УИД 38RS0№-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года ....
Иркутский районный суд в составе: председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Маслобоевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ООО «АЛИКА – Сервис» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований истец указал, что **/**/**** он приобрел в торговом центре «Электрон», расположенном по адресу: ...., корпус 3, холодильник Эл Джи LG GR-P247JYLW за 84 050 рублей, что подтверждается товарным чеком № №
Гарантийный срок на Товар составляет 1 (один) год, срок гарантии линейного компрессора- 10 (десять) лет с момента первичной розничной покупки, что указано в гарантийном талоне, выданном при покупке, и, соответственно, истекает **/**/****.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона требования к уполномоченной организации в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара.
Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок па основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.
Товар является технически сложным товаром в соответствии с и. 12 Перечня технически, сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от **/**/**** N 924.
В Товаре имеется следующий существенный недостаток, проявляющийся вновь после его устранения, а именно отсутствие системы охлаждения, о чем свидетельствует наряд-заказ S63990 от **/**/****, подтверждающий обращение истца в сервисную службу ответчика, расположенную по адресу: ....А, которая является официальным представителем компании LG Electronics, согласно договору, подписанному с заводом изготовителем.
В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить уполномоченной организации требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить уполномоченной организации иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар уполномоченной организации и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
После выезда мастера сервисной службы ООО «Алика-Сервис» был определен дефект и произведена замена мотор-компрессора на аналогичный в связи со снятием с производства оригинала, установленного в Товаре, что подтверждается актом выполненных работ от **/**/****. После замены комплектующего изделия система охлаждения не функционировала, в связи с чем истец обращался к ответчику повторно.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей», если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены уполномоченной организацией незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.
До настоящего времени недостатки товара не устранены (система охлаждения не функционирует), несмотря на замену мотор-компрессора и неоднократные выезды мастера сервисного центра ООО «Алика-Сервис», что нарушает установленные Законом РФ «О защите прав потребителей» сроки устранения недостатков товара.
Также **/**/**** и **/**/**** истцом были отправлены претензии в службу поддержки клиентов LG Electronics, на что оба раза был получен ответ, что претензия находится в статусе рассмотрения, а также, что для рассмотрения возможности списания техники, потребуется обратиться в авторизованный центр и предоставить письменное заявление с юридически обоснованной просьбой.
**/**/**** истцом было направлено такое заявление ответчику: претензия о расторжении договора купли-продажи и возврате стоимости товара ненадлежащего качества, а также о взыскании расходов на ремонт товара, не повлекшего за собой исправление его недостатков в размере 4 500 рублей.
В ответе на претензию ответчик утверждает, что после замены мотор-компрессора изделие было принято в исправном состоянии, хотя проверка на работоспособность товара не производилась и не могла быть произведена после выполненных работ, так как требуется время для того, чтобы холодильник набрал нужную температуру. По требованию мастера был подписан акт выполненных работ и оплачены услуги.
Также ответчик утверждает, что ими было предложено, привезти технику в сервисный центр для проведения ремонта силами и за счет истца. В соответствии с п. 7 ст. 18 доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счёт уполномоченной организации.
Ответчик не выполнил требование истца о возврате товара ответчику и уплаченных за него денежных средств истцу. Таким образом, ответчиком были нарушены права истца как потребителя.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Согласно п. 3 ст. 503 ГК РФ в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству.
Замена товара не может быть произведена, так как товар снят с производства компанией LG Electronics.
В соответствии с ст. 4 ст. 503 ГК РФ вместо предъявления указанных в п. п. 1,2 ст. 503 ГК РФ требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В силу п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара.
Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению уполномоченной организацией в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных ст. ст. 20, 21 и 22 Закона сроков, уполномоченная организация, допустившая такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено уполномоченной организацией, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Согласно ст. 15 ГК РФ и п.п. 1,2 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей уполномоченная организация несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Сложившаяся ситуация причинила истцу значительные неудобства, а также нравственные страдания, выразившиеся в отсутствии места хранения продуктов и предметов, требующих хранения в прохладном месте, в частности в летний период; покупки нового холодильника; неоднократные обращения в сервисную службу ООО «Алика-Сервис» и службу поддержки клиентов LG Electronics; ожидание ремонта холодильника на протяжении 8 месяцев.
