ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1707/2018 от 03.04.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1707/2018 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 03 апреля 2018 года

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.,

при секретаре Белой Ю.А.,

с участием:

представителя истца помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажмитдинова У.А.,

представителя ответчика Министерства природных ресурсов ФИО1,

представителя ответчика Правительство Хабаровского края ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края об обязании провести работы по определению границ охранных зон,

установил:

И.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края об обязании провести работы по определению границ охранных зон. В обоснование заявленных требований указав, что во исполнения задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры «О проведении проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях» Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях Министерством природных ресурсов Хабаровского края, по результатам которой установлено следующее. Проверкой, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что 92 ООПТ регионального значения Хабаровского края не имеют границ охранных зон, которые соответственно не внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом, Министерством природных ресурсов Хабаровского края мер для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий не принималось, работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение Правительства края проектов постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах не проводилась. По указанным основаниям, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Минприроды края было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий. По результатам рассмотрения указанного представления Минприроды края выработаны предложения по установлению охранных зон для некоторых памятников природы краевого значения, в том числе в отношении памятника природы краевого значения «<данные изъяты>», расположенного в Нанайском муниципальном районе. Указанные ООПТ были авоелены как наиболее антропогенно уязвимые краевой рабочей группой по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействию экологически устойчивому развитию Хабаровского края, созданной в соответствии с постановлением главы администрации Хабаровского края от 10.07.2000 № 243. При этом, никаких конкретных мер по созданию охранных зон по настоящее время не принято. Кроме того, решение в отношении оставшихся 85 ООПТ не принято вовсе. Согласно выписке из протокола заседания указанной рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам заседания принято решение рекомендовать Минприроды края обеспечить создание охранной зоны для одного из наиболее антропогенно уязвимого памятника природы краевого значения «ДД.ММ.ГГГГ», со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно своего положения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июля 2012 г. № 233-пр О памятниках природы краевого значения <данные изъяты> памятник природы краевого значения <данные изъяты> площадью 2280 гектаров, уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, культурном и научном отношении природный комплекс, расположенный в предгорьях западного Сихотэ-Алиня и включающий гору Тигровый дом с прилегающими склонами и группами скал-останцов, является особо охраняемой природной территорией краевого значения. Таким образом, Минприроды края не проведена работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение высшего исполнительного органа края проектов нормативных актов, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения, что не позволило исполнить Правительству края пункт 21 Правил по подготовке проекта решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны памятника природы краевого значения <данные изъяты> об установлении ее границ и утверждении положения о ней, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Учитывая то, что вопреки требованиям ст. 16 Федерального закона № 221 - ФЗ, ст. 2 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ, в течение длительного времени границы охранных зон ООПТ краевого значения не определены и не поставлены на государственный кадастровый учет, отсутствие в едином государственном реестре недвижимости сведений о границах охранных зон ООПТ не позволяет в полной мере осуществлять их охрану. Подобная ситуация создает условия для незаконного использования охранных зон, как прилегающих территорий ООПТ, может повлечь за собой нанесение экологического ущерба, к невозможности взыскания причиненного природным объектам вреда и привлечения виновных лиц к ответственности. Таким образом, бездействие Минприроды края нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, право на защиту особо охраняемых природных территорий от незаконного воздействия третьих лиц, несанкционированного вторжения, загрязнения, возведения на них самовольных построек. Просил суд обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края со дня вступления в законную силу решения суда: провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения <данные изъяты> расположенного в Нанайском муниципальном районе; провести работы по разработке проекта пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания охранной зоны памятника природы краевого значения <данные изъяты> и установления ее границ; обеспечить в установленном порядке внесение на рассмотрение Правительства края вышеуказанного проекта решения, а также проекта пояснительной записки к нему, в целях его принятия Председателем Правительства Хабаровского края с последующим направлением указанного решения в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении и границах охранной зоны памятника природы краевого значения <данные изъяты>», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажмитдинов У.А. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края по доверенности ФИО1 исковые требования не признала и пояснила, что предъявление требования о внесении проекта решения в Правительство края для его принятия с последующим направлением сведений о созданных зонах в орган кадастрового учета фактически свидетельствует о заявлении требований по принудительному принятию решения уполномоченным органом исполнительной власти, что не отвечает конституционному принципу разделения власти и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (статья 10 Конституции Российской Федерации). Истец, предъявляя такое требование, не учёл, что суд не может подменить собой органы исполнительной власти при реализации ими полномочий. Охранная зона ООПТ не может быть создана по решению суда, так как решение о ее создании согласно Закону об ООПТ и Правилам создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 13, может быть принято только при наличии установленных законом условий и согласований. Кроме того, принятие такого решения возможно только при условии положительного согласования соответствующего органа местного самоуправления и следующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений (пункты 23,25 Правил): министерства сельского хозяйства Российской Федерации; министерства транспорта Российской Федерации; министерства обороны Российской Федерации; федеральной службы безопасности Российской Федерации; территориального органа Федерального агентства по недропользованию; территориального органа Федерального агентства водных ресурсов; территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства; территориального органа Федерального агентства по рыболовству. Таким образом, возможность принятия решения о создании охранных зон ООПТ не может быть поставлена в зависимость от желания уполномоченного на его принятие органа власти или должностного лица. В обоснование пункта 3 исковых требований о направлении решения о создании охранной зоны памятника природы <данные изъяты> в орган кадастрового учета прокурор ссылается на недействующие нормы права. Так, ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221 -ФЗ утратила силу с 01.01.2017. В соответствии с ч.1, ч. 20 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о создании зон с особыми условиями направляются в орган кадастрового учета органом, принявшим соответствующее решение. В данном случае, указанное требование не может быть предъявлено к министерству, поскольку принятие решения о создании охранной зоны ООГТГ не входит в полномочия министерства, о чем известно прокурору на основании приводимой им в иске ссылки на п. 21 Правил. В соответствии с Положением о краевой рабочей группе по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия экологически устойчивому развитию Хабаровского края, утверждённым постановление Главы администрации Хабаровского края от 10.07.2000 № 243, Рабочая группа организует разработку предложений по подготовке нормативных правовых актов края по вопросам биоразнообразия и ООПТ, решения Рабочей группы носят рекомендательный характер. В Протоколе заседания Рабочей группы министерству рекомендовано в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. обеспечить создание охранных зон семи ООПТ краевого значения, о чем министерством сообщалось прокуратуре. Для подготовки решения о создании охранной зоны ООПТ необходимо определить ее ширину и конфигурацию с учетом требований пунктов 4 и 20 Правил. В результате проведенной министерством работы по определению конфигурации границ охранной зоны памятника природы <данные изъяты> в Нанайском муниципальном районе установлено, что территория памятника природы граничит с территорией национального парка <данные изъяты>", для которого в настоящее время не установлена охранная зона. Национальный парк является особо охраняемой природной территорией федерального значения и находится в ведении ФГЪУ "Заповедное Приамурье", которым ведется работа по созданию охранной зоны национального парка. В соответствии с п. 20 Правил создания охранных зон, охранная зона памятника природы краевого значения не может быть размещена в границах охранной зоны национального парка. Во избежание наложения охранной зоны памятника природы на охранную зону национального парка требуется дополнительная проработка вопроса границ памятника природы с ФГБУ "Заповедное Приамурье". В соответствии с письмом ФГБУ "Заповедное Приамурье" от ДД.ММ.ГГГГ создание охранной зоны памятника природы "Тигровый дом" и согласование ее границ в настоящий момент является преждевременным, т.к. границы охранной зоны национального парка " Анюйский" проходят процедуру согласования и не утверждены. Переписка по данному вопросу прилагается. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Хабаровского края по доверенности ФИО2 исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что согласно п. "в" пп. 1.1 постановления Правительства края от 20.07.2006 № 117-пр "О Регламенте Правительства Хабаровского края", главы 2 Регламента Правительства края, утвержденного данным постановлением, постановления это нормативные правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, Уставом края, законами края отнесено к компетенции Правительства края. Подготовку постановлений Правительства края осуществляют отраслевые органы исполнительной власти края согласно их компетенции. На основании п.п. 3.7.1-3.7.4. Положения о министерстве, утверждённого постановлением Правительства края от 14.02.2009 № 49-пр, полномочия Хабаровского края в области охраны окружающей среды, организации создания особых охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, обеспечение функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий краевого значения, ведения кадастрового учета особых охраняемых природных территорий краевого значения, осуществляет министерство. Вместе с этим, действующее законодательство об ООПТ не содержит положений, дающих безусловное право органам исполнительной власти субъекта РФ создавать охранные зоны ООПТ, оставляя их на усмотрение органов власти, обуславливая необходимостью прохождения согласительных процедур со всеми заинтересованными органами. Перечень таких органов установлен п. 23 Правил. При этом указанные органы также вольны в своем усмотрении. Следует также отметить, что с учетом рекомендации рабочей группы министерством ФГБУ "Заповедное Приамурье" направлено предложение о создании охранных зон Памятника природы. Предложение бюджетным учреждением не поддержано. Из содержания ответа следует, что вопрос согласования границ охранных зон Памятника природы не подлежит рассмотрению ФГБУ "Заповедное Приамурье" до принятия решения Минприроды России о создании охранной зоны национального парка <данные изъяты>" (письмо от ДД.ММ.ГГГГ). Положения законодательства об ООПТ, указанные прокурором в качестве основания иска не подлежат применению в рассматриваемом споре, поскольку Памятник природы создан и его границы определены до вступления в силу указанных норм права. Положения ч. 10 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ не носят обязательный характер для особо охраняемых природных территорий, созданных до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 10 ст. 2 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Создание охранных зон являлось правом, а не безусловной обязанностью. При создании Памятника природы органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления соблюдены все правила, предусмотренные действующим на тот момент времени законодательством. Тигровый дом объявлен памятником природы краевого значения постановлением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации ландшафтных памятников природы краевого значения <данные изъяты>" в <адрес> Хабаровского края" (п. 1 указанного постановления). Указанным постановление установлены границы и режим особой охраны Памятника природы (пп. 2.1 п. 2). Просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Из преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с ч. 10, 11 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Частью 4 ст. 2 вышеуказанного ФЗ, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях Министерством природных ресурсов Хабаровского края.

