ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1706/18 от 16.05.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2018 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Бакановой О.А.,

при секретаре Даудовой Л.Х.,

с участием истца Долгановой О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Долганова И.О., Долгановой В.О.,

представителя ответчика Администрации г. Иркутска – Меренковой Н.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица Министерства по молодежной политике Иркутской области - Токаревой О.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1706/2018 по исковому заявлению Долганова О.А., Долгановой О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Долганова И.О., Долгановой В.О. о признании незаконным решения Администрации г. Иркутска по исключению из числа участников подпрограммы и программы, возложении обязанности восстановить в числе участников подпрограммы и программы с даты первоначальной постановки на учет,

УСТАНОВИЛ:

Долганов О.А., Долганова О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Долганова И.О., Долгановой В.О., обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации г. Иркутска о признании незаконным решения Администрации г. Иркутска по исключению из числа участников подпрограммы и программы, возложении обязанности восстановить в числе участников подпрограммы и программы с даты первоначальной постановки на учет.

В обоснование исковых требований истцы указали, что решением постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ семья истцов в составе трех человек была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» и целевой муниципальной программы «Молодым семьям г. Иркутска – доступное жилье». В соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи включена дочь Долганова В.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как указывают истцы, за время их участия в подпрограмме Министерством по молодежной политике Иркутской области издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 8 которого предусмотрено положение о не включении участников в подпрограмму.

Тогда как, на период постановки истцов на учет, действовало Постановление Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы. Настоящие правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675.

Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» от 17.12.2010 г. № 1050.

Из содержания приведенных правовых актов следует, что основания для исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы не регламентированы. Данные нормативные акты предусматривают только требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, в том числе и в связи с достижением предельного возраста.

Отсутствие бюджетного финансирования, наличие очереди, иные причины, не позволяющие в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников подпрограммы в установленные сроки, не могут повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.

На момент включения в подпрограмму истцы в полном объеме соответствовали предъявленным требованиям, соответственно, оснований для исключения их не имелось.

Просят суд с учетом уточнения признать незаконным решение Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по исключению Долганова О.А., Долгановой О.А., Долганова И.О., Долгановой В.О. из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» и целевой муниципальной программы «Молодым семьям г. Иркутска – доступное жилье»; возложить на Администрацию г. Иркутска обязанность восстановить Долганова О.А., Долганову О.А., Долганова И.О., Долганову В.О. в числе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» и целевой муниципальной программы «Молодым семьям г. Иркутска – доступное жилье» с даты первоначальной постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец Долганов О.А., уведомленный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании истец Долганова О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Долганова И.О., Долгановой В.О., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно суду пояснила, что закон обратной силы не имеет и на момент постановки истцов на учет действующее законодательство не предусматривало возможности исключения из числа участников, в том числе по причине достижения предельного возраста.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Иркутска по доверенности Меренкова Н.Ю. исковые требования не признала, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в представленных в материалы дела письменных возражениях, просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства по молодежной политике Иркутской области по доверенности Токарева О.Ю. просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, материалы гражданского дела № 2-1706/2018, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что семья Долгановых в составе 4 человек: супруг Долганов О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруга - Долганова О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - Долганов И.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (а в последующем дочь - Долганова В.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р.) решением постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (с 2015 года федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы), областной государственной социальной программы «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-2013 годы (с 2013 года подпрограмма «Молодым семьям - доступное жилье» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы) и целевой муниципальной социальной программы «Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье» на 2005-2012 годы (с 2013 года подпрограмма «Молодым семьям - доступное жилье» муниципальной программы «Жилище на 2013-2017 годы», с 2017 года «Жилище на 2013-2019 годы» (далее - Подпрограмма).

Судом установлено, что приказом начальника департамента правовой работы от ДД.ММ.ГГГГ семья Долгановых не включена в список молодых семей - участников подпрограммы «Молодым семьям - доступное жилье» муниципальной программы «Жилище на 2013-2019 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и снята с учета в качестве участников подпрограммы, в связи с превышением возраста, дающего право на получение данной социальной выплаты.

Судом установлено, что на момент принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ истцу Долганову О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., исполнилось <данные изъяты> месяцев, истцу Долгановой О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., исполнилось <данные изъяты> лет.

Не согласившись с решением органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ о не включении (снятии с учета в качестве участников Подпрограммы) истцы обратились с иском в суд.

Исследуя нормативное регулирование возникших правоотношений, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях (раздел 3).

Во исполнение условий Федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Согласно пункту 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы истек, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Пунктом 6 Правил регламентированы условия участия в подпрограмме аналогичные ранее установленным (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285), в том числе о предельном возрасте.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы фактически идентична утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 675 подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.

Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2002 - 2010 годы (раздел 1. Характеристика проблемы).

