ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-170 от 02.11.2023 Дудинского районного суда (Красноярский край)

84RS0001-01-2023-000087-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2023 года г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего – судьи М.А. Хаземовой, при секретаре Крыловой Н.Н.,

с участием представителя истца старшего помощника Красноярского природоохранного прокурора Белоножко Е.Е.,

представителей ответчика ПАО «ГМК «Норильский Никель» по доверенности Михайлова М.С., Роменко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-170 по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «ГМК «Норильский Никель» о наложении обязанности принять меры по обеспечению нормативной очистки сточных вод,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ПАО «ГМК «Норильский Никель», указывая, что Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением в качестве специалистов сотрудников ЕМУ Росприроднадзора, ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» проведена проверка исполнения ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» требований водного законодательства.

Установлено, что обществом эксплуатируется объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - «Площадка ОНВ - Заполярный транспортный филиал ПАО «ГМК «Норильский никель»: Дудинский морской порт». Объект HBOC включен в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода 04-0124-000181-П, и присвоением II категории негативного воздействия на окружающую среду.

Для сброса сточных вод предоставлены реки Енисей и Дудинка.

Согласно декларации о негативном воздействии на окружающую среду в отношении объекта HBOC с кодом 04-0124-000181-П в реку Дудинка, реку Енисей сбрасываются следующие загрязняющие вещества: «взвешенные вещества», «нефтепродукты», «ХПК», «сухой остаток», «БПК полн.». Показатель концентрации нефтепродуктов в сточной воде с источников сбросов ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» установлен 0,05 мг/дм?.

04.10.2022 сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» отобраны пробы сточной воды в водоотводном коллекторе морского причала № 7.

Согласно протоколу испытаний № Н 64г-В от 06.10.2022, в сточной воде водоотводного коллектора морского причала № 7 ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» установлены следующие загрязняющие вещества и их концентрация: нефтепродукты- 0,13 мг/дм?.

21.10.2022 сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» отобраны пробы сточной воды в водоотводном коллекторе морского причала № 5. Согласно протоколу испытаний № Н 67г-В от 26.10.2022, в сточной воде водоотводного коллектора морского причала № 5 ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» установлены следующие загрязняющие вещества и их концентрация: нефтепродукты- 0,61 мг/дм?.

21.10.2022 сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» отобраны пробы сточной воды в водоотводном коллекторе речного причала низкой воды №11. Согласно протоколу испытаний № Н 67г-В от 26.10.2022, в сточной воде водоотводного коллектора речного причала низкой воды № 11 ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» установлены следующие загрязняющие вещества: нефтепродукты- 0,28 мг/дм?.

21.10.2022 сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» отобраны пробы сточной воды в водоотводном коллекторе «Лесобиржи». Согласно протоколу испытаний № Н 67г-В от 26.10.2022, в сточной воде водоотводного коллектора «Лесобиржи» ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский Никель» установлены следующие загрязняющие вещества: нефтепродукты- 0,35 мг/дм?.

По результатам проведения отбора проб, лабораторных испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышения нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель».

Таким образом, в ходе проверки установлено, что ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» в нарушение ч. 1, 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации осуществляется сброс сточных вод в реку Дудинка, реку Енисей с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ: «Нефтепродукты».

В связи с изложенным Красноярский природоохранный прокурор просил обязать ПАО «ГМК «Норильский никель» принять меры по обеспечению нормативной очистки всех сточных вод, сбрасываемых в реку Енисей с морского причала № 5 и № 7, в реку Дудинка с речного причала низкой воды № 11, с установки очистки поверхностных сточных вод (УВЛ) в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Определением суда от 13.04.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Дудинки.

Определением суда от 06.06.2023 года к производству были приняты уточненные исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в которых он просит по изложенным в иске основаниям обязать ПАО «ГМК «Норильский никель» в течение 2 лет 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Дудинка на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 16.02.2019 № 24-17.01.08.004-Р-РСБХ-Т-2019-04610/00 с речного причала низкой воды № 11 ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» путем установки очистных сооружений в целях минимизации негативного воздействия на водный объект.

Обязать ПАО «ГМК «Норильский никель» в течение 2 лет 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Енисей на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 16.12.2019 № 24-17.01.08.004-Р-РСБХ-Т-2019-04609/00 с морского причала № 5, с морского причала № 7 ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» путем установки очистных сооружений в целях минимизации негативного воздействия на водный объект.

