дело № 2-1703/2021
УИД 61RS0045-01-2021-001475-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2021 года
с. Покровское, Неклиновского района Ростовской области
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи: Комиссаровой Е.С.,
с участием
старшего помощника Таганрогского транспортного прокурора
Южной транспортной прокуратуры Волох И.О.
представителя ответчика ФГУП «Росморпорт» Сердечной Ю.В.
представителя третьего лица Росреестра ФИО1
при секретаре: Руденко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя Таганрогского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» в лице Азовского бассейного филиала об обязании оформить документы на право пользования земельным участком, третьи лица Федеральное агентство Морского речного транспорта, Росреестр,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском в защиту Российской Федерации указав в обоснование своих требований на следующие обстоятельства.
Таганрогской транспортной прокуратурой в 2020 году проведена проверка исполнения Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» требований законодательства при использовании земельных участков государственной собственности, в результате чего выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ -р «О закреплении на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт» федерального имущества (объектов незавершенного строительства)» из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУ «Морская администрация порта Таганрог», исключены и переданы ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения следующие объекты федерального недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес> коса, 2-ой грузовой район: плавпричал П-20-18, плавпричал П-20-19, плавпричал П-20-16, плавпричал П-20-22, плавпричал П-20-7, железобетонный понтон, незавершенное строительство - 2-ой грузовой район.
Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 61:26:0600021:57, площадью 220000 +/- 820,82 кв.м., местоположение: <адрес>, р-н Неклиновский, район <адрес> (устье Миусского лимана), расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве хозяйственного ведения ФГУП «Росморпорт»: плавпричал П-20-18. плавпричал П-20-19, плавпричал П-20-16, плавпричал П-20-22, плавпричал
П-20-7, железобетонный понтон, имеющие следующие кадастровые номера 61:26:0600021:323,61:26:0600021:324, 61:26:0600021:325, 61:26:0600021:326, 61:26:0600021:329, 61:26:0600021:330.
Собственником вышеуказанного земельного участка является Российская Федерация (номер государственной регистрации права - 61-61- 30/011/2010-249, дата государственной регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ). Категория земельного участка - земли водного фонда; вид разрешенного использования - под строительство грузового района морского порта; для размещения и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта.
Земельный участок входит в границы морского порта Таганрог.
Правоустанавливающие документы на указанный земельный участок, занимаемый упомянутыми объектами недвижимого имущества, Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» не оформлены.
Таганрогской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» было внесено представление об устранении нарушений закона, требования которого были рассмотрены и удовлетворены.
Однако действенных мер, направленных на оформление права на земельный участок, Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» до настоящего времени не принято, законные требования прокуратуры не исполнены.
Истец просит суд обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» в лице Азовского бассейного филиала оформить документы на право пользования земельным участком, расположенным по адресу <адрес>, (устье Миусского лимана), имеющим кадастровый №, в установленным законном порядке
В ходе рассмотрения дела в качестве 3 х лиц привлечены Федеральное агентство Морского речного транспорта, Росреестр.
В судебном заседании старший помощник Таганрогского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Волох И.О. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ФГУП «Росморпорт» Сердечная Ю.В. на основании доверенности в судебном заседании полагала, что требования Транспортной прокуратуры незаконны и необоснованные, доводы, указанные возражениях, поддержала, согласно которым фактические границы объектов (плавпричал П-20-18, плавпричал П-20-19, плавпричал П-20-16, плавпричал П-20-22, плавпричал П-20-7, железобетонный понтон) выходят за границы кадастрового квартала 61:26:0600021, в связи с чем невозможно сформировать участки под объектами в их фактических границах, а также сформировать часть земельного участка с кадастровым номером 61:26:0600021:57 под железобетонным понтоном в его фактических границах. Поэтому не имеется оснований для приобретения ответчиком прав на весь земельный участок с к.н. 61:26:0600021:57, площадью 220 000 кв.м., тогда как на нем размещена лишь часть из шести объектов ответчика.
