ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1706/2016 от 29.07.2016 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-1706/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Мох Е.М.,

при секретаре Балакиной К.С.,

с участием представителя административного истца Берловой Е.В.,

представителя административного ответчика Соколова С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокуратуры г. Севастополя к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по г. Севастополю о признании бездействий незаконными и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора г. Севастополя обратился в суд с административным иском к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по г. Севастополю о признании бездействий незаконными и обязании совершить действия. Требования мотивированы тем, что во исполнение п. 2.13 решения оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации от 25.03.2016 «Об итогах работы органов прокуратуры в Южном и Крымском федеральных округах в ... году и задачах по совершенствованию прокурорской практики на первое полугодие ... года» прокуратурой города Севастополя организовано проведение проверки исполнения правоохранительным органами г. Севастополя требований федерального законодательства, касающихся хранения вещественных доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

С целью исполнения указанного решения оперативного совещания заместителем прокурора города Севастополя на основании ст. 82 УПК РФ, ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ... за исх. ... в адрес руководителя СУ СК России по г. Севастополю направлено требование о предоставлении в прокуратуру города копий документов, касающихся хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, находящихся в производстве отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по г. Севастополю, документов, ведение которых предусмотрено Правилами хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2015 № 449 и обеспечении доступа сотруднику прокуратуры города в камеру хранения вещественных доказательств, в специальное изолированное помещение для хранения вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также к металлическому шкафу (сейфу) для хранения денег и иных ценностей.

Руководителем СУ СК России по г. Севастополю законное требование прокурора не исполнено.

Так, согласно письма руководителя СУ СК России по г. Севастополю от ... за исх. ... прокуратуре города отказано в предоставлении указанных в требовании от ... документов, а также в доступе к камере хранения вещественных доказательств и иным хранилищам, оборудованным для хранения вещественных доказательств, денег и иных ценностей.

При этом, руководитель СУ СК России по г. Севастополю, отказывая в удовлетворении законных требований прокурора, мотивировал свое незаконное решение тем, что контроль органов прокуратуры за учетом и хранением вещественных доказательств осуществляется только в следующих случаях:

- в порядке исполнения п. 50 Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя СК России от 30.09.2011 № 142 (далее – Инструкция СК России № 142), которая предусматривает ежеквартальную сверку с судебными органами, прокуратурой, статистическими подразделениями МВД России сведений по вопросам хранения, передачи, выдачи и уничтожения вещественных доказательств;

- в ходе осуществления прокурорского надзора на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, с обязательным указанием информации о наличии сведений о конкретных фактах нарушения следственным управлением требований по учету и хранению вещественных доказательств. Требования прокурора распространяются лишь на те документы и материалы, ознакомление с которыми необходимо для подтверждения или опровержения имеющихся у органов прокуратуры сведений о нарушении законов.

Такая позиция руководителя следственного управления нарушает требования ст.ст. 1, 6, 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.ст. 1, 44 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» в части осуществления прокурорского надзора за соблюдением исполнения законов СК России.

Так, порядок хранения вещественных доказательств установлен ст.ст. 81, 82 УПК РФ.

При этом порядок реализации, уничтожения, возвращения, передачи на ответственное хранение и т.д., а также требования к условиям хранения вещественных доказательств и организации их учета органом предварительного расследования действующим УПК РФ не установлен и регламентирован специальными подзаконными актами, в частности:

- Правилами хранения, учета и передачи вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2010 № 224;

- Положением о реализации или уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2012 № 848;

- Правилами хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2015 № 449;

- Инструкцией СК России № 142;

- Инструкцией о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18.10.1989 г. № 34/15/01-16/7-90/1/1002/К-8-106/441/Б, утвержденной Генеральной прокуратурой СССР, Министерством юстиции СССР, Верховным судом СССР, Комитетом государственной безопасности СССР (далее Инструкция СССР от 18.10.1989).

Таким образом, соблюдение требований к условиям хранения, учета, передачи вещественных доказательств направлено, прежде всего, на обеспечение доказательственной базы по уголовным делам, однако такая деятельность следственных органов выходит за рамки реализации ими процессуальных полномочий в сфере уголовного судопроизводства (например, деятельность по организации, оборудованию камер хранения вещественных доказательств (специальных хранилищ), их охраны, ведению учета вещественных доказательств и т.д.).

