ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1709/2015 от 12.10.2016 Моршанского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2-95/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

.Моршанск 12 октября 2016 года

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

федерального судьи Акимушкиной Т.Е.,

с участием адвоката ФИО5, представившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретарях ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «<данные изъяты> о понуждении к исполнению обязательств,

У С Т А Н О В И Л:

В исковом заявлении ФИО1 указала, что она является собственником <адрес>. Принадлежащая ей квартира расположена на втором этаже двухэтажного многоквартирного жилого дома. Вход в ее квартиру и соседнюю <адрес>, собственником которой является ФИО4, осуществляется по металлической лестнице открытого типа со двора дома. Данная лестница находится в аварийном состоянии, ее металлические опоры в виде труб имеют следы ржавчины, подгнили у основания, металлическая конструкция расслаивается, сыпется швеллер, лестница не обеспечивает безопасность для лиц, которые по ней поднимаются и спускаются. <адрес> находится в управлении управляющей организации ООО «<данные изъяты> которое в силу заключенного договора на управление многоквартирным жилым домом обязана осуществлять ремонт и содержание в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома, включая вышеуказанную лестницу. Она ежемесячно оплачивает коммунальные услуги, в число которых входит оплата «содержание и ремонт жилья» в пользу ООО «<данные изъяты> что подтверждается счетами-квитанциями (лицевой счет ). Однако, несмотря на принятые обязательства со стороны ООО <данные изъяты>» обязательства по ремонту общего имущества, включая лестницу, не выполнялись. Более того, она, а также собственник <адрес> неоднократно обращались в данную организацию как с устными заявлениями о проведении ремонта лестницы, так и письменными требованиями. Предлагались варианты совместного ремонта, с использованием ее денежных средств, а также материалов, приобретенных на ее личные средства. Вместе с тем договорные обязательства, а также ее письменные и устные обращения в ООО «<данные изъяты>» были полностью проигнорированы. Угроза обрушения лестницы, причинения вреда жизни и здоровью лицам, которые пользуются этой лестницей, возрастает с каждым днем. Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый управляющей организацией, обеспечивающий выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества. Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 г. №170, определяют правила по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда и являются обязательными для исполнения. Настоящие правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности. Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя организацию эксплуатации; осмотры; текущий и капитальный ремонт. Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, накладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Целью технических осмотров жилых зданий является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений. Плановые общие осмотры жилых зданий должны проводиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопления сезона), в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство. Пунктами 1.8, 5.8.3 Постановления Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 г. №170 установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом: организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками. Положениями статей 161,162 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Указанные нормы закона ответчиком полностью игнорируются. Просит обязать ООО <данные изъяты>» надлежащим образом исполнить обязательства по ремонту лестницы в многоквартирном <адрес>, по которой осуществляется вход в <адрес>, установив 7-дневный срок выполнения указанных работ.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просила обязать ООО «<данные изъяты>» надлежащим образом исполнить обязательства по ремонту лестницы в многоквартирном <адрес>, по которой осуществляется вход в <адрес>, установив 7-дневный срок выполнения указанных работ.

