ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1701/2022 от 28.07.2022 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

29RS0018-01-2022-000952-25

Дело № 2-1701/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2022 г. г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Терентьевой А.А., при секретаре Кравец Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №2» об обязании произвести перерасчет, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №2» (далее - ПАО ТГК-2) о понуждении произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за 2020-2021 гг. отопительный период, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.

В обоснование требований указала, что является собственником жилого дома по адресу: , между истцом и ответчиком заключен договор поставки ресурсов № от 21.02.2020 о подключении к системе теплоснабжения. Данная услуга оказывается ответчиком ненадлежащим образом. Из представленных документов видно, что индивидуальный тепловой прибор (ИТП) с коммерческим узлом учета работает в диапазоне низких температур, что приводит к низкой температуре воздуха в жилом доме (не выше 16-18 градусов) в отопительный период 2020-2021 гг. Истцом неоднократно проведены замеры температуры в жилом доме в трех помещениях, температура не соответствует нормам. Некачественно оказанная услуга ответчиком приводит к низкой температуре воздуха в помещениях. Истцом неоднократно подавалась претензия в адрес ответчика о перерасчете за некачественно оказанную услугу. В актах осмотра теплового узла, с участием ответчика от 05.02.2021 и 11.02.2021, подтверждается факт некачественно поставленной услуги.

С учетом увеличения исковых требований, просит суд обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление за весь отопительный период 2020-2021 гг. в течении месяца после вступления решения суда в законную силу. Также истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., поскольку нарушены ее права как потребителя услуг.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал, с учетом увеличения.

Истец ФИО1 и третье лицо (также являющийся представителем истца) ФИО3 требования поддержали, указали, что в отопительный период 2020-2021 гг. температура в жилом доме не соответствовала нормам, в доме было холодно. Ответчиком не исполняются обязанности в полном объёме. В акте осмотра от 11.02.2021 зафиксирован показатель Т1 в объеме 72,8 (наружная температура -23 градуса), между тем подача ПАО ТГК-2 показателя Т1 составила 110 (температура в подающем трубопроводе), потери до потребителя составляют более 30%. Показания прибора учета зафиксировали низкие показания, давление также не соответствует нормам. Плата за отопление проведена в полном объеме. Также пояснили, что специалистов ПАО ТГК-2 в дом для замера температуры не пустили, поскольку замеров показаний на входе в дом достаточно. Истцом ежедневно проводились замеры температуры внутри дома в журнал, показатели не соответствуют нормам, что подтвердили свидетели.

Представители ПАО ТГК-2 ФИО4, ФИО5, ФИО6 с иском не согласились, указали, что истец не осуществила допуск специалистов ПАО ТГК-2 в жилой дом для замера температуры воздуха в доме, а также для осмотра системы отопления, что не позволяет ответчику зафиксировать нарушения, выявить причину и произвести перерасчет. Кроме того, низкая температура в жилом доме может быть вызвана несколькими факторами: нарушение работы системы отопления, ненадлежащее содержание трубы на участке истца (отсутствие теплоизоляции), стыковка труб разного диаметра на границе балансовой принадлежности истца и ТГК-2. Доказательств того, что имущество ответчика (сети) находятся в неисправном состоянии, из-за чего происходит остывание воды истцом не предоставлено.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, показания свидетеля ФИО7, суд приходит к следующему выводу.

Согласно договору поставки, между ФИО1 и ПАО «ТГК-2» от 21.02.2020, ресурсоснабжающая организация обязана обеспечить бесперебойную и качественную поставку ресурсов потребителю в соответствии с законодательством РФ. Договором № жилой дом истца подключен к системе отопления с общей тепловой нагрузкой 0,0382 Гкал/час. Соглашением об изменении договора поставки № 5790 от 21.02.2020 изменен диапазон давления в подающем трубопроводе в отопительный период на 73,00.

Как следует из искового заявления, ФИО1 указывает, что в ее жилом доме в отопительный период 2020-2021 гг. было холодно, температура не превышала 16-18 градусов, что подтверждается журналом измерения температуры и показания счетчика.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 1,2,3 ст. 539 ГК РФ).

Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).

Как следует из искового заявления, заявления об увеличении исковых требований, истец желает провести перерасчет исходя из положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила №354).

В судебном заседании третье лицо и представитель истца ФИО3 заявил ходатайство о намерении изменить исковые требования после консультации с юристом, взыскать с ответчика неосновательное обогащение за неисполнение договора, однако письменных уточнений не предоставил, в связи с чем суд рассмотрел исковое заявление по заявленным истцом требованиям.

Согласно п. 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Пунктами 105, 106 Правил № 354 установлено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица (пункт 108 Правил).

Согласно п. 110 Правил если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки. Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и представителем общественного объединения потребителей. Указанным представителям исполнитель обязан передать по 1 экземпляру акта повторной проверки.

Пунктом 109 Правил № 354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) настоящих Правил, также информация, указанная в пункте 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Согласно п. 111 Правил № 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил); б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил); в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения; г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.

Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным: а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов; б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества; в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил; г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения (пункт 112 Правил № 354).

После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме (пункт 113 Правил № 354).

Как следует из абз. 2 п. 98 Правил № 354, требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам.

В силу п. 14 Приложения N 1 к указанным Правилам бесперебойное отопление в течение отопительного периода допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно в течении месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °С до +12 °С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °С до +10 °С за каждый час превышения Допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

В силу п. 15 приложения № 1 к указанным Правилам, качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже +20 (+22 °C в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000.

Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 05.00 часов) - не более 3 °C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C. При этом отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.

ПАО ТГК-2 как ресурсоснабжающая организация, выступающая в качестве исполнителя коммунальных услуг, несет ответственность за режим и качество предоставляемых коммунальных услуг до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, исходя из чего и в соответствии с пунктом 103 Правил N 354, производит изменение размера платы за коммунальные услуги в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли в зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из представленных доказательств, 05.02.2021 и 26.02.2021 истцом в адрес ПАО ТГК-2 направлены претензии о ненадлежащем оказании услуг, поскольку ИТП работает на заниженных параметрах температуры, что отражается на микроклимате в доме, температура не поднимается выше 16-18 градусов. 11.03.2021 ПАО ТГК-2 в ответ на претензию пояснил следующее: параметры теплоносителя температура 150-70 С, напор сетевой воды в подающем трубопроводу 97 м. вод. ст. и в обратном трубопроводе 40 м.вод. ст. являются максимально возможным значением. В 2020-2021 гг. диапазон давления в подающем трубопроводу в отопительный период составил 73+-10 м.вод ст. (согласно соглашению к договору).

Кроме того, при проведении обследования 11.02.2021 в допуске сотрудников ПАО ТГК-2 в дом для замера ненормативных параметров температуры потребителем было отказано.

11.02.2021 согласно акту осмотра теплового узла показатель Т1 (температура воды в подающем трубопроводе) составил 72,8, Р1 (давление на входе) - 5,7, Т2-43, Р2 - 3,9. Температура наружного воздуха -23 С. Как следует из показаний свидетеля ФИО7, допрошенного в судебном заседании, при осмотре теплоузла были зафиксированы его показатели, узел соответствовал параметрам, замечаний не было. Теплотрассу до границы балансовой принадлежности не осматривали, поскольку ее обслуживает другой отдел. Однозначно определить, являются ли зафиксированные параметры Т1 нормой или отклонением от нормы, не представляется возможным, поскольку по каждому источнику должен составляться температурный график. В жилое помещение для замера температуры воздуха свидетель допущен не был, поскольку собственники указали, что имеют претензии только по параметрам теплоносителя. Комментарии в акте относительно температуры в жилом доме внесены потребителем.

Как следует из пояснений ФИО3, показатели теплоузла не соответствует норме, поскольку показатель Т1 составил 72,8 (при наружной температуре -23 градуса), а ПАО ТГК-2 отправляет потребителям Т1 в размере 110 (таблица по температурному графику в отопительный период), процент потерь до потребителя более 30%. Показатель Т1 должен быть не 72,8, а 100.

