ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-170/20 от 24.03.2021 Калганского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-22/2021

УИД 75RS0012-01-2020-000288-86

Решение

Именем Российской Федерации

Калганский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Давыдовой О.А.,

при секретаре Макаровой О.П.,

с участием заместителя прокурора Калганского района Забайкальского края Копылова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Калга гражданское дело по иску прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Калганский район», обществу с ограниченной ответственностью «Кадаинское» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Калганского района Забайкальского края обратился в суд с иском (с учетом уточнений, поступивших в суд ДД.ММ.ГГГГ года) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Калганский район» (далее по тексту - администрация МР «Калганский район»), обществу с ограниченной ответственностью «Кадаинское» (далее по тексту - ООО «Кадаинское») об обязании совершить определенные действия, ссылаясь на следующее.

В рамках надзора за соблюдением законодательства регулирующего вопросы функционирования объектов ЖКХ в период отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ. проведена поверка готовности объектов, расположенных на территории Калганского района, к отопительному сезону. Установлено, что постановлением администрации муниципального района «Калганский район» № от ДД.ММ.ГГГГ года на территории муниципального района «Калганский район» введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы в связи с отсутствием в ООО «Кадаинское» необходимого запаса топлива на котельных.

Работы по обслуживанию и поступлению топлива для котельных в <адрес>, предоставление услуг теплоснабжения осуществляет ООО «Кадаинское».

В ООО «Кадаинское» на момент проведения проверки отсутствовал резервный запас топлива на котельных.

В соответствии с п.2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 10.08.2012 года №377 (далее по тексту - Порядок) норматив запаса топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.

Пунктом 11 Порядка установлено, что нормативный эксплуатационный запаса топлива необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

В соответствии с п.20 порядка количество суток, на которые рассчитывается нормативный неснижаемый запас топлива, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки в соответствии с таблицей 1, которой определено, что при доставке твердого топлива автотранспортном объем запаса топлива должен составлять 7 суток.

В соответствии с п.21 Порядка расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный запас топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток:

-по твердому топливу - 45 суток;

-по жидкому топливу - 30 суток.

В ходе проверки прокурором были выявлены нарушения требований Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 года №377 и другие требования законодательства в сфере теплоснабжения со стороны администрации муниципального района «Калганский район», ООО «Кадаинское».

Учитывая, что неисполнение ответчиками требований действующего законодательства, ограничение подачи отопления может повлечь срыв отопительного сезона, нарушение прав потребителей на ненадлежащее качество коммунальных услуг, стать причиной нарушения теплоснабжения социально-значимых объектов и жилых домов, что может существенно нарушить права и законные интересы граждан на надлежащее условия работы, пребывания и проживания в данных помещениях в случае прекращения подачи тепла и разморожения системы отопления, в целях недопущения нарушения прав граждан необходимо обеспечить котельные в <адрес> необходимым запасом топлива для бесперебойной подачи отопления и предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Прокурор просит обязать администрацию муниципального района «Калганский район» принять меры по организации обеспечения неснижаемым 7-суточным запасом твердого топлива (угля) в течение отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ года в котельных расположенных в <адрес> Калганского района Забайкальского края; обязать общество с ограниченной ответственностью «Кадаинское» обеспечить наличие 7-суточного нормативного неснижаемого запаса твердого топлива (угля) в течение всего отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ года в котельных расположенных в <адрес> Калганского района Забайкальского края.

В судебном заседании заместитель прокурора Калганского района Забайкальского края Копылов В.В. исковые требования с учетом уточнений, поступивших в суд ДД.ММ.ГГГГ года, поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в нем. Суду пояснил, что на обслуживании у ООО «Кадаинское» находятся котельные, расположенные в <адрес>. На котельных ООО «Кадаинское» нормативного запаса топлива на отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ. не имеется, договор купли-продажи угля от ДД.ММ.ГГГГ года заключен с условием авансирования. Просил учесть трудное финансовое положение на предприятии, в связи с имеющейся задолженностью по заработной плате перед работниками и возбужденными исполнительными производствами. Данные обстоятельства создают угрозу срыва отопительного сезона. Просил иск удовлетворить, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Ответчики администрация муниципального района «Калганский район», ООО «Кадаинское» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, направив в суд отзывы на иск.