Представитель истца ФИО1 – адвокат ФИО5 исковые требования поддержала и пояснила, что ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Ее квартира расположена на втором этаже двухэтажного жилого дома, в котором наряду с жилыми помещениями имеются и нежилые помещения. Вход в квартиру истца осуществляется по лестнице, ведущей с улицы на второй этаж. В данной квартире ФИО1 осуществляет свою трудовую деятельность. В связи с родом ее деятельности (она является нотариусом <адрес> и <адрес>) к ней приходят посетители, в число которых входят и престарелые люди, с детьми, просто граждане. Работа нотариуса весьма востребована и в данную квартиру приходит много людей с определенной интенсивностью. При этом лестница, которая обеспечивает единственный возможный вход и единственную возможность попадания в данную квартиру, находится в аварийном состоянии. Лестница относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома. Собственники данного многоквартирного жилого дома, жилых и нежилых помещений заключили договор с ООО <данные изъяты>» на содержание и ремонт жилья. Данная компания в силу своих обязательств по договору должна содержать общее имущество жилого многоквартирного дома в надлежащем техническом состоянии. В данном случае ООО «<данные изъяты>» не выполняет принятых на себя обязательств и не осуществляет ремонт лестницы. Несмотря на то, что лестница находится в аварийном состоянии, состоянии, требующем ремонта, ООО «<данные изъяты>», не реагируя на неоднократные заявки, мер для приведения лестницы в надлежащее состояние не проводило. Сторона ответчика ссылается на то, что что-то меняли, красили. Вместе с тем актов выполненных работ, сметных расчетов, других доказательств, которые могли бы подтвердить, что ООО «<данные изъяты>» принимало какое-то участие в содержании данного общего имущества многоквартирного дома не имеется. По представленному со стороны ФИО1 заключению видно, что лестница старая, ветхая, нуждается в ремонте, а также оставление лестницы в имеющемся состоянии создает угрозу жизни и здоровью граждан, которые пользуются данной лестницей. Это не только собственники квартир и , но и лица, которые являются клиентами нотариуса по <адрес> и <адрес>ФИО1, осуществляющей свою нотариальную деятельность в <адрес>. Согласно договору управления многоквартирным жилым домом сторона ответчика приняла на себя обязательства технического обслуживания, ремонта и содержания дома. Принятые на себя обязательства, сторона ответчика не выполняет. Кроме того, в договоре не указано, что обязательства ответчика должны выполняться в случае, если эти работы оплачиваются. Основания не признавать иск по тем основаниям, что ФИО1 не оплачивает за ремонт и содержание жилья, являются надуманными. Когда речь идет о жизни и здоровье граждан, законодатель не требует протокола общего собрания. Если во дворе находится лестница, ведущая к двум квартирам, которая не отвечает требования безопасности, управляющая организация обязана ее сделать. Считает, что это крайняя необходимость, связанная с угрозой жизни и здоровья, никто не обяжет управляющую компанию собирать общедомовое собрание. Поэтому просит обязать ООО «<данные изъяты> исполнить надлежащим образом те обязательства, которые имели место на момент поступления им на счет средств за ремонт и содержание жилья и на момент подачи данного иска. То, что в настоящее время между собственниками дома и ООО «<данные изъяты>» не заключен договор не является юридически значимым обстоятельством и не освобождает ответчика надлежащим образом исполнить принятые на себя ранее обязательства по содержанию общего имущества собственников в данном многоквартирном жилого доме. Данный вопрос не решен мирным путем. Помимо письменных и устных обращений о необходимости проведения ремонта, ФИО1 также предлагала ответчику провести ремонт за счет совместных средств, приобрела за свой счет материалы для ремонта лестницы, просила ООО «<данные изъяты>» оказать содействие в подборе лиц, которые будут ремонтировать лестницу либо принять какое-то материальное участие. Вместе с тем переговоры к успеху не привели, соглашения достигнуто не было. При таких обстоятельствах единственным возможным способом защиты прав и интересов собственника квартиры и в том числе одного из собственников лестницы является обращение в суд с иском о понуждении ООО «<данные изъяты>» к исполнению обязательств.

Представитель ответчика – ООО «<данные изъяты>» не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. От директора ООО <данные изъяты>» ФИО6 поступило ходатайство, в котором он просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, отказать ФИО1 в исполнении обязательств, ссылаясь на то, что дом по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в управлении ООО «<данные изъяты>» не числится, выбран другой способ управления (непосредственное), договорные отношения расторгнуты. Текущий ремонт выполняется согласно собранным средствам по статье «Ремонт и содержание жилья». Остаток денежных средств по счету дома отсутствует.

В предыдущем судебном заседании представитель ответчика – ООО «<данные изъяты>» ФИО7, действующий по доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что ремонт спорной лестницы частично производился в <данные изъяты> годах согласно собранным средствам. Вход по данной лестнице идет на две квартиры и именно собственники квартир не оплачивают за содержание и ремонт жилья. По поводу ответа на обращение ФИО1 поясняет, что действительно лестница находится в исправном техническом состоянии, но у истца имеется проект лестницы, в соответствии с которым на возведение новой конструкции потребуется <данные изъяты> рублей. Ремонт должен производиться согласно Жилищному кодексу РФ. В настоящее время решение по ремонту общего имущества принимают жильцы. Средств на капитальный ремонт у общества нет. Ранее за квартирами указанных собственников числились долги около <данные изъяты> рублей только по <адрес>, по второй квартире также имеется долг. Жильцы всего дома оплачивают за содержание и ремонт жилья <данные изъяты> рублей, по <данные изъяты> рублей в месяц, поэтому долг большой. ООО «<данные изъяты>» не может выделить на ремонт данной лестницы денежные средства, перечисленные жильцами другого дома. Ответчик отчитывается за денежные средства. У компании имеется сайт в интернете, на котором прослеживаются все расходуемые средства на тот или иной дом. Лестница частично ремонтируется ежегодно. Чтобы заменить настил 50-ой доски, необходимо приобрести 1 куб.м. грубой обрезной доски, который стоит от <данные изъяты> рублей. Металл стоит дороже. Деревянная лестница действительно потемнела, но только потому, что лестница находится на открытом воздухе. Если постелить новые доски, то в течение некоторого времени они также потемнеют. На фотографиях, представленных истцом, видно, какие доски были заменены, а также видно, что снизу доски светлые. Опоры под лестницей не ремонтировались. Ответчиком менялись нижние настилы на металлические в деревянном исполнении, два подъема, несмотря на имеющиеся у истца долги по ремонту и содержанию жилья. В данном доме остальные собственники квартир, магазинов не производят оплату. В <данные изъяты> года жильцы дома обратились в РКЦ с заявлением о том, что выбирают непосредственный способ управления дома и оплачивать за содержание и ремонт жилья больше не желают. Данный факт подтверждается протоколом собрания, заочно проведенного собственниками данного дома. Собрание проводилось после капитального ремонта крыши данного дома. Протокол не был подписан только собственниками квартир данного дома.

