копия Дело № 2-64/2021 | |
РЕШЕНИЕ | |
г. Надым ЯНАО | 08 февраля 2021 года |
Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Антиповой Н.А при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смышляевой О.Н. | |
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора Волосковой Е.С., представителя Администрации Надымского района Вазиковой Л.Д., гражданское дело по иску Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Надымского района о возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества сети электроснабжения, |
УСТАНОВИЛ:
Надымский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Надымский район о возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества сети электроснабжения в <адрес>. В обоснование иска указано, что в ходе проверки администрации <адрес> выявлены нарушения закона, допущенные при принятии в муниципальную собственность бесхозяйных объектов. В частности, не исполнена обязанность по постановке на учет бесхозяйных объектов электроснабжения, расположенных на территории <адрес>. Отсутствие у объектов собственника не позволяет в полной мере обеспечить их сохранность и правильную эксплуатацию, что в дальнейшем может повлечь за собой возникновение неисправностей и аварии, создать угрозу жизни, здоровью и безопасности неопределенного круга лиц. Просит обязать Администрацию Надымский район в срок до *дата* поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества сети электроснабжения: к зданиям (магазин «Мария», тепловой пункт, магазин «Андрей», РСУ, бар «Зодиак», пекарня, баня); сети электроснабжения к зданиям (ж/<адрес>, ж/<адрес>, ж/<адрес>, бар-столовая, бильярдная); сети электроснабжения к зданию магазина «Бекас»; сети электроснабжения к магазину «Ням-ням»; сети электроснабжения к зданию д\с «Лесовичок»; сети электроснабжения к зданию администрации МО <адрес>; сети электроснабжения к зданию клуба <адрес>; сети электроснабжения к зданию рынку <адрес>; сети электроснабжения к зданию «здание производственное» и зданию амбулатории; сети электроснабжения к зданиям (хоккейный корт, ж/<адрес>, ж/<адрес>, школа музыкальная, спортзал); сети электроснабжения к зданиям (коттеджи №*№ обезличен*); сети электроснабжения к зданиям (ж/<адрес>, ж/<адрес>, ж/<адрес>); сети электроснабжения к зданиям (ж/<адрес>, ж/<адрес>, школа); сети электроснабжения к зданиям (ж/<адрес>, общежитие Берлин).
В судебном заседании прокурор Волоскова Е.С. исковые требования изменила и просила обязать Администрацию Надымского района в срок до *дата* провести работу по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанных в иске сетей электроснабжения.
Представитель Администрации Надымский район Вазикова Л.Д. иск не признала. Пояснила, что работа по описанию этих объектов ведется с *дата* г. Ввиду того, что специалист, который занимался этим вопросом уволился, работа не закончена и для постановки на учет, эти сети необходимо выявить и описать, собрать информацию о возможных собственниках, разработать технический план, сформировать бюджет, а потому просила не ограничивать во времени и не устанавливать срок, в который эта работа должна быть окончена.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 данного Закона установлено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, относится к полномочиям органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 50 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии сними нормативными актами органов местного самоуправления.
В настоящее время на территории Надымского района проводится реформа местного самоуправления в соответствии с Законом ЯНАО от 23 апреля 2020 года № 38-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Надымский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Надымский район ЯНАО».
Согласно ст. 1 указанного Закона муниципальные образования город Надым, поселок Заполярный, поселок Пангоды, Кутопьюганское, поселок Лонгъюган, село Ныда, поселок Правохеттинский, поселок Приозерный, поселок Ягельный преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа. Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом муниципального округа, днем создания которого является день вступления в силу настоящего Закона. Муниципальные образования город Надым, поселок Заполярный, поселок Пангоды, Кутопьюганское, поселок Лонгъюган, село Ныда, поселок Правохеттинский, поселок Приозерный, поселок Ягельный и Надымский район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.
В соответствии со ст. 7 Закона органы местного самоуправления муниципального округа Надымский район в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Надымский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти ЯНАО, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Согласно ч. 6 ст. 9 Закона со дня формирования Администрации Надымского района прекращаются полномочия местных администраций (исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований город Надым, поселок Заполярный, поселок Пангоды, Кутопьюганское, поселок Лонгъюган, село Ныда, поселок Правохеттинский, поселок Приозерный, поселок Ягельный и Надымский район, за исключением полномочий по исполнению бюджетов муниципальных образований город Надым, поселок Заполярный, поселок Пангоды, Кутопьюганское, поселок Лонгъюган, село Ныда, поселок Правохеттинский, поселок Приозерный, поселок Ягельный и Н.<адрес> на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и осуществлению контроля за их исполнением.
Решением Думы Надымского района от 21 октября 2020 года № 23 Администрация МО Надымский район переименована в Администрацию Надымского района.