Обязать ПАО «ГМК «Норильский никель» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению нормативной очистки всех сточных вод, сбрасываемых в реку Дудинка с установки очистки поверхностных сточных вод (УВЛ) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 16.02.2019 № 24-17.01.08.004-Р-РСБХ-Т-2019-04610/00 в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Также 22.05.2023 года было установлено, что с причалов Дудинского морского порта ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» в реку Енисей осуществляется несанкционированный сброс сточных вод в 6 местах, в связи с чем просит обязать ПАО «ГМК «Норильский никель» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по исключению мест несанкционированного сброса сточных вод с причалов Дудинского морского порта ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» в реку Енисей, находящихся в следующих координатных точках: в точке координат N 69024’42.8 E 86009’08.3; в точке координат N 69024’29.4 E 86009’19.8; в точке координат N 69024’25.2 E 86009’22.1; в точке координат N 69024’23.8 E 86009’22.1; в точке координат N 69024’04.4 E 86009’40.6; в точке координат N 69024’03.9 E 86009’42.0.

Представитель истца старший помощник Красноярского природоохранного прокурора Белоножко Е.Е. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что пробы воды отбирались в водоотводных коллекторах, на выпуске сточных вод пробы взять невозможно, так как они круглогодично затоплены. После подачи иска в суд, в мае 2023 и июне 2023 года имели место попытки взять пробы, но это не представилось возможным, так как точки сброса затоплены. В природной воде выше и ниже мест сброса концентрация загрязняющих веществ, в том числе нефтепродукты, превышает концентрации, которые установлены решениями о предоставлении водных объектов в пользование. Очистка воды осуществляется недолжным образом. Очистка сточных вод, производимая ответчиком, является неэффективной. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Роменко В.А. с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, просил в удовлетворении иска отказать. Пояснил, что прокурором не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о сбросе сточных вод не соответствующих решениям о предоставлении водных объектов в пользование. Пробы сточных вод в 2022 году отбирались в октябре, когда закончился период, когда общество осуществляет сброс сточных вод. Также пробы отбирались не в точке сброса, а в колодцах, которые находятся на удалении от точек сброса, что повлекло существенное влияние на результаты исследования. Данное обстоятельство подтверждают протоколы исследований, представленные ответчиком. Также просит учесть, что сточные воды общества, это преимущественно транзитные воды которые идут с территории г. Дудинки. Также в сточные колодцы установлены сорбирующие подушки, то есть проходит серьезная очистка сточных вод перед сбросом. Просил учесть, что отбор проб был сделан не в самой точке сброса, а перед еще несколькими этапами очистки. Пробы, представленные прокурором, не отражают действительное качество сточных вод, которые сбрасываются в обозначенных точках сброса. Также просил учесть заключение ООО «НПО «Экосистема», согласно которому установка очистных сооружений на территории порта невозможна.

Представитель ответчика по доверенности Михайлов М.С. также просил в удовлетворении иска отказать, представил письменные пояснения по иску, в которых указал, что требования прокурора являются незаконными и объективно неисполнимыми, ответчиком не нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Сбор сточных вод с территории осуществляется в водосборную канаву, далее стоки поступают в водоотводные коллекторы причала, которые после механической очистки в отстойнике образуют общий выпуск сточных вод. Водоотводная канава устроена с целью перехвата и направления транзитных вод, поступающих с территории г. Дудинки в коллекторы, через решетки смотровых колодцев и предотвращения неконтролируемого розлива поверхностных вод по набережной причалов. Поверхностные стоки с территории морских и речных причалов добавляются к поверхностному стоку с территории города и промышленной зоны г. Дудинка и совместно поступают в р. Енисей. Следовательно, осуществляемый сброс сточных вод в р. Енисей и р. Дудинка соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц. В соответствии с п. 92 СанПиН 2.1.3684-21 земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами. Территория порта затапливается в силу особенностей местонахождения, и на ней запрещено размещение очистных сооружений. Отсутствуют нормы действующего законодательства, которые возлагают на ответчика обязанность организовать очистку сточных вод, сбрасываемых в водный объект, также отсутствуют нормы, возлагающие обязанность осуществлять установку очистных сооружений. В ч. 6 ст. 56 ВК РФ предусмотрен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержащих радиоактивные вещества, пестициды, агрохимикаты и другие опасные для здоровья человека вещества. Сброс таких веществ не установлен. Обществом согласованы нормативы допустимых сбросов в решениях о предоставлении водных объектов, их превышение не установлено и не подтверждается материалами дела. Установка очистных сооружений является одним из способов очистки сточных вод. Общество осуществляет очистку сточных вод посредством применения биоподушек. На момент проведения Красноярской природоохранной прокуратурой проверки в октябре 2022 года сезон эксплуатации выпусков сточных вод, указанных в исковом заявлении, был окончен, подушки были демонтированы перед заморозками, поскольку использование подушек возможно лишь в водной среде, наличие снега (льда) делает их использование нецелесообразным. На момент проверки в июне 2023 года отбор проб воды в местах сброса сточных вод на реках Дудинка и Енисей, истцом не производился, не опровергнута неэффективность указанных биоподушек. Возложение на ответчика обязанности производить установку очистных сооружений является необоснованным, так как применяемые биоподушки, в совокупности с имеющейся системой водоотводных сооружений, позволяющей проводить и механическую очистку путем отстаивания содержащихся в них взвешенных веществ, являются действенной мерой для предотвращения попадания загрязняющих веществ в реки Дудинка и Енисей.

