ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1709/2018 от 25.05.2018 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Гр.дело ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2018 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И.

при секретаре Иванове Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФСИН России по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, согласно которому, с учетом уточнения требований, просит признать незаконным отказ УФСИН России по РБ от 09.01.2018г. в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретение или строительства жилого помещения, обязать ответчика поставить его с членами семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты с момента подачи рапорта от 09.10.2017г. В обоснование требований истец указал, что в 2016 году обратился с рапортом по месту службы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При проверке его учетного дела было выявлено отсутствие выписки на супругу с указанием ее предыдущей фамилии, свидетельства о ее рождении, на детей не представлены свидетельства о регистрации по месту жительства с рождения, также установлено, что ФИО2 и члены его семьи сняты с регистрации по адресу: ..., что является ухудшением жилищных условий. В связи с чем, ему было отказано в постановке на учет. 06 сентября 2017 года ФИО2 повторно подал рапорт, приложив все необходимые документы и указав, что взамен проданной квартиры по адресу: ..., им приобретена другая квартира по адресу: ......, большей площадью, что не является ухудшением жилищных условий. Однако письмом УФСИН России по РБ от 09.01.2018г. повторно было отказано в постановке на учет, поскольку ФИО2 по мнению жилищно-бытовой комиссии совершил действия повлекшие ухудшение жилищных условий. Считает, что ответчиком нарушено его право на государственную поддержку в виде единовременной социальной выплаты, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи приходится менее 15 кв.м.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО3, несовершеннолетние ФИО4, ФИО5

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО6 доводы изложенные в исковом заявлении, а также исковые требования с учетом их уточнения поддержали. Суду пояснили, что в иске ошибочно указана дата повторного обращения с рапортом, который поступил в УФСИН по РБ 09.10.2017г., истец не ухудшал свои жилищные условия, напротив улучшил их. Ранее истец являлся собственником квартиры по ..., затем он продал ее маме супруги ФИО7 Взамен проданной квартиры они купили у ФИО7 квартиру по адресу: ...А .... Нуждаемость истца после приобретения квартиры в государственной поддержке в виде единовременной социальной выплаты не отпала, поскольку обеспеченность всех членов семьи в жилой площади менее установленной законом нормы. Также пояснили, что обращаясь с рапортом повторно ФИО2 представил в комиссию все необходимые документы. Просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО8 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводами изложенным в письменном отзыве. Суду пояснила, что действительно истцом с рапортом были представлены документы предусмотренные п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем, представленными материалами учетного дела подтверждается, что истец ухудшил свои жилищные условия снявшись с регистрационного учета по адресу: ..., выделив доли в приобретенном жилье. Также им не были приложены документы о купле-продаже квартиры между родственниками. Истец с членами семьи оставались зарегистрированными по прежнему адресу, через год были сняты с регистрационного учета. Полагала, что при данных обстоятельствах у комиссии имелись основания для отказа в постановке истца на учет для получения указанной социальной выплаты. Просила в удовлетворении иска отказать.

В судебное заседание третье лицо ФИО3, действующая в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5 не явилась, о времени и месте слушания по делу извещена, просила дело рассмотреть без ее участия.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

Судом установлено, что ФИО1 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с 01.11.2004г., в настоящем уволен и является пенсионером.

09 октября 2017 года ФИО1 на имя начальника УФСИН России по Республике Бурятия подан рапорт о принятии его с членами семьи (супруга и двое несовершеннолетних детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. №369.

29.12.2017г. на заседании комиссии УФСИН России по РБ принято решение об отказе ФИО2 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи выявлением ухудшения заявителем жилищных условий, на основании пп.4 п.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. Согласно протоколу комиссией установлено, что на детей не представлены свидетельства о регистрации по месту жительства с рождения; заявитель и его супруга с детьми с 11.09.2015г. являются собственниками квартиры по адресу: ......, площадью 48 кв.м. В собственности ФИО1 и его супруги ФИО3 находятся по 2/5 доли квартиры на каждого, в собственности детей по 1/10 доли на каждого. Также установлено, что ранее ФИО2 и его супруга являлись собственниками (по 1/2 доли у каждого) квартиры площадью 41,4 кв.м., дата прекращения права 07.07.2014г. 09 июля 2014г. заявитель приобрел в собственность жилое помещение по ... и 30.01.2015г. выделил доли членам семьи на основании соглашения от 15.01.2015г. о разделе долей в праве общей совместной собственности. Данные обстоятельства послужили основанием для отказа в постановке ФИО1 на учет при рассмотрении его учетного дела. О принятом решении заявителю сообщено письмом председателя Комиссии от 09.01.2018г.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (пп. «з» пункта 5 Правил).

Суду представлены материалы учетного дела ФИО1 из которых следует, что документы перечисленные в п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты заявителем в Комиссию были представлены, в том числе справки о регистрации несовершеннолетних ФИО4, ФИО5 по месту жительства. Таким образом, суд находит указание ответчиком на отсутствие свидетельств о регистрации по месту жительства детей с их рождения необоснованными и не соответствующими требованиям закона.

Далее, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из материалов дела видно, что ранее, в собственности истца и его супруги имелось жилое помещение – квартира по адресу: ..., площадью 41.4 кв.м., которая продана по договору купли продажи 25.06.2014г., заключенному с ФИО7 Квартира по адресу ...А ..., площадью 48 кв.м. приобретена 07.07.2014г. с использованием средств материнского (семейного) капитала.

То обстоятельство, что семья П-ных, реализуя право на использование средств материнского капитала, разделила между собой доли приобретенного жилья по мнению суда не является ухудшением жилищных условий, не может расцениваться как действия, предусмотренные п.12 Правил, поскольку не повлияло на имеющийся у указанных лиц статус нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обеспеченность семьи П-ных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 кв.м. Таким образом, суд не усматривает действия ФИО2 по приобретению квартиры большей площадью, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий. В результате сделок купли-продажи указанных квартир истец не приобрел статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Доводы представителя ответчика о том, что основанием для отказа в постановке ФИО2 на учет послужило также снятие с регистрации по прежнему месту жительства(...) суд находит несостоятельными, т.к. из протокола заседания комиссии от 29.12.2017г. видно, что данное обстоятельство не обсуждалось и не рассматривалось в качестве основания для отказа.

При изложенных обстоятельствах, принятое 29.12.2017г. решение комиссии о об отказе в принятии истца с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты нельзя признать соответствующим требованиям закона, рапорт поданный ФИО2 подлежит повторному рассмотрению ответчиком с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств.

Разрешая по существу требования истца об обязании ответчика поставить ФИО1 и членов его семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты с момента подачи рапорта от 09.10.2017г. суд не усматривает оснований для их удовлетворения, поскольку решение вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты относится к компетенции комиссии УФСИН, а не суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ комиссии УФСИН России по РБ в принятии на учет ФИО1 с членами его семьи по рапорту от 09.10.2017 года на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ в течение месяца.

Судья Б.И. Танганов