Гр. дело № 2-1707/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2017 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Емельянова В.А.
при секретаре судебного заседания Кумскове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, признании права на получение льгот по оплате жилой площади,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с исковым заявлением к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки в виде оплаты 50% площади жилого помещения по адресу: <адрес> незаконным, признании за ним и членами его семьи права на получение льгот по оплате жилой площади указанного помещения с 08 августа 2013 года,
В судебном заседании истец ФИО1 заявленным им исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что он является ветераном боевых действий, что подтверждает удостоверением Ветерана Боевых Действий (далее ВБД), выданным Министерством Внутренних дел РФ Серии ВВ № 021015 от 25 ноября 2004 г.
Согласно пп. 5 п. 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
ФИО1 обратился с заявлением 17 февраля 2017 г., повторное от 13 июля 2017 г., и претензией от 13 августа 2017 г. к Руководителю Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> (далее УТЗН, ответчик), расположенного по адресу <адрес>, о предоставлении льготы на оплату жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере 50%.
В письменном пояснении Руководителем УТЗН, истцу ФИО1 было отказано в предоставлении льготы со ссылкой, на утвержденное постановление Правительства Ставропольского края от 17 сентября 2008г., №145-п.
С указанным отказом он не согласен, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").).
В соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения о коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме, утв. Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 № 145-п, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам по месту их регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания на территории Ставропольского края органами соцзащиты.
Тем не менее, с учетом положений федерального законодательства, полагает, что его семья не может быть лишена предоставленного положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
Истец ФИО1 и члены его семьи фактически проживают по адресу: <адрес>, на основании заключенного в установленном законом порядке договора найма, другого жилья не имеют.
Устанавливая меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, государство, тем самым, признает необходимость оказания материальной поддержки лицу, исполняющему обязанности по несению военной службы и имеющему заслуги по защите Отечества. При этом, условием для оказания данного вида поддержки является несение ветераном реальных затрат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Тогда как невозможность проживания по месту регистрации как по месту жительства, и, наоборот, регистрации по месту фактического жительства, не должна ограничивать право ветерана на возмещение указанных затрат, при том, что данное место жительства является единственным.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Таким образом, считает, что имеет право на предоставление такой меры социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, которая предусмотрена пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ "О ветеранах", по адресу фактического проживания: <адрес>.
Просит суд:
Признать отказ № 4434/04 от 17.08.2017 года в предоставлении мер социальной поддержки в виде оплаты 50% площади жилого помещения по адресу: <адрес>, незаконным.
Признать за ФИО1 и членами его семьи право на получение льгот по оплате жилой площади жилого помещения по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. От представителя по доверенности ФИО2 в суд поступили письменные возражения, согласно которым ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований в полном объеме, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно пп. 5 п. 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").).
В соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения о коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме, утв. Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 № 145-п, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам по месту их регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания на территории Ставропольского края органами соцзащиты.
Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки (далее — Управление) предоставляет отдельные государственные полномочия в соответствии с Законом Ставропольского края от 11 декабря 2009 № 92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан».
Как установлено судом, ФИО1 13.07.2017 года и 13.08.2017 года обратился в Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки с обращениями о предоставлении ему мер социальной поддержки.
Согласно Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в рекуТеча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее - Порядок) утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 17 сентября 2008 г. № 145-п, для назначения компенсации на оплату жилого помещения (далее - компенсация на ЖКУ) гражданин, его законный представитель или доверенное лицо подает в орган соцзащиты по месту регистрации по месту жительства (регистрации по месту пребывания) на территории Ставропольского края либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае по месту регистрации гражданина по месту жительства (регистрации по месту пребывания) на территории Ставропольского края заявление о назначении компенсации на ЖКУ и способе ее доставки по форме, утвержденной министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, и предоставляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.
К заявлению прилагаются:
документы, удостоверяющие регистрацию гражданина по месту жительства или регистрацию по месту пребывания;
документы о праве гражданина на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, предусмотренные законодательством Российской Федерации для соответствующей категории;
документы, подтверждающие (для каждого члена семьи, на которого в соответствии с законодательными актами, распространяются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и степень родства (свойства) (свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей).
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Управлением труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки направлено уведомление от 17.08.2017 № 4434/04 о перечне недостающих и не правильно оформленных документах, и сроках их предоставления, в течение одного месяца со дня получения уведомления.
Как усматривается из уведомления № 4434/04 от17.08.2017 года, согласно предоставленным ФИО1 документам, отсутствует информация о регистрации по месту жительства (регистрации по месту пребывания) у него и членов семьи. Заявление не соответствует форме утвержденной министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Заявление и документы должны быть удостоверены в установленном порядке.
Согласно п.7 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 « 145-п, если в течении одного месяца со дня получения уведомления заявитель не предоставил указанные в уведомлении документы, орган социальной защиты отказывает заявителю в принятии заявления и документов к рассмотрению.
Таким образом, по смыслу закона ФИО1 Управлением Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки отказано в приеме документов, а не в предоставлении мер социальной поддержки. Заявленные ФИО1 исковые требования неверно сформулированы и основаны не правильном толковании действующего законодательства.
Кроме того, исковое требование о признании права за истцом и членами его семьи на получение льгот, несвоевременно заявлено истцом ФИО1, поскольку уполномоченный на то орган, данный вопрос не рассматривал.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к убеждению об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, признании права на получение льгот по оплате жилой площади, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 октября 2017 года.
Председательствующий, судья: В.А.Емельянов