Результаты проведенной проверки (Акты от 04.10.2022 и от 21.10.2022 г.) не свидетельствуют о сбросе сточных вод Обществом с превышением допустимых концентраций. Ответчик осуществляет эксплуатацию водного объекта и сброс сточных вод с мая по сентябрь (136 дней в году), что предусмотрено решениями о предоставлении объектов в пользование. Истцом проводилась проверка в октябре. Следовательно, в рамках проверки исследовались пробы сточных вод, которые образовались не в результате деятельности ответчика и которые не имеют к нему отношения. Отбор проб, осуществлялся не в точке сброса сточных вод, а в коллекторах, что оказало влияние на результаты проведенного исследования проб и влечет признание результатов такого исследования в качестве недостоверных. Результаты количественного химического анализа проб водных объектов, проведенного ответчиком, не свидетельствуют о сбросе сточных вод с превышением концентраций, так как предметом исследования являлись не сточные воды ответчика, а природная вода из р. Енисей и р. Дудинка.

Также указывает, что технологически невозможно установить очистные сооружения в местах сброса сточных вод, что подтверждается сообщениями проектных организаций. Учитывая ежегодную периодичность весеннего половодья, потребуется демонтаж оборудования, установка и демонтаж требует значительное количество времени, время на демонтаж и установку может превысить время, в рамках которого очистное сооружение должно эксплуатироваться.

Ответчик указывает, что сточные воды являются транзитными и их поступление в систему водоотводных сооружений Дудинского морского порта обусловлено невыполнением обязанностей по водоотведению администрацией г. Дудинка. Информация о возможных причинах превышений концентраций загрязняющих веществ истцом не устанавливалась, хозяйствующие субъекты, расположенные на территории восточной части города, поверхностные стоки с городских территорий не исследовались на предмет их состава и качества.

Требования принять меры по исключению 6 мест несанкционированного сброса сточных вод с причалов Дудинского морского порта ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» в реку Енисей, являются необоснованными, так как это естественный сход природной воды после весеннего половодья, что не является сбросом сточных вод. Обществом предприняты необходимые меры по зачистке причалов от мусора и снежных масс, а зафиксированные в акте проверки от 22.05.2023 места поступления сточных вод в водный объект через край оголовка причала, связаны с таянием снега на территории города Дудинка и поступлением большого объема транзитных талых вод на причалы. На летне-зимний период 2023 года запланированы работы, направленные на восстановление надлежащего технического состояния оголовков причалов, которые ежегодно проводятся обществом, ввиду того, что весеннее половодье и ледоход наносят ущерб целостности конструкций причалов. Как видно, последствия ежегодного весеннего половодья и ледохода, о которых указывает ответчик, зафиксированы самим Истцом при проведении проверки в мае 2023 года. Следовательно, обществом не допускается несанкционированного сброса сточных вод в указанных Истцом точках. В указанных точках осуществлялся естественный сход воды после весеннего половодья, что не является сбросом сточных вод ответчиком.

