УИД 11RS0002-01-2019-002806-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республика Коми 25 октября 2019 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Засориной С.Е.,
с участием транспортного прокурора Ивашкиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1705/2019 по иску транспортного прокурора г. Воркуты в защиту интересов Российской Федерации к Акционерному обществу «Комиавиатранс» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Транспортный прокурор обратился в суд с иском к ответчику, в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия АО Комиавиатранс» и возложении на него обязанности по оснащению помещения насосной станции № 2 приёмного склада средствами автоматического контроля загазованности по НКПРП (нижний концентрационный предел распространения пламени) с подачей сигнала (светового и звукового) у входа в помещение насосной и в операторную при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% объёмных от НКПРП, а также автоматической пожарной сигнализацией в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу. Требования мотивированы нарушением законодательства о промышленной и пожарной безопасности в данной части.
В судебном заседании прокурор Ивашкина М.А. исковые требования поддержала.
АО «Комиавиатранс» о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, об уважительности причин неявки не сообщено. По нормам ст. 167 ГПК суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.п. «6» п.1 ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
В свою очередь ч.2 ст.7.1 Воздушного кодекса РФ к особо опасным, технически сложным объектами инфраструктуры воздушного транспорта относит взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.
Согласно свидетельству о регистрации А25-02039 склад ГСМ аэропорта Воркута и участок механизации аэропорта Воркута внесены в Реестр опасных производственных объектов, дата регистрации 12.06.2013. Складу ГСМ присвоен III класс опасности.
По сведениям, характеризующим опасный производственный объект, насосная станция № 2 приемного склада входит в состав опасного производственного объекта «Склад ГСМ аэропорта Воркута.
Положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", как следует из преамбулы, распространяются все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:
- деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;
- безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Нормы и правила промышленной безопасности устанавливаются и утверждаются соответствующими приказами Ростехнадзора, иными нормативными актами, как общего назначения, так и по отраслям промышленности.
В соответствии с ч.2 ст.3 Закона о промышленной безопасности требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Как следует из сведений об опасном производственном объекте при эксплуатации насосной станции № 2 приемного склада используются горючие жидкости, характер опасности при работе объекта – взрывопожароопасность.
Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденные приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461, распространяются на опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов, которые включают в себя комплекс зданий, резервуаров и других сооружений, предназначенных для приема, хранения и выдачи нефти и нефтепродуктов. К опасным производственным объектам складов нефти и нефтепродуктов относятся нефтебазы, резервуарные парки и наливные станции магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, товарно-сырьевые парки центральных пунктов сбора нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих производств, а также склады нефтепродуктов, входящие в состав промышленных предприятий и организаций
В соответствии с п. 2.8.15 Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов в помещениях насосных станций следует устанавливать средства автоматического контроля загазованности по НКПРП с подачей сигнала (светового и звукового) у входа в помещение насосной и в операторную при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% объемных от НКПРП.
Расстояние от датчика загазованности до наиболее удаленной точки возможных утечек в группе насосов не должно превышать 4 м (по горизонтали). В помещении насосной следует устанавливать не менее двух датчиков загазованности.
Места установки и количество датчиков загазованности определяются проектной документацией.
Включение аварийной вентиляции осуществляется при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объемных от НКПРП.
При достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объемных от НКПРП следует предусмотреть автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов.
Все случаи загазованности должны регистрироваться приборами с автоматической записью и документироваться.
В силу п.3.6.4 тех же Правил… требования пожарной безопасности к опасным производственным объектам складов нефти и нефтепродуктов и к источникам противопожарного водоснабжения должны соответствовать нормам законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.
В свою очередь, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в ст.1 определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. А требования пожарной безопасности как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, невыполнение которых является нарушением требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.91 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Как указано в п. 3 ст.4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В совокупности норм, содержащих требования в области пожарной безопасности, включая Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, установка автоматических систем противопожарной защиты, в том числе систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты и т.д., является безусловным требованием пожарной безопасности.
В силу п.7 ст.83 Технического регламента … системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.
Проведенной транспортной прокуратурой с привлечением специалиста Ростехнадзора в период с 18.07.2018 по 26.07.2018 проверкой установлено отсутствие средств автоматического контроля загазованности, автоматической пожарной сигнализации на указанном объекте. О наличии нарушения в числе иных указывает в справке от 18.07.2018 старший государственный инспектор Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Епищев В.В.
Представление Воркутинской транспортной прокуратуры от 26.07.2018 23/1-3-2018/67 в данной части не исполнено до настоящего времени. АО «Комиавиатранс» в ответе от 20.09.2019 подтверждает данное обстоятельство.
Таким образом, установленные в деятельности ответчика нарушения до настоящего времени не устранены, его бездействие нарушает требования действующего законодательства, в связи с чем имеются основания для применения способа защиты права, предусмотренного ст.12 ГК РФ. При таких обстоятельствах в соответствии с приведенными правовыми нормами заявленные требования подлежат удовлетворению.
Указанный истцом срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить возложенные на него обязанности, суд применительно к положениям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая объем подлежащих устранению нарушений, полагает разумным и достаточным.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на Акционерное общество «Комиавиатранс» обязанность по оснащению помещения насосной станции № 2 приёмного склада средствами автоматического контроля загазованности по НКПРП (нижний концентрационный предел распространения пламени) с подачей сигнала (светового и звукового) у входа в помещение насосной и в операторную при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% объёмных от НКПРП, а также автоматической пожарной сигнализацией, в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Акционерного общества «Комиавиатранс» (ИНН 1101141183 ЕГРЮЛ 01.04.2013) государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет Муниципального образования городского округа «Воркута».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме – 28.10.2019.
Председательствующий Е.Ю. Солодилова