Представитель третьего лица - комитета по архитектуре и градостроительству администрации <адрес>ФИО8, действующий по доверенности, пояснил, что может согласиться со стороной истца. Действительно лестница является общедомовым имуществом, все ответственные квартиросъемщики несут ответственность за ее содержание. Общедомовое имущество в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ должно содержаться с согласия всех сособственников.

Представитель третьего лица - администрации <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. От представителя администрации <адрес>ФИО9, действующего по доверенности, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица, по существу рассмотрение дела оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

В предыдущем судебном заседании представитель третьего лица – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО10, действующая по доверенности, пояснила, что надзор за осуществлением коммунальных услуг возложен на такие организации как Управление жилищного надзора, Управление Роспотребнадзора. На основании постановления Правительства РФ имеются разграничения функций между двумя данными организациями. Непосредственно Управление Роспотребнадзора служит для защиты прав потребителей, а также рассматривает договорные обязательства, договорные отношения в пределах тех полномочий, которые им даны, то есть в пределах соблюдения санитарных правил по эксплуатации жилого фонда. В пределах данных санитарных правил по ремонту и содержанию общего имущества отдел осуществляет контроль за лестничными пролетами только в части их закрепления и захламления. Вопросы технического состояния рассматривает Управление жилищного надзора.

Представитель третьего лица – Управления государственного жилищного надзора <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. От и.о. начальника управления ФИО11 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.

Третье лицо ФИО4 не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

В предыдущем судебном заседании третье лицо ФИО4 исковые требования поддержал и пояснил, что в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещения в многоквартирном жилом доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме не являющиеся частями квартиры, предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование. В данном случае у них имеется чердак и лестничная площадка, которая ведет более чем к одной квартире. Необходимо учитывать, что в силу ст.36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу многоквартирного дома относится земельный участок, лестничная площадка, лестницы, соответственно, расходы по обслуживанию и эксплуатации общего имущества многоквартирного дома включаются в плату за ремонт и содержание жилого помещения (согласно ч.2 ст.156 ЖК РФ). На основании постановления Правительства от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» к минимальному перечню необходимых услуг для обеспечения надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме относятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов, то есть выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях, выявления наличия и параметров трещин в сопряжениях маршевых плит с несущими конструкциями, оголения и коррозии арматуры, нарушения связей в отдельных проступях в домах с железобетонными лестницами, выявление прогибов косоуров, нарушения связей косоуров с площадками, коррозии металлических конструкций в домах с лестницами по стальным косоурам, выявление прогибов несущих конструкций, нарушений крепления тетив к балкам, поддерживающим лестничные площадки, врубок в конструкции лестницы, а также наличие гнили и жучков-точильщиков в домах с деревянными лестницами, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ. То есть на управляющей компании лежит обязательство по восстановлению данных работ и не говорится о том, какая именно сумма заложена на ремонт данного дома. Именно данная управляющая компания взяла на себя данное обязательство и не исполняет его. Кроме вышеизложенного, постановлением Правительства предусмотрена проверка состояния и при необходимости восстановление штукатурного слоя или окраска металлических косоуров краской (что в данном случае никогда не производилось), обеспечивающей предел огнестойкости 1 час в домах с лестницами по стальным косоурам, проверка состояния и при необходимости обработка деревянных поверхностей антисептическими и антипереновыми составами в домах с деревянными лестницами. Данного действия также не производилось. ООО «<данные изъяты> нарушает постановление Правительства от 3 апреля 2013 г. № 290. К данному договору, который был заключен с управляющей компанией, не было приложения. Если этого не было, они должны были перезаключить договор и включить данные параметры в договор с жильцами, поскольку данные требования были нарушены управляющей компанией изначально. В договоре была указана не его фамилия. Кроме того, на основании Постановления Второго Арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2015 г. № 02П-7349/15, где в п. 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Основной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются лица, на которых возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Из этого следует сделать вывод о том, что к числу субъектов административного правонарушения по ст. 7.22 КоАП РФ относится, в том числе управляющая организация, которая управляет многоквартирными домами, получает плату за услуги работы по управлению многоквартирным домом по содержанию и ремонту общего имущества. Управляющая компания нарушила данную статью КоАП РФ и на нее должен быть наложен административный штраф. Просит удовлетворить исковые требования ФИО1 в полном объеме.