Ответчиком представлено заключение кадастрового инженера от 17.06.2021г., выводам которого объекты имеют статус «вспомогательных», исходя из чего, у ответчика не возникает обязанности оформить права на земельный участок. Ответчиком подано исковое заявление в Арбитражный суд исковое заявление о признании отсутствующим права на спорные объекты, как на объекты недвижимого имущества. Просила суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Управление Росреестра РО ФИО1 в судебным заседании, представила отзыв на исковые требования, который при рассмотрении дела поддержала.
Представитель третьего лица Федерального агентства Морского речного транспорта будучи надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, уважительных причин неявки суду не представили, об отложении рассмотрения дела не просил.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Исковое заявление подано заместителем Таганрогского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, поскольку усматривает противоправное бездействие ФГУП «Росморпорт» в лице Азовского бассейнового филиала, которое влечет нарушение прав Российской Федерации, выражающееся в неполучении в доход государства арендных платежей за использование земельного участка.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита
гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Таганрогской транспортной прокуратурой в 2020 году проведена проверка исполнения Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» требований законодательства при использовании земельных участков государственной собственности, в результате чего выявлены нарушения.
В силу ч. 1 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с ч.ч. 1, 4-5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту - Закон) предусмотрено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона имущество унитарного предприятия формируется за счет, в том числе имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч.ч. 3, 4, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Проверкой установлено, что согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ -р «О закреплении на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт» федерального имущества (объектов незавершенного строительства)» из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУ «Морская администрация порта Таганрог», исключены и переданы ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения следующие объекты федерального недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес> коса, 2-ой грузовой район: плавпричал П-20-18, плавпричал П-20-19, плавпричал П-20-16, плавпричал П-20-22, плавпричал П-20-7, железобетонный понтон, незавершенное строительство - 2-ой грузовой район.
Перечисленные объекты переданы с балансового учета ГУ «Морская администрация порта Таганрог» на балансовый учет ФГУП «Росморпорт» на основании Акта о приеме-передаче объектов незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 данного распоряжения ФГУП «Росморпорт» ДД.ММ.ГГГГ обеспечена государственная регистрация права хозяйственного ведения на указанные объекты.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 61:26:0600021:57, площадью 220000 +/- 820,82 кв.м., местоположение: <адрес> (устье Миусского лимана), расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве хозяйственного ведения ФГУП «Росморпорт»: плавпричал П-20-18. плавпричал П-20-19, плавпричал П-20-16, плавпричал П-20-22, плавпричал
П-20-7, железобетонный понтон, имеющие следующие кадастровые номера 61:26:0600021:323,61:26:0600021:324, 61:26:0600021:325, 61:26:0600021:326, 61:26:0600021:329, 61:26:0600021:330.
Согласно сведениям ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 61:26:0002046:57, расположены объекты недвижимости со следующими характеристиками:
кадастровый №; вид объекта недвижимости: сооружение; характеристики сооружения: площадь: 160 кв.м.; назначение: не задано,3. сооружения гидротехнические; наименование: Плавпричал П-20-16; адрес: <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. <адрес> (устье Миуского лимана);
кадастровый №; вид объекта недвижимости: сооружение; характеристики сооружения: площадь: 160 кв.м.; назначение: не задано,сооружения гидротехнические; наименование: Плавпричал П-20-7; адрес: <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. <адрес> (устье Миуского лимана);
кадастровый №; вид объекта недвижимости: сооружение; характеристики сооружения: площадь: 160 кв.м.; назначение: не задано; наименование: Плавпричал П-20-18; адрес: <адрес>,
р-н Неклиновский, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. <адрес> (устье Миуского лимана);
кадастровый №; вид объекта недвижимости: сооружение; характеристики сооружения: площадь: 896.1 кв.м.; назначение: не задано,3. сооружения гидротехнические; наименование: Железобетонный понтон; адрес: <адрес>, р-н Неклиновский, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. <адрес> (устье Миуского лимана);
кадастровый №; вид объекта недвижимости: сооружение; характеристики сооружения: площадь: 160 кв.м.; назначение: не задано,3. сооружения гидротехнические; наименование: Плавпричал П-20-22; адрес: <адрес>, р-н Неклиновский, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. <адрес> (устье Миуского лимана);
кадастровый №; вид объекта недвижимости: сооружение; характеристики сооружения: площадь: 160 кв.м.; назначение: производственное, сооружения гидротехнические; наименование: Плавпричал П-20-19; адрес: <адрес>, р-н Неклиновский, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. <адрес> (устье Миуского лимана).
