ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-170/14 от 17.01.2014 Можгинского районного суда (Удмуртская Республика)

  Дело № 2-170/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации    г. Можга 17 января 2014 года

 Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

 председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,

 при секретаре Уразовой Е.В.,

 с участием представителя заявителя Таланова А.В., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг

 представителя заинтересованного лица Хисамутдиновой Е.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мазитова И.А. об оспаривании действий органа власти,

у с т а н о в и л:

 Мазитов И.А. обратился в суд с заявлением:

 - признать незаконными действия Администрации муниципального образования «<***>» в части уведомления об отказе №*** по лоту №*** о непризнании Мазитова И.А. покупателем,

 - обязать Администрацию муниципального образования «<***>» устранить в полном объеме допущенное нарушение и признать Мазитова И.А. покупателем по лоту №***: административное здание общей площадью <данные изъяты> кв.м., здание производственного корпуса площадью <данные изъяты> кв.м. и расположенного под ними земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №***, расположенных по адресу: <***>.

 Заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг в <данные изъяты> час. Мазитов И.А. обратился в Администрацию муниципального образования «<***>» с заявкой №*** на участие в торгах без объявления цены лота №***, состоящего из следующих объектов недвижимости: административное здание общей площадью <данные изъяты> кв.м., здания производственного корпуса площадью <данные изъяты> кв.м., и расположенного под ними земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <***>. К заявке на участие в торгах заявителем были приложены необходимые документы согласно описи, а также конверт с предложением о цене.

 Основанием для обращения в Администрацию МО «<***>» с вышеуказанной заявкой и пакетом документов явилось то, что в газете <данные изъяты> за №*** от дд.мм.гггг на стр. 5 было опубликовано информационное сообщение о торгах, в которых Администрация МО «<***>» сообщила о продаже объекта муниципальной собственности без объявления цены с закрытой формой подачи предложений о цене. В том числе в информационном сообщении был поименован лот №***, на который заявился Мазитов И.А.

 Вышеуказанным информационным сообщением был определен порядок определения покупателя. А именно в подпункте «б» указано, что при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества покупателем является претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество.

 Кроме того, в сообщении также определены дополнительные сведения: организатор торгов вправе отказаться от проведения продажи объекта муниципальной собственности без объявления цены не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок. Иных условий организатором торгов объявлено не было.

 дд.мм.гггг комиссией по приватизации муниципального имущества при Администрации <***> проведены торги. Соответствующим протоколом комиссия зафиксировала тот факт, что по лоту №*** заявилось 9 участников, а также зафиксированы предложения о цене приобретения лота №*** каждым из участников. Наибольшую цену за лот №*** предложил Мазитов И.А. – <данные изъяты> руб., однако указанная максимальная цена приобретения признана экономически нецелесообразной. В связи с чем, дд.мм.гггг Мазитову И.А. вручено уведомление об отказе №***, согласно которому гражданин Мазитов И.А. не признан покупателем вышеуказанных объектов недвижимости.

 С уведомлением об отказе в признании покупателем заявитель не согласен, т.к. данный отказ нарушает его права – победителя торгов. Все условия, обозначенные организатором торгов, Мазитов И.А. выполнил в полном объеме: заявка на участие в торгах подана в установленный срок; одновременно с заявкой представлен полный перечень документов, необходимых для участия в торгах. Мазитов И.А. предложил наибольшую цену за лот №***.

 В судебное заседание заявитель Мазитов И.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

 В соответствии ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя.

 Представитель заявителя Таланов А.В. доводы, изложенные в заявлении, поддержал, дополнительно пояснил, что дд.мм.гггг Мазитовым И.А. подана заявка в Администрацию МО «<***>» на участие в торгах без объявления цены. дд.мм.гггг комиссией по приватизации муниципального имущества при Администрации <***> по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок максимальная цена, предложенная заявителем, признана экономически нецелесообразной. дд.мм.гггг Мазитову И.А. вручено уведомление об отказе в признании покупателем по лоту №***. Данные действия комиссии при Администрации <***> противоречат ст. ст. 437, 438 ГК РФ. В газете «<данные изъяты>» от дд.мм.гггг было опубликовано информационное сообщение о торгах (оферта). Мазитов И.А. своими действиями акцептовал предложение и предложил наибольшую цену за лот №***, соответственно, комиссия должна была признать его победителем торгов.

