ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1706/2022 от 21.07.2022 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

Дело № 2-1706/2022

УИД: 05RS0012-01-2021-012858-32

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Дербент 21 июля 2022 года.

Дербентский городской суд РД в составе председательствующего судьи Наврузова В.Г., при секретаре Алимирзоевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан в лице представителя Хангивиевой М. к Абдуллаевой Ниби Сафтаровне об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: , , , с кадастровым номером , являющегося объектом культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан в лице представителя Хангивиевой М. обратилось в суд с иском к Абдуллаевой Ниби Сафтаровне об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: , , , с кадастровым номером , являющегося объектом культурного наследия.

Исковые требования мотивированы тем, что Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан (далее - Агентство), в рамках обследования земельного участка, под строением, принадлежащим на праве собственности Абдуллаевой Ниби Сафтаровне, зарегистрированной по адресу: , , (кадастровый ), было выявлено проведение строительных работ, несогласованных с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Агентством в адрес собственника объекта было направлено Предписание о приостановлении строительных и иных работ (от ДД.ММ.ГГГГ. ), а также извещение о явке для составления протокола от 13.03.2020 г. ). В связи с неудачной попыткой вручения, извещение о явке для составления протокола было направлено снова.

В связи с тем, что Агентству не удавалось надлежаще уведомить Абдуллаеву Н.С., соответственно, принять меры в целях предотвращения и пресечения правонарушений в отношении объекта, материалы были направлены в прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования.

В Агентство поступило письмо от ОМВД по г. Дербенту с постановлением о прекращении дела об административном правонарушении от 10.07.2020 г., где содержалось, что по данному факту невозможно составить административное протокол по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ поскольку Абдуллаева Н.С. находится в г.Москве на заработках.

Сотрудниками Агентства был осуществлен выезд в г. Дербент с целью вручения собственнику объекта уведомления и Приказа «О включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Дагестан» от 18 августа 2020 года . ФИО1, действующий от имени правообладателя земельного участка Абдуллаевой Н.С., на основании доверенности от 3 июня 2020 года № реестра 05 г. , отказался получить указанные документы, о чем был, совместно с главным архитектором ГБУ «ДМ3» Магомедовым Р.И., оформлен акт отказа.

Кроме того, в рамках мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием выявленного объекта культурного наследия «Кирпичное здание XI - нач. XIII вв.» 07.12.2020 г. Агентством был осуществлен осмотр подземного сооружения выявленного охраной культурного наследия на предмет соблюдения требований законодательства в сфере охраны культурного наследия. Вследствие прошедших проливных дождей, произошел сход почвенных масс в места раскопок осматриваемого археологического объекта, что создало давление на сооружение и сдвиг одной из кладок. Объект находится в аварийном состоянии и под угрозой разрушения.

Согласно ч. 2 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народовРоссийской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73- ФЗ), собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Также, в силу ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, в случае, если собственник объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, региональный орган охраны объектов культурного наследия обращается в суд с иском об изъятии у собственника.

Представитель истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, в исковом заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. О рассмотрении дела в порядке заочного производства не возражает.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, с заявлением об отложении дела не обращался.

На основании ч.1 ст.233 ГПК РФ «в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение».

Судом, с учетом мнения представителя истца, определено рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулируется отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предметами регулирования настоящего Федерального закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия признаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, и в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно п. 1 ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются: федеральный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения; региональный орган охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта в порядке, установленном ГК РФ.

Согласно ст. 240 ГК РФ стоимость культурных ценностей, возмещаемая собственнику при их выкупе, определяется в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом.

Судом установлено и усматривается из материалов настоящего гражданского дела, что ответчик Абдуллаев Н.С. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: , , , с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно приказу Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, «Кирпичное здание- XI - нач. XIII в.», расположенный по адресу: , 1-й магал, квартал 112, . Находящийся на территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательного место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента», включен в «Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Дагестан».

Как следует из материалов дела, в рамках обследования земельного участка, под строением по адресу: , 1 магал, квартал 112, , принадлежащим на праве собственности Абдуллаевой Н.С., было выявлено проведение строительных работ, несогласованных с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Истцом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Абдуллаевой Н.С. было направлено Предписание о приостановлении строительных и иных работ. В связи с тем, что истцу не удавалось надлежаще уведомить Абдуллаеву Н.С., соответственно, принять меры в целях предотвращения и пресечения правонарушений в отношении объекта, материалы были направлены в прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования.

Из материалов дела следует, что в рамках мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием выявленного объекта культурного наследия «Кирпичное здание XI - нач. XIII вв.» 07.12.2020 истцом был осуществлен осмотр подземного сооружения выявленного охраной культурного наследия на предмет соблюдения требований законодательства в сфере охраны культурного наследия.

В ходе осмотра установлено, что вследствие прошедших проливных дождей, произошел сход почвенных масс в места раскопок осматриваемого археологического объекта, что создало давление на сооружение и сдвиг одной из кладок. Объект находится в аварийном состоянии и под угрозой разрушения.

Таким образом, бездействие ответчика Абдуллаевой Н.С., как собственника объекта культурного наследия, который не приняла должных мер к его сохранению, может повлечь за собой утрату особенностей данного объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, ответчиком не представлены относимые и допустимые доказательства, с бесспорностью свидетельствующие о том, что ею проводятся меры, направленные на обеспечение физического сохранения объекта культурного наследия.

С учетом изложенного суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, руководствуясь нормами гражданского законодательства, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об изъятии объекта культурного наследия для последующей его реализации с публичных торгов, поскольку ответчик длительное время не предпринимал меры к сохранению объекта культурного наследия, не исполнил предписание уполномоченного органа.

В связи с удовлетворением иска Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан, в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с Абдуллаевой Н.С. в доход местного бюджета городского округа «город Дербент» подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан в лице представителя Хангивиевой М. к Абдуллаевой Ниби Сафтаровне удовлетворить.

Изъять у Абдуллаевой Ниби Сафтаровны земельный участок, расположенный по адресу: , , , с кадастровым номером являющимся выявленным объектом культурного наследия.

Взыскать с Абдуллаевой Ниби Сафтаровны в доход местного бюджета городского округа «город Дербент» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Реквизиты для перечисления государственной пошлины: УФК по РД (Межрайонная ИФНС России по РД), , счет: 40, Отделение - НБ РД Банка России , БИК , КБК 18.

Разъяснить Абдуллаевой Ниби Сафтаровне право на обращение в суд, вынесший заочное решение, с заявлением об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через канцелярию Дербентского городского суда РД.

Решение в окончательной форме принято 21.07.2022.

Судья В.Г. Наврузов