Третье лицо – представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третье лицо – представитель ЕМУ Росприроднадзора, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Третье лицо – представитель администрации г. Дудинки, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В ранее представленном отзыве на исковое заявление указал, что результат отбора проб природной воды в месте сброса сточных вод, выше и ниже места сброса сточных вод в реку Дудинка, реку Енисей за 2022 год оформленный результатам количественного химического анализа проб водных объектов (река Дудинка, река Енисей), свидетельствует о превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ. Согласно протоколам испытаний результатам отбора проб ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» от 04.10.2022 отбора проб сточной воды в водоотводном коллекторе морского причала №7; 11.10.2022 отбора проб сточной воды в водоотводном коллекторе морского причала №5; отбора проб сточной воды в водоотводном коллекторе речного причала низкой воды №11; отбора проб сточной воды в водоотводном коллекторе «Лесобиржи», зафиксировано превышение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский Никель». Также 22.05.2023 года Природоохранной прокуратурой Красноярского края установлен несанкционированный сброс сточных вод в 6 местах Дудинского морского порта в реку. Полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 1 ст.21 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются, в числе прочих, нормативы допустимых сбросов.

В соответствии с ч.3 ст.22 Закона, расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 34 указанного закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов, в том числе, обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу пункта 1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с «Правилами охраны поверхностных водных объектов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 года № 1391, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации. Мероприятия по охране поверхностного водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с п. 92 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать, в том числе, нефтепродукты и нефтесодержащие воды. Земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами.

В соответствии с п. 97 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 98 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов; контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов.

В соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 16.12.2019 года № 24-17.01.08-004-Р-РСБХ-Т-2019-04609/00, ПАО «ГМК «Норильский Никель» для сброса сточных вод предоставлена река Енисей. Место сброса сточных вод расположено в координационной точке (69°24?47.78 с.ш. 86°09?09.90 в.д.) (морской причал №7), в координационной точке (69°24?32.05 с.ш. 86°09?17.34 в.д.) (морской причал №5).

Сброс сточных вод осуществляется с использованием водоотводящих сооружений: сброс сточных (ливневых, талых) вод с территории морских причалов Дудинского морского порта осуществляется в водосборную канаву, далее сточные воды собираются в смотровой колодец №1 (железобетонный отстойник 3*3 м., глубиной 4,5 м.), откуда по трубопроводной сети попадают в водоотводные коллекторы морского причала №5 и морского причала №7, посредством которых сточные воды сбрасываются в реку Енисей. Выпуски поверхностных сточных вод – береговые, безнапорные. Сброс сточных вод осуществляется 136 дней в году с мая по сентябрь (т. 1 л.д. 20-28).

Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 16.12.2019 года № 24-17.01.08-004-Р-РСБХ-Т-2019-04610/00, ПАО «ГМК «Норильский Никель» для сброса сточных вод предоставлена река Дудинка. Место сбора сточных вод расположено в координационной точке (69°24?01.26 с.ш. 86°09?49.01 в.д.).

Сброс сточных вод осуществляется с использованием водоотводящих сооружений: сброс сточных (ливневых, талых) вод с территории речных причалов Дудинского морского порта осуществляется в водосборную канаву, далее стоки поступают в водоотводные коллекторы причала низкой воды № 11 и причала низкой воды №12, которые после механической очистки в отстойнике образуют общий выпуск поверхностных сточных вод – береговой, безнапорный, сосредоточенный в р. Дудинка. Водоотводной коллектор причала низкой воды №11 протяженностью 228 м. выполнен из металлических труб диаметром 830-1220 мм. со смотровыми колодцами, возвышающимися на 08 – 1,0 м. над поверхностью территории. Водоотводной коллектор причала низкой воды №12, протяженностью 235 м. выполнен из металлических труб диаметром 1020 мм. Со смотровыми колодцами, возвышающимися на 08 – 1,0 м. над поверхностью территории. На Фронте причала находится квадратный железобетонный отстойник 3*3 м., глубиной 4,5 м., объем отстойника 40,5 м.куб., эффективность очистки 80%. Сброс сточных вод осуществляется 136 дней в году с мая по сентябрь (т.1 л.д. 29-37).

В соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 19.01.2022 № 24-17.01.08.004-Р-РСВХ-Т-2022-05709/00, ПАО ГМК «Норильский Никель» для сброса сточных вод предоставлена река Дудинка в 1,3 км. от устья у правого берега, в границах акватории Дудинского морского порта, в черте населенного пункта г. Дудинка. Место сброса сточных вод расположено в координационной точке (69°23?38.54 с.ш. 86°11?14.06 в.д.). Сброс сточных вод осуществляется с использованием следующих водоотводящих сооружений: ливневые воды, после очистки на установке очистки поверхностных сточных вод (УВЛ), по трубопроводу диаметром 830 мм. Через приемный колодец поступают в существующий водоотводной коллектор, представляющий сплошной трубопровод из металлической трубы диаметром 830-1220 мм. (входная труба диаметром 830мм., выпуск 1020 мм.), протяженностью 522 м. со смотровыми колодцами, выходящими на поверхность территории. Выпуск береговой, сосредоточенный, безнапорный. Сброс осуществляется 136 дней в году, 24 часа в сутки (т. 1 л.д. 38-45).

В соответствии с указанными решениями, вода в местах сбросов сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям: содержание загрязняющего вещества в воде водного объекта «взвешенные вещества» - 5,25 мг/дм.куб., «нефтепродукты» - 0,05 мг/дм.куб., «ХПК» 15 мг. О?/л, а также водопользователь обязан содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения.

04.10.2022 года представителем Красноярской природоохранной прокуратуры совместно с сотрудниками ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» была проведена проверка в ходе которой был проведен осмотр земельных участков. Был осмотрен причал №7, на котором расположен ливневый коллектор, из которого осуществлен отбор пробы сточной воды. Сточные лотки, соединенные с ливневой канализацией, локальное очистное сооружение отсутствуют. Сброс сточной воды осуществляется в реку Енисей (т.1 л.д. 14).

21.10.2022 года представителем Красноярской природоохранной прокуратуры совместно с сотрудниками ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» была проведена проверка в ходе которой был проведен осмотр земельных участков. Был осмотрен причал №5, на котором расположен ливневый коллектор, из которого осуществлен отбор пробы сточной воды. Сточные лотки, соединенные с ливневой канализацией, локальное очистное сооружение отсутствуют. От ливневого коллектора морского причала №5 идет канава, содержащая сточные воды. Также в границах земельного участка расположен ливневый коллектор морского причала №7 от которого имеется канава, содержащая сточные воды. Также в результате осмотра участка было установлено, что на него поступают сточные воды, сброс их происходит на рельеф почвы, которая попадает в канаву, из которой сточные воды дренажируют в другую канаву, откуда сточная вода через трубу попадает на ливневый коллектор речного причала №11. Был произведен отбор сточных вод. Также было осмотрено локальное очистное сооружение УВЛ, ливневый коллектор Лесобиржи. Осмотром было установлено, что в коллектор входит две трубы: одна выходит с ЛОС, не имеющая сброс сточных вод, вторая имеет сброс сточных вод, из которой отобраны пробы сточных вод. На момент проверки ЛОС УВЛ не работает по причине сезонной консервации (т.1 л.д. 15-17).

Из пункта 3 «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» Программы производственного экологического контроля в отношении объекта НВОС - «Площадка ОНВ – ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель»: Дудинский морской порт, следует, что сбор сточных (ливневых, талых) вод с территории морских причалов осуществляется в водосборную канаву, далее воды собираются в смотровой колодец №1, откуда по трубопроводной сети попадают в водоотводные коллекторы морских причалов №№ 5 и 7, посредством которых сточные воды сбрасываются в реку Енисей. Сбор сточных (ливневых, талых) вод с территории речных причалов с №1 по №13 осуществляется в водосборную канаву, далее стоки поступают в водоотводные коллекторы речных причалов № 11 и №12, которые образуют общий выпуск в реку Дудинка. Очистные сооружения отсутствуют (т. 1 л.д. 46-66, 55)

Из справки по итогам участия в проверке от 03.11.2022 года следует, что на основании требования Красноярской природоохранной прокуратуры Норильским отделом государственного экологического надзора совместно со специалистами филиала «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» была проведена проверка исполнения ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский Никель» требований природоохранного законодательства в части негативного воздействия на водные объекты, расположенные на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района. По результатам отбора проб, лабораторных испытаний, проведенных филиалом «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» установлено наличие превышения нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в соответствии с Декларацией о воздействии на окружающую среду ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский Никель» (т.1 л.д. 109-112).

Согласно декларации о негативном воздействии на окружающую среду ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский Никель» в отношении НВОС – Дудинский морской порт, в реки Енисей и Дудинку сбрасываются следующие загрязняющие вещества: взвешенные вещества, нефтепродукты, химическое потребление кислорода (ХПК), сухой остаток, биохимическое потребление кислорода (БПК полн.), показатель концентрации нефтепродуктов в сточной воде с источников сбросов установлен 0,05 мг/дм.куб. (т. 2 л.д. 99-116).

