№2-1701/2019
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2019 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
председательствующего судьи: Клочковой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора: Науменковой Т.П.,
при секретаре: Нагайцевой А.С.,
с участием истца, представителя истца, представителей ответчиков,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саранчина Сергея Алексеевича к УФСИН России по Воронежской области, ФКУ ИК- 8 УФСИН России по Воронежской области о признании права на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, вынесении приказа о производстве с 01.03.2019 выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с индексацией, взыскании недоплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.10.2012 по 28.02.2019 с индексацией в размере 352411 руб.,
у с т а н о в и л:
Истец Саранчин С.А. обратился в суд с исковыми требованиями к УФСИН России по Воронежской области, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области в котором просит признать за ним право на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда здоровью с12.05.2016 года в порядке определенном п.5 ст.12 Федерального закона
от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ (в ред. от 01.05.2016 г. № 125-ФЗ) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Обязать УФСИН России по Воронежской области издать приказ о производстве истцу с 01.03.2019выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей в порядке определенном п.5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ (в ред. от 1.05.2016 г. № 125-ФЗ) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с последующей индексацией в установленном законом порядке. Взыскать с УФСИН России по Воронежской области и ФКУ ИК-8 УФСИН России Воронежской области недоплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.10.2012 г. по 28.02.2019 г. с индексацией в размере 352411 руб.
В обоснование заявленных требований указывает, что 03.11.1999 приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области от 03.11.1999г. № 187, истец был уволен с должности мастера по производству продукции метало- обработки и других отраслей в звании капитана.
С 03.11.1999 г. УФСИН России по Воронежской области истцу была назначена пенсия по инвалидности в результате полученной при прохождении службы военной травмы.
Кроме того с указанной даты истцу назначена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по 3 группе инвалидности с 60% утратой профессиональной трудоспособности. В дальнейшем выплата данной компенсации истцу производилась по 2 группе инвалидности с 80% утратой профессиональной трудоспособности.
С 2008 г. выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью истцу производится Управлением ФСИН России по Воронежской области на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 04.08.2008 г., которым на ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Саранчину Сергею Алексеевичу с 1 марта 2008 года ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 80%, что осуществляется и до настоящего времени.
В дальнейшем из ответа УФСИН России по Воронежской области от 08.10.2018 истцу стало известно, что в результате проверки с 2008 года по настоящее время у него возникла переплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью на общую сумму 74939,63 руб., которую истцу было предложено внести в кассу учреждения ФКУ ИК-8 или написать заявление о зачете переплаты при дальнейших выплата.
Считает, что произведенные ответчиком расчеты компенсации не основаны на нормах действующего законодательства, а их выплаты производились не регулярно. За период с 2010 г. по январь 2017 г. у истца недоплаты сумм возмещения вреда здоровью нет.
Указывает, что приведение к исполнению бюджетной организацией судебного решения без исполнительного документа невозможно и запрещено на законодательном уровне. После вступления решения суда в законную силу истец не предъявлял его к исполнению и не выражал свое волеизъявление поданным заявлением, однако ответчик необоснованно самостоятельно принял решение приводить данный судебный акт к исполнению и приводит его к исполнению и до настоящего времени.
Считает, что ответчик самостоятельно не прибегнув к обращению в суд вынесший решение изменил порядок его применения, дополнив его формулировкой - за вычетом размера назначенной пенсии, что является незаконным.
Также указывает, что при расчете истцу компенсации ответчиком были допущены ошибки, поскольку новая редакция Федерального Закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступила в силу 12.05.2016 г., при этом на указанную дату действовал порядок определения утраченного денежного довольствия сотрудников уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 г. по 31.12.2012 г. включительно, размер которого истцу был определен в 50375руб. (32500 руб. х 1,55). Исходя из установленного Законом коэффициента в отношении II группы инвалидности - 0,5 и определения утраченного денежного довольствия в размере 50375 руб. размер ежемесячной денежной компенсации должна была составлять 25187,5руб. (50375 х 0,5), тогда как в 2016 г. истцу выплачивалась компенсация в размере 21114,44 руб.
