Мотивированное решение составлено 04.02.2022 Дело № 2-214/2022
УИД 76RS0021-01-2021-002552-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2022 г. г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Бодрова Д. М.,
при секретаре Караваевой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования,
установил:
Тутаевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском об обязании Департамент образования Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области установить в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при входе в здание по адресу: <адрес>, вывески с названием органа, графиком работы органа, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки по исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что при входе в здание Департамента образования Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, расположенного по вышеуказанному адресу, которое является административным зданием органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия органа управления в сфере образования, отсутствуют вывески с названием органа, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Данный объект не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности, не соответствует направления социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Комаров С. Р. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика действующая на основании доверенности ФИО1, выразила согласие с заявленными требованиями, заявленный прокурором срок для устранения недостатков, полагала достаточным.
Представитель третьего лица Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, общественные здания, строения и сооружения.
Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с подп. «е» п. 3 "Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", утв. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В силу подп. «а» п. 4 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам как одно из условий доступности услуг наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденный и введенные в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.
В соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.
Согласно материалам дела в здании, находящемся по адресу: <адрес> располагается Департамент образования Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, который осуществляет функции органа местного самоуправления. В указанное здание имеется доступ неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов по зрению.
В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и СП 59.13330.2020 при входе в здание по вышеуказанному адресу отсутствуют вывески с названием органа, графиком работы органа, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.
Данные обстоятельства подтверждаются актом о выявленных нарушениях от 26.11.2021 г., фотоснимками и не оспаривались ответчиком.
Таким образом, суд полагает установленным, что ответчиком в настоящее время не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для обеспечения прав и свобод инвалидов.
Суд соглашается с доводами истца о том, что для данной категории лиц указанный объект не обеспечивает беспрепятственный доступ с учетом ограничений их жизнедеятельности, не соответствует направления социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Заявленный прокурором срок для устранения указанных недостатков суд также находит достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить.
Обязать Департамент образования Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание указанного департамента по адресу: <адрес> вывески с названием органа, графиком работы органа, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д. М. Бодров