Дело № 2-170 2018 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 марта 2018 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи - Реммер М.А., при секретаре – Сидоровой Л.К., с участием представителя истца – ФИО9, ответчиков – ФИО2, ФИО3, представителя ответчика – ФИО10, представителя третьего лица – ФИО11, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> к Алуштинскому городскому совету, ФИО2, ФИО3, третье лицо - прокуратура <адрес>, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании недействительными решений, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, установил: Администрация <адрес> обратилась в суд с исковым заявлением к Алуштинскому городскому совету, ФИО2, ФИО3 в котором просит признать недействительным решение Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении гражданину ФИО12 на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка»; признать недействительным решение Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность ФИО2»; Признать отсутствующим право собственности на земельный участок площадью 0,0300 га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, РК, зарегистрированного за ФИО2. Исковые требования мотивированны тем, что решением Партенитского поселкового совета ответчику предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,0300 га по <адрес><адрес><адрес>. При этом, на момент передачи ответчику земельного участка в пгт. Партенит отсутствовал генеральный план населенного пункта, план зонирования, детальный план территории, а имелось лишь экономическое обоснование территориального развития пгт. Партенит <адрес> разработанное в 2002 году, тем самым решение Партенитского поселкового совета о разрешении ФИО2 разработки проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка принят с нарушением ч. 7 ст. 118 ЗК ФИО5. Кроме того, выделенный земельный участок расположен на склоне в 15-20 метрах от русла реки, что является нарушением ст.ст. 60, 61 ЗК ФИО5 и ст.ст. 88,89 ВК ФИО5 без установления защитник полос по берегам рек и без учета ограничений в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль рек. Более того, выделенный земельный участок выделен на склоне являющимся оползнеопасным. Кроме того, проект оспариваемых решений были согласованы председателем простоянной депутатской комиссии по вопросам строительства, рационального землепользования, экологии и охраны культурного наследия Партенитского поселкового совета ФИО13, которая является матерью ответчика, а также депутатом Партенитского поселкового совета, тем самым ФИО13 при согласовании решений не приняла меры по урегулированию конфликта интересов. Поскольку Партенитский поселковый совет не имел права выделять спорный земельный участок в собственность ФИО2, данные решения приняты с грубым нарушением норм действующего на момент их принятия законодательства, то зарегистрированное право собственности подлежит признанию отсутствующим, как возникшим незаконно. Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по тем же основаниям. Ответчик ФИО2 и его представитель в судебном заседании заявленные исковые требования не признали и пояснили, что Администрация <адрес> как правопреемник прав и обязанностей Партентитского поселкового совета пропустила срок исковой давности на обращение в суд с данными исковыми требованиями. Кроме того, относительно сути заявленных исковых требований пояснили, что ссылка истца на ч.3 ст. 24 ЗК ФИО5 «О регулировании градостроительной деятельности» вступила в силу ДД.ММ.ГГГГ, тем самым не действовала на момент вынесения оспариваемых решений. Проект отвода земельного участка ФИО2 содержит все необходимые согласования, в том числе заключение Государственного агентства водных ресурсов ФИО5 Крымского бассейнового управления водных ресурсов. Ссылка истца на конфликт интересов также не состоятельная, поскольку решения местного совета принимаются на пленарных заседаниях после обсуждения большинством депутатов сессии, при этом отсутствие согласование депутатской комиссии председателем которой являлась ФИО13, не является основанием для отказа в выделении земельного участка, как и отсутствие либо присутствие ее голоса при голосование не повлияло бы на результат решения, поскольку оно принято большинством голосов. Кроме того, обстоятельства правомерности вынесения оспариваемых решений также подтверждены судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ. В силу 6-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ правоустанавливающие документы ФИО2 являются действующими в силу указанного закона. Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в настоящее время является собственником спорного земельного участка, который приобрел по гражданско-правовой сделке у ФИО2, не присутствовал при вынесении оспариваемых решений. Представитель третьего лица в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в ходе которой установлено нарушение требований законодательства при вынесении решений Партенитским поселковым советом № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ которыми незаконно в собственность ФИО2 передан земельный участок по <адрес> в пгт. Партенит <адрес>, в связи с чем, протест прокурора направлен в Администрацию <адрес> для принятия мер реагирования. Представитель ответчика - Алуштинского городского совета и представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не предоставили. Суд, выслушав ответчиков, представителей сторон и представителя третьего лица, исследовав доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом". В соответствии с ч. 1,2 ст. 215 ГК Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Администрация <адрес> является юридическим лицом, что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии пунктом 2 ч.2 ст.1 Закона Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в <адрес>» пгт.