Третьи лица ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (ч. 1.1. ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

В силу ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч.3 ст.39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491) в состав общего имущества включаются, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома; ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения.

В силу п. 10 указанных Правил содержания общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

В соответствии с п. 11 Правил содержания содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Пунктом 13 названных Правил содержания предусмотрено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил содержания).

Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса РФ (п. 16 Правил содержания).

По смыслу указанных норм права обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая компания, в том числе обязанность по проведению осмотров общего имущества, своевременному обнаружению и выявлению повреждений данного имущества, принятию решений о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов общего имущества, возлагается на соответствующих должностных лиц управляющей компании.

В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Положениями ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

ФИО1 является собственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Собственником <адрес> является сын истца ФИО4, что усматривается из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

В двухэтажном многоквартирном <адрес> вход по наружной лестнице осуществляется только в данные квартиры.

Квартира истца используется для целей осуществления нотариальной деятельности и прием граждан осуществляется нотариусом <адрес> и <адрес>ФИО1 в квартире по адресу: <адрес>.

В период с <данные изъяты> многоквартирный дом по <адрес> находился в управлении ООО «<данные изъяты>», что сторонами в судебном заседании не оспаривается.

Как следует из договора управления многоквартирным домом, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и собственником квартиры многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО4, целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, обеспечение сохранности, управления, надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также обеспечение жилищными и коммунальными услугами, собственники помещений многоквартирного дома выбрали такой способ управления указанным домом как управление управляющей компанией ООО <данные изъяты>».

В силу указанного договора ООО «<данные изъяты> приняло на себя обязанность управлять названным многоквартирным домом в соответствии с условиями настоящего договора (п. 3.1.1.), проводить выбор исполнителей для выполнения работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и заключать с ними от имени и за счет собственников договоры либо обеспечивать выполнение работ и оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества самостоятельно.

С целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. №170 приняты Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Неисправное состояние лестниц (трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (п. 4.8.1. Правил и норм технической эксплуатации).

Заделку трещин, углублений, выбоин и околов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми (п. 4.8.4.Правил и норм технической эксплуатации).

Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из ст.158 Жилищного кодекса РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

Доказательств того, что истцом вносилось на обсуждение собственников помещений многоквартирного <адрес> предложение о проведении ремонта лестницы суду не представлено.

В силу ст. 44 Жилищного кодекса РФ, пунктов 18, 21 Правил содержания текущий и капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений.

Соответствующих решений собственниками <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, не принималось.

Весенним осмотром многоквартирного <адрес> определены следующие виды работ: капитальный ремонт кровли, замена входной двери и входного козырька, что отражено в соответствующем акте от ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта обследования технического состояния вышеуказанного дома за <данные изъяты> год усматривается, что строение находится в удовлетворительном состоянии (кровля, фасад, инженерное оборудование, фундамент, электроосвещение).

Каких-либо сведений о состоянии лестницы, требующем ремонта, данные акты не содержат.

Из ответа директора ООО «<данные изъяты>» ФИО6 на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что лестница, ведущая на второй этаж, находится в технически исправном состоянии.

В данном ответе имеется также ссылка на то, что замена всех металлических элементов лестницы составляет <данные изъяты> рублей.

Из пояснений представителя ответчика ООО «<данные изъяты>» ФИО7 усматривается, что стоимость ремонта лестницы в указанном размере была обозначена в представленном ФИО1 в управляющую компанию проекте по замене конструкции лестницы.

Согласно протоколу общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ собственниками многоквартирного <адрес> выбрано непосредственное управление многоквартирным домом.

Техническое заключение по результатам инженерно-технического обследования здания по адресу: <адрес>, в соответствии с которым обследуемая наружная лестница в текущем состоянии эксплуатироваться в дальнейшем не может, подлежит срочному ремонту, представлено истцом после расторжения договора с ООО «<данные изъяты> в тот период, когда в качестве способа управления многоквартирным домом собственниками было выбрано непосредственное управление многоквартирным домом (договор арх.бюро «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).

Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает, что необходимость проведения ремонта лестницы в период действия договора с ООО <данные изъяты>» не установлена.

Доказательств аварийного состояния лестницы в указанный период (<данные изъяты>) представлено не было.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований о понуждении к исполнению обязательств, поскольку оснований для возложения на ответчика обязательств по ремонту лестницы в многоквартирном <адрес>, по которой осуществляется вход в <адрес>, с установлением 7-дневного срока выполнения указанных работ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «<данные изъяты> о понуждении к исполнению обязательств о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья: Т.Е.Акимушкина