В отзыве на уточненные исковые требования глава администрации МР «Калганский район» указал, что администрация муниципального района «Калганский район» не признает уточненные исковые требования прокурора Калганского района в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ года было отменено Постановление администрации муниципального района «Калганский район» от ДД.ММ.ГГГГ года № «О введении на территории муниципального района «Калганский район» режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы», поскольку были приняты необходимые меры по обеспечению котельных <адрес> Калганского района Забайкальского края необходимым и неснижаемым запасом твердого топлива, то есть устранением обстоятельств, послуживших основанием для введения режима «Чрезвычайная ситуация» на территории сельского поселения «Кадаинское» муниципального района «Калганский район. ООО «Кадаинское» имеет заключенный договор на поставку твердого топлива (угля) № от ДД.ММ.ГГГГ года в количестве <данные изъяты> тонн и договор № от ДД.ММ.ГГГГ года в количестве <данные изъяты> тонн. Твердое топливо (уголь) вывозится автомобильным автотранспортом на котельные ООО «Кадаинское» по частям. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года вывезено <данные изъяты> тонн (остаток <данные изъяты> тонны), то есть объекты (котельные) ООО «Кадаинское» в полной мере обеспечены углем на всю продолжительность отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ годов. Во исполнение своих обязанностей по организации обеспечения твердым топливом на вышеуказанные котельные, администрацией муниципального района «Калганский район» ведется ежесуточный мониторинг наличия топлива на объектах (котельных) ООО «Кадаинское», то есть принимаются меры по недопущению снижения наличия твердого топлива на котельных ООО «Кадаинское» ниже отметки 7-суточного запаса угля. Таким образом, администрация муниципального района «Калганский район» и ООО «Кадаинское» выполнили требования указанные в уточненном исковом заявлении прокурора Калганского района, в связи с чем, в удовлетворении иска просил отказать.

Представитель ответчика ООО «Кадаинское» ФИО1 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года направила в суд письменный отзыв на иск, в котором указала, что уточненные исковые требования прокурора Калганского района Забайкальского края не признает, указала на то, что организация на сегодняшний день располагает 7-суточным запасом топлива. Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности.

Выслушав заместителя прокурора Калганского района Забайкальского края Копылова В.В., изучив письменные отзывы ответчиков, исследовав доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Часть 4 ст.14 вышеуказанного закона предусматривает, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Федеральный закон от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организации (ч.1 ст.1).

Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии со ст.2 ч.1 п.11 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

В силу ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п.2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п.5).

В соответствии с п.4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003г. №115 (далее по тексту - Правила), эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Пунктом 11.9 Правил на энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, возложена обязанность своевременно обеспечивать создание нормативных запасов топлива.

ООО «Кадаинское» является юридическим лицом (выписка из ЕГРЮЛ).

Согласно Устава ООО «Кадаинское» одним из основных видом деятельности общества является оказание коммунальных услуг, отопление, водоснабжение (горячее, холодное …).

При таких обстоятельствах, с учетом указанных норм закона, суд приходит к выводу, что ООО «Кадаинское» является теплоснабжающей организацией.

Согласно подп. «в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.

В соответствии с п.5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 года №377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).

Согласно п.2 данного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

В п.20 Порядка предусмотрено, что количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки в соответствии с таблицей №1, где установлено, при автотранспортном способе доставки твердого топлива необходим 7-ми суточный объем запаса топлива.

Статьями 7,14 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено требование о проведении мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Анализ указанных нормативных актов свидетельствует, что теплоснабжающая организация, в данном случае ООО «Кадаинское» обязано создать общий нормативный запас топлива для обеспечения надежной работы котельных, обеспечивающих теплоснабжение, а администрация муниципального района «Калганский район» обязана принять достаточные меры для организации теплоснабжения <адрес>, в том числе меры по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона общего нормативного запаса топлива.

