ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-170/17 от 20.03.2017 Березовского городского суда (Кемеровская область)

Дело №2-170/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Берёзовский 20 марта 2017 года

Березовский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Воробьёвой И.Ю.,

при секретаре Трусовой И.В.,

с участием помощника Кемеровского транспортного прокурора Мехедова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кемеровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Кемеровский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Западно-Сибирской дирекции управления движением в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу на станции Забойщик:

1) обеспечить контрольно-пропускным пунктом и постом транспортной безопасности, оснастить устройствами мобильных средств связи, системой видеонаблюдения, устройством, запоминающим речевые сообщения, системой контроля и управления доступом на контрольно- пропускном пункте;

2)укомплектовать штаты контрольно-пропускного пункта, поста обеспечения транспортной безопасности, группы быстрого реагирования;

3) разработать проектно-сметную документацию по оснащению системами видеонаблюдения, видеоидентификации, видеомониторинга:

4) оснастить ручными металлодетекторами, устройствами, обеспечивающими обнаружение взрывчатых веществ, серверами сбора информации, обработки и передачи;

5) заключить договор с подразделением транспортной безопасности
на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного
вмешательства.

Требования обоснованы тем, что во исполнение задания Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Кемеровской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности на станциях.

В результате проверки установлено, что железнодорожная станция Забойщик (реестровый - ЖСГ 506497) включена в реестр категорированных объектов ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о категорировании получено ДД.ММ.ГГГГ. Железнодорожной станции Забойщик, расположенной по адресу: <адрес>, присвоена 2 категория безопасности.

Планы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - План транспортной безопасности) станции Забойщик разработаны и утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта. Для реализации Плана транспортной безопасности на всех перечисленных станциях в Планах транспортной безопасности установлены сроки реализации Плана с момента утверждения.

Согласно п.5 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) железнодорожная станция Забойщик является объектом транспортной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 1 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции.

В силу требований ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.9 Закона № 16-ФЗ реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками.

В силу ч.1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

На основании ст. 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта утверждены Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее - Приказ № 43).

В соответствии с п.4 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

План обеспечения транспортной безопасности станции Забойщик разработан и утвержден ДД.ММ.ГГГГ.

Срок реализации Плана транспортной безопасности по каждому требованию установлен 3 месяца по каждой станции с момента его утверждения.

В ходе проверки установлено, что срок для реализации Плана транспортной безопасности истекли. Между тем, План транспортной безопасности станции Забойщик не реализован.

Так, согласно п.5.22 Приказа № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

Указанные требования установлены Планом обеспечения транспортной безопасности.

Между тем, в ходе проверки установлено, что на станции Забойщик отсутствуют контрольно-пропускной пункт и пост транспортной безопасности, устройства мобильные средства связи, система видеонаблюдения, устройства, запоминающее речевые сообщения.

В соответствии п.5.6.7 Приказа № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения).

Указанные требования установлены Планом обеспечения транспортной безопасности.

Проверкой установлено, что на станции Забойщик не установлена система контроля и управления доступом на контрольно-пропускном пункте.

Согласно п.5.25.2 Приказа № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС.

Указанные требования установлены Планом обеспечения транспортной безопасности.

Установлено, что штаты контрольно-пропускного пункта, поста обеспечения транспортной безопасности, группы быстрого реагирования на станции не укомплектованы.

В соответствии с п.5.24 Приказа № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить видеонаблюдение за действиями сил

транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС.

Указанные требования установлены Планом обеспечения транспортной безопасности.

Между тем проектно-сметная документация по оснащению системами видеонаблюдения, видеоидентификации, видеомониторинга не разработана.

Согласно п.5.31 Приказа № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить ОТИ и/или ТС инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.

Указанные требования установлены Планом обеспечения транспортной безопасности.

Установлено, что на станции отсутствуют ручные металлодетекторы а также устройства, обеспечивающих обнаружение взрывчатых веществ.

В соответствии с п. 10.5.6 Приказа № 43 субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ второй категории дополнительно к требованиям пункта 5 обязан оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток.

Указанные требования установлены Планом обеспечения транспортной безопасности.

Между тем в ходе проверки установлено, что на станции отсутствуют серверы сбора информации, обработки и передачи.

Согласно п. 5.5 Приказа № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.

Указанные требования установлены Планом обеспечения транспортной безопасности.

Однако договор с подразделением транспортной безопасности на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства не заключен.

Отсутствие реализации разработанного и утвержденного плана транспортной безопасности железнодорожной станции Забойщик не позволяет должным образом реализовать меры по обеспечению надлежащей защиты указанного объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, а следовательно может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут стать жертвами акта незаконного вмешательства - пассажиров железнодорожного транспорта, работников ОАО «РЖД» и иных лиц, которые могут оказаться в пределах станции Забойщик.