 Представитель заинтересованного лица Хисамутдинова Е.В. заявленные требования не признала, суду пояснила, что дд.мм.гггг в <данные изъяты>. Мазитов И.А. обратился в Администрацию МО «<***>» с заявкой №*** на участие в торгах без объявления цены. Данная заявка является поступившим продавцу – Администрации муниципального образования «<***>» предложением (офертой) заявителя, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене приобретения.

 Согласно сведениям протокола заседания комиссии по приватизации муниципального имущества при Администрации <***> об итогах продажи без объявления цены от дд.мм.гггг по лоту №*** поступило девять заявок – предложений претендентов.

 По результатам рассмотрения зарегистрированных заявок продажа объекта муниципальной собственности по лоту №*** по максимальной из заявленных претендентами и предложенной заявителем цене приобретения в размере <данные изъяты> рублей признана комиссией экономически нецелесообразной, что отражено в протоколе заседания комиссии. Такое решение принято с учетом того, что рыночная стоимость реализуемого муниципального имущества, определенная независимым оценщиком ИП <данные изъяты> в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, составляет <данные изъяты> рублей.

 В связи с указанными обстоятельствами, на основании п. 1 ст. 445 ГК РФ каждому из претендентов, подавшему заявку на участие в торгах по лоту №***, направлены уведомления об отказе от акцепта, содержащие сведения о непризнании их покупателями муниципального имущества, реализуемого путем продажи без объявления цены. Оспариваемое заявителем уведомление об отказе №*** от дд.мм.гггг является уведомлением об отказе от акцепта.

 Таким образом, по мнению представителя заинтересованного лица, решение о непризнании заявителя покупателем муниципального имущества по лоту №***, реализуемого путем продажи без объявления цены, принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления. Права и свободы заявителя указанным решением не нарушены.

 Кроме того, решением главы муниципального образования «<***>» объект недвижимости, расположенный по адресу: <***>, включен в план приватизации объектов муниципальной собственности на 2014 год, что позволяет заявителю вновь принять участие в торгах.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

 Муниципальному образованию «<***>» принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: административное здание общей площадью <данные изъяты> кв.м., здание производственного корпуса общей площадью <данные изъяты> кв.м. и расположенный под ними земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <***> (лот №***).

 дд.мм.гггг комиссией по приватизации муниципального имущества при Администрации <***> аукцион по продаже вышеуказанного имущества признан несостоявшимся.

 дд.мм.гггг публичное предложение по продаже вышеуказанного имущества также признано несостоявшимся.

 дд.мм.гггг в газете «<данные изъяты>» №*** Администрацией муниципального образования «<***>» размещено информационное сообщение о торгах по продаже объектов муниципальной собственности без объявления цены с закрытой формой подачи предложений о цене.

 дд.мм.гггг Мазитовым И.А. подана заявка на участие в торгах и конверт с предложением о цене.

 дд.мм.гггг в торгах по лоту №*** приняли участие девять участников. Участником ООО <данные изъяты> предложено <данные изъяты> руб., В.Л.В. – <данные изъяты> руб., К.Д.А. – <данные изъяты> руб., Г.В.Н. – <данные изъяты> руб., Р.Е.А. – <данные изъяты> руб., Р.А.Ю. – <данные изъяты> руб., А.А.А. – <данные изъяты> руб., К.С.Н. – <данные изъяты> руб., Мазитовым И.А. – <данные изъяты> руб.

 По итогам заседания комиссии по приватизации муниципального имущества при Администрации <***>, продажа объекта муниципальной собственности по максимальной цене приобретения в размере <данные изъяты> рублей признана экономически нецелесообразной. Мазитов И.А. не признан покупателем по лоту №*** по заявленной им цене приобретения, о чем ему направлено уведомление.

 Полагая решение комиссии незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

 В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (п. 1 ст. 256 ГПК РФ).

 Оспариваемое уведомление заявителю вручено дд.мм.гггг г., заявление подано в суд – дд.мм.гггг., т.е. в пределах установленного срока.

 В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

 При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

 Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, регулирует Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

 Статьей 24 указанного Закона установлено, что продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

 При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.

 Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона, за исключением начальной цены.

 Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении.

 Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).

 Помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в статье 16 настоящего Федерального закона.

 В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.