В соответствии с решением Думы Надымского района от 21 октября 2020 года № 26 утверждена структура Администрации Надымского района, согласно которой Администрация п.Ягельный является территориальным органом Администрации Надымского района, наделенным правами юридического лица.
Таким образом, Администрация Надымского района сформирована *дата*, и является правопреемником органов местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Надымский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти ЯНАО, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной признается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу указанной правовой нормы органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Обязанность органа местного самоуправления поставить данный объект на учет в органе государственной регистрации прав предусмотрена и Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 4 статьи 14 которого к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 50 указанного Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
Следовательно, само по себе электроснабжение не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими. Так, к организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.
Вопросы касающееся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 231 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с пунктами 2, 4 Приказа на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, на территории <адрес> находятся бесхозяйные сети электроснабжения, выявленные органом местного самоуправления *дата*, а именно: сети электроснабжения к зданиям (магазин «Мария», тепловой пункт, магазин «Андрей», РСУ, бар «Зодиак», пекарня, баня); сети электроснабжения к зданиям (ж/<адрес>, ж/<адрес>, ж/<адрес>, бар-столовая, бильярдная); сети электроснабжения к зданию магазина «Бекас»; сети электроснабжения к магазину «Ням-ням»; сети электроснабжения к зданию д\с «Лесовичок»; сети электроснабжения к зданию А. МО <адрес>; сети электроснабжения к зданию клуба <адрес>; сети электроснабжения к зданию рынку <адрес>; сети электроснабжения к зданию «здание производственное» и зданию амбулатории; сети электроснабжения к зданиям (хоккейный корт, ж/<адрес>, ж/<адрес>, школа музыкальная, спортзал); сети электроснабжения к зданиям (коттеджи №*№ обезличен*); сети электроснабжения к зданиям (ж/<адрес>, ж/<адрес>, ж/<адрес>); сети электроснабжения к зданиям (ж/<адрес>, ж/<адрес>, школа); сети электроснабжения к зданиям (ж л *№ обезличен*, общежитие Берлин).
*дата* Надымским городским прокурором внесено представление главе муниципального образования <адрес>. Как следует из текста представления, прокуратурой установлено, что на территории МО <адрес> находятся бесхозяйные сети электроснабжения, выявленные органом МСУ *дата*, однако должных мер по постановке на учет указанных объектов с последующим оформлением их в муниципальную собственность и определению их балансодержателя Администрацией МО принято не было. Администрации предписано безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условия им способствующих.
Из материалов дела также следует, что с *дата*. работа по выявлению указанного имущества, его описанию и постановке на учет в качестве бесхозяйного фактически не ведется.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с аварией либо катастрофой на участках данных бесхозяйных объектов невозможно будет установить лицо, ответственное за данное событие, каким образом и за чей счет будет проводиться ремонт.
На основании изложенного суд находит заявленные требования Надымского городского прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В связи с чем суд находит не состоятельными доводы ответчика относительно установления срока для исполнения возложенной на орган МСУ обязанности.
Вместе с тем, суд считает необходимым разъяснить ответчику, что при наличии объективных причин, препятствующих своевременному исполнению решения суда, ответчик вправе обратиться в установленном порядке с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 209 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Надымского района в срок до *дата* провести работу по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: сети электроснабжения к зданиям (магазин «Мария», тепловой пункт, магазин «Андрей», РСУ, бар «Зодиак», пекарня, баня); сети электроснабжения к зданиям (ж/<адрес>, ж/<адрес>, ж/<адрес>, бар-столовая, бильярдная); сети электроснабжения к зданию магазина «Бекас»; сети электроснабжения кмагазину «Ням-ням»; сети электроснабжения к зданию д\с «Лесовичок»; сети электроснабжения к зданию А. МО <адрес>; сети электроснабжения к зданию клуба <адрес>; сети электроснабжения к зданию рынку <адрес>; сети электроснабжения к зданию «здание производственное» и зданию амбулатории; сети электроснабжения к зданиям (хоккейный корт, ж/<адрес>, ж/<адрес>, школа музыкальная, спортзал); сети электроснабжения к зданиям (коттеджи №*№ обезличен*); сети электроснабжения к зданиям (ж/<адрес>, ж/<адрес>, ж/<адрес>); сети электроснабжения к зданиям (ж/<адрес>, ж/<адрес>, школа); сети электроснабжения к зданиям (ж/<адрес>, общежитие берлин).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда ЯНАО в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы (представления) через Надымский городской суд.
Председательствующий: | подпись | |
Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2021 г. | ||
Копия верна судья: | Н.А.Антипова | |
Секретарь суда | _______________ | |
Решение суда не вступило в законную силу 12 февраля 2021 г. | ||
Подлинник решения хранится в деле № 2-64/2021 в Надымском городском суде. | ||
УИД89RS0003-01-2020-004137-15 |