Согласно протоколу испытаний № Н 64г-В от 06.10.2022, в сточной воде водоотводного коллектора морского причала № 7 ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» установлены следующие загрязняющие вещества и их концентрация: нефтепродукты- 0,13 мг/дм?.

21.10.2022 сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» отобраны пробы сточной воды в водоотводном коллекторе морского причала № 5. Согласно протоколу испытаний № Н 67г-В от 26.10.2022, в сточной воде водоотводного коллектора морского причала № 5 ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» установлены следующие загрязняющие вещества и их концентрация: нефтепродукты- 0,61 мг/дм?.

21.10.2022 сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» отобраны пробы сточной воды в водоотводном коллекторе речного причала низкой воды №11. Согласно протоколу испытаний № Н 67г-В от 26.10.2022, в сточной воде водоотводного коллектора речного причала низкой воды № 11 ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» установлены следующие загрязняющие вещества: нефтепродукты- 0,28 мг/дм?.

21.10.2022 сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» отобраны пробы сточной воды в водоотводном коллекторе «Лесобиржи». Согласно протоколу испытаний № Н 67г-В от 26.10.2022, в сточной воде водоотводного коллектора «Лесобиржи» ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский Никель» установлены следующие загрязняющие вещества: нефтепродукты- 0,35 мг/дм?. (т. 1 л.д. 89-108).

По результатам проведения отбора проб, лабораторных испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышения нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель».

Таким образом, в ходе проверки установлено, что ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» в нарушение ч. 1, 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации осуществляется сброс сточных вод в реку Дудинка, реку Енисей с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ: «Нефтепродукты».

Согласно Заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «Материалы обоснования хозяйственной деятельности ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский Никель» во внутренних водах Российской Федерации от 24.01.2021 года, раздел «Оценка воздействия на поверхностные воды», отбор проб контроля качества сточных вод предусматривается в водосборной канаве до смешения с транзитными стоками г. Дудинка (т.1 л.д. 256-291, 275).

Из сведений, полученных в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод, превышения нормативно допустимого разрешенного сброса загрязняющих веществ, не усматривается, вместе с тем, эти данные представлены Контрольно-аналитическим управлением ПАО «ГМК «Норильский Никель», являющимся его подразделением (т.1 л.д. 292-297).

В подтверждение своих доводов о том, что очистка сточных вод ПАО «ГМК «Норильский Никель» производится надлежаще, представителем ответчика был представлен договор поставки биоразлагающих гидрофобных сорбирующих подушек и паспорт на них. Из содержания паспорта следует, что сорбирующая подушка предназначена для продолжительной сорбции, разложения и утилизации нефтепродуктов и масел из поверхностных вод и сточных вод предприятий. В месте с тем, указания о том, что применение сорбирующей подушки может подменить собой очистное сооружение, паспорт не содержит (т.2 л.д. 46-52, 54-55).

22.05.2023 года в ходе проверки объекта оказывающего негативное влияние на окружающую среду – Дудинский морской порт, проведенной старшим помощником Красноярского природоохранного прокурора совместно с представителем Норильского МОЛАТИ (межрайонный отдел лабораторного анализа и технических измерений), представителями ответчика, было установлено, что с территории Дудинского морского порта в реку Енисей осуществляется несанкционированный сброс сточных вод в шести местах. В местах несанкционированного сброса сточных вод отсутствуют сорбент, боны, сорбирующие подушки (т. 2 л.д. 88-98).

В соответствии с п. 92 СанПиН 2.1.3684-21 земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами.

Дудинский морской порт является затапливаемым в весенне-летний период паводковыми водами. Вместе с тем, согласно письму НПО «Экосистема» от 17.08.2023 года, направленному в адрес ПАО «ГМК «Норильский Никель», с учетом особенностей Дудинского морского порта, а именно полное затопление в период весеннего половодья причалов порта, в теле которых расположены выпуски сточных вод, влекущее необходимость демонтажа всего инженерно-технического хозяйства и перевозки его в безопасное место, следует необходимость и демонтажа зданий с оборудованием, в которых предполагается размещение комплексов очистки сточных вод. Оценка применения альтернативных вариантов (установка блочно-модульных очистных сооружений в индивидуальных блок-контейнерах) должна производиться с учетом специфики условий функционирования Дудинского морского порта. Указания о невозможности установки альтернативного очистного сооружения данное письмо не содержит (т.3 л.д. 5-7).

