ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1708/2021 от 30.09.2021 Находкинского городского суда (Приморский край)

Мотивированное решение суда

составлено 30.09.2021 года Дело № 2-1708/2021

25RS0010-01-2021-001998-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Находка Приморского края 23 сентября 2021 года

Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Майоровой Е.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г.Находка в интересах ФИО2 и её несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации Находкинского городского округа о возложении обязанности,

с участием истца помощника прокурора г. Находки Щербатюк Д.А., представителя ответчика ФИО11,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой г.Находка по поручению прокуратуры Приморского края была проведена проверка соблюдения администрацией НГО Закона Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае».

В ходе проверки было установлено, что по состоянию на 31.03.2021 в реестр граждан, имеющих право на получение земельных участков в рамках указанного закона, администрацией НГО включено 1627 семей, из которых 1423 семьи получили земельные участки. При этом, 204 семьям указанной категории земельные участки не предоставлены. Для 70 семей указанной категории в администрации НГО земельные участки отсутствуют.

ДД.ММ.ГГ.ФИО2 обратилась в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

ДД.ММ.ГГ. заместителем начальника управления землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа принято решение о включении ФИО2 в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом № 837-КЗ на территории Находкинского городского округа, с присвоением реестрового номера 2530.

В установленный ч.8 ст.5 Закона № 837-КЗ срок (180 дней) администрацией НГО ФИО2 земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно не предоставлен.

И.о. прокурора г. Находка в интересах ФИО9 и её несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО3, ФИО10 обратился в суд с иском к администрации Находкинского городского округа в порядке ст.45 ГПК РФ, в котором просит возложить на администрацию НГО обязанность образовать на территории Находкинского городского округа земельные участки для индивидуального жилищного строительства в количестве не менее 71 единицы с целью предоставления бесплатно в общую долевую собственность ФИО2 и её троим несовершеннолетним детям ФИО3, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГ. года рождения, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом очередности, установленной реестром граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющих трех и долее детей, в <.........>», сформированным администрацией Находкинского городского округа; возложить на администрацию НГО обязанность предоставить бесплатно в общую долевую собственность ФИО2 и её троим несовершеннолетним детям ФИО3, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГ. года рождения, земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах Находкинского городского округа, с учетом очередности, установленной реестром граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющих трех и долее детей, в Приморском крае», сформированным администрацией Находкинского городского округа.

В судебном заседании помощник прокурора г.Находка Щербатюк Д.А. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию НГО образовать на территории Находкинского городского округа земельные участки для индивидуального жилищного строительства в количестве не менее 71 единицы с целью предоставления бесплатно в общую долевую собственность многодетным семьям, в том числе, для предоставления в общую долевую собственность ФИО2 и её троим несовершеннолетним детям, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом очередности, установленной реестром граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющих трех и долее детей, в Приморском крае», сформированным администрацией Находкинского городского округа, в остальной части исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, также пояснила, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией НГО установленной законом обязанности по обеспечению многодетных семей земельными участками, по результатам которой установлено отсутствие сформированных земельных участков в количестве 70 единиц. Так, в реестр граждан, имеющих право на получение земельных участков в рамках Закона -КЗ, администрацией НГО включено 1627 семей, из которых 1423 семьи получили земельные участки, 204 семьям земельные участки не предоставлены. Администрацией НГО в целях выполнения обязанности по предоставлению земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей сформировано всего 134 земельных участка, которые включены в соответствующий перечень земельных участков. В отношении семьи ФИО14 не принято решение о предоставлении в собственность земельного участка по истечению 180 календарных дней со дня включения ее в соответствующий реестр. Полагает, что администрацией НГО не предпринято должных мер по своевременному формированию и предоставлению многодельным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства и реализации их прав на бесплатное получение земли. Просила удовлетворить исковые требования с учетом уточнений.

