ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1700/18 от 05.12.2018 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 05 декабря 2018 года

Дело № 2-1700/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.

при секретаре Никулиной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

03 декабря 2018 года

гражданское дело по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании постановления незаконным, договора аренды недействительным, применении последствий недействительности сделки,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района, просил:

1. Признать незаконным постановление Администрации Ярославского муниципального района №3054 от 17.08.2018 г. «О предварительном согласовании Потемкиной Л.М. предоставления земельного участка в <адрес>

2. Признать незаконным договор аренды земельного участка от 27.06.2018 г. №281, заключенный между Потемкиной Л.М. и Администрацией Ярославского муниципального района, и применить последствия недействительности сделки.

Определением суда от 19.09.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района (л.д. 28).

В обоснование требований прокурор сослался на то, что Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области по результатам рассмотрения заявления Потемкиной Л.M. о предварительном согласовании предоставления земельного участка (без проведения торгов) в аренду для огородничества вынесено постановление №3054 от 17.08.2018 г. «О предварительном согласовании Потемкиной Л.М. предоставления земельного участка в <адрес>». На основании данного постановления 27.06.2018 г. земельный участок предоставлен Потемкиной Л.М. в аренду сроком до 06.06.2021 г. на основании одноименного договора №281 от 27.06.2018 г. Вынесенное в интересах заявителя Постановление, а также заключенный на основании него договор аренды являются незаконными, поскольку действующим земельным законодательством не предусмотрена возможность предоставления органом местного самоуправления земельных участков частным лицам для ведения индивидуального огородничества на землях населенных пунктов.

В судебном заседании помощник прокурора Ярославского района Разумов Р.Л. иск поддержал в объеме заявленных требований.

Представитель ответчика в лице Администрации ЯМР по доверенности Потапова И.В. в удовлетворении требований просила отказать, ссылаясь на законность принятого Администрацией ЯМР решения о предварительном согласовании Потемкиной Л.М. предоставления земельного участка в <адрес> и передаче земельного участка в аренду.

Третье лицо Потемкина Л.М. против удовлетворения требований прокурора возражала.

Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 19.06.2017 г. Потемкина Л.М. обратилась с заявлением, зарегистрированным за №3764к, в КУМИ Администрации ЯМР ЯО (л.д. 31), в котором просила предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес> без проведения торгов, на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ в аренду для огородничества. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 33), из которой следует, что истец испрашивал земельный участок площадью 435 кв.м.

Постановлением главы Ярославского муниципального района ЯО №3054 от 17.08.2018 г. Потемкиной Л.М. предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 435 кв.м., в границах территориальной зоны Ж3 «Индивидуальная жилая застройка», разрешенное использование: огородничество, из земель населенных пунктов, с описанием местоположения: <адрес> (л.д. 32).

27.06.2018 года между Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области (Арендодатель) и Потемкиной Л.М. (Арендатор) заключен договор №281, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет за плату во временное пользование, а Арендатор принимает земельный участок с кадастровым номером общей площадью 435 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет категорию земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для огородничества (л.д. 10-12).

Прокурор оспаривает законность Постановления главы Ярославского муниципального района ЯО №3054 от 17.08.2018 г. и договори аренды земельного участка №281 от 27.06.2018 года.

Предметом спора является земельный участок с кадастровым номером , площадью 435 кв. м, который находится по адресу: <адрес>, имеет категорию земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для огородничества.

Из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области земельный участок с кадастровым номером , площадью 435 кв. м, расположен на землях населенных пунктов в территориальной зоне Ж-3 (зона индивидуальной жилой застройки) (л.д. 34). Согласно Правилам землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ведение огородничества входит в разрешенный вид использования зоны Ж-3.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу подпункта 3 пункта 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину по договору аренды для ведения огородничества без проведения торгов.

В силу пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон (пункт 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как видно из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ограничения на земельный участок не установлены.

Таким образом, земельный участок может быть предоставлен по договору аренды для ведения огородничества, но при условии соблюдения установленного действующим земельным законодательством порядка предоставления земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Система регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании, определяется в Толбухинском сельском округе на основании Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения, утвержденных решением Муниципального совета Кузнечихинского сельского поселения от 15.09.2009 г. № 43.

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения Ярославской области спорный земельный участок с кадастровым номером площадью 435 кв. м, расположен на землях населенных пунктов в территориальной зоне Ж-3 (зона индивидуальной жилой застройки).

В соответствии с указанными Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ведение огородничества предусмотрено в качестве основного вида разрешенного использования зоны Ж-3.

Согласно таблицы статьи 42.1 Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения формирование земельных участков с видом разрешенного использования «для огородничества» в зоне Ж-3 не может быть менее 300 кв.м и более 700 кв.м.

Таким образом, в соответствии с правилами землепользования и застройки в с.Толбухино в зоне Ж-3 может быть предоставлен в аренду под огородничество земельный участок площадью от 300 кв.м до 700 кв.м.

Как видно из материалов дела, Потемкиной Л.М. предоставлен по договору аренды для ведения огородничества земельный участок площадью 435 кв.м, то есть в пределах допустимой норма.

Суд не соглашается с доводами прокурора о том, что действующее и ранее действовавшее земельное законодательство, законодательство о садоводстве закрепляет возможность предоставления земельных участков для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в ответе на вопрос № 4 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного суда РФ 04.06.2014 г.), действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.

Вышеуказанные разъяснения касаются земель сельскохозяйственного назначения, а не земель населенных пунктов. Законодательство не содержит запретов на предоставление земельных участков для огородничества в границах населенных пунктов.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный земельный участок по договору аренды для заявленных целей был предоставлен Потемкиной Л.М. на законных основаниях.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора к Администрации Ярославского муниципального района удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПКРФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований прокурора Ярославского района отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения в Ярославский областной суд путем подачи жалобы в Ярославский районный суд.

Судья А.Ш. Сайфулина