В связи с изложенным, прокурорский надзор за надлежащим исполнением требований нормативно-правовых актов в сфере учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам не ограничен рамками полномочий по надзору за процессуальной деятельностью.

Согласно п. 1 Инструкции СК России № 142 предметом ее регулирования является деятельность должностных лиц СК России, связанная с изъятием, учетом, хранением и передачей вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, полученных в ходе досудебного производства.

При этом, Инструкция СК России № 142 не регулирует вопросы организации и осуществления прокурорского надзора, является внутриведомственным нормативным правовым актом, устанавливающим порядок организации работы в данном органе и осуществления им внутриведомственного контроля.

Надзорные полномочия органов прокуратуры не могут быть поставлены в зависимость от реализации поднадзорными органами функций внутриведомственного контроля и издаваемых ими в этой связи нормативных правовых актов.

Кроме того, параграфом 89 Инструкции СССР от 18.10.1989 на прокурора возложена обязанность не реже одного раза в год проводить проверки состояния и условий хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему, учету и передаче.

Также, указанная выше позиция руководителя следственного управления нарушает требования ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как для ознакомлении гражданина с материалами проверки по решению прокурора.

Названное выше незаконное бездействие руководителя СУ СК России по г. Севастополю, выразившееся в невыполнении требования прокуратуры города от ... за исх. № ..., является незаконным и нарушает интересы Российской Федерации в части исполнения возложенных на прокурора обязанностей по надзору за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, просит признать бездействие руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Севастополю, выразившееся в невыполнении требования прокуратуры города от ... за исх. ..., незаконным. Обязать руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Севастополю устранить допущенные нарушения путем предоставлении в прокуратуру города: копий документов, указанных в требовании прокуратуры города от ... за исх. ...; документов, ведение которых предусмотрено Правилами хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2015 № 449, а также обеспечить доступ сотруднику прокуратуры города в камеру хранения вещественных доказательств, в специальное изолированное помещение для хранения вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также к металлическому шкафу (сейфу) для хранения денег и иных ценностей.

В судебном заседании представитель административного истца Прокуратуры г. Севастополя Берлова Е.В. настаивала на удовлетворении требования, по основаниям, изложенным в описательной части решения.

Представитель административного ответчика Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Севастополю Соколов С.Ю. возражал против удовлетворения требований, мотивируя свою позицию в судебном заседании следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ «О прокуратуре»), в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Таким образом, ФЗ «О прокуратуре» четко определяет и разделяет виды прокурорского надзора, в частности надзор за исполнением законов различными субъектами и надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Согласно статье 29 ФЗ «О прокуратуре», предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

В соответствии со статьей 30 ФЗ «О прокуратуре», полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Полномочия прокурора в рамках надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия установлены статьей 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, в том числе, по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Проверка надлежащего учета и хранения вещественных доказательств, документов, иных предметов и ценностей, изъятых в ходе проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел, по своему характеру и объему согласуется с предметом надзора, определенного ст.ст. 21, 22 ФЗ «О прокуратуре».

При этом, положения п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре», определяют, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно п. 6 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Вопросы признания предметов вещественными доказательствами, приобщения их к уголовному делу и хранения при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела, а в случае спора о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством - до вступления решения суда в законную силу, регламентируется ст.ст. 81, 82 УПК Российской Федерации.

Проверка выполнения требований указанных статей осуществляется в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия, что предусмотрено положениями ст.ст. 37, 88, 124 УПК Российской Федерации и согласуется с положениями ст. 30 ФЗ «О прокуратуре», согласно которой полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, а также п. 1.15. приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», по смыслу которого на стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурору надлежит проверять, в том числе соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий, выносить согласно ч. 3 ст. 88 УПК Российской Федерации мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения.

Согласно статье 29 ФЗ «О прокуратуре», предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

В соответствии со статьей 30 ФЗ «О прокуратуре», полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Полномочия прокурора в рамках надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия установлены статьей 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, в том числе, по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Проверка надлежащего учета и хранения вещественных доказательств, документов, иных предметов и ценностей, изъятых в ходе проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел, по своему характеру и объему согласуется с предметом надзора, определенного ст.ст. 21, 22 ФЗ «О прокуратуре».