Партенит входит в состав городского округа Алушта. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1 Главы 1 «Общие положения» Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, прошедшего государственную регистрацию в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> и Севастополю ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационным номером №№ и опубликованном на официальном сайте (http://alushta-adm.ru) пгт. Партенит входит в состав городского округа Алушта. Согласно ст. 26 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об основах местного самоуправления в <адрес>» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования. На основании Решения 1 сессии 1 созыва Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ликвидации Партенитского поселкового совета» Партенитский поселковый совет ликвидирован. Решением Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, определены вопросы правопреемства. На основании изложенного, следует, что Алуштинский городской совет выступает правопреемником по актам принятым Партенитским поселковым советом до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В силу части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком. Правосудие по гражданским делам в соответствии с требованиями статьи 12 ГПК РФ осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом каждая из сторон согласно статье 56 ГПК РФ должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Установление в законе общего срока исковой давности, а также последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 823-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 266-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1833-О и др.). В случае пропуска гражданином срока исковой давности или срока на обращение в суд и наличия возражения ответчика относительно такого пропуска принудительная (судебная) защита прав истца - независимо от того, имело ли место в действительности их нарушение, - невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенных судебных решений. Вместе с тем несоблюдение установленного законом срока исковой давности или срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии искового заявления, вопрос о причинах пропуска этих сроков решается судом после возбуждения дела, т.е. при его рассмотрении в предварительном судебном заседании или в судебном заседании (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 808-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав абзацем вторым части шестой статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"). Судом установлено, что Администрация <адрес> РК обратилась в суд с исковыми требованиями о признании недействительным решения Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении гражданину ФИО12 на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка»; признании недействительным решение Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность ФИО2»; признании отсутствующим право собственности на земельный участок площадью 0,0300 га с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, РК, зарегистрированного за ФИО2. В судебном заседании представителем ответчика заявлено о применении к возникшим правоотношениям пропуска срока исковой давности. При этом, представителем истца в обоснование отсутствия факта пропуска срока исковой давности представлен довод о том, что о наличии оспариваемых решений органа местного самоуправления Администрация <адрес> достоверно узнала лишь из протеста прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №. Кроме того, Администрация <адрес> является органом местного самоуправления в полномочия которого входит распоряжение землями, находящимися на ее территории (муниципальной собственности), в связи с чем данный иск обоснован защитой муниципальной собственности и предъявлен к Алуштинскому горсовету как правопреемнику по актам принятым Партенитским поселковым советом до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2 ст. 199 ГК Российской Федерации, исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу, а также в судебных прениях в суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268 АПК РФ). Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"). Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела. При этом, бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск. Судом установлено, что Администрация <адрес> достоверно узнала о наличии оспариваемых решений органа местного самоуправления лишь из протеста прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, а с исковыми требованиями обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, тем самым в пределах срока исковой давности предусмотренного законом. При этом, достоверных сведений о том, что Администрация <адрес> до поступления протеста прокурора знала, либо могла знать о наличии оспариваемых решений, в материалах дела отсутствуют. Таким образом, заявление представителя ответчика о пропуске срока исковой давности не подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», <адрес> принята в ФИО1. Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно ст.12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, …, выданные государственными и иными официальными органами ФИО5, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации). Судом установлено, что решением 16 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ разрешена ФИО2 разработка проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,0300 га, расположенного по адресу: АРК, <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Основанием для вынесения указанного решения явилось обращение ФИО2 с заявлением ДД.ММ.ГГГГ и предоставлением к нему паспорта гражданина ФИО5, идентификационного кода, схемы местоположения земельного участка, справки № от ДД.ММ.ГГГГ от ОК «ЖСН «Панаир». Ранее, - решением исполкома Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешено ОКЖСН «ПАНАИР» выполнить эскизный проект комплекса блокированных жилых домов на земельном участке ориентировочной площадью 0,1500 га, расположенном по <адрес>, пгт. Партенит в районе Партенитской поселковой амбулатории (основание – заявление ОКЖСН «ПАНАИР» от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендации постоянной депутатской комиссии по вопросам строительства, рационального землепользования, экологии и охраны культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, устав ОКЖСН «ПАНАИР» от 2007 года, выкопировка из плана земель Партенитского поселкового совета); - решением исполнительного комитета Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешено ОКЖСН «ПАНАИР» выполнить градостроительное обоснование размещения комплекса блокированных жилых домов на земельном участке ориентировочной площадью 0,1500 га, расположенном по <адрес> поселковой амбулатории в пгт. Партенит; Проектную документацию предоставить на рассмотрение в исполнительный комитет Партенитского поселкового совета, с последующим согласованием на Градостроительном совете Управления градостроительства и архитектуры Алуштинского городского совета; (основание заявление ОКЖСН «ПАНАИР» от ДД.ММ.ГГГГ, выкопировка из плана земель Партенитского поселкового совета); - решением 7 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена градостроительная документация «Технико-экономическое обоснование территориального развития (концепция развития) пгт. Партенит», разработанную в 2002 году на основании решения 30 сессии Партенитского поселкового совета 23 созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ институтом «КрымНИИпроект». Согласно п. 4 раздела 5 Заключительных положений Закона ФИО5 «О регулировании градостроительной деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ№ -VI, проект застройки территорий, распределения территорий, градостроительные обоснования с соответствующими условиями и ограничениями застройки земельных участков, строительные паспорта, документы на ввод объектов в эксплуатацию и их сертификацию, разработанные и / или оформленные до вступления в силу настоящего Закона, могут быть утверждены и использованы после вступления в силу настоящего Закона. Положение утвержденных в соответствии с настоящим пунктом проектов застройки территорий, распределения территорий, градостроительных обоснований с соответствующими условиями и ограничениями застройки земельного участка учитываются при разработке, внесении изменений и обновления градостроительной документации на местном уровне. В соответствии со ст. 12 ЗК ФИО5 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов относится: а) распоряжение землями территориальных общин; б) передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом; в) предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом; г) изъятие земельных участков из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом; г) выкуп земельных участков для общественных нужд соответствующих территориальных общин сел, поселков, городов; д) организация землеустройства; е) координация деятельности местных органов земельных ресурсов; е) осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности, соблюдением земельного и экологического законодательства; ж) ограничение, временный запрет (остановка) использования земель гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований земельного законодательства; з) подготовка заключений об изъятии (выкупе) и предоставлении земельных участков в соответствии с настоящим Кодексом; и) установление и изменение границ районов в городах с районным делением; і) информирование населения об изъятии (выкупе), предоставлении земельных участков; і) внесение предложений в районный совет по установлению и изменения границ сел, поселков, городов; й) решение земельных споров; к) решение других вопросов в области земельных отношений соответствии с законом. В соответствии со ст. 20 ЗК ФИО5 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета ФИО6 Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе владельцев земельных участков в порядке, устанавливаемом ФИО5. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются его собственником или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству. Земельные участки сельскохозяйственного назначения используются их владельцами или пользователями исключительно в пределах требований по использованию землями определенного вида использования, установленных статьями 31, 33-37 настоящего Кодекса. Земельные участки, принадлежащие к землям обороны, используются исключительно согласно Закону ФИО5 "Об использовании земель обороны ". Согласно ст. 40 ЗК ФИО5 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), гражданам ФИО5 по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться безвозмездно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и гаражного строительства в пределах норм, определенных этим Кодексом. Более нормы бесплатной передачи граждане могут приобретать в собственность земельные участки для указанных нужд по гражданско-правовым соглашениями. В соответствии с ч.ч. 6-9 ст. 118 ЗК ФИО5 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации или сельского, поселкового, городского совета по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются выкопировки из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности находится за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет ФИО6 Автономной Республики Крым. Совет ФИО6 Автономной Республики Крым, районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отвода земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных образований, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке. Проект землеустройства по отводу земельного участка разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, являются исполнителями работ по землеустройству согласно закону, в сроки, обусловленные соглашением сторон. Проект землеустройства по отводу земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса. Совет ФИО6 Автономной Республики Крым, районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации по закону - после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность. Согласно ч. 1 ст. 121 ЗК ФИО5 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), граждане ФИО5 имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах: г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не более 0,25 гектара, в поселках - не более 0,15 гектара, в городах - не более 0,10 гектара. Согласно ст. 116 ЗК ФИО5 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом или по результатам аукциона. Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан производится в случае: в) получение земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом. Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных этим Кодексом, производится один раз по каждому виду использования. Согласно ст. 39 ЗК ФИО5 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документации, плана земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм. В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона ФИО5 «О регулировании градостроительной деятельности» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), градостроительная документация - утвержденные текстовые и графические материалы по вопросам регулирования планирования, застройки и другого использования территорий. Согласно ст. 17 Закона ФИО5 «О регулировании градостроительной деятельности» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенной для обоснования долгосрочной стратегии планирования и застройки территории населенного пункта. Неотъемлемой частью генерального плана населенного пункта является план земельно-хозяйственного устройства этого населенного пункта. В составе генерального плана населенного пункта может разрабатываться план зонирования территории этого населенного пункта. План зонирования территории может разрабатываться и как отдельная градостроительная документация после утверждения генерального плана. Генеральный план населенного пункта разрабатывается и утверждается в интересах соответствующей территориальной общины с учетом государственных, общественных и частных интересов. Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации являются заказчиками, организуют разработку, внесение изменений и представления генерального плана населенного пункта на рассмотрение соответствующей сельского, поселкового, городского совета. Решение о разработке генерального плана принимает соответствующий сельский, поселковый, городской совет. Генеральные планы населенных пунктов и изменения к ним рассматриваются и утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами на очередных сессиях в течение трех месяцев со дня их представления. Поскольку на момент вынесения решения 16 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении ФИО2 разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка» имелась утвержденная решением 7 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ градостроительная документация, то отсутствие генерального плана пгт. Партенит не давало основание для отказа ФИО2 в предоставлении разрешения, тем самым довод истца о том, что решение принято с несоответствием градостроительной документации не состоятелен. Решением 26 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден «Проект землеустройства по отводу земельного участка гражданину ФИО5ФИО2 в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, АРК, ФИО5»; Передан ФИО2 в собственность