В судебном заседании помощник Кемеровского транспортного прокурора Мехедов Р.А. на заявленных требованиях настаивал.

Представитель ОАО «РЖД» Сухов К.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен. Из письменных возражений ответчика на исковое заявление следует.

1. Отсутствуют требования к сертификации инженерно-технических
средств.

Очевидно, что реализация заявленных требований напрямую связана с необходимостью установления на станции Забойщик различных технических средств.

Пунктом 8 статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам таких средств и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ №969 от 26.09.2016 утверждены Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, которые вступят в силу 30.03.2017 года.

Ввиду этого у ОАО «РЖД» в настоящий момент отсутствует возможность по реализации требований, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности станции Забойщик, в части оснащения станции инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Кроме того, все закупки оборудования, выполнение работ, оказание услуг для ОАО «РЖД» осуществляется на основании и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Указание требований к сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности со ссылкой на нормативные документы Правительства Российской Федерации является обязательным условием размещения заказов в соответствии с вышеуказанным законом. До вступления в законную силу требований к сертификации технических средств (до 30.03.2017) ОАО «РЖД» не имеет возможности реализовать план транспортной безопасности станции Забойщик, не допуская при этом нарушений Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3.

Таким образом, ввиду отсутствия в настоящее время действующих (вступивших в законную силу) требований к сертификации технических средств, ОАО «РЖД» как субъект транспортной инфраструктуры не имеет реальной возможности реализовать план транспортной безопасности станции Забойщик и оснастить данную станцию инженерно-техническими средствами.

2. Отсутствуют аттестованные силы обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с п. 2 ст. 12.1 Закона «О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Однако в настоящее время ни одно юридическое лицо не имеет в своем составе сотрудников, аттестованных в установленном Правилами порядке. Так, в реестре выданных свидетельств от аттестации сил обеспечения транспортной безопасности по Сибирскому территориальному управлению от ДД.ММ.ГГГГ, размещенному на официальном сайте Росжелдора, не содержится ни одного человека.

Таким образом, ввиду отсутствия в настоящее время аттестованных сил обеспечения транспортной безопасности ОАО «РЖД» как субъект транспортной инфраструктуры не имеет реальной возможности реализовать план транспортной безопасности станции Забойщик и обеспечить привлечение сил обеспечения транспортной безопасности.

3. Реализация плана транспортной безопасности станции Забойщик требует значительных финансовых и временных затрат.

Предъявление иска прокурором нарушает баланс финансовых возможностей ОАО «РЖД», а также процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» является обществом со 100% государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство Российской Федерации.

Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД» как стратегически важной отрасти. Утверждая инвестиционную программу, Правительство Российской Федерации руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом Российской Федерации, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами.

В частности, инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2015 - 2017 годы направлена на реализацию таких проектов как развитие Восточного полигона (БАМа и Транссиба), развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, обновление парка подвижного состава, обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности перевозочного процесса. Также инвестиционная программа включает реализацию требований законодательства о транспортной безопасности. Однако в первую очередь необходимо обеспечивать транспортную безопасность на станциях, где будет увеличен пассажиропоток в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Оснащение железнодорожных станций Западно-Сибирской железной дороги инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности проводится в рамках реализации инвестиционной программы, что в свою очередь предполагает проведение открытого аукциона (конкурса) по выбору подрядной организации, заключение договора с подрядной организацией на проведение проектно-изыскательских, строительно-монтажных, пуско-наладочных работ, закупку оборудования, заключение договоров на техническое обслуживание, их исполнение -на осуществление указанных мероприятий требуются значительные временные и финансовые затраты.

В соответствии с установленным в ОАО «РЖД» порядком Дирекцией управления движением согласована с инвестиционной службой Западно-Сибирской железной дороги и направлена на рассмотрение в Центральную дирекцию управления движением инвестиционная заявка на включение в проект «Транспортная безопасность» на сумму 5545,888 млн. руб., в том числе по железнодорожной станции Забойщик, на общую сумму 49,032 млн. руб. Выделение денежных средств на реализацию плана обеспечения транспортной безопасности станции Забойщик согласно инвестиционной заявке запланировано в 2017 году. Однако в связи с объективными причинами, в частности, с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году, данная инвестиционная заявка утверждена в полном объеме не была. Финансирование реализации плана транспортной безопасности станции Забойщик будет запланировано на 2019 год.

Выполнять инвестиционную программу ОАО «РЖД» и осуществлять установку инженерно-технических средств на станции Забойщик по иску прокурора ранее сроков, определенных инвестиционной программой, невозможно, так как на это требуются значительные дополнительные финансовые затраты. В связи с этим неисполнимыми являются требования прокурора и в части срока - в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Предъявление такого иска идет в ущерб безопасности граждан, так как существует целый ряд железнодорожных станций, на которых пассажиропоток и интенсивность движения поездов существенно выше, чем на станции Забойщик.