При этом, положения п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре», определяют, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно п. 6 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Вопросы признания предметов вещественными доказательствами, приобщения их к уголовному делу и хранения при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела, а в случае спора о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством - до вступления решения суда в законную силу, регламентируется ст.ст. 81, 82 УПК Российской Федерации.

Проверка выполнения требований указанных статей осуществляется в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия, что предусмотрено положениями ст.ст. 37, 88, 124 УПК Российской Федерации и согласуется с положениями ст. 30 ФЗ «О прокуратуре», согласно которой полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, а также п. 1.15. приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», по смыслу которого на стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурору надлежит проверять, в том числе соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий, выносить согласно ч. 3 ст. 88 УПК Российской Федерации мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения.

Ссылка прокуратуры на § 88, 89 Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18.10.1989 № 34/15/01-16/7-90/1/1002/К-8-106/44/Б, утвержденной Генеральной прокуратурой СССР, Министерством внутренних дел СССР, Министерством юстиции СССР, Верховным Судом СССР, Комитетом государственной безопасности СССР (далее – Инструкция от 18.10.1989) несостоятельна.

Положения Инструкции от 18.10.1989 распространялись на Генеральную прокуратуру СССР как самостоятельный орган расследования, этим же и обусловлено ежегодное проведение проверок порядка изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств.

С 15.01.2011 вступил в силу Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее – ФЗ «О Следственном комитете»). В соответствии с требованиями статьи 45 ФЗ «О Следственном комитете» до издания соответствующих нормативных правовых актов, касающихся деятельности Следственного комитета Российской Федерации, действуют нормативные акты, изданные для Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях совершенствования в Следственном комитете Российской Федерации (далее – Следственный комитет) порядка изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам приказом Следственного комитета от 30.09.2011 № 142 утверждена Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации (далее – Инструкция от 30.09.2011), которой детально регламентирован для сотрудников Следственного комитета порядок изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам.

В связи с изданием приказа Следственного комитета № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации» от 30.09.2011 действие Инструкции от 18.10.1989 на следственные органы Следственного комитета не распространяется.

Кроме того, Инструкция от 30.09.2011 является ведомственным организационно-распорядительным документом, и соответственно, не может являться предметом прокурорского надзора. Проверка исполнения требований ведомственного организационно-распорядительного документа свидетельствует о намерении необоснованно расширить функции прокурорского надзора, что является недопустимым вмешательством в деятельность федерального государственного органа со стороны надзорного органа.

В связи с изданием приказа Следственного комитета Российской Федерации от 30.09.2011 № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации» Инструкция от 18.10.1989 действует в части, не противоречащей Инструкции от 30.09.2011.

Доводы о том, что функциональное назначение Следственного комитета принципиально не отличается от иных органов предварительного следствия, в связи, с чем Следственный комитет в полной мере поднадзорен прокуратуре, несостоятельны.

Указанный вывод подтверждается, приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 09.02.2012 N 39 (ред. от 29.08.2014) «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

И наименование, и содержание указанного правового акта свидетельствуют, что Генеральная прокуратура Российской Федерации четко выделяет надзор за деятельностью Следственного комитета в уголовно-процессуальной сфере (надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в соответствии с главой 3 раздела 3 ФЗ «О прокуратуре») и вне уголовно-процессуальной сферы (в соответствии с главой 1 раздела 3 ФЗ «О прокуратуре»).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П, согласно которой по смыслу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Закона о прокуратуре, обязательные для исполнения требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, о представлении руководителями и иными должностными лицами проверяемой некоммерческой организации необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений должны распространяться – имея в виду достижение цели проводимых в таких случаях проверочных мероприятий – лишь на те документы и материалы, ознакомление с которыми необходимо для подтверждения или опровержения имеющихся у органов прокуратуры и послуживших основанием для проведения проверки сведений, указывающих на наличие в деятельности данной некоммерческой организации признаков нарушений законов (пункт 5.3 указанного постановления).

Генеральный прокурор Российской Федерации, в целях совершенствования надзора за исполнением законов, ориентировал подчиненных прокуроров при проведении плановых, внеплановых проверок исключать случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место (пункт 15 приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»).