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

В дальнейшем такие лица становятся участниками федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", а затем государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 в редакции от 30.12.2017г.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" от 17.12.2010 N 1050 (в редакции от 30.12.2017) участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Также постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 N 443-пп утверждена государственная программа Иркутской области "Доступное жилье" на 2014 - 2020 годы. Согласно разделу 2 данной подпрограммы участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: 1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году не превышает 35 лет; 2) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с настоящим разделом; 3) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, постановлением администрации г. Иркутска от 11.10.2012 N 031-06-2031/12 утверждена муниципальная программы "Жилище на 2013 - 2020 годы". Согласно п. 1 данной подпрограммы участником Подпрограммы "Молодым семьям - доступное жилье" может быть признана молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, подавшая заявление об участии в Подпрограмме "Молодым семьям - доступное жилье" и соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; г) постоянное проживание на территории города Иркутска.

Таким образом, федеральная, региональная и муниципальная программы предусматривают аналогичные условия для включения в список на получение социальной выплаты в планируемом году – 35 лет. Муниципальная программа, утвержденная постановлением администрации г. Иркутска от 11.10.2012 N 031-06-2031/12, предусматривает возможность получения социальной выплаты за счет средств бюджета г. Иркутска до достижения 40 лет.

При этом единый список ведет орган местного самоуправления, который также осуществляет полномочия по ежегодной перерегистрации претендентов на включение в список, принимает решения об исключении (не включении) из списка лиц, у которых отпали соответствующие правовые основания для состояния в списке.

Так, согласно п. 16 Порядка учета граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования на территории Иркутской области, в том числе порядка принятия на этот учет, отказа в принятии на него, снятия с него, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 08.04.2016 N 202-пп, учет граждан ведется органами местного самоуправления по списку, сформированному в порядке очередности в соответствии с датой принятия граждан на учет.

Орган местного самоуправления ежегодно не позднее 1 декабря проводит проверку сведений, подтверждающих наличие (отсутствие) условий нахождения граждан на учете, путем запроса соответствующих документов (сведений, содержащихся в них) в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством. Гражданин или его представитель обязан письменно известить орган местного самоуправления о наступлении обстоятельств, влияющих на право состоять на учете, в течение 30 календарных дней со дня их наступления (п. 18 Порядка). Право состоять на учете сохраняется за гражданином до получения им жилого помещения по договору найма жилого помещения или до выявления одного из оснований для снятия с учета (п. 19 Порядка). Решение о снятии гражданина с учета принимается органом местного самоуправления (п. 21 Порядка).

В соответствии с положениями п. 8, п. 9, п. 15 ранее действовавших Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. N 335, обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

Согласно п. 16, п. 17 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. N 335 принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

В соответствии с п. 19 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. N 335, ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.

В соответствии с положениями п. 9 также ранее действовавшего Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Иркутской области, утвержденного Постановлением Иркутского областного Совета народных депутатов от 12.11.1984 N 604, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов,. (п.13 Порядка). Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов (п.15 Порядка). Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий (п.17 Порядка). Также указанным порядком предусмотрена возможность снятия граждан с учета.

Решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 01.04.1991г. N 180 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Иркутской области. В соответствии с п. 17 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Иркутской области, утвержденных Решение Иркутского областного Совета народных депутатов от 01.04.1991г. N 180, ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.

В соответствии с п. 23 Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005 N 18, органы местного самоуправления ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" от 17.12.2008 N 127-оз для принятия на учет граждане обращаются с заявлением в органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области, осуществляющие ведение учета. В силу ст. 7 указанного закона право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований снятия их с учета. Аналогичная норма содержалась в ст. 7 Закона Иркутской области от 13.12.2006 N 97-оз.

Согласно п. 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" от 17.12.2010 N 1050 (в редакции от 30.12.2017) орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (п. 25 Правил).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия (п. 26 Правил).

В Иркутской области таким органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации является Министерство по молодежной политике Иркутской области.

В соответствии с приложением N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - подпрограмма), подпрограммой "Молодым семьям - доступное жилье" на 2014 - 2020 годы государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года N 443-пп (далее - областная подпрограмма) разработан Порядок формирования списков молодых семей, утвержденный Приказом министерства по молодежной политике Иркутской области от 01.09.2016 N 15-мпр (ред. от 22.03.2017)

Указанный Порядок устанавливает порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году, а также порядок внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В соответствии с п. 8 Порядка формирования списков молодых семей, утвержденный Приказом министерства по молодежной политике Иркутской области от 01.09.2016 N 15-мпр (ред. от 22.03.2017) не подлежат включению в список молодых семей - участников подпрограммы (снимаются с учета в качестве участников подпрограммы) молодые семьи, признанные органом местного самоуправления участницами подпрограммы: если возраст одного из супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет на день формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы.