Истец и представитель истца по доверенности Ишков Е.А. в судебном заседании поддержали исковые требования по вышеизложенным основаниям, просили суд из удовлетворить. Возражения ответчиков считали не обоснованными согласно представленных пояснений приобщенных к материалам дела.
Представители ответчика - УФСИН России по Воронежской области по доверенности Бабаян С.Ю., Тройнин Н.И. в судебном заседании с иском не согласились, считали его не подлежащим удовлетворению. Компенсацию выплачиваемую истцу, включая ее размер, считали законной и обоснованной. Представили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Представитель ФКУ ИК- 8 УФСИН России по Воронежской области – Горбанев В.В. в судебном заседании с иском не согласился, считал его не подлежащим удовлетворению, представили письменные возражения приобщенные к материалам дела.
Суд, заслушав объяснение лиц участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в частности к/ удостоверения ( л.д. 9-10), справки МСЭ ( л.д. 11-12), сообщения на обращение Саранчина С.А. из УФСИН России по Воронежской области (л.д. 13-16, 82-83), копии решения Центрального районного суда г. Воронежа от 04.08.2019 (л.д. 17-20), сообщения из ФКУ ИК №8 ( л.д.30-31), заявления Саранчина С.А. на имя начальника ФКУ ИК-8 от 31.01.2006, справки УФСИН Воронежской области от 07.02.2006, приказа УФСИН России по Воронежской области от 10.02.2006 о выполнении решения комиссии УФСИН России по ВО по вопросам денежных выплат, справки от 11.03.2008 УФСИН по Воронежской области, протокола №3 заседания комиссии по рассмотрению документов на выплату единовременного пособия от 26.03.2008, приказа о назначении и прекращении выплат бывшим сотрудникам УФСИН России по ВО от 26.03.2008, приказа от 19.09.2008 о назначении выплат бывшим сотрудникам УФСИН России по Воронежской области, выписки из приказа о внесении изменений в приказы УФСИН по Воронежской области о назначении выплат бывшим сотрудникам от 09.10.2012 № 532-лс - Саранчин Сергей Алексеевич приказом ФКУ ИК-8 от 03.11.1999 № 187 был уволен 03.11.1999 года с должности мастера по производству продукции металлообработки и других отраслей в звании капитана, является пенсионером уголовно-исполнительной системы.
Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составляла 17 лет 05 месяцев 14 дней. С 04.11.1999 года Саранчин С.А. получал пенсию по инвалидности, с 01.03.2008 получал пенсию по выслуге лет, с 01.02.2013 получает пенсию по инвалидности.
Приказом ОЖ-118/8 от 09.03.2004 № 133 истцу назначена выплата ежемесячной денежной суммы в возмещении вреда здоровью на срок до 30.11.2004 в размере 60% денежного довольствия. Приказом ОЖ-118/8 от 25.03.2005 № 88-лс Саранчину С.А. назначена выплата ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда на срок с 11.11.2004 по 30.11.2005 в размере 80% денежного довольствия. Приказом УФСИН от 10.02.2006 № 60-лс истцу назначена ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью в сумме 80 % месячного денежного довольствия с 01.12.2005 пожизненно.
В соответствии с требованиями приказа Минюста России от 28.10.2005 года № 198, протоколом от 26.03.2008 года № 3 заседания комиссии УФСИН России по Воронежской области по вопросам единовременных пособий и сумм в возмещения ущерба, с 01.03.2008 выплата в возмещения вреда здоровью Саранчину С.А. приостановлена.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 04.08.2008 на УФСИН возложена обязанность назначить, и выплачивать Саранчину С.А. с 01.03.2008 ежемесячные суммы возмещение вреда здоровью, исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 80%.
Решение вступило в законную силу.
Приказом УФСИН от 19.09.2008 №460-лс «О назначении выплат бывшим сотрудника УФСИН» Саранчину С.А. с 01.03.2008 назначено ВВЗ в размере 80% месячного денежного довольствия бессрочно (пожизненно).