Также суд отмечает, что прокурор в исковых требованиях не конкретизирует, какие именно очистные сооружения должны быть установлены ответчиком.

Судом в качестве свидетеля был допрошен ведущий специалист по охране окружающей среды ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» Волощенко Г.А. Свидетель пояснил, что очистка сточных вод происходит механическим способом. Вода попадает в нагорную канаву, которая расположена за дорогой. Далее по коллекторам она попадает на территорию порта, в их нагорную канаву. В нагорной канаве вода собирается, отстаивается в отстойниках, проходит механическую очистку через решетки, на выходе из коллектора установлены сорбирующие подушки, которые выполняют функцию абсорбента от взвешенных веществ, нефтепродуктов. Отбор проб воды происходит во множестве точек. На выходе из коллектора отбор проб происходит с корабля, проба отбирается ведром путем зачерпывания, точка выпуска при этом находится примерно на уровне 5 метров. Данная вода по своей сути является природной. Также ведется забор с коллекторов, ведется мониторинг, отслеживается разница в показателях. На вопросы прокурора о местах несанкционированного сброса пояснил, что места несанкционированного сброса имеются, это результат паводка, отремонтированы ли они в настоящий момент, ему не известно. Касательно возможности установки очистных сооружений контейнерного типа на выпусках на причалах №№ 5, 7, 11, пояснил, что полгаает это невозможным, так как с мая начинает поступать обильным потоком вода, когда происходит таяние снега. Предполагает, что поставить мобильный ЛОС на территории нет возможности, так как в этих местах выполняются погрузо-разгрузочные работы, эти ЛОС будут очень большими исходя из тех объемов воды, которая проходит через коллекторы. Возможности размещать такое оборудование на причалах нет. Также подтвердил, что сброс воды в сентябре не заканчивается, продолжается дальше, но этот сброс незначительный.

Свидетель Шевчук А.Я., ведущий специалист отдела гидротехнических сооружений ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель», суду пояснил, что в его должностные обязанности входит контроль технического состояния причальных набережных, контроль осуществления ремонтных работ, в том числе водоотводных сооружений. По его мнению, установить очистные сооружения на точках сброса вод невозможно, по причине ежегодного затопления порта. Установка локальных очистных сооружений на территории не предоставляется возможным ввиду того, что все будет разрушено паводком. Демонтаж очистных сооружений на период паводка также представляется невозможным. Смотровые колодцы также подвержены повреждениям, поскольку они выступают над поверхностью земли. На нулевом причале установлено локальное очистное сооружение, но эта территории является незатопляемой. Данное сооружение размером с 20-титонный контейнер. Монтаж и демонтаж будет занимать большой период времени, так как причалы являются затопляемыми. Также пояснил, что смотровые колодцы на 5, 7 и 11 причалах выполнены из трубы, выступают над землей на полметра. На замечание прокурора, что при проверке смотровых колодцев было установлено, что они установлены вровень с землей, пояснил, что данной информацией не обладает.

К показаниям свидетелей в части того, что установка очистных сооружений невозможна, суд относится критически, так как это прямо противоречит письму НПО «Экосистема», также свидетели являются сотрудниками ПАО «ГМК «Норильский никель».

Доводы представителей ответчика о невозможности установки очистных сооружений, суд находит несостоятельными по следующим основаниям. Выпуски сточной воды расположены не на земельных участках, они находятся в теле причалов, что подтвердили, как сами представители ответчика, так и допрошенные свидетели.

Доводы представителей ответчика о том, что забор проб сточных вод производился в октябре, то есть в период когда ПАО «ГМК «Норильский никель» не осуществляло сброс сточных вод, суд также находит несостоятельными, так как данное обстоятельство прямо опровергается показаниями свидетеля Волощенко Г.А., пояснившего, что в октябре сброс имеет место быть.

Факт превышения нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в соответствии с Декларацией о воздействии на окружающую среду ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский Никель» подтверждается результатами отбора проб, лабораторных испытаний, проведенных филиалом «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО».

Указание представителей ответчика на тот факт, что отбор проб проводился не в месте выпуска сточных вод, а в смотровых колодцах, прямо противоречит заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «Материалы обоснования хозяйственной деятельности ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский Никель» во внутренних водах Российской Федерации от 24.01.2021 года, согласно которому отбор проб контроля качества сточных вод предусматривается в водосборной канаве до смешения с транзитными стоками г. Дудинка.