В соответствии с результатами проверки установлено, что 92 особо охраняемых природных территории регионального значения Хабаровского края не имеют границ охранных зон, которые не внесены в государственный кадастр недвижимости. Министерством природных ресурсов Хабаровского края для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий, работа по разработке и обеспечении в установленном порядке внесения на рассмотрение Правительства края проектов постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах не проводилась.

По результатам проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ Министру природных ресурсов Хабаровского края выдано Предписание об устранении нарушений закона в соответствии с которым потребовал безотлагательно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть представление и принять действенные меры по устранению выявленных причин и условий, способствующих совершению указанных нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Хабаровского края в адрес и.о. прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры направлен ответ, указано, что в рамках полномочий Министерством природных ресурсов Хабаровского края обеспечено установление режимов особой охраны особо охраняемых природных территории краевого значения, обеспечивающих сохранность природных комплексов и объектов в границах таких территорий. Рассмотрев представление, перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения предметно изучен, министерством природных ресурсов края проанализирована необходимость предотвращения возможного негативного антропогенного воздействия, выработаны предложения по установлению охранных зон для ряда памятников природы, которые будут представлены на рассмотрение краевой рабочей группе по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия экологически устойчивому развитию Хабаровского края, созданной в соответствии с постановлением главы администрации Хабаровского края от 10.07.2000 № 243 «О краевой рабочей группе по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия экологически устойчивому развитию Хабаровского края».

В соответствии с Выпиской из протокола заседания краевой рабочей группы по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия устойчивому развитию Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, определено рекомендовать министерству природных ресурсов края обеспечить создание охранных зон памятником природы краевого значения, в том числе <данные изъяты>» в Нанайском муниципальном районе. Срок: ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Российской Федерации утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

Правила определяют порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

Согласно п. 2 вышеуказанных Правил, охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.

Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками. Изменение границ охранных зон, а также режима охранных зон осуществляется в том же порядке, что и их создание.

В соответствии с п. 19 указанных Правил, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Как определено п. 21-24 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему.

Проект решения и пояснительная записка к нему направляются на согласование: органу местного самоуправления (если предполагается, что создаваемая охранная зона природного парка или памятника природы регионального значения будет полностью или частично находиться в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования);

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (если планируется включение в границы создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности);

Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо предназначенные для реконструкции и строительства таких объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории);

Министерству обороны Российской Федерации;

Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации");

территориальному органу Федерального агентства по недропользованию;

территориальному органу Федерального агентства водных ресурсов;

территориальному органу Федерального агентства лесного хозяйства;

территориальному органу Федерального агентства по рыболовству.