09.10.2012 был издан приказ УФСИН №532-лс, которым были внесены изменения в п.3 приказа №460-лс, заменены слова «в размере 80% месячного денежного довольствия» словами «в размере утраченного денежного довольствия, определяемого в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из 80% утраты профессиональной трудоспособности, за вычетом размера назначенной пенсии».
Согласно ст. 1086 ГКРФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.
В данном случае расчет денежного довольствия Саранчина С.А. на момент увольнения 04.11.1999 составлял: оклад по должности - 442,57 руб.; оклад по званию – 450 руб.; выслуга лет 30% - 267,77. В 1999 году Саранчину С.А. выплачена квартальная премия в сумме 424,87 руб., премия по итогам года в сумме 1132,99 руб. В расчет денежного довольствия на момент увольнения квартальная премия взята 1/3 -141,62 руб., премия по итогам года взята 1/12-94,36 руб. Денежное довольствие на момент увольнения истца составило 1396,32 руб.
В дальнейшем в соответствии с действующим законодательством денежное довольствие истцу увеличивалось в частности:
- Постановлением Правительства РФ от 14.09.2000 № 680, был увеличен размер должностных окладов и окладов по специальному званию с 01.12.2000 в 1,2 раза, в результате денежное довольствие (ДД) истца составило 1628,38*60%=977,03 руб.;
- Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 43 были установлены новые оклады и новая процентная надбавка за выслугу лет с 01.07.2002, денежное довольствие (ДД) истца составило 3220,98*60%=1932,59 руб.;
- Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 487 были увеличены оклады по специальному званию в 1,5 раза с 01.01.2003. денежное довольствие (ДД)- 3625,98*60%=2175,59;
- Постановлением Правительства РФ от 29.09.2003 № 605 были увеличены должностные оклады и оклады по специальному званию в 1,11 раза с 01.10.2003Э, денежное довольствие (ДД) истца составило - 3998,88*60%=2399,33 руб.;
- Приказом ОЖ-118/8 от 25.03.2005 № 88лс установлен размер 80% с 11.11.2004, в результате денежное довольствие (ДД) истца составило - 3998,88*80%=3199,11 руб.;
- Постановлением Правительства РФ от 13.12.2005 № 759 были увеличены должностные оклады и оклады по специальному званию в 1,15 раза с 01.01.2006, денежное довольствие (ДД) истца составило - 4563,33*80%=3650,67 руб.;
- Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 857 произошло увеличение должностных окладов и окладов по спецзванию в 1,10 раза с 01.01.2007, денежное довольствие (ДД) истца составило - 4998,48*80%=3998,79 руб.;
- Постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 № 837 должностные оклады увеличились в 1,15 раза и окладов по спецзванию в 1,15 раза с 01.12.2007 года, в результате денежное довольствие истца составило - 6627,48*80%=5301,99 руб.;
- Постановлением Правительства РФ от 31.01.2008 № 35 должностные оклады и оклады по спецзванию увеличились в 1,09 раза с 01.02.2008 года, в результате денежное довольствие(ДД) составило - 7203,48*80%=5762,79 руб.; с 01.10.2008 в 1.09 раза, итого денежное довольствие(ДД) истца составило - 7831,98*80%=6265,59 руб.;
- Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 № 603 в результате увеличение должностных окладов и окладов по спецванию в 1,085 раза с 01.08.2009 года, денежное довольствие(ДД) истца составило - 8478,48*80%=6782,79 руб.;
- Постановлением Правительства РФ от 31.03.2011 № 225 в результате увеличения должностных окладов и окладов по спецзванию в 1,065 раза с 01.04.2011 года, денежное довольствие(ДД) истца составило - 9015,48*80%=7212,39 руб.;
- Постановлением Правительства РФ от 30.03.2012 № 268 произошло увеличение должностных окладов и окладов по спецзванию в 1,06 раза с 01.04.2012 года, денежное довольствие(ДД) истца составило - 9543,48*80%=7634,79 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Воронежа от 04.08.2008, руководствуясь статьей 29 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 “О милиции”, статьей 34.1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, учитывая правовую позицию Верховного суда Российской Федерации о порядке расчета ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, изложенную в Решении Верховного суда Российской Федерации от 06.03.2012 № АКПИ12-152 и на основании приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области от 09.10.2012 № 532-л/с расчет выплаты ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью с 01.10.2012 производился «в размере утраченного денежного довольствия, определяемого в соответствии со статьей 1086 ГКРФ исходя из 80% утраты профессиональной трудоспособности, за вычетом размера назначенной пенсии».