Истец ФИО2, также законный представитель несовершеннолетних ФИО3, ФИО3, ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялась в установленном законом порядке, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации Находкинского городского округа ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, дополнительно пояснила, что нарушения законодательства со стороны администрации НГО отсутствуют. По результатам общественных обсуждений по вопросу выбора земельных участков был составлен протокол общественного обсуждения от ДД.ММ.ГГ., на основании которого принято решение о включении 38 земельных участков в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно (приказ управления землепользования и застройки от ДД.ММ.ГГ.). Всего в указанный перечень включено 162 земельных участка, 231 многодетная семья включена в реестр. В настоящее время завершается процесс общественных обсуждений по формированию 12 земельных участков, и в скором времени будет формировано еще 100 участков. Многодетная семья ФИО2 не участвует в жеребьевке земельных участков по собственному желанию, в связи с чем, их право на предоставление земельного участка в рамках Закона -КЗ со стороны администрации НГО не нарушено. Учитывая, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим троих и более детей, осуществляется в порядке очередности, процедура предоставления земельного участка регламентирована Законом -КЗ. Администрация НГО перенесла указанную семью в самый конец очереди с присвоением нового реестрового , ввиду того, что земельные участки еще не предоставлены лицам, включенным в реестр ранее. Многодетная семья ФИО12 не участвовала в жеребьевках ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ. по собственному желанию, что привело к необоснованному затягиванию сроков со стороны данной семьи по предоставлению ей земельного участка. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Подпунктом 6 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» (далее по тексту - Закон № 837-КЗ) определен порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч.3 ст.4 Закона №837-КЗ образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 5 Закона № 837-КЗ в целях бесплатного получения земельного участка гражданин подает в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Уполномоченный орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления принимает решение о включении гражданина (граждан) в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с указанным Законом, либо об отказе во включении в реестр.

Согласно ч.ч. 8, 8(1) ст. 5 Закона № 837-КЗ уполномоченные органы местного самоуправления в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина (граждан) в Реестр, а в случае присвоения гражданину нового реестрового номера в соответствии с частью 2 статьи 5(1) настоящего Закона - со дня присвоения нового реестрового номера, принимают решение о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям земельного участка.

Решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям принимается уполномоченным органом местного самоуправления после проведения проверки соответствия гражданина (граждан) и его (их) детей требованиям пунктов 4 и 5 части 4 статьи 2 настоящего Закона по результатам жеребьевки, проводимой в соответствии со статьей 5(1) настоящего Закона.

Как следует из материалов дела прокуратурой г.Находка по поручению прокуратуры Приморского края была проведена проверка соблюдения администрацией НГО Закона Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае».

В ходе проверки было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ. в реестр граждан, имеющих право на получение земельных участков в рамках указанного закона, администрацией НГО включено 1627 семей, из которых 1423 семьи получили земельные участки.

При этом, 204 семьям указанной категории земельные участки не предоставлены, в то время как по состоянию на ДД.ММ.ГГ. в администрации НГО имеется лишь 134 сформированных земельных участка.

Таким образом, для 70 семей (1627-1423-134) указанной категории в администрации НГО земельные участки отсутствуют.

ДД.ММ.ГГ.ФИО2 обратилась в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

ДД.ММ.ГГ. заместителем начальника управления землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа принято решение о включении ФИО2 в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с указанным Законом на территории Находкинского городского округа, ей присвоен реестровый , о чем направлено уведомление .2-9-1218.

В установленный ч.8 ст.5 Закона № 837-КЗ срок (180 дней) администрацией НГО ФИО2 земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно не предоставлен, в связи с отсутствием сформированных земельных участков, а также необходимостью их предоставления лицам, включенным в реестр ранее истца.

В сентябре 2020 года прокуратурой г. Находка уже был выявлен факт бездействия администрации НГО при наличии дефицита в земельных участках, необходимых для предоставления гражданам в порядке Закона № 837-КЗ.

Проведенной проверкой было установлено, что администрацией НГО сформировано 1557 земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в порядке, предусмотренном Законом № 837-КЗ, из них предоставлено 1381 земельный часток (176 земельных участков не предоставлено).

При этом, в администрацию Находкинского городского округа обратилось 197 граждан с заявлениями о предоставлении земельных участков в порядке, тедусмотренном Законом № 837-КЗ, которые включены были включены в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с указанным Законом.

Таким образом, дефицит земельных участков составлял - 21 земельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

При этом, п. 5.2 ст. 9 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.

Согласно предоставленным администрацией НГО сведениям, документами территориального планирования городского округа не предусмотрены свободные территории, пригодные для освоения в целях индивидуального жилищного строительства.

Несмотря на наличие дефицита земельных участков, необходимых для предоставления гражданам в порядке, предусмотренном Законом № 837-КЗ, при внесении изменений в Генеральный план Находкинского городского округа решением Думы Находкинского городского округа от 27.12.2019 №536-НПА, зоны, свободные от застройки, в целях формирования земельных участков для последующего их предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, не предусмотрены.

При этом, меры, направленные на формирование земельных участков с целью предоставления многодетным семьям, администрацией Находкинского городского округа не принимались, в связи с чем, ДД.ММ.ГГ. и.о. прокурора города главе Находкинского городского округа внесено представление об устранении нарушений закона.