земельный участок (кадастровый №) площадью 0,0300 га, по видам земельных угодий: зеленые насаждения общего пользования - 0,0300 га (гр.56), из земель Партенитского поселкового совета, не предоставленных в собственность или пользование - 0,0300 га (стр 96), для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>, <адрес><адрес>, АРК, ФИО5; Земельный участок отнесен к категории: земли жилой и общественной застройки (код по КВЦНЗ -02.01), по видам земельных угодий: под жилой и общественной застройкой, одно - и двухэтажной (гр.35); обязано соблюдать следующие ограничения (сервитуты): - на земельный участок площадью 0,0009 га установить ограничение: обеспечение сохранности зеленых насаждений, - на земельный участок площадью 0,0018 га установить ограничение: соблюдение режима использования в охранной зоне санитарной охраны линии трубопроводов (теплотрасса), - на земельный участок 0,0031 га установить ограничение: соблюдение режима использования в охранной зоне линий электропередачи (10 кВ), - на земельный участок площадью 0,0031 га установить сервитут: право прокладки и эксплуатации линий электропередачи (10 кВ); - на земельный участок площадью 0,0300 га установить ограничение: соблюдение режима использования в охранной зоне земель объекта историко-культурного назначения (памятник археологии - городище Партениты); земельному участку присвоен почтовый адрес: АРК, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Основанием для вынесения данного решения явилось заявление ФИО2, проект землеустройства по отводу земельного участка от 2012 года, в том числе содержащий: договор с Партенитским поссоветом об установлении сервитута для прокладки и эксплуатации линий электропередач; акт инвентаризации зеленых насаждений; заключение отдела госкомзема № от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании проекта землеустройства, которым согласован проект землеустройства при условии соблюдения требований ст. 85, 88, 90 Водного кодекса ФИО5, ст. 58, 59, 60, 62 ЗК ФИО5; заключение Управления градостроительства и архитектуры Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому подтверждено соответствие принятых планировочных решений нормам действующего законодательства в области градостроительства и архитектуры; заключение отдела экологической инспекции Южно-Крымского региона № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому согласован отвод земельного участка ФИО2; заключение Управления градостроительства и архитектуры Алуштинского городского совета АРК от ДД.ММ.ГГГГ№, которым согласован отвод земельного участка; заключение отдела Госкомзема в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, которым согласован проект отвода при условии соблюдения норм ст. 96 ЗК ФИО5 (ст. 96 ЗК ФИО5 - обязанности землепользователей); заключение Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого проект согласован, указано, что указанный земельный участок входит в охранную зону памятника археологии местного значения – городища Партениты (№, поставлен на государственный учет решением Крымского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№, этим же решением утверждена охранная зона); заключение Крымского бассейнового управления водных ресурсов государственного агентства водных ресурсов ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№, из которого следует, что управление не отвращает в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, при условии выполнения п. 10 настоящего заключения (соблюдение требований ст. 99, 100 Водного кодекса ФИО5). При этом, данное заключение также содержит в себе указание на то, что земельный участок расположен за границами проектируемой прибрежной защитной полосы <адрес>-Узень. Согласно ст. 60 ЗК ФИО5 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов с целью охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения и сохранения их водности устанавливаются прибрежные защитные полосы. Пределы установленных прибрежных защитных полос и пляжных зон указываются в документации по землеустройству, кадастровых планах земельных участков, а также в градостроительной документации. В соответствии со ст. 61 ЗК ФИО5 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), прибрежные защитные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. В прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается: г) строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей. Статями 88, 89 Водного кодекса ФИО5 определялся понятия и порядок установления прибрежных защитных полос, ограничения хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах. Как установлено в ходе судебного разбирательства на момент вынесения оспариваемых решений прибрежная защитная полоса <адрес>-Узень установлена не была (установлена на основании решения Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ, а ранее предварительно согласовывалась решением сессии № от января 2014 года, то есть после принятия оспариваемых решений); более того, как следует из заключения органа имеющего специальные полномочия по даче заключения по соблюдению водного законодательства ФИО5 (Крымского бассейнового управления водных ресурсов государственного агентства водных ресурсов ФИО5) отводимый земельный участок расположен за границами проектируемой прибрежной защитной полосы <адрес>-Узень. Таким