ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1709/16 от 24.10.2016 Кропоткинского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1709/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кропоткин 24 октября 2016 года

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Егоровой С. А.,

при секретаре Рыбкиной Е.Е.,

с участием представителя истца на основании доверенности ФИО1,

представителя ответчика ООО «Кропоткинтеплоэнерго» на основании

доверенности ФИО2

представителя ответчика ООО «Микрорайон» на основании доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 <данные изъяты> к ООО «Кропоткинтеплоэнерго», заинтересованное лицо - ООО «Микрорайон», третьи лица - ФИО4 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты> об обязании ресурсоснабжающей организации установить индивидуальные приборы учета,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в суд с иском к ООО «Кропоткинтеплоэнерго», заинтересованное лицо – ООО «Микрорайон», третьи лица – ФИО6, ФИО7, ФИО8 об обязании ресурсоснабжающей организации установить индивидуальные приборы учета.

В обоснование своих исковых требований указала, что ФИО5 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру № в городе Кропоткин, <адрес>. Другими участниками общей долевой собственности являются ФИО6, ФИО7, ФИО8, каждому из которых принадлежит по ? доли вышеуказанной квартиры. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 августа 2005 года серии выданном на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 27 июня 2005 года. В октябре 2015 года ФИО5 обратилась с заявлением в ООО «Кропоткинтеплоэнерго» в котором просила разрешить установить в квартиру индивидуальный прибор учета тепловой энергии. Ответом Генерального директора ООО «Кропоткинтеплоэнерго» ФИО9 от 23 октября 2015 года ей было сообщено, что ООО «Кропоткинтеплоэнерго» претензий к установке в квартиру индивидуальный прибор учета тепловой энергии не имеет. После получения указанного ответа ООО «Кропоткинтеплоэнерго» выдало ФИО5 технические условия на установку индивидуального прибора учета тепловой энергии в квартире. Также у нее имеется рабочий проект на установку узлов учета тепловой энергии в квартире. 18 января 2016 года ФИО5 обратилась с заявлением в ООО «Кропоткинтеплоэнерго», в котором просила установить индивидуальный прибор счета тепловой энергии в квартире № в городе Кропоткин, <адрес>. Однако до настоящего времени индивидуальный прибор учета тепловой энергии в квартире не установлен. Ответчик фактически уклоняется от установления прибора учета тепловой энергии в квартире. Техническая возможность для установки прибора учета тепловой энергии в квартире имеется, что подтверждается также выданными техническими условиями и рабочим проектом. Отсутствие индивидуального прибора учета тепловой энергии в квартире влечет не достижение основных принципов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, закрепленных в Федеральном законе от 23 ноября 2009 № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе принципа эффективного и рационального использования энергетических ресурсов. В связи с тем, что во внесудебном порядке не представляется разрешить возникший спор, то истец вынуждена была обратиться в суд. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Кропоткинтеплоэнерго» в месячный срок с момента вступления в силу судебного решения, заключить с ФИО4 <данные изъяты> договор на установку индивидуального прибора учета тепловой энергии и установить индивидуальный прибор учета тепловой энергии в квартире № в городе Кропоткин, <адрес> на возмездной основе.

В судебном заседании 05 октября 2016 года истец ФИО5 поддержала исковые требования и пояснила, что в октябре 2015 года она обратилась с заявлением в ООО «Кропоткинтеплоэнерго», в котором просила разрешить установить в квартиру индивидуальный прибор учета тепловой энергии. Изначально претензий по установке ООО «Кропоткинтеплоэнерго», не имели. После получения ответа ООО «Кропоткинтеплоэнерго» выдало мне технические условия на установку индивидуального прибора учета тепловой энергии в квартире. Так же ей сделали проект на установку узлов учета тепловой энергии в квартире. Однако, после его изготовления, ООО «Кропоткинтеплоэнерго» отказало в установке прибора учета. Их отказ считает необоснованным, в связи с чем, и просила обязать ресурсоснабжающую организацию установить индивидуальные приборы учета