С 01.01.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.5 ст.12 указанного Закона в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, согласно п. 10 ст.12 Закона определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом ФСИН России от 05.08.2013 № 439 «Об утверждении Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей» были утверждены правила выплат в целях возмещения вреда, однако данный приказа, как принятый во исполнение норм Закона 283-ФЗ, предусматривающих обязательное получение пенсии по инвалидности для возникновения права на ежемесячную денежную компенсацию, к бывшим сотрудникам, получающим пенсию по выслуге лет, применен быть не может.
Ранее действовавшее законодательство (ч.4 ст.29 Закона РФ «О милиции») прямого указания на вид пенсии, подлежащего вычету из утраченного денежного довольствия не содержало.
Пенсия за выслугу лет по линии УИС у истца с 01.01.2012 года составляла 16 721,35рублей. В результате вычета из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии за выслугу лет пенсия составила 9086, 57 руб.
Учитывая изложенное и наличие вступившего в законную силу указанного решений суда, постановившего выплачивать ежемесячную денежную компенсацию бывшим сотрудникам исходя из определенного процента утраты профессиональной трудоспособности, следует признать, что выплата истцу в 2013 году должна производиться исходя из разницы между утраченным денежным довольствием, рассчитанным на 31.12.2012 и размером получаемой пенсии по выслуге лет, при этом коэффициент, установленный пунктом 23 Правил, утвержденных Приказом ФСИН России от 05.08.2013 № 439, не применяется при расчете денежного довольствия бывших сотрудников, получающих пенсию по выслуге лет.
С учетом правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 26.07.2013 №АКПИ13-510, а также содержание постановления Правительства РФ от 08.12.2011 № 1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы», вышеуказанное Постановление не может быть применено при расчете утраченного денежного довольствия с 01.01.2013 в целях выплаты ежемесячной денежной компенсации бывшим сотрудникам, получающим пенсию по выслуге лет и имеющим вступившее в законную силу решение суда.
Пенсия за выслугу лет по линии УИС с 01.01.2013 года составляла 18166,78 руб. В результате вычета из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии за выслугу лет она составила 10532 руб., при этом получаемая пенсия полностью покрывала утраченное денежное довольствие.
С 01.02.2013 года Саранчину Сергею Алексеевичу назначена пенсия по инвалидности (2 группа ).
Согласно п. 23 Приказа ФСИН России от 05 августа 2013 года «Об утверждении Правил в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей» ( в редакции действовавшей на 2013г.) состав утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 г. по 31 декабря 2012 г. включительно, выплата ежемесячной денежной компенсации которым назначена и выплачивается в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действующим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 г., с коэффициентом 1,55.
Состав утраченного денежного довольствия определен исходя из размера оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсии с 1 января 2012 с коэффициентом 1,55 и составил 50375,00 рублей, с учетом потери трудоспособности 80% утраченное денежное довольствие составляет 40300,00 рублей: оклад по должности -15000 руб.; оклад по званию -11000 руб.; надбавка за выслугу лет – 6500 руб., всего: 32500,00* 1,55*80%=40300 руб. Пенсия по инвалидности (2 группа инвалидности) Саранчина Сергея Алексеевича с 01.02.2013 года составляла 15470 рублей. В результате вычитания из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии по инвалидности расчетные данные составят 24830 руб.
Таким образом, расчет денежной компенсации истца произведен в соответствии с пунктом 23 Приказа ФСИН России от 05 августа 2013 года «Об утверждении Правил в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей».
С учетом указанных Правил, начисление пенсии истцу производилось и в дальнейшем.
С 01.10.2013 пенсия истца составляла 16036,31 руб., в результате вычитания из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии по инвалидности пенсия равнялась сумме - 24263,69 руб.