Согласно сведениям ЕГРН правообладателем объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 61:26:0600021:323,61:26:0600021:324,61:26:0600021:325, 61:26:0600021:326, 61:26:0600021:329, 61:26:0600021:330 на праве собственности является Российская Федерация.
Категория земельного участка - земли водного фонда; вид разрешенного использования - под строительство грузового района морского порта; для размещения и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта.
Земельный участок входит в границы морского порта Таганрог.
Правоустанавливающие документы на указанный земельный участок, занимаемый упомянутыми объектами недвижимого имущества, Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» не оформлены.
Таганрогской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» было внесено представление об устранении нарушений закона, требования которого были рассмотрены и удовлетворены.
Однако действенных мер, направленных на оформление права на земельный участок, Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» до настоящего времени не принято, законные требования прокуратуры не исполнены.
Доводы ответчика ФГУП «Росморпорт», что объекты незавершенного строительства (плавпричалы П-20-7, П-20-16, П-20-18, П-20- 19, П-20-22 и железобетонный понтон») переданы как законсервированными, согласно приказа Морской администрации порта Таганрог от ДД.ММ.ГГГГ№, и эксплуатация данных объектов предприятием никогда не осуществлялась не могут быть приняты во внимание судом по следующим основаниям.
В перечень объектов незавершенного строительства, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением «Морская администрация порта Таганрог» и передаваемого ФГУП «Росморпорт», являющийся приложением к распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О закреплении на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт» федерального имущества (объектов незавершенного строительства)», входят следующие самостоятельные объекты, расположенные по адресу: <адрес> коса, 2-ой грузовой район:плавпричал П-20-18;плавпричал П-20-19;плавпричал П-20-16;плавпричал П-20-22;плавпричал П-20-7;железобетонный понтон;незавершенное строительство - 2-ой грузовой район.
Согласно приказа начальника Морской администрации порта Таганрог ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О консервации незавершенного строительства: 2-й грузовой район Таганрогского морского порта» указано о проведении консервации самостоятельного объекта федерального имущества, а именно незавершенного строительства 2-ого грузового района, ссылка на консервацию плавпричалов и железобетонный понтон отсутствует.
Ответчиком не представлено организационно-распорядительных документов предприятия о выводе портовых гидротехнических сооружений из эксплуатации, что ставит по сомнение, утверждение ответчика в отсутствии эксплуатации ФГУП «Росморпорт», указанных плавпричалов и железобетонных понтонов.
Согласно выводам кадастрового инженера ООО «БТИ - Кадастр и Оценка» от ДД.ММ.ГГГГ№, 7, 8, 9, 10 и 11, объекты незавершенного строительства - плавпричалы П-20-7, П-20-16, П-20-18, П- 20-19,П-20-22 и железобетонный понтон в силу конструктивных особенностей обладают признаками движимого имущества, являются некапитальными, имеют вспомогательное назначение.
Исходя из чего, ответчик ФГУП «Росморпорт», пришел к выводу, что права на них не подлежат государственной регистрации, не могут использоваться в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта.
Данные выводы не принимаются судом по следующим основаниям.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Таким образом, объекты незавершенного строительства, то есть объекты, строительство которых не завершено, отнесены к объектам капитального строительства наряду с зданиями, строениями, сооружениями.
Согласно положениям ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу (недвижимым вещам, прочно связанным с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно).
Сведения об объектах незавершенного строительства наряду со сведениями об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, вносятся в рамках государственного кадастрового учета недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости, что также позволяет делать выводы об отнесении объектов незавершенного строительства к объектам недвижимости, о чем указывает ч. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При этом объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества (п. 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
По смыслу ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных нрав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Так, в материалах гражданского дела, в приложениях к заключениям кадастрового инженера ООО «БТИ - Кадастр и Оценка» от 17.06,2021 №, 7, 8, 9, 10 и 11 имеются выписки из ЕГРН на следующие объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества, являющиеся объектами федерального имущества и находящиеся на праве хозяйственного ведения у ФГУП «Росморпорт»:плавпричал П-20-18;плавпричал П-20-19;плавпричал П-20-16;плавпричал П-20-22;плавпричал П-20-7;железобетонный понтон.