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Кропоткинтеплоэнерго» ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, просит в удовлетворении требований ФИО10 к ООО «Кропоткинтеплоэнерго» отказать в полном объеме. Пояснила, что необходимым условием для установки индивидуального прибора учета тепла является наличие технической возможности установки такого прибора. Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 627, изданным в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного приборов учета. В пункте 3 данного Приказа указывается на отсутствие технической возможности установки в помещении многоквартирного дома индивидуального прибора учета тепловой энергии, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых, инженерных систем отопления. ФИО5 является собственником ? доли квартиры , расположенной по адресу: город Кропоткин, <адрес>, управление данным многоквартирным домом осуществляется ООО «Микрорайон». Согласно ответа представленного ООО «Микрорайон» ФИО5 от 18 мая 2016 года № 171, следует, что технические возможности установки квартирного прибора учета тепла в квартире № 155 жилого многоквартирного дома <адрес> отсутствуют, поскольку по проектным характеристикам данный многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых, инженерных систем отопления. При установке индивидуальных приборов учета в квартире истца при существующей вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления жилого дома, отсутствует возможность в дальнейшем определить весь объем потребленного коммунального ресурса в жилом помещении истца. ФИО5 действительно обращалась в адрес ООО «Кропоткинтеплоэнерго» с заявлением о согласовании проекта УУТЭ на отопление в квартире в апреле 2016 года. Но предоставленный на согласование проект УУТЭ на отопление в квартире, содержит неверные данные, препятствующие согласованию, в частности, в проекте указано, что теплосчетчик, предназначенный для монтажа в обратный трубопроводный не может монтироваться в подающий, и наоборот. Данный запрет связан с различными алгоритмами расчета тепловой энергии. Согласно п.3.2, к установке принимаются тепло вычислители Карат-Компат- 201-СП на прямом трубопроводе. Согласно проектному решению, установка предусмотрена на верхнем трубопроводе, который не во всех комнатах является подающим трубопроводом. Ввиду чего существует необходимость уточнения данных по направлению движения теплоносителя относительно отопительного прибора. Также, в проекте предусмотрен монтаж перемычек между подающим и обратным трубопроводом на отопительный прибор, диаметром 15 мм, что при полном перекрытии батареи может повлиять на работу стояка в целом. Данные обстоятельства послужили основанием для направления ФИО5 в ООО «Микрорайон». Обо всем этом, истец был уведомлен в письменной виде.

Представитель ответчика ООО «Микрорайон» ФИО3 в судебном заседании с исковыми требования не согласна, и пояснила, 29 апреля 2016 года в управляющую компанию ООО «Микрорайон» обратился собственник квартиры <адрес> ФИО5 с заявлением о согласовании проекта узла учета тепловой энергии от 29 апреля 2016 года. В своем ответе ООО «Микрорайон», ей сообщило, что техническая возможность установки квартирного прибора учета тепла в квартире <адрес> отсутствует, так как, согласно п. 3 Приложения № 1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. 30 мая 2016 года ФИО5 вновь обратилась в ООО «Микрорайон» с заявлением об устранении технических неполадок, которые мешают установке приборов учета тепловой энергии. Данные вопросы могут быть решены только на общем собрании собственников жилья. Кроме того, в случае, если не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, показатели индивидуального прибора учета (распределителя) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению жилым или нежилым помещением не учитываются и расчет производится по общим основаниям (по показателям общедомового прибора учета тепловой энергии), то есть, даже при наличии технической возможности и согласии всех собственников жилья, установка прибора теплового учета только в квартире истца, никак не уменьшило бы размер оплаты за отопление.

Третьи лица ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебное заседании не явились, предоставив суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором с исковыми требованиями согласны, против их удовлетворения не возражают.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 этой же статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу этого Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3-6.1 данной статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ регламентируется обязанность ресурсоснабжающих организаций с 01 июля 2010 года осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, в рамках статьи 13.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, в жилом доме (части жилого дома) или домовладении; распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых или нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.

Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечиваются соблюдение

Федерального закона «Технический регламент о безопасности и зданий и сооружений», включающего СНиП 41-01-2003 «Отопления, вентиляция, кондиционирование воздуха», предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).

Необходимым условием для установки индивидуального прибора учета тепла является наличие технической возможности установки прибора учета. Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 627, изданным в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного приборов учета.

В пункте 3 данного Приказа указывается на отсутствие технической возможности установки в помещении многоквартирного дома индивидуального прибора учета тепловой энергии, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых, инженерных систем отопления.