Как следует из пояснений представителя ПАО ТГК-2, указанный процент потереть является существенным (по тарифу норма теплопотерь 10 %), однако не установлена причина таких потерь. Причинами теплопотерь могут являться: отсутствие надлежащего утепления трубы (теплоизоляция) на земельном участке истца; стыковка различных по диаметру труб на границе балансовой принадлежности, что приводит к остыванию воды, неисправность системы теплоснабжения. Допустимые потери указаны в приложении №2 к договору и составляют 0,000223 Гкал/ч, между тем показания Т1 зафиксированы в другой единице измерения.

Для того чтобы определить, где происходят теплопотери необходимо вскрывать теплотрассу и производить замеры, а также осматривать трубу, которая находится на земельном участке истца.

Установить причины, по которым температура в доме истца занижена, также не представилось возможным, поскольку в жилой дом сотрудники ПАО ТГК-2 не был допущен. Причины могут быть различные: некорректность работы системы отопления, занижение объёма потребления до 0,2 т/ч (показатель G). На момент осмотра теплового узла 11.02.2021 расход теплоносителя зафиксирован 0,2 т/ч. Согласно п. 5 Условий подключения к системе теплоснабжения (Приложение №2 к договору о подключении к системе теплоснабжения № допустимый расчетный расход теплоносителя составляет 0,4 т/ч, то есть в 2 раза выше, чем установлено актом от 11.02.2021 при проведении замера. Таким образом, у потребителя имеется большой запас по регулированию расхода, следственно и температуры в помещениях. В случае увеличения объема потребления ресурса до 0,4 т/ч в доме станет теплее. Понижение объема теплоресурса ведёт к понижению расхода теплоэнергии и уменьшению коммунальных платежей (экономии). Обязанность по соблюдению предусмотренного договором режима теплопотребления установлен п. 3.1.2 договора поставки от 21.02.2020.

12.04.2021 тепловой узел вновь был обследования истцом и представителем ПАО ТГК-2, зафиксированы показания Т1 - 53, Р1- 6,1, Т2-36, Р2 - 2,5.

Как следует из пояснений стороны ответчика, однозначно сделать вывод о том, что указанные показания являются нормой (отклонением от нормы) нельзя.

В ПАО ТГК-2 отсутствует техническая возможность произвести расчет потерь от источника до конкретного потребителя. Нормативными документами не предусмотрено определение потерь тепловой энергии от источника до конкретного потребителя.

В данном случае на температуру теплоносителя влияет в большей степени не количество тепловых потерь от источника, а тот факт, что истец является так называемым «тупиковым» потребителем, то есть замыкает тепловую сеть. Температура на границе с истцом, будет определяться в первую очередь расходом теплоносителя через потребителя, так как циркуляция в тепловой сети от магистральной камеры будет равна циркуляции теплоносителя в тепловом пункте. Если потребитель перекроет у себя подачу теплоносителя, то циркуляции не будет по всей тепловой сети и, соответственно, температура теплоносителя в трубопроводе и на границе с потребителем станет равна температуре окружающей среды, в данном случае температуре грунта при подземной прокладке, а при отрицательных температурах может привести к размораживанию трубопроводов и их повреждению. То есть, в данном случае утверждение о какой-либо температуре теплоносителя на границе с потребителем является неверным, поскольку повлиять на температуру теплоносителя на границе с потребителем ПАО ТГК-2 не имеет возможности, независимо от того, какая температура теплоносителя в магистральной камере, принадлежащей ПАО ТГК-2 регулировать температуру теплоносителя в данном случае может только потребитель, увеличивая или уменьшая расход теплоносителя регулировочными устройствами внутри теплового пункта.

Индивидуальный прибор учета тепловой энергии жилого дома регистрирует температуру и расход теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах на вводе в индивидуальный тепловой пункт (далее - ИТП). В то же время ИПУ не определяет и не регистрирует давление теплоносителя на вводе в жилой дом, параметры теплоносителя в системе отопления, и температуру воздуха внутри жилого помещения. Таким образом, по показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии невозможно сделать вывод о снижении температуры воздуха внутри жилого помещения дома №.