Осуществление в отношении указанных объектов государственного кадастрового учета и государственной регистрации права ни Российской Федерацией в лице уполномоченных органов, ни ФГУП «Росморпорт» в установленном порядке не обжаловалось.
Выполнением указанных мероприятий в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» занималось непосредственно ФГУП «Росморпорт».
Таким образом, в настоящее время плавпричалы П-20-18, П-20-19, П-20-16, П-20-22, П-20-7 и железобетонный понтон являются объектами недвижимого имущества и, соответственно, объектами капитального строительства, следовательно, могут использоваться в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта.
Ответчик ФГУП «Росморпорт» в своих возражениях указывает, что плавпричалы П-20-18, П-20-19, П-20-16, П-20-22, П-20-7 и железобетонный понтон имеют вспомогательное назначение.
Данные доводы ФГУП «Росморпорт» не принимаются судом, так как противоречат материалам дела и нормам материального права.
В соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации не дает определение понятию «объект вспомогательного использования», не устанавливает критерии отнесения тех или иных строений и сооружений к числу вспомогательных.
Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно ч. 10 ст. 4 указанного закона к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся:здания и сооружения временного (сезонного) назначения;здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения;здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, закон конкретизирует цель создания зданий и сооружений вспомогательного использования в виде необходимости их наличия для создания основных зданий и сооружений.
Письмом Минстроя России от 16.03.2020 № 9394-ДВ/08 согласована следующая позиция, согласно которой под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности, представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования.
Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования относятся здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства.
На территории земельных участков, занимаемых ФГУП «Росморпорт» под объектами недвижимого имущества - плавпричалами П-20-18,П-20-19, П-20-16,П-20-22,П-20-7 и железобетонным понтоном, отсутствуют какие-либо здания, строения, сооружения.
Таким образом, указанные объекты недвижимого имущества являются основными (главными) сооружениями, о чем также свидетельствует назначение объектов в выписке из ЕГРН: сооружения гидротехнические.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества, используемые ФГУП «Росморпорт», находятся в границах морского порта Таганрог.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» портовыми гидротехническими сооружениями признаются инженерно-технические сооружения, расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.
Согласно перечня работ по обеспечению ввода первого этапа I очереди строительства второго грузового района порта, утвержденного в 1990 году начальником Таганрогского морского торгового порта ФИО3, и технического задания генподрядной организации на производство строительно-монтажных работ в 1996 году, в перечень работ входит: установка плавпричалов, дебаркадера на песчаную или щебеночную постель (дноуглубление, отсыпка, равнение постели, поставка плавсредств, раскрепление, заполнение отсеков песчаным грунтом), обустройство плавпричалов и дебаркадера (металломонтаж, бетонирование).
Согласно техническому заданию в перечень работ по обустройству плавпричалов и понтона-дебаркадера входит: устройство постели с последующей подсыпкой откосов, заполнение песчаным грунтом отсеков плавпричалов и дебаркадера, выполнение мероприятий согласно акту технического состояния, устройство монолитного железобетонного покрытия причалов.
Таким образом, перечень мероприятий, исходя из необходимости проведения дноуглубительных работ, раскрепления, металломонтажа и бетонирования объектов (с целью установки фундамента сооружений), еще раз подтверждает отнесение плавпричалов П-20-18, ГГ-20-19, П-20-16, П-20- 22, ГТ-20-7 и железобетонного понтона к объектам недвижимого имущества.
Утверждение о том, что вышеуказанные объекты недвижимого имущества имеют вспомогательное назначение со ссылкой на п. 4.4 рабочего проекта объекта «Строительство 2-го грузового района Таганрогского морского торгового порта в Миусском лимане», разработанного ООО НГШ «АВТЕК» в 1995 году, является ошибочным.