В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке не удовлетворил требования истца о расторжении договора купли-продажи товара и возврате уплаченной за товар суммы, истец считает возможным взыскать с ответчика штраф.
Просит: расторгнуть договор купли-продажи холодильника Эл Джи LG GR-P247JYLW от **/**/**** № № взыскать с ООО «Алика-Сервис» уплаченную за холодильник Эл Джи LG GR-P247JYLW денежную сумму в размере 84 050 рублей, неустойку (пени) за просрочку исполнения требований о возврате денежных средств за холодильник Эл Джи LG GR-P247JYLW в размере 24 374,50 рублей, моральный вред в размере 20 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, расходы на ремонт холодильник Эл Джи LG GR-P247JYLW в размере 4 500 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «АЛИКА-Сервис» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что **/**/**** для проведения диагностики и последующего ремонта холодильника LG GR-P247JYLW с заявленным дефектом «не морозит, не отключается», в сервисный центр поступила заявка на платный послегарантийный ремонт и выезд инженера на дом к заказчику. После выезда инженера и проведенной диагностики было установлено, что неисправен мотор – компрессор. Инженером было предложено заказчику доставить технику в сервисный центр для проведения замены мотор – компрессора с процедурой вакуумирования, заправки системы, последующей прогонки и диагностики в цеховых условиях, в чем заказчик отказался. Согласно гарантийному талону после окончания гарантийного периода 1 год, 3 года и срока службы изделия 7 лет с момента первичной розничной покупки, потребитель производит ремонт на коммерческой основе, работы по замене мотор – компрессора и выезд инженера, а также, если для ремонта требуются другие комплектующие, включая затраты на транспортировку техники в Сервисный центр для ремонта и обратно, оплачиваются потребителем техники в полном объеме. После согласования с заводом – изготовителем для проведения платного послегарантийного ремонта с заменой линейного инверторного мотор – компрессора в рамках 10 летней гарантии на него как на отдельную деталь, была заказана деталь. **/**/**** сервисным центром был получен аналог оригинального компрессора, так как установленный в холодильнике истца мотор – компрессор снят с производства и не поставляется. **/**/**** мотор компрессор был установлен. Согласно акту выполненных работ от **/**/****, заказчик подписал акт и согласился с тем, что претензий по объему и качеству выполненных работ у него нет, изделие принято и произведена оплата в размере 4 500 рублей. Общее количество дней от даты поступления заявки на проведение диагностики и последующего платного послегарантийного ремонта холодильника и до окончания ремонта составляет 41 календарный день, что не превышает установленных законом и указанных в квитанции к заказ-наряду 90 дней.
**/**/**** поступила заявка на этот же холодильник с дефектом – не морозит. При первичной диагностике и рекомендации технического отдела для ремонта требовалась замена клапана. Так как срок службы изделия истек и большинство комплектующих для холодильника сняты с производства, на складах в Российской Федерации запчастей также нет, поставка запасных частей возможна только из-за границы. Ориентировочные сроки поставки – 2 месяца и от сервисного центра не зависят. Для полной диагностики холодильного контура и устранения неисправностей необходима доставка холодильника в Сервисный центр силами заказчика, что неоднократно предлагалось сделать истцу, от чего он отказался.
**/**/**** от истца поступила претензия, на которую Сервисный центр дал ответ, в котором были предложены ряд вариантов решения проблемы. Истцу вновь было предложено своими силами доставить холодильник в сервисный центр, если была бы выявлена проблема в ранее замененном компрессоре, то все работы были бы проведены бесплатно. Иные работы, в том числе по замене клапана, которые не связаны с предыдущим ремонтом, должны быть оплачены заказчиком. От предъявления холодильника истец отказался.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей установлено, что потребителю в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, предоставлено право потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
Такое требование на основании пункта 1 статьи 19 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортёру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (абзац второго пункта 1 статьи 19 Закона о защите прав потребителей).
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 3 статьи 19 указанного закона гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
Судом установлено, что **/**/**** истец приобрел в ООО «Окрол+» холодильник Эл Джи LG GR-P247JYLW стоимостью 84 050 рублей, что подтверждается товарным и кассовым чеком.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество с ограниченной ответственностью «Окрол+» ИНН <***> прекратило свою деятельность.