Между тем, администрацией Находкинского городского округа меры не были приняты в полном объеме.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается сообщением МКУ «Находка ДАГиЗ» от ДД.ММ.ГГ., по состоянию на ДД.ММ.ГГ. включены в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно в соответствии с Законом 837-КЗ и готовы к предоставлению 162 земельных участка, 38 из которых включены в перечень ДД.ММ.ГГ.. Направлен на подписание главе Находкинского городского округа проект Постановления администрации НГО «О проведении общественного обсуждения по вопросу выбора земельных участков, в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства в Находкинском городском округе» на 12 земельных участков. В стадии формирования 100 земельных участков, расположенных в районе детского лагеря «Антарес», предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно в соответствии с Законом 837-КЗ. После завершения процедуры формирования, данные участки будут образованы путем деления земельного участка с кадастровым номером <.........> и после проведения общественных обсуждений включены в соответствующий перечень.

Как следует из пояснений представителя ответчика, в настоящее время в очереди на однократное бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства состоит 231 многодетная семья, сформировано 162 земельных участка.

Таким образом, право многодетных семей на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства администрацией НГО реализуется не надлежащим образом, доказательств обратного ответчиком не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Обращение и.о. прокурора г. Находка в суд с настоящим иском относится к делам в защиту социальных прав многодетной семьи.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает необходимым возложить на администрацию НГО обязанность образовать (сформировать) на территории Находкинского городского округа земельные участки для индивидуального жилищного строительства в количестве не менее 71 единицы с целью предоставления бесплатно в общую долевую собственность многодетным семьям, в том числе, для предоставления в общую долевую собственность ФИО2 и её троим несовершеннолетним детям ФИО3, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГ. года рождения, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом очередности, установленной реестром граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющих трех и долее детей, в Приморском крае», сформированным администрацией Находкинского городского округа.

В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, и полагает достаточным установить срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании установлено, что управлением землепользования и застройки ДД.ММ.ГГ. в адрес ФИО2 было направлено приглашение на проведение жеребьевки ДД.ММ.ГГ. по предоставлению земельного участка. По итогам жеребьевки был составлен протокол от ДД.ММ.ГГ., из которого следует, что ФИО2 участия в жеребьевке не принимала.

ДД.ММ.ГГ.ФИО2 повторно была приглашена на проведение жеребьевки ДД.ММ.ГГ.. По итогам жеребьевки составлен протокол от ДД.ММ.ГГ., согласно которому ФИО2 участие в ней не принимала.

ДД.ММ.ГГ. и ДД.ММ.ГГ.ФИО2 вновь приглашалась на проведение жеребьевки ДД.ММ.ГГ. и ДД.ММ.ГГ. соответственно.

Как следует из протоколов от ДД.ММ.ГГ. и от ДД.ММ.ГГ., составленных по итогам жеребьевки, ФИО2 участия в жеребьевках также не принимала.

Согласно ч. 2 ст. 5(1) Закона № 837-КЗ в случае неучастия гражданина (граждан) два раза в проводимых жеребьевках уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изменении присвоенного ему (им) реестрового номера на новый реестровый номер, соответствующий очередности на дату проведения последней жеребьевки, в которой не участвовал гражданин (граждане). Новый реестровый номер присваивается гражданину (гражданам) в соответствии с очередностью предыдущих реестровых номеров.

ФИО2 неоднократно имела возможность получить земельный участок, участвуя в жеребьевках ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ. и ДД.ММ.ГГ., однако отказалась от этого по собственной инициативе, в связи с чем, в установленном законом порядке ей присвоен номер в реестре 2594.

Поскольку нарушений прав ФИО2 и ее несовершеннолетних детей, суд в данной части не усматривает, исковые требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению бесплатно в общую долевую собственность ФИО2 и ее несовершеннолетним детям земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах НГО с учетом очередности, установленной реестром граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора г.Находка в интересах ФИО2 и несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации Находкинского городского округа о возложении обязанности, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Находкинского городского округа образовать (сформировать) на территории Находкинского городского округа земельные участки для индивидуального жилищного строительства в количестве не менее 71 единицы в целях бесплатного предоставления многодетным семьям, в том числе, для предоставления в общую долевую собственность ФИО2 и её несовершеннолетним детям ФИО3, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГ. года рождения, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом очередности, установленной реестром граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, в Приморском крае», сформированным администрацией Находкинского городского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме через Находкинский городской суд.

Судья Е.С. Майорова