Здание, расположенное по адресу: , подключено по тупиковой схеме. Для подключения здания использована труба диаметром, учитывающим перспективную застройку соседних участков. Протяженность тепловой сети от магистральной камеры составляет: Ду 65 мм - 137,4м; Ду 50 мм - 18,9 м. В настоящее время по указанной тепловой сети подключено только дом . Для компенсации тепловых потерь на указанном участке необходимо увеличение расхода теплоносителя через ИТП истца.

Управление режимами теплопотребления, трансформация, регулирование параметров теплоносителя осуществляется в ИТП здания, а также в системе отопления. В ИТП дома № установлена автоматика для регулирования подачи теплоносителя, а также ручной регулировочный кран.

Температура теплоносителя на источнике определяется температурным графиком регулирования. Составление температурных графиков для отдельного потребителя не предусмотрено Правилами технической эксплуатации, такие графики отсутствуют. Чем дальше от источника находится объект, тем больше неизбежные тепловые потери. Температура теплоносителя потребителя на вводе должна обеспечивать поддержание нормативной температуры в помещениях и нагрев горячей воды (при наличии ГВС). Снижение температуры теплоносителя вследствие неизбежных тепловых потерь компенсируется увеличенным расходом теплоносителя.

В соответствии с п. 103 Правил № 354, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

При рассмотрении настоящего дела не установлено, что нарушение качества коммунальной услуги по отоплению возникло до границы балансовой принадлежности истца, поскольку истец не предоставил сотрудникам допуск к осмотру системы отопления и не позволил выявить причину низкой температуры в доме, не был составлен акт о наличии нарушений температуры в жилом доме, не зафиксирована низкая температура в доме в присутствии сотрудников ПАО ТГК-2.

Ссылки стороны истца о том, что со стороны ответчика нарушена теплоизоляции после границы балансовой принадлежности (открыты колодцы, камеры не утеплены) суд также отклоняет, поскольку доказательств того, что сети находятся в неисправленном (аварийном) состоянии не предоставлено.

Доводы истца о том, что температура зафиксирована в журнале снятия показаний, подписанный свидетелями, суд не признает, поскольку какой-либо фиксации указанных температур в присутствии сотрудников ПАО ТГК-2 не произведено. Более того, фиксация температуры проводилась с января 2021 г., однако перерасчет истец просит произвести с начала отопительного периода 2020 г. Каких-либо доказательств наличия низкой температуры в доме в отопительный период 2020 г., материалы дела не содержат. Кроме того, обязанность по составлению актов сверки поставленного и оплаченного ресурса содержится в п. 3.1.10 договора поставки. Также суд принимает во внимание возражения ответчика о том, что прибор учета, которым фиксировалась температура в доме, не прошел никакие поверки, что истцом не отрицалось.

Как следует из сводного акта технической готовности системы теплоснабжения от 06.10.2020 по адресу: , техническое состояние теплоузла удовлетворительное, работоспособности системы отопления проверена ПАО ТГК-2. Каких-либо жалоб до февраля 2021 г. от потребителя не было.

Отчет о суточных параметрах теплоснабжения за 01.10.2020-27.04.2021 суд также не принимает, поскольку показания данного прибора необходимо сопоставляться с температурой воздуха по каждому дню. Кто-либо из сторон не мог пояснить, являются указанные показания нарушением Правил 354, поскольку данные показания зафиксированы не в Гкал.

Температурный график, на который ссылается истец, суд также не принимает, поскольку в общем доступе указанного графика нет, представитель ответчика отрицается факт наличия какого-либо согласованного графика с администрацией ГО «Город Архангельск».

Исходя из указанных обстоятельств, суд не усматривает оснований для обязания ответчика провести перерасчет истцу за услуги по отоплению за отопительный период с 2020-2021 гг.

Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая, что в удовлетворении основанного требования отказано, каких-либо нарушений прав ФИО1 не выявлено оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, распределения судебных расходов также нет.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 (ИНН ) к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №2» (ИНН <***>) об обязании произвести перерасчет, компенсации морального вреда отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Терентьева

Решение в окончательной форме изготовлено 4 августа 2022 г.