 В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

 Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

 В информационном сообщении о торгах без объявления цены от дд.мм.гггг установлен порядок определения покупателя: а) при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества - претендент, подавший это предложение; б) при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества - претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество; в) при принятии к рассмотрению нескольких одинаковых предложений о цене приобретения имущества - претендент, заявка которого была зарегистрирована ранее других.

 Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

 В силу п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

 Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

 Оферта должна содержать существенные условия договора (ст. 435 ГК РФ).

 Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (ст. 438 ГК РФ).

 Доводы представителя заявителя о совершенном Мазитовым И.А. акцепте публичной оферты, являются несостоятельными.

 Согласно ст. 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

 Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

 В силу пункта 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

 По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п. 1 статьи 549 ГК РФ).

 Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

 Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 В силу статей 554 и 555 ГК РФ существенными условиями договора купли-продажи недвижимости являются условия о предмете и его цене.

 Информационное сообщение в газете «<данные изъяты>» не содержало всех существенных условий, наличие которых делало бы продажу муниципального имущества обязательным для Администрации МО «<***>» на основании п. 2 ст. 437 ГК РФ.

 Данное сообщение по своей сути является приглашением делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ) для выбора предпочтительного контрагента для заключения в дальнейшем договора купли-продажи недвижимого имущества. В данном случае приглашение делать оферту не означает, что оферта со стороны администрации МО «<***>» уже сделана. Офертой, определяющей существенное условие договора купли-продажи (стоимость имущества), будет являться заявка участника.

 На правомерность данного вывода указывает пункт 9 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 г. № 549, согласно которому зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене приобретения.

 В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Заключение договора только путем проведения торгов обязательно, если это предусмотрено законом.

 Приватизация муниципального имущества способом продажи без объявления цены подпадает под категорию торгов, в ходе которых организатором торгов (собственником муниципального имущества) начальная цена не определяется.

 Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 Все условия договора считаются согласованными с момента получения соответствующего акцепта стороной, направившей оферту (пункт 1 статьи 433 ГК РФ), либо с момента подписания сторонами в письменной форме одного документа (пункт 2 статьи 434 ГК РФ).

 Исходя из указанных норм, продавец (Администрация МО «<***>») вправе отклонить предложение о цене приобретения имущества, указанной в заявке, в виду несогласия с предложенной ценой, что соответствует положениям пункта 1 ст. 421 ГК РФ.

 Из материалов дела следует, что, не согласившись с ценой предложения, комиссия по приватизации муниципального имущества при Администрации МО «<***>» направила в адрес заявителя уведомление об отказе в признании покупателем имущества, в том числе по лоту №***. Данные действия являются извещением об отказе от акцепта, что согласуется с положением пункта 1 ст. 445 ГК РФ.

 Согласно данной норме, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

 В связи с тем, что цена предложения не была принята продавцом, продажа муниципального имущества не состоялась, поэтому заявитель не может быть признан покупателем по лоту №***. Действия Администрации МО «<***>» не порождают для заявителя каких-либо правовых последствий, поэтому не нарушают его прав и законных интересов.

 Доводы представителя заинтересованного лица о том, что цена предложения значительно ниже рыночной стоимости имущества, определенной в отчете оценщика, судом не принимаются, т.к. особенностью данного способа приватизации муниципального имущества является отсутствие начальной цены (п. 1 ст. 24 Федерального закона № 178-ФЗ).

 дд.мм.гггг постановлением главы Администрации МО «<***>» утверждено Положение «О комиссии по приватизации муниципального имущества при Администрации муниципального образования «<***>». Согласно данному Положению в полномочия комиссии входят рассмотрение и принятие решений об условиях приватизации муниципального имущества; выявление победителей при продаже муниципального имущества на аукционах, конкурсах, при продаже путем публичного предложения и без объявления цены. Комиссия имеет право оценивать экономическую целесообразность продажи муниципального имущества.

 Учитывая вышеизложенное, комиссия по приватизации действовала в пределах своих полномочий, решение о нецелесообразности продажи объекта по предложенной Мазитовым И.А. цене соответствует положениям Гражданского кодекса РФ.

 Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

 Заявление Мазитова И.А. о признании незаконными действий Администрации муниципального образования «<***>» по уведомлению об отказе в признании покупателем по лоту №***, а также о возложении обязанность признать покупателем - оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

 Мотивированное решение изготовлено 22.01.2014 г.

 Судья- Кожевникова Ю.А.