Таким образом, в соответствии с положениями п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором; основания и поводы для проверки исполнения законов не могут определяться произвольно и должны быть обусловлены конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности следственного органа Следственного комитета и его должностных лиц признаков нарушения законов; требования прокурора о предоставлении необходимых документов и материалов должны распространяться лишь на те документы и материалы, ознакомление с которыми необходимо для подтверждения или опровержения имеющихся у органов прокуратуры сведений о нарушении законов.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года № 403 Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 5 названного Закона следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета. Следственные органы и учреждения Следственного комитета осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (ст. 44 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных и другими федеральными законами.

Полномочия прокуроров за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации в сфере уголовно-процессуальных отношений реализуются при осуществлении надзора за расследованием уголовных дел, а также за ходом доследственных проверок и принятием решений по их результатам (ст. 37 УПК РФ) в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02 июня 2011 года № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», при осуществлении надзора за деятельностью вне процессуальной сферы – согласно Приказу Генеральной прокуратуры РФ от 09 февраля 2012 года № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», надзор за законностью издаваемых правовых актов осуществляется в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 07 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Согласно п. 6 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Задание, направленное заместителем прокурора г. Севастополя в адрес руководителя следственного управления Следственного комитета по г. Севастополю, было обусловлено тем, что проверка проводится во исполнение п. 2.13 решения оперативного совещания от 25 марта 2016 года «Об итогах работы органов прокуратуры в Южном и Крымском федеральных округах в 2015 году и задачах по совершенствованию прокурорской практики на первое полугодие 2016 года» на основании ст. 82 УПК РФ и ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1991 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», что выходит за пределы указанных в законодательстве случаев для организации и осуществления прокурорского надзора.

Вопросы признания предметов вещественными доказательствами, приобщения их к уголовному делу и хранения при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела, а в случае спора о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством - до вступления решения суда в законную силу, регламентируется ст.ст. 81, 82 УПК Российской Федерации.

Проверка выполнения требований указанных статей осуществляется в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия, что предусмотрено положениями ст.ст. 37, 88, 124 УПК Российской Федерации и согласуется с положениями ст. 30 ФЗ «О прокуратуре», согласно которой полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, а также п. 1.15. приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», по смыслу которого на стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурору надлежит проверять, в том числе соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий, выносить согласно ч. 3 ст. 88 УПК Российской Федерации мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения.

Довод представителя административного истца о том, что в статью 1 Федерального закона внесены изменения, согласно которым не установлены какие-либо ограничения при осуществлении надзора со стороны органов прокуратуры в отношении Следственного комитета РФ, не может быть признан состоятельным в силу следующего.

Согласно Положению о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 38 от 14 января 2011 года, Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации (п. 3); Следственный комитет принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности (за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, Федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ); Председатель Следственного комитета издает нормативные правовые акты Следственного комитета, утверждает положения, инструкции и иные правовые акты, касающиеся организации деятельности Следственного комитета (п.п. 7, 43).

На основании указанного Положения приказом Следственного комитета РФ ль 30 сентября 2011 года № 142 утверждена Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете РФ.

Согласно п. 50 названной Инструкции на должностное лицо следственного органа СК России, ответственное за хранение вещественных доказательств, возложена обязанность ежеквартально производить сверку с судебными органами, прокуратурой, статистическими подразделениями МВД России сведений по вопросам хранения, передачи, выдачи и уничтожения вещественных доказательств. Иного осуществления контроля со стороны прокуратуры за учетом и хранением вещественных доказательств в Следственном комитете данной Инструкцией не предусмотрено.

Таким образом, прокуратура г. Севастополя не вправе требовать от руководителя Следственного управления Следственного комитета по г. Севастополю обеспечения доступа к камере хранения вещественных доказательств и к необходимым документам, материалам, регламентирующим организацию и порядок хранения в ней вещественных доказательств, поскольку положения ст. 44 Федерального закона «О Следственном комитете РФ», регламентирующие прокурорский надзор за исполнением законов Следственным комитетом, необходимо рассматривать во взаимосвязи с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178 -180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Прокуратуры г. Севастополя к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по г. Севастополю о признании бездействий незаконными и обязании совершить действия, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

...