В заключениях кадастрового инженера ООО «БТИ - Кадастр и Оценка» от ДД.ММ.ГГГГ№, 7, 8, 9, 10 и 11 подробная техническая характеристика объектов недвижимого имущества отсутствует, на основании чего, специалист пришел к выводу о том, что плавпричалы П-20-18, П-20-19, П-20-16, П-20-22, П-20-7 и железобетонный понтон не являются объектами капитального строительства и имеют вспомогательное назначение, невозможно установить.
Объекты недвижимого имущества - плавпричалы П-20-18, П-20-19, П- 20-16, П-20-22, П-20-7 и железобетонный понтон не являются ни вспомогательными, ни временными сооружениями.
В своих возражениях ответчик ФГУП «Росморпорт» указывает, что согласно разделу 1 «Общая характеристика сооружения» Акта от ДД.ММ.ГГГГ освидетельствования гидротехнического сооружения - плавпричалы П-20-7, П-20-16,П-20-18,П-20-19,П-20-22,выполненного ОАО «Союзморниипроект», конструкция сооружения представляет: до установки на песчаную постель плавучие железобетонные понтоны (плавпричалы П- 20-7, П-20-16, П-20-18, П-20-19, П-20-22), после установки на песчаную постель в 1996 году вертикальная стенка гравитационного типа. Плавпричалы расположены в одну причальную линию торцами встык, полость плавпричалов заполнена песчано-ракушечной смесью с последующей укладкой бетонного выравнивающего слоя, устройством монолитного покрытия. Юго-западнее в створе плавпричалов на расстоянии 24 м от них расположен железобетонный понтон длиной 65.15 м, шириной 14 м, установленный на песчаную постель.
Однако согласно разделу 1 «Общая характеристика сооружения» Акта от 15.12.2010освидетельствования гидротехнического сооружения плавпричалы П-20-7, П-20-16, П-20-18, П-20-19, П-20-22, выполненного ОАО «Союзморниипроект», «полость плавпричалов заполнена песчано- ракушечной смесью с последующей укладкой бетонного выравнивающего слоя, устройством железобетонного монолитного покрытия толщиной 200 мм и установкой швартовных устройств. В результате вышеперечисленных мероприятий плавпричалы представляют собой единое сооружение, состоящее из пяти секций. Назначение - переработка минерально-строительных грузов. Год постройки - 1973. Год последней реконструкции - 1996... Класс сооружения III».
Изложенное еще раз подтверждает, что плавпричалы П-20-7, П-20-16, П-20-18, П-20-19, Г1-20-22, относящиеся к портовым гидротехническим сооружением, являются объектами капитального строительства и, как следствие, объектами недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
Довод ФГУП «Росморпорт», что фактические границы плавпричалов П-20-18, П-20-19, П-20-16, П-20-22, П-20-7 и железобетонного понтона выходят за границы кадастрового квартала 61:26:0600021, в связи с чем, невозможно сформировать участки под данными объектами в их фактических границах, а также сформировать часть земельного участка с кадастровым номером 61:26:0600021:57 под железобетонным понтоном в его фактических границах, суд оценивает критически.
Изложенное противоречит заключению № от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера ООО «БТИ Кадастр и Оценка», согласно которому данные объекты частично выходят за границы кадастрового квартала 61:26:0600021, кроме того, формирование земельных участков под указанными объектами в их фактических границах возможно в случае соответствующего изменения границ кадастрового квартала 61:26:0600021 в установленном порядке.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом, установлено, что требования прокурора об обязании оформить документы на право пользования земельным участком являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь, ст. 193-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Заместителя Таганрогского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» в лице Азовского бассейного филиала об обязании оформить документы на право пользования земельным участком удовлетворить в полном объеме.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» в лице Азовского бассейного филиала оформить документы на право пользования земельным участком, расположенным по адресу <адрес>, ( устье Миусского лимана), имеющим кадастровый №, в установленным законном порядке
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в апелляционном порядке через Неклиновский районный суд Ростовской области в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме
Председательствующий подпись Е.С. Комиссарова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2021 года