Также свидетель Волощенко А.Г. подтвердил, что самой компанией отбор проб воды происходит во множестве точек. Проба с места выпуска сточных вод набирается путем зачерпывания природной воды.

Также представители ответчика указывают, что на территорию Дудинского морского порта поступают транзитные воды с территории г. Дудинка, ссылаясь на акт проверки от 08.06.2023 года, которым был установлен факт поступления талых вод по асфальтовому покрытию по ул. 30 лет ВЛКСМ в смотровой колодец, в котором имеется дренажная труба, через которую сточные воды поступают на территорию ЗТФ в районе морского причала №5. В представлении Красноярского природоохранного прокурора в адрес администрации г. Дудинка указано на непринятие мер администрацией города по организации водоотведения в водоохранной зоне р. Енисей, обеспечивающего очистку сточных вод на очистных сооружениях. В связи с чем представители ответчика полагают, что возложение обязанности на ПАО «ГМК «Норильский Никель» по установке очистных сооружений напрямую зависит от исполнения администрацией г. Дудинка обязанностей по очистке сточных вод, образуемых на территории города.

С данным доводом согласится нельзя, так как водоотводные сооружения принадлежат и эксплуатируются ПАО «ГМК «Норильский никель», поступление транзитных вод (городские стоки) на территорию ответчика прямо закреплено в решениях о предоставлении водных объектов в пользование, а именно в пояснительных записках к ним, из которых следует, что водоотводные канавы устроены с целью перехвата и направления транзитных вод, поступающих с территории г. Дудинка и предотвращения неконтролируемого розлива поверхностных вод по набережным причалов. Поверхностные стоки с территории морских причалов Дудинского морского порта, добавляются к поверхностному стоку с территории города и промышленной зоны г. Дудинка и совместно поступают в реку. Также неисполнение администрацией г. Дудинка обязанности по водоотведению вод с территории города не связан с предметом рассмотрения данного гражданского дела.

Факт несанкционированного сброса сточных вод без очистки также объективно подтверждается актом проверки от 22.05.2023 года и приложенной к нему фототаблицей. Доводы ответчиков о том, что это естественный сход природной воды, суд находит несостоятельными, так как ПАО «ГМК «Норильский Никель» как водопользователь обязан производить сброс воды только после очистки. Вместе с тем при проверке был зафиксирован факт наличия радужной пленки в местах сброса, которая образуется на водный поверхности из-за попадания нефтепродуктов.

При таких обстоятельствах, а также с учетом положений ч.3 ст.196 ГПК РФ, заявленные прокурором требования, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «ГМК «Норильский Никель» о наложении обязанности принять меры по обеспечению нормативной очистки сточных вод, удовлетворить.

Обязать ПАО «ГМК «Норильский никель» в течение 2 лет 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Дудинка на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 16.02.2019 № 24-17.01.08.004-Р-РСБХ-Т-2019-04610/00 с речного причала низкой воды № 11 ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» путем установки очистных сооружений в целях минимизации негативного воздействия на водный объект.

Обязать ПАО «ГМК «Норильский никель» в течение 2 лет 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Енисей на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 16.12.2019 № 24-17.01.08.004-Р-РСБХ-Т-2019-04609/00 с морского причала № 5 и морского причала № 7 ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» путем установки очистных сооружений в целях минимизации негативного воздействия на водный объект.

Обязать ПАО «ГМК «Норильский никель» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению нормативной очистки всех сточных вод, сбрасываемых в реку Дудинка с установки очистки поверхностных сточных вод (УВЛ) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 16.02.2019 № 24-17.01.08.004-Р-РСБХ-Т-2019-04610/00 в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Обязать ПАО «ГМК «Норильский никель» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по исключению мест несанкционированного сброса сточных вод с причалов Дудинского морского порта ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» в реку Енисей, находящихся в следующих координатных точках:

- в точке координат N 69024’42.8 E 86009’08.3;

- в точке координат N 69024’29.4 E 86009’19.8;

- в точке координат N 69024’25.2 E 86009’22.1;

- в точке координат N 69024’23.8 E 86009’22.1;

- в точке координат N 69024’04.4 E 86009’40.6;

- в точке координат N 69024’03.9 E 86009’42.0.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.

Судья М.А. Хаземова

Решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2023 года.