Судом установлено, что на территории муниципального района «Калганский район» в <адрес> источниками теплоснабжения населения и социально-значимых объектов, расположенных в <адрес> являются котельные ООО «Кадаинское», в том числе котельная микрорайона, котельная школы, котельная базы.

Прокуратурой Калганского района Забайкальского края проведена проверка готовности объектов, расположенных на территории Калганского района к отопительному сезону, в ходе которой установлено, отсутствие необходимого запаса топлива на котельных ООО «Кадаинское», также установлено, что нормативный запас топлива на отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ года не создан.

В судебном заседании установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ года на котельных ООО «Кадаинское» имеется запас угля <данные изъяты> тонн, что согласно Расчета нормы запаса угля на <данные изъяты> календарных дней по котельным организации, составленного главным бухгалтером ООО «Кадаинское», указанного угля достаточно до ДД.ММ.ГГГГ года. Из предоставленных ответчиками документов следует, что топливо (уголь) в дальнейшем будет поставляться на основании договора купли-продажи угля № с условием авансирования от ДД.ММ.ГГГГ года.

Судом также установлено, что у ООО «Кадаинское» имеется задолженность по исполнительным производствам, которая составляет около <данные изъяты> (задолженность по заработной плате перед работниками предприятия). Это свидетельствует об отсутствии финансовых средств у ООО «Кадаинское».

В связи с вышеизложенным, доводы ответчика администрации муниципального района «Калганский район», приведенные в отзыве на иск, о том, что котельные ООО «Кадаинское» будут обеспечены углем по договору купли-продажи угля № с условием авансирования от ДД.ММ.ГГГГ года, не свидетельствуют об исполнении закона в части создания нормативного запаса топлива.

Также суд учитывает и то, что отопительный период ДД.ММ.ГГГГ годов не закончился. Администрацией муниципального района «Калганский район» распоряжения об окончании отопительного периода не принималось, дата окончания не определена.

Судом принимается также во внимание, и то, что в муниципальном районе «Калганский район» из-за отсутствия топлива на котельных ООО «Кадаинское» вводилось чрезвычайное положение.

Из указанного следует, что при невозможности поставки топлива в <адрес> в определенное время по техническим причинам или по другим причинам, теплоснабжение села может быть прекращено полностью, что повлечет создание чрезвычайной ситуации и нарушение прав неопределенного круга лиц.

Из вышеизложенного, следует, что доводы представителя ответчика администрации муниципального района «Калганский район» ФИО2, о том что администрация со своей стороны исполнила требования в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как приняла меры по обеспечению котельных <адрес> необходимым и неснижаемым запасом твердого топлива, то есть устранила обстоятельства послужившие основанием для введения режима «Чрезвычайная ситуация» на территории сельского поселения «Кадаинское», суд признает не состоятельными.

Судом установлено, что в настоящий момент нормативный запас топлива ООО «Кадаинское» не создан.

При таких обстоятельствах требования прокурора Калганского района Забайкальского края подлежат удовлетворению.

Стороной истца было заявлено ходатайство о приведении решения суда к немедленному исполнению.

В силу ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела топливо (уголь) в объеме 7-суточного нормативного неснижаемого запаса на котельных ООО «Кадаинское» имеется, но отсутствует необходимый (нормативный эксплуатационный) запас угля до окончания отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ. это может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации для потребителей тепловой энергии в <адрес>, в связи с чем, суд считает, необходимым решение в части возложения на ответчиков обязанностей, указанных в иске, обратить к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Калганский район», обществу с ограниченной ответственностью «Кадаинское» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Калганский район» принять меры по организации обеспечения неснижаемым 7-суточным запасом твердого топлива (угля) в течение отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ года в котельных расположенных в <адрес> Калганского района Забайкальского края.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Кадаинское» обеспечить наличие 7-суточного нормативного неснижаемого запаса твердого топлива (угля) в течение всего отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ года в котельных расположенных в <адрес> Калганского района Забайкальского края.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Калганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А. Давыдова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 марта 2021 года.