В судебном заседании было установлено, что ФИО5 является собственником ? доли квартиры расположенной по адресу: город Кропоткин, <адрес>, управление данным многоквартирным домом осуществляется ООО «Микрорайон».

Согласно ответу, представленному ООО «Микрорайон» в адрес ФИО5 от 18 мая 2016 года № 171, следует, что технические возможности установки квартирного прибора учета тепла в квартире <адрес> отсутствуют, в соответствии с п. 3 Приказа Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 627, то есть по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых, инженерных систем отопления.

В случае установки индивидуальных приборов учета в квартире № <адрес> при существующей вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления жилого дома, отсутствует возможность в дальнейшем определить весь объем потребленного коммунального ресурса в жилом помещении истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В апреле 2016 года ФИО5 обращалась с заявлением в ООО «Кропоткинтеплоэнерго» о согласовании проекта УУТЭ на отопление в квартире жилого многоквартирного дома <адрес>-1. Но предоставленный на согласование проект УУТЭ на отопление в квартире, содержал неверные данные, препятствующие согласованию. В частности, на страницк 5 указано, что теплосчетчик, предназначенный для монтажа в обратный трубопроводный, не может монтироваться в подающий, и наоборот. Данный запрет связан с различными алгоритмами расчета тепловой энергии. Согласно п. 3.2, к установке принимаются тепло вычислители Карат-Компат- 201-СП на прямом трубопроводе. Кроме того, согласно проектному решению установка предусмотрена на верхнем трубопроводе, который не во всех комнатах является подающим трубопроводом. Ввиду чего существует необходимость уточнения данных по направлению движения теплоносителя относительно отопительного прибора. Также, в проекте предусмотрен монтаж перемычек между подающим и обратным трубопроводом на отопительный прибор, диаметром 15 мм, что при полном перекрытии батареи может повлиять на работу стояка в целом. Данные доводы были изложены в письме ООО «Кропоткинтеплоэнерго», направленном в адрес истца 15 апреля 2016 года, а ФИО5 было рекомендовано обратиться в управляющую компанию ООО «Микрорайон».

Также в судебном заседании было установлено, что ООО «Микрорайон» является управляющей организацией, которая оказывает услуги по управлению (содержание и текущий ремонт) многоквартирного дома <адрес>1, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол от 24 июля 2009 года), а также на основании Договора от 01 сентября 2009 года.

В перечень услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома <адрес>, в том числе, входит обслуживание внутридомовых инженерных систем коммуникаций.

29 апреля 2016 года в управляющую компанию ООО «Микрорайон» обратился собственник квартиры <адрес> с заявлением о согласовании проекта узла учета тепловой энергии обратилась ФИО5 В свою очередь, представители ООО «Микрорайон», обследовав общедомовые инженерные сети дома, установили, что техническая возможность установки квартирного прибора учета тепла в квартире № <адрес> отсутствует, поскольку в соответствии с актом от 10 октября 2016 года, составленном по результатам обследования общедомовых инженерных сетей отопления в ЖМКД № 12/1, в многоквартирном доме № <адрес> инженерные сети теплоснабжения дома, имеют вертикальную разводку подающего и обратного трубопровода. Подача теплоносителя осуществляется снизу вверх по этажным отопительным приборам и возвращается по обратному трубопроводу сверху вниз.

Согласно п. 3 Приложения № 1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Однако, данный вопрос на обсуждение общего собрание собственников помещений в в многоквартирном доме <адрес>, не выносился.

Кроме того, согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, индивидуальный прибор учета – это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительною оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении; распределитель устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.

В соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В случае же, если не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, показатели индивидуального прибора учета (распределителя) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению жилым или нежилым помещением не учитываются и расчет производится по общим основаниям, то есть по показателям общедомового прибора учета тепловой энергии.

При таких обстоятельствах, суд, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 <данные изъяты> к ООО «Кропоткинтеплоэнерго», ООО «Микрорайон», третьи лица - ФИО4 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты> об обязании ресурсоснабжающей организации установить индивидуальные приборы учета – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в месячный срок путем подачи кассационной жалобы через Кропоткинский городской суд.

Председательствующий С.А. Егорова