ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-170/2014 от 10.02.2014 Карасукского районного суда (Новосибирская область)

 Дело №2-170/2014

 Решение в окончательной

 форме принято 10.02.2014г

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 «05» февраля 2014 года     г.Карасук

 Карасукский районный суд Новосибирской области в составе:

 председательствующего судьи         Фуст Е.Г.,

 с участием помощника прокурора Карасукского района         Вакорин М.О.,

 представителя заинтересованного лица Глуходед Ю.В.,

 представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.,

 при секретаре         Дорониной М.В.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карасукского района Новосибирской области, действующего в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц, о признании нормативного правового акта недействительным,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Карасукского района Новосибирской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействительным. В обоснование требований заявитель указал о том, что прокуратурой Карасукского района Новосибирской области проведен анализ законности постановления администрации Карасукского района Новосибирской области от 03.10.2013г. №4053-п «Об утверждении порядка списания муниципального имущества города Карасука Карасукского района Новосибирской области и Карасукского района Новосибирской области», в ходе которого установлено, что вышеуказанный муниципальный акт принят с нарушением порядка, установленного действующим законодательством. Так, в нарушение Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок списания (распоряжения) муниципального имущества города Карасука и Карасукского района утвержден постановлением администрации Карасукского района Новосибирской области от 03.10.2013г. №4053-п. Таким образом, администрацией Карасукского района Новосибирской области принято постановление о порядке распоряжения муниципальным имуществом без наделения ее такими полномочиями. В связи с нарушением порядка принятия нормативного правового акта администрацией Карасукского района Новосибирской области нарушаются права собственника муниципального имущества – муниципального образования Карасукского района. Постановление от 03.10.2013г. №4053-п опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления Карасукского района Новосибирской области от 09.10.2013г. №54 (322). Прокурором Карасукского района на оспариваемое постановление принесен протест 02.12.2013г., который не удовлетворен администрацией Карасукского района Новосибирской области.

 Прокурор Карасукского района Новосибирской области на основании изложенного и в соответствие со ст.13 ГК РФ, ст.45,131,251 ГПК РФ, ст.ст.1,35 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации», п.5 ч.10 ст.35, ч.1 ст.49, ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.12 ст.15 Устава Карасукского района Новосибирской области, просит признать постановление администрации Карасукского района Новосибирской области от 03.10.2013г. №4053-п «Об утверждении порядка списания муниципального имущества города Карасука Карасукского района Новосибирской области и Карасукского района Новосибирской области» недействительным и обязать администрацию Карасукского района Новосибирской области опубликовать вынесенное по делу судебное решение в Бюллетене органов местного самоуправления Карасукского района Новосибирской области.

 В судебном заседании помощник прокурора Карасукского района Новосибирской области Вакорин М.О., поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить. Кроме того, уточнил, что заявление предъявлено прокурором района не только в интересах Муниципального образования – Карасукский район, но также и в интересах Муниципального образования город Карасук Карасукского района Новосибирской области, о чем ошибочно в заявлении не указано. Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям ст. 35 ФЗ «Об общих принципах самоуправления в РФ» и нарушает интересы, как муниципальных образований, так и интересы граждан. Нормативный правовой акт принят не уполномоченным на то органом.

 Представитель заинтересованного лица, администрации Карасукского района Новосибирской области Глуходед Ю.В., в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями прокурора Карасукского района, полагала, что требования являются незаконными и необоснованными.

 Кроме того, представитель заинтересованного лица представила суду отзыв на заявление прокурора, из которого следует, что постановлением администрации Карасукского района от 03.10.2013г. № 4053 – п утвержден «Порядок списания муниципального имущества города Карасук и Карасукского района», который определяет процедуру согласования с администрацией Карасукского района как с учредителем, списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий и оперативном управлении муниципальных учреждений, а также входящего в состав муниципальной казны г. Карасука и Карасукского района. Представитель администрации Карасукского района Новосибирской области, приходит к выводу о том, что оспариваемый прокурором муниципальный правовой акт не устанавливает порядок распоряжения имуществом (передачи, продажи, сдачи в аренду), т.к. списание представляет собой комплекс действий, связанных с признанием муниципального имущества непригодным для дальнейшего использования целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжении вследствие гибели или уничтожения, а также невозможности установления его местонахождения.

 Выбытие муниципального имущества в связи с принятием решения об его списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) балансе и не относится к действиям по распоряжению муниципальным имуществом.

 В связи с этим получение от администрации Карасукского района согласия на списание имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями, относится к компетенции администрации Карасукского района. Соответственно, администрация как учредитель, вправе принять муниципальный правовой акт, регламентирующий получение согласия на списание имущества.

 Представитель администрации Карасукского района Новосибирской области, Глуходед Ю.В., в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве. Кроме того, пояснила суду о том, что списание имущества не является видом распоряжения, т.к. списание – это снятие с баланса. Администрация Карасукского района, как учредитель, имеет право согласовывать списание имущества муниципальными учреждениями и предприятиями. Администрация Карасукского района, приняла «Порядок списания имущества», в котором содержатся случаи, когда предприятия обращаются к администрации для получения такого согласования, т.е. оспариваемый нормативный акт, устанавливает порядок согласования, что, по мнению представителя, следует из трактовки содержания оспариваемого нормативного правового акта.

 Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

     Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

     В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

 В соответствии с положениями ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться различными способами, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

     Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 В соответствии с положениями ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

 Положения п. 7 Постановления Пленума ВС от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», устанавливают, что при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку ст. 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

 В соответствии