходной дорожкой для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой.

Взыскать с ОАО «РЖД» в доход Муниципального образования «Струго-Красненский район» Псковской области госпошлину в сумме 300 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Карпова

Мотивированное решение изготовлено – 22.01.2024