С 01.01.2014 пенсия истца составляла 16588,81 руб. в результате вычитания из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии по инвалидности пенсия равнялась сумме - 23711,19 руб.
С 01.10.2014 пенсия истца составляла 17160,65 руб. в результате вычитания из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии по инвалидности пенсия равнялась сумме - 23139,35 руб.
С 01.10.2015 пенсия истца составляла 18447,98 руб. в результате вычитания из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии по инвалидности пенсия равнялась сумме - 21852,02 руб.
С 01.02.2016 пенсия истца составляла 19185,56 руб. в результате вычитания из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии по инвалидности пенсия равнялась сумме – 21114,44 руб.
С 01.02.2017 пенсия истца составляла 19953,54 руб. в результате вычитания из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии по инвалидности пенсия равнялась сумме – 20346,46 руб.
С 20.07.2017 пенсия истца составляла 24987,79 руб. в результате вычитания из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии по инвалидности пенсия равнялась сумме – 15312,21 руб.
Всего за июль 2017г. в счет возмещения вреда здоровью истцу начислено - 18397,72 руб.
С 01.08.2017 пенсия истца составляла 24987,79 руб. в результате вычитания из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии по инвалидности пенсия равнялась сумме – 15312,21 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства от 21.12.2017 № 1598 увеличены должностной оклад и оклад по спецзванию на 1,04. Оклад по должности составлял - 15000*1,04=15600 руб. Оклад по званию-11000,00*1,04=11440 руб. Надбавка за выслугу лет-6760 руб. Всего: 41912 руб.
Пенсия по инвалидности (2 группа инвалидности) Саранчина Сергея Алексеевича с 01.01.2018 года составляла 25785,93руб., в результате вычитания из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии по инвалидности пенсия равнялась сумме – 16126,07 руб.
С 01.04.2018 пенсия истца составляла 25931,92 руб. в результате вычитания из утраченного денежного довольствия размера получаемой пенсии по инвалидности пенсия равнялась сумме – 15980,08 руб.
Указанные начисления пенсии соответствуют порядку установленному действующим законодательством и подтверждаются приложенными к материалам дела документами, включая расчет главного бухгалтера УФСИН России по Воронежской области.
Также следует отметить, что по результатам проверки расчетов начисления и перечисления Саранчину С.А. выплаты в возмещения вреда здоровью, имеются недоплаты в 2008 году в сумме 1019,84 руб., в 2009 году в сумме 1019,83 руб. которые сложились с неверным взятием учреждением суммы квартальной премии при расчете денежного довольствия.
В 2010 году недоплата составила денежную сумму в размере 6813 руб. 18 коп., данная не доплата сложилась по причине принятия решения Россошанским районного суда Воронежской области от 29.08.2011 о непринятия порядка перерасчета ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью в соответствии с нормами ст. 318 ГК РФ, согласно которой суммы подлежат индексации с учетом уровня инфляции, утвержденного указанием ФСИН России от 22.09.2010 № 10/16/2-605. Указанная сумма была перечислена в 2011г.
В 2012 году сумма недоплаты составила 0,42 коп. – данная сумма недоплаты образовалась за счет округления расчетов. Учитывая вышеуказанные позиции Верховного Суда Российской Федерации и действующее законодательство, при расчете производится вычитание получаемой пенсии из утраченного денежного довольствия. С октября по декабрь получаемая пенсия полностью покрывает утраченное денежное довольствие.
В 2014 году переплачено 2918,74 руб., в 2017 году сложилась переплата в сумме 36 332,67 руб. в связи с тем, что учреждение не учитывала изменение пенсии с 01.02.2017 и в дальнейшем при вычитании ее из утраченного денежного довольствия. В 2018г. сложилась переплата в сумме 41 414,61 руб. из-за не учета изменения пенсии при вычитании ее из утраченного денежного довольствия.
Указанные обстоятельства подтверждаются приложенными к материалам дела документами, включая расчеты представленные главным бухгалтером УСИН России по Воронежской области.