Изложенное подтверждает, что прокурор, предъявляя иск, вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», подменяя тем самым Правительство Российской Федерации.

4. У прокурора отсутствует право на предъявление иска.

В соответствии со ст. 20 Устава железнодорожного транспорта РФ государственный контроль (надзор) на железнодорожном транспорте осуществляется специальной службой федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю, надзору, в том числе в сфере железнодорожного транспорта, а также обеспечения транспортной безопасности. Прокурор такими полномочиями не наделен.

Доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц не подтверждены. Не обладая специальными познаниями, прокурор не имеет возможности сделать объективных выводов о наличии или отсутствии угрозы для неопределенного круга лиц в связи с неисполнением мероприятий, предусмотренных планом транспортной безопасности станции Забойщик. Частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено. Прокурор в иске не указывает, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц и какое их право нарушено. Несоблюдение требований законодательства о транспортной безопасности само по себе нарушением прав и свобод граждан не является.

Предъявляя иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор, напротив, ухудшает положение потребителей услуг железнодорожного транспорта в связи со следующим.

Дополнительные затраты ОАО «РЖД» по обустройству станции Забойщик инженерными и техническими средствами приведет к необходимости увеличения затрат со стороны перевозчика в части инвестиционной составляющей тарифа на перевозку. Как следствие - увеличение стоимости проезда для пассажира.

Таким образом, прокурор не представил доказательств того, что его требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц и какое именно право неопределенного круга лиц нарушено бездействием ОАО «РЖД».

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд считает исковые требования Кемеровского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: 10) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 8 Федерального закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". 1. Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

2. Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения застройщиками объектов транспортной инфраструктуры.

В силу п.1, п.4 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" 1. На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

4. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.

На основании п.2 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из п.8 ст.12.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" следует, что технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее по тексту - Приказ)

Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

П. 5 Приказа предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан:

5.22. Создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

5.6. Разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе:

5.6.7. Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения).

5.24. Обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС.

5.25. Установить в целях обеспечения транспортной безопасности:

5.25.2. Конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС.

5.31. Оснастить ОТИ и/или ТС инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.

Из п. 10 Приказа предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ второй категории дополнительно к требованиям пункта 5 обязан:

10.5. Оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:

10.5.6. Хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что Кемеровской транспортной прокуратурой при исполнении задания Западно- Сибирской транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности на железнодорожных станциях.

В ходе проверки установлено, что железнодорожная станция Забойщик, расположенная по адресу: <адрес>, (реестровый - ЖСГ 506497) включена в реестр категорированных объектов ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о категорировании получено ДД.ММ.ГГГГ, присвоена 2 категория безопасности.

План обеспечения транспортной безопасности станции Забойщик разработан и утвержден ДД.ММ.ГГГГ, однако по истечению 3 месячного срока данный план не реализован, что подтверждается ответом на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривается представителем ОАО РЖД.

В ходе проверки выявлены нарушения п. 5.22, 5.25.2, 5.24, 5.31, 10.5.6 и 5.5 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Доводы представителя ответчика о том, что реализация плана, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, требует больших временных и финансовых затрат, являются не состоятельными.

В силу п. 5.8 требований Приказ N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС. При этом согласно части 2 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Результаты оценки категории безопасности железнодорожной станции Забойщик, расположенной по адресу: <адрес> утверждены ДД.ММ.ГГГГ, план транспортной безопасности утвержден ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, отсутствие надлежащего финансирования, не может являться основанием нереализации разработанного и утвержденного плана, поскольку Законом о транспортной безопасности предусмотрена возможность поэтапной реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

То обстоятельство, что Постановление правительства РФ №969 от 26.09.2016 вступает в силу 30.03.2017, не препятствует исполнению требований транспортной безопасности после вступления решения суда в законную силу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии бездействия ответчика, создающего угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц и, соответственно, о необходимости удовлетворения исковых требований и понуждении ответчика к исполнению обязанностей, прямо предусмотренных Требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

Данный иск обоснованно, в соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ подан прокурором, поскольку защите подлежат права неопределенного круга лиц – работников, пассажиров железнодорожного транспорта и иных лиц, которые могут оказаться на станции Забойщик.

Вместе с тем, срок исполнения решения суда, предложенный прокурором – 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, суд считает недостаточным. Суд считает необходимым для выполнения действий по реализации Плана транспортной безопасности установить ответчику срок – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кемеровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Открытое Акционерное Общество Российские железные дороги», в лице филиала Западно-Сибирской дирекции управления движением, в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу на станции Забойщик:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: И.Ю. Воробьева