УИД 79RS0002-01-2023-002182-23
Дело № 2-1704/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Хроленок Т.В.,
при секретаре судебного заседания Григорьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к государственному предприятию Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
у с т а н о в и л:
ФИО1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации морального вреда и штрафа. Требования мотивировали тем, что являются потребителями коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения, поставляемых ответчиком по адресу: <адрес>А, <адрес> Они оплачивают ответчику стоимость потребленных услуг согласно платежным документам, выставляемых им ответчиком. Однако, в период с августа 2022 года по май 2023 года ответчик в нарушение требований пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг, предоставляет платежные документы с опозданием, позднее первого числа месяца. Задержка предоставления платежных документов, нарушила права истцов как потребителей коммунальных услуг, на своевременную проверку правильности начислений и своевременную оплату. Виновные нарушения действующего законодательства ответчиком повлекли за собой нанесение истцам морального вреда, который выразился в их нравственных страданиях и переживаниях.
Просили суд признать незаконным действия ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» по несвоевременной доставке платежных документов в период с августа 2022 года по май 2023 года; взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей каждому, всего взыскать 20 000 рублей и штраф в размере 50% от присужденных сумм, за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
В судебном заседании ФИО1, действующий, в том числе, в качестве законного представителя ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представителя ФИО2, ФИО3, ФИО4, доводы и требования иска поддержал, просил об его удовлетворении. Дополнительно суду пояснил, что к ответчику письменно по вопросу доставки платежных документов истцы не обращались; пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг с них не взыскивались.
Представитель ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО7 исковые требования не признал, по доводам письменных возражений. Суду пояснил, что ФИО5 не является собственником жилого помещения, указанного в иске, и не несет обязанности по оплате коммунальных услуг, поскольку является несовершеннолетним. Не отрицал, что доставка платежных документов осуществлялась в спорный период позже установленного срока. Полагает, что несмотря на несвоевременную доставку платежных документов, истцами не доказано нарушение их прав потребителей обжалуемыми действиями ответчика, в связи с чем, просил в удовлетворении иска отказать.
Иные участники в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 153, частью 2 статьи 154 и частью 1 статьи 155 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен в том числе решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Согласно части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>А, <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрированы истцы: ФИО1 (постоянно с 09.04.1998), ФИО5 (постоянно с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2 (постоянно с 09.04.1998).
Из материалов дела усматривается, что с августа 2022 года доставка платежных документов осуществлялась ООО «Программы учета» по договорам, которые заключались каждый месяц, и по условиям которого исполнитель обязан обеспечить доставку счетов-квитанций потребителям не позднее 10 числа каждого месяца.
После марта 2023 года, доставка платежных документов осуществляется физическими лицами на основании заключаемых договоров оказания услуг каждый месяц сроком на несколько дней.
В качестве подтверждения, представителем ответчика представлены: договор на оказание услуг по начислению, организации сбора и обработки платежей населения за услугу водоотведения от 01.08.2022 № 0208/22, договор на оказание услуг по начислению, организации сбора и обработки платежей населения за услугу холодного водоснабжения от 01.08.2022 № 0108/22, договор на оказание услуг от 14.04.2023 № 2-189/23, договор на оказание услуг от 14.04.2023 № 2-1909/23, договор на оказание услуг от 14.04.2023 № 2-188/23.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в спорный период (август 2022 года по май 2023 года) имела место доставка платежных документов за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения собственникам помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А позднее 1 числа месяца. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Между тем, разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что сама по себе доставка истцам квитанции на оплату коммунального ресурса позднее установленного срока, прав истцов как потребителей не нарушает, неблагоприятных последствий для них в виде начисления пени не повлекло, само по себе не предоставление платежного документа в сроки, установленные пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, вопреки позиции истцов, их прав не нарушает.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17, статья 18).
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Поскольку истцами не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав истца предоставлением платежных документов с несоблюдением сроков, установленных пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, то оснований для удовлетворения иска не имеется.
Как определено статьей 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины (статья 15 Закона о защите прав потребителей).
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы к ответчику с запросами о предоставлении информации об объеме оказанных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, расчете оплаты за оказанные услуги и об их стоимости не обращались. Доказательств обратного суду не представлено.
Доводы истцов о том, что доставлением платежных документов позднее первого числа месяца истцы не смогли реализовать какие-либо права, то есть для них наступили неблагоприятные последствия, в судебном заседании не нашли своего подтверждения. Указанную информацию истцы при необходимости в ней могли получить, обратившись непосредственно в ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс».
В силу пункта 1 статьи 11 ГК РФ защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
Согласно положениям части 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4 ГК РФ условием реализации этих прав является нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Указанные правовые нормы в их системной взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в указанном выше Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, допускают возможность удовлетворения требования о компенсации морального вреда при установлении факта нарушения прав потребителя, что соответствует общим положениям статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 ГПК РФ, согласно которым судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Принимая во внимание, что истцами в нарушение статьи 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств, подтверждающих, нарушение их прав, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности и взыскания в пользу истцов компенсации морального вреда и штрафа.
Учитывая, что в судебном заседании не установлено каких-либо нарушений со стороны ответчика прав истцов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований и для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, ИНН №), ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес> автономная область, ИНН №), ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес> автономная область, ИНН №), ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес> автономная область, ИНН №), ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес> автономная область, ИНН №), к государственному предприятию <адрес> «Облэнергоремонт плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда и штрафа – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Хроленок
Мотивированное решение составлено 19 июля 2023 г.