На основании договора о техническом обслуживания №№ от **/**/****, заключенного между ООО «ЛГ Электроникс РУС» и ООО «АЛИКА-СЕРВИС», последнее является официальным Сервисным центром по ремонту продукции Эл Джи Электроникс.
В соответствии с гарантийным талоном на приобретенный истцом холодильник, производителем товара установлены следующие гарантии: срок службы – 7 лет, гарантийный период – 1 год, бесплатное сервисное обслуживание – 3 года, срок гарантии линейного компрессора 10 лет с момента первичной розничной покупки (только детали), то есть до **/**/****.
В период действия срока гарантии на линейный компрессор, а именно, **/**/****, ФИО1 обратился к ответчику с дефектом – не морозит, не отключается.
К истцу был направлен мастер для диагностики, что подтверждается квитанцией к заказ – наряду №№ от **/**/****. Мастером было установлено, что неисправен мотор – компрессор. В связи с тем, что оригинал мотора – компрессора был снят с производства, был заказан аналог оригинального компрессора. **/**/**** мотор – компрессор был установлен на холодильнике заказчика, за выезд мастера, определение дефекта и замену мотор-компрессора истцом оплачено 4500 рублей, что подтверждается Актом выполненных работ.
**/**/**** от истца в ООО «Алика-Сервис» вновь поступила заявка на неисправность холодильника, был произведен выезд мастера к клиенту, при первичной диагностике специалист сервисного центра пришел к выводу о необходимости замены клапана, а также предложено доставить холодильник для полной диагностики в сервисный центр, от чего истец отказался.
В судебном заседании указанные обстоятельства истцом не оспариваются, он полагает, что доставка до сервисного центра бытовой техники должна была осуществляться силами и за счет сервисного центра.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных указанным законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В силу ст. 19 названного закона потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 этого закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Из приведенных правовых норм следует, что требование о расторжении договора купли-продажи может быть предъявлено потребителем к продавцу в пределах установленного в отношении товара гарантийного срока или срока годности и в иных случаях, предусмотренных законом.
По истечении указанного срока требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы может быть предъявлено к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) товара в случае, если потребитель докажет производственный характер существенного недостатка товара и требование о безвозмездном устранении этого недостатка не будет удовлетворено добровольно.
Таким образом, Закон о защите прав потребителей устанавливает специальное регулирование применительно к случаям выявления потребителем существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока.
При этом на потребителе лежит обязанность доказать наличие в товаре существенных недостатков, возникших до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Как установлено судом, ответчиком произведено устранение дефекта детали – компрессора холодильника, на который установлен гарантийный срок 10 лет. Гарантийный срок на все изделие истек. На заявку от **/**/**** после первичной диагностики ответчиком установлен дефект холодильника, для устранения которого необходима замена клапана, истцу было предложено для полной диагностики холодильного контура и устранения неисправности доставить холодильник в сервисный центр силами потребителя, поскольку осуществить указанные процедуры в домашних условиях невозможно (ответ на претензию от **/**/****).
В связи с тем, что истец отказался от полной диагностики холодильника в сервисном центре, в отношении которого истек гарантийный срок, оснований полагать, что вторичная поломка холодильника возникла в результате неисправности замененного компрессора у суда не имеется, доказательств наличия производственного характера и существенности недостатка товара истцом не представлено. Истцом не представлено доказательств того, что недостаток не может быть устранен путем проведения соответствующих мероприятий.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, доказательства, представленные сторонами, с учетом вышеприведенных норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, суд приходит к выводу о том, что требования истца о расторжении договора купли-продажи, заявленные по истечении гарантийного срока на изделие, без подтверждения существенных недостатков технически сложного товара, не основаны на нормах гражданского законодательства и требованиях Закона РФ «О защите прав потребителей» и удовлетворению не подлежат.
Иные требования истца производны от первоначального требования о расторжении договора купли-продажи и также не подлежат удовлетворению.
Доводы истца о том, что обязанность по доставке товара лежит на уполномоченной организации, не влияют на выводы суда, поскольку в данном случае, на истце лежит бремя доказывания и он не был лишен возможности в силу положений части 7 статьи 18 Закона о защите прав потребителей осуществить доставку товара в сервисный центр с последующим возмещением стоимости расходов на доставку.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к ООО «Алика – Сервис» о расторжении договора купли – продажи холодильника, взыскании денежной суммы по договору, расходов на ремонт, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья О.П. Коткина