Дело № 2-1706/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Подгало Т.А.,
при секретаре Гришиной И.М.,
с участием истца ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Фокинской районной администрации города Брянска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности,
установил:
ФИО7 обратилась в суд с иском к Фокинской районной администрации города Брянска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма.
В обоснование иска указала, что ее отцу ФИО1, как работнику Отделения НОД № станции Брянск – Восточный и его семье (жена, дочь) на основании ордера предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью <...> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
После смерти отца <дата> в указанной квартире проживают члены его семьи истец (дочь), мать истца (супруга умершего), супруг истца, являющийся работником компании Брянская Дистанция Пути отделения МЖД филиала ОАО «РЖД» и их двое детей.
Истец и члены ее семьи зарегистрированы, проживали и проживают в спорном жилом помещении, производят оплату за жилье и коммунальные услуги.
Указанное жилое помещение передано в муниципальную собственность и в настоящее время принадлежит муниципальному жилищному фонду города Брянска на основании решения МС БГ СНД № от <дата>
При обращении к ответчику для заключения договора социального найма, занимаемого жилого помещения, ФИО7 получила отказ, который мотивирован тем, что Жилищным кодексом РФ не предусмотрено заключение договора социального найма на служебное жилое помещение.
Истец считает отказ необоснованным, в связи с чем, просила признать за ней право пользования по договору социального найма жилым помещением общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и возложить на <адрес> обязанность по заключению договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение.
В судебном заседании истец ФИО7 исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.
Представитель ответчика Фокинской районной администрации города Брянска и представители третьего лица Брянской городской администрации, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Брянского отделения Московской железной дороги Филиала ОАО «РЖД» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных требований, при этом указал, что спорная квартира является муниципальной собственностью на основании Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 23.10.1997 г. № 97.
Представитель Филиала ОАО «РЖД» в письменном отзыве на исковое заявление полагал разрешение данного спора на усмотрение суда, при этом указал, что на момент предоставления спорной квартиры ФИО1 она (квартира) находилась в хозяйственном ведении ФГУП «Московская железная дорога», фактически была собственностью государства (Российская Федерация).
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и усматривается из его трудовой книжки, что ФИО1 являлся работником Отделения НОД № станции Брянск – Восточный.
Ордером № от <дата> подтверждается, что ФИО1 на состав семьи : он, жена ФИО2, дочь ФИО3(истец) на основании решения исполкома Фокинского районного Совета народных депутатов г. Брянска от <дата>№ предоставлена служебная двухкомнатная квартира жилой площадью <...> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
В указанном жилом помещении были зарегистрированы: ФИО1 – с <дата>, в качестве членов семьи: жена ФИО2- <дата>, дочь ФИО7 – с <дата>, зять ФИО4 – с <дата>, внучка ФИО5 – с <дата>, внук ФИО6 – с <дата>, что усматривается из поквартирной карточки.
Свидетельством о смерти подтверждается, что ФИО1 умер <дата>.
Выпиской из реестра муниципальной собственности города Брянска подтверждается, что объект учета, расположенный по адресу: <адрес>, внесен в реестр муниципального фонда города Брянска.
ФИО7 обратилась в Фокинскую районную администрацию города Брянска с заявлением о заключении договора найма на занимаемую квартиру, на что получила отказ, мотивированный тем, что Жилищным кодексом РФ не предусмотрено заключение договора социального найма на служебное жилое помещение.
Суд находит данный отказ необоснованным по следующим основаниям.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189 –ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 29.02.2016) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", - граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 4 - 7, 10 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) находившиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд. Жилищный фонд включал в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд) и т.д. Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда.
Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (ст. 10 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. ст. 28 - 30, 40, 43, 47 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006 г. (вопрос 21), факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии со ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года - факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения (п. 21).
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 92 ЖК РФ служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно статье 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни ЖК РФ, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (статья 7 ЖК РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям, либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 года N 4-П).
Таким образом, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года).
Судом установлено, что занимаемая истцом квартира относится к муниципальному жилищному фонду города Брянска, сведений о наличии каких-либо ограничений в отношении данной жилой площади - не имеется.
Истец является гражданином Российской Федерации, жителем г. Брянска, иным постоянным местом жительства, помимо спорной жилой площади, - не обладает, занимает означенное недвижимое имущество с <дата> по настоящее время. Данное жилое помещение на основании ордера № от <дата> на право занятия служебной площади выдавалось ее отцу ФИО1 как работнику РЖД, т.е. до его смерти он и члены его семьи, в т.ч. истец не подлежали выселению из спорной квартиры.
Установив в судебном заседании, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ранее находилось в ведении ФГУП «Московская железная дорога» (в федеральной собственности) и впоследствии было предоставлено отцу истца и членам его семьи в качестве служебного, а затем данное жилое помещение было передано в муниципальную собственность, суд приходит к выводу о том, что квартира утратила статус служебной и к ней следует применять правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Частью 1 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Таким образом, вышеуказанная квартира является изолированной, может быть предметом договора социального найма.
Поскольку, на момент вступления в силу (12.01.2005 года) ст.7 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ и передачи в муниципальную собственность города Брянска истец на законных основаниях занимала спорное жилое помещение, то фактически приобрела право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, производит оплату коммунальных услуг, ее право пользования никто не оспаривает, каких либо притязаний со стороны третьих лиц на спорное жилое помещение отсутствует.
Исходя из положений ст.288 ГК РФ, ст. 17 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения предназначены для проживания граждан, а право пользования жилым помещением заключается в использовании жилья для непосредственного проживания, гражданин приобретает право пользования конкретным жилым помещением в качестве места жительства в случае вселения и непосредственного проживания в нем.
Спорное жилое помещение, являясь изолированным помещением, включенным в муниципальный жилой фонд, не отнесено к специализированному жилищному фонду, а поэтому в силу положений ст. ст. 61-62 ЖК РФ может быть самостоятельным предметом социального найма.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.101995г. №1-96 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», закрепленные в Конституции РФ положения о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означают, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суд при разбирательстве конкретных судебных дел должен руководствоваться Конституцией РФ.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
В соответствии со ст. ст. 24, 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно и преимущественно проживает.
Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит заявленный иск законным и обоснованным, а потому подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО7 к Фокинской районной администрации города Брянска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности удовлетворить.
Признать за ФИО7 право пользования на условиях договора социального найма жилым помещением – двухкомнатной квартирой общей площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> и возложить на Фокинскую районную администрацию города Брянска обязанность по заключению договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19 августа 2016 года.
Председательствующий судья Т.А.Подгало