образом, судом не принимаются во внимание доводы истца о том, что земельный участок выделенный в собственность ФИО2 выделен с нарушением Водного законодательства ФИО5. При этом, согласно ч. 9 ст. 118 ЗК ФИО5 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), Совет ФИО6 Автономной Республики Крым, районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации по закону - после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность. Тем самым Партенитский поселковый совет при вынесении решения «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность ФИО2» действовал в рамках предоставленных ему полномочий и на основании нормативных правовых актов действующих на момент принятия оспариваемого решения. Кроме того, судом не принимается во внимание ссылка истца на ч. 3 ст. 24 Закона ФИО5 «О регулировании градостроительной деятельности» - в случае отсутствия плана зонирования или детального плана территории, утвержденного в соответствии с требованиями настоящего Закона, передача (предоставление) земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в собственность или пользование физическим и юридическим лицам для градостроительных нужд запрещается, поскольку Часть третья статьи 24 вступала в силу с ДД.ММ.ГГГГ (подпункт 1 пункта 1 раздела V "Заключительные положения" этого Закона), тем самым не действовала на момент принятия оспариваемых решений. Судом не принимается во внимание довод представителя ответчика о том, что оспариваемые решения органа местного самоуправления ранее проверены и признаны законными решением Алуштинского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ№а-1898/2016, поскольку хоть данные решение и являлись предметом исследования в ходе рассмотрения административного дела, однако законность и правомерность их вынесения не проверялась в ходе рассмотрения указанного дела. Судом не принимаются во внимание, как не относимые доказательства: решение 40 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета № от января 2014 года, решение 40 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они приняты после вынесения оспариваемых решений; копия решения Партенитского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный документ не относится к предмету доказывания по рассматриваемому спору. Судом не принимаются во внимание, как не допустимые доказательства: письмо ГП «Крымское республиканское противооползневое управление» от ДД.ММ.ГГГГ, письмо прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, письмо исполнительного комитета Алуштинского городского совета АРК от ДД.ММ.ГГГГ, письмо народного депутата ФИО5№, письмо-ответ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, письмо госинспекции сельского хозяйства в АРК от 2012 года, поскольку данные документы не представлены суду в оригинале для их непосредственного исследования в ходе судебного разбирательства. Также, судом не принимается во внимание довод представителя истца о том, что предоставленный в собственность ФИО2 земельный участок находится на склоне являющемся оползнеопасным, поскольку относимых, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение данного обстоятельства суду не предоставлено, а заключение отдела Госкомзема в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ к проекту отвода земельного участка таких сведений не содержит. Более того, даже если предоставленный в собственность спорный земельный участок и является оползнеопасным, то данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в разрешении разработки проекта землеустройства и передачи земельного участка в собственность в силу ст.ст. 39,118 ЗК ФИО5, на момент вынесения оспариваемых решений. В соответствии со ст. 1 Закона ФИО5 «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», конфликт интересов - противоречие между личными интересами лица и его служебными полномочиями, наличие которой может повлиять на объективность или беспристрастность принятия решений, а также на совершение или несовершение действий во время выполнения предоставленных ему служебных полномочий; близкие лица - супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, усыновители, усыновленные, а также другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности с субъектом, указанным в части первой статьи 4 настоящего Закона. В ходе судебного разбирательства установлено, что среди депутатов Партенитского поселкового совета принимавших участие в заседаниях сессий в ходе которых приняты оспариваемые решения в интересах ФИО2 была мать ФИО2 - ФИО13 (ответчиком данный факт не оспаривался). В соответствии с п.1 ч.1 ст. 4 Закона ФИО5 «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», субъектами ответственности за коррупционные правонарушения являются: б) народные депутаты ФИО5, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона ФИО5 «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», лица, указанные в пункте 1 и подпунктах "а", "б" пункта 2 части первой статьи 4 настоящего Закона, обязаны: 1) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; 2) сообщать безотлагательно непосредственного руководителя о наличии конфликта интересов. Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 47 Закона ФИО5 «О местном самоуправлении в ФИО5», постоянные комиссии совета являются органами совета, которые избираются из числа ее депутатов, для изучения, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его компетенции, осуществление контроля за выполнением решений совета, его исполнительного комитета. Постоянные комиссии по поручению совета или по собственной инициативе предварительно рассматривают проекты программ социально-экономического и культурного развития, местного бюджета, отчеты о выполнении программ и бюджета, изучают и готовят вопросы о состоянии и развитии соответствующих отраслей хозяйственного и социально-культурного строительства, другие вопросы, которые вносятся на рассмотрение совета, разрабатывают проекты решений совета и готовят выводы по этим вопросам, выступают на сессиях совета с докладами и содокладами. В соответствии с ч.2 ст. 59 Закона ФИО5 «О местном самоуправлении в ФИО5», решение совета принимается на ее пленарном заседании после обсуждения большинством депутатов от общего состава совета, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом. При установлении результатов голосования в общий состав сельского, поселкового, городского совета включается сельский, поселковый, городской голова, если он принимает участие в пленарном заседании совета, и учитывается его голос. Действительно, при подготовке заключения постоянной комиссии (подписании заключения как председателем комиссии) и принятии оспариваемых решений в ходе сессии совета ФИО13 обязана была принять меры по недопущению конфликта интересов. В то же время, согласно предоставленных протоколов 16 сессии 6 созыва и 26 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета, решения органа местного самоуправления в отношении ФИО2 приняты большинством голосов депутатов сессии, голосовавших против - нет, воздержавшихся - нет, тем самым даже при соблюдении процедуры наличия конфликта интересов и не голосования ФИО13 на заседании сессии, оспариваемые решения все равно были бы приняты сессией Партенитского поселкового совета. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что наличие конфликта интересов не может служить основанием либо самостоятельным основанием для отмены оспариваемых решений коллегиального органа. Более того, опираясь на нормы Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, являющихся в силу ее статьи 15 (часть 4) составной частью правовой системы Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 31-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 34-П и др.), Конституционный Суд РФ определил: конституционные гарантии охраны частной собственности законом и допустимости лишения имущества не иначе как по решению суда, выражающие принцип неприкосновенности собственности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере; исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства вмешательство государства в отношения собственности, в том числе связанные с осуществлением не запрещенной законом экономической деятельности, не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению; во всяком случае правовое регулирование в этой сфере не должно посягать на само существо права или свободы и приводить к утрате их реального содержания; собственность, будучи материальной основой и экономическим выражением свободы общества и личности, не только является необходимым условием свободного осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, но и гарантирует как реализацию иных прав и свобод человека и гражданина, так и исполнение обусловленных ею обязанностей, а право частной собственности как элемент конституционного статуса личности определяет, наряду с другими непосредственно действующими правами и свободами человека и гражданина, смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Закрепленные в Конституции Российской Федерации гарантии охраны частной собственности, предусматривающие недопустимость лишения имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, нашедшие реализацию и в принципах гражданского законодательства, которое основывается помимо прочего на неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав (пункт 1 статьи 1 ГК Российской Федерации). В последующем, на основании оспариваемого решения органа местного самоуправления на имя ФИО2 выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за ФИО3, что также следует из договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 131 ГК Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. Поскольку зарегистрированное право собственности на земельный участок за ФИО2 отсутствует, поскольку он принадлежит ФИО3, то необходимо отказать в удовлетворении исковых требований о признания права собственности отсутствующим у ФИО2. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, ст.ст. 39, 40, 60, 61, 116, 118, 121 ЗК ФИО5, ст.ст. 88, 89 Водного кодекса ФИО5, ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд решил: отказать в удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> к Алуштинскому городскому совету, ФИО2, ФИО3, третье лицо - прокуратура <адрес>, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании недействительными решений, признании отсутствующим права собственности на земельный участок. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым, через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия, в порядке предусмотренном ст.321 ГПК Российской Федерации. Судья: |