Органы государственной власти, указанные в пункте 23 Правил, и орган местного самоуправления рассматривают проект решения и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации мотивированный отказ в его согласовании с приложением замечаний.

В соответствии с п. 1.1., 1.2. Положения о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр, Министерство природных ресурсов Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, проводящим государственную политику Хабаровского края и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий управление в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в области обращения с отходами, организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти края в случаях, установленных законодательством Российский Федерации и Хабаровского края.

Положением о министерстве природных ресурсов Хабаровского края установлено, что Министерство осуществляет в пределах установленной компетенции переданные краю полномочия Российской Федерации в области водных, лесных отношений, государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Министерство образовано в целях реализации полномочий края по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, управления и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, в целях развития горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, традиционных ресурсных и охотничьего промыслов, реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в крае.

Пунктом 2.2. Положения определено, разработка и реализация совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, министерствами края, иными органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, общественными организациями, хозяйствующими субъектами предложений по формированию государственной политики края в сфере природопользования и охраны окружающей среды, включающих подготовку новых и совершенствование действующих законов и иных нормативных актов края, разработку предложений по установлению размеров платежей за пользование природными ресурсами и их дифференциации, по совершенствованию налоговой политики в отношении предприятий и организаций, использующих природные ресурсы.

Разработка и обеспечение в установленном порядке внесения на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Законодательной Думы края, Губернатора и Правительства края проектов законов, указов, постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности использования, охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов, формирование благоприятного инвестиционного климата для развития добычи и переработки ресурсов, рост поступлений в бюджеты всех уровней.

Вместе с тем Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ» с 30 декабря 2013 года изменено правовое регулирование в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Положения, предусмотренные ч. 10 ст. 2 вышеуказанного ФЗ вступили в действие с принятием Федерального закона от 28.12.2013 №406-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ. До принятия ФЗ от 28.12.2013 № 406-ФЗ правовое регулирование создания охранных зон особо охраняемых природных территорий регулировалось ч. 3 ст. 2 ФЗ «33-ФЗ, п. 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ.

Как установлено судом, памятник природы краевого значения «<данные изъяты>» площадью 2280 га, расположенный в Нанайском муниципальном районе организован Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр «О памятниках природы краевого значения <данные изъяты>

В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 25.06.2012), в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Частью 4 ст. 95 Земельного кодекса (в редакции, действующей на 11.07.12) также предусмотрено, что в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

То есть законодательством, действующим при создании памятника природы краевого значения <данные изъяты>», не была предусмотрена обязанность создания охранных зон на территории памятников природы, а являлось правом.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, устанавливая новое правовое регулирование, законодатель, предусмотрев в ч. 3 ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 № 406-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территория» и отдельные законодательные акты РФ» правило о том, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, допустил тем самым и сохранение прежней правовой модели регламентации отношений в указанной сфере.

Кроме того, из ответа ФГБУ «Заповедное Приамурье» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что поскольку памятник природы «<данные изъяты>» расположен в непосредственной близости с национальным парком «<данные изъяты>», ФГБУ «Заповедное Приамурье» считает целесообразным включить в состав охранной зоны парка территорию, на которой требуется создание охранной зоны памятника природы. В этой связи, до принятия решения Минприроды России о создании охранной зоны национального парка «<данные изъяты>» и об установлении ее границ считает преждевременным согласование границ охранной зоны памятника природы краевого значения «<данные изъяты>» в Нанайском муниципальном районе.

Более того, суд обращает внимание на недопустимость вмешательства в нормотворческую деятельность органов исполнительной власти Хабаровского края.

В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Таким образом, Правительство Хабаровского края самостоятельно осуществляет правовое регулирование в пределах своих полномочий, поэтому требование прокурора о возложении на Правительство Хабаровского края принять постановление об определении охранных зон с дальнейшим направлением его в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении и границах охранной зоны памятника природы краевого значения «Тигровый дом» следует рассматривать как вмешательство в нормотворческую деятельность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о преждевременности заявленных Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором исковых требований и считает необходимым в удовлетворении иска отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края об обязании провести работы по определению границ охранных зон - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Дата принятия решения суда в окончательной форме 09 апреля 2018 года.

Председательствующий (подпись)

Копия верна: Судья Королева И.А.