На основании изложенного следует признать, что порядок начисления истцу денежной компенсации, в связи с утратой трудоспособности, в счет возмещения вреда здоровью ее расчет, соответствуют действующему законодательству.
Доводы истца относительно того, что произведенные ответчиком расчеты компенсации не основаны на нормах действующего законодательства, в расчете компенсации ответчиком были допущены ошибки, противоречат выше установленным судом обстоятельствам.
Также в части необоснованности доводов истца, следует отметить, что как изложено выше, Приказом ФСИН России от 05.08.2013 №439 были утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей.
Федеральным законом от 01.05.2016 №125 в статью 12 Федерального закона №283-Ф3 были внесены изменения, определены новые условия для назначения комиссиями ВВЗ, а также иной порядок исчисления сумм возмещения вреда здоровью. В связи с этим, приказом ФСИН России от 16.09.2016 №736 были внесены изменения в Правила.
Согласно ст.2 Федерального закона от 01.05.2016 №125 в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона №283-Ф3» гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона №283-Ф3 (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 №125), ежемесячная денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
С учетом положений ч.5 ст.12 Федерального закона №283-Ф3, п.п. 9, 20 Правил следует, что реализация права гражданина на назначение и перерасчет компенсации в возмещение вреда здоровью носит заявительный характер. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности «Обзор судебной практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015, определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2016 №26-КГ16-17
Таким образом, для назначения ВВЗ гражданину необходимо обратится на имя руководителя по последнему месту службы в УИС с соответствующим заявлением и документами, определенными п. 20 Правил. Рассмотрение заявления осуществляется комиссией в соответствии с действующим на момент обращения законодательством Российской Федерации. Без подачи заявления о назначении ВВЗ право гражданина Российской Федерации на данную выплату реализовано быть не может.
Компенсация в возмещения вреда здоровью назначается приказом ФСИН России, территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России с момента волеизъявления гражданина Российской Федерации (с даты регистрации заявления).
С указанными изменениями, а также с расчетом денежной компенсации ВВЗ, истец - Саранчин С.А. был ознакомлен в письменном виде, что подтверждается приложенным к материалам дела листом ознакомления.
Саранчин С.А. в комиссию УФСИН с заявлением об установлении ему ВВЗ в соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона №283-Ф3 (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 №125) не обращался. При этом Комиссия УФСИН не наделена правом самостоятельно изменять, порядок выплаты ВВЗ без заявления Саранчина С.А.
Довод истца относительно того, что приведение к исполнению бюджетной организацией судебного решения от 04.08.2008 об обязании УФСИН по Воронежской области назначить и выплачивать Саранчину С.А. с 01.03.2008 года ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 80 % без исполнительного документа невозможно и запрещено на законодательном уровне, суд также находить необоснованным, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В данном случае ответчик исполнил решение суда в добровольном порядке, на основании вынесенного решения суда, копия которого также направляется ответчику, что не противоречит действующему законодательству, включая нормам ГПК РФ и Федерального Закона «Об исполнительном производстве».
Выдача исполнительного листа фактически является формой принудительного исполнения решения суда и применяется в случаях уклонения ответчика от исполнения решения суда в добровольном порядке.
На основании изложенного, требования истца о признании права на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с12.05.2016 года в порядке определенном п.5 ст.12 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ (в ред. от 01.05.2016 г. № 125-ФЗ) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязании издать приказ о производстве с 01.03.2019выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей в порядке определенном п.5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ (в ред. от 1.05.2016 г. № 125-ФЗ) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с последующей индексацией не подлежат удовлетворению.
В связи с отказом в удовлетворении вышеуказанных требований, требования о взыскании недоплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.10.2012г. по 28.02.2019г. с индексацией в размере 352411 руб. также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Саранчина Сергея Алексеевича к УФСИН России по Воронежской области, ФКУ ИК- 8 УФСИН России по Воронежской области о признании права на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с12.05.2016 года, обязании издать приказ о производстве с 01.03.2019выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.10.2012 г. по 28.02.2019 г. с индексацией в размере 352411 руб. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Клочкова Е.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.09.2019.