Таким образом, как ретроспективное нормативное регулирование, так и правовое регулирование, действующее на момент принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления от 21.11.2017 г., предусматривает ежегодную перерегистрацию лиц, состоящих на учете, с подтверждением наличия оснований на таком учете состоять; а при не подтверждении наличия оснований состоять на учете указанные лица подлежат снятию с учета, в списки на предоставление социальных гарантий не включаются.

В силу положений п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" от 17.12.2010 N 1050 (в редакции от 30.12.2017), в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, участником, как предыдущих федеральных подпрограмм, так и федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а также государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014 - 2020 годы, могла быть молодая семья, если возраст каждого из супругов или одного из родителей в неполной семье не превышал 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме. При этом Правила предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2015 - 2020 годы не содержат каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте одного из супругов или одного родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись участниками ранее действующей подпрограммы федеральной программы "Жилище на 2002 - 2010 годы, на 2011 - 2015 годы, и не получили социальную выплату на приобретение жилья.

С учетом положений п. 8 Порядка формирования списков молодых семей, утвержденного Приказом министерства по молодежной политике Иркутской области от 01.09.2016 N 15-мпр, молодые семьи, в которой лица, достигли предельного возраста, снимаются с учета в качестве участников подпрограммы.

Доводы стороны истца относительно того, что Приказ министерства по молодежной политике Иркутской области от 01.09.2016 N 15-мпр не действовал на момент постановки истцов на учет, отклоняются судом, как несостоятельные. Поскольку правоотношения, возникшие между сторонами носят длящийся характер, то применению подлежат нормы действующие на момент принятия оспариваемого решения. Таким образом, ссылки ответчика на нормы Приказа министерства по молодежной политике Иркутской области от 01.09.2016 N 15-мпр являются правильными и обоснованными.

Судом приняты во внимание правовые позиции, изложенные в определениях Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 г. № 699-О и от 15.01.2015 г. № 3-О; в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № АПЛ15-241.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции. Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными пунктами "в" и "ж" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты (определения от 27 мая 2010 г. N 738-О-О, от 15 января 2015 г. N 3-О и другие).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 8 июля 2014 г. N 21-П, Правительство Российской Федерации - соблюдая требования Конституции Российской Федерации, которые обязывают его обеспечивать баланс публичных и частных интересов, не нарушая принципы справедливости и равенства, выступающие конституционным критерием оценки нормативного правового регулирования в данной сфере общественных отношений, и реализуя в рамках Подпрограммы возложенные на него статьей 40 и пунктами "в", "ж" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации дискреционные полномочия с учетом финансовых возможностей государства и иных факторов - вправе устанавливать круг получателей социальной выплаты, ее размер, условия предоставления и использования.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 г. № 699-О, исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию. Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О и от 23 апреля 2015 года N 997-О).

Анализ установленных по делу обстоятельств, приведенных правовых норм и правовых позиций, позволяет суду прийти к выводу о том, исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

То обстоятельство, что семья истцов была включена в число участников подпрограммы в целях предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, не является безусловным основанием для включения семьи истцов в список на предоставление социальной выплаты.

Поскольку возраст супругов Долгановых превышает 35 лет, то есть предельный возраст для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, областной государственной социальной программы «Молодым семьям - доступное жилье» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы и целевой муниципальной программы «Молодым семьям - доступное жилье» муниципальной программы «Жилище на 2013-2019 годы», а кроме того превысил максимальный возраст 40 лет, дающий право на предоставление социальной выплаты за счет бюджета г. Иркутска в рамках целевой муниципальной программы «Молодым семьям - доступное жилье» муниципальной программы «Жилище на 2013-2019 годы», утвержденной постановлением администрации г. Иркутска от 11.10.2012 N 031-06-2031/12, оснований для включения семьи Долгановых в список участников подпрограммы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом году, у органа местного самоуправления не имелось.

Положениями приведенных нормативных актов не предусмотрена возможность получения социальной выплаты в рамках участия в подпрограмме, направленной на поддержку приобретения жилья молодой семьей, лицами, достигшими возраста 40 лет.

При таких обстоятельствах исковые требования Долганова О.А., Долгановой О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Долганова И.О., Долгановой В.О. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Долганова О.А., Долгановой О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Долганова И.О., Долгановой В.О. о признании незаконным решения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исключению Долганова О.А., Долгановой О.А., Долганова И.О., Долгановой В.О. из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и целевой муниципальной программы «Молодым семьям г. Иркутска – доступное жилье»; возложении на Администрацию г. Иркутска обязанности восстановить Долганова О.А., Долгановой О.А., Долганова И.О., Долганову В.О. в числе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и целевой муниципальной программы «Молодым семьям г. Иркутска – доступное жилье» с даты первоначальной постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения будет изготовлен 21.05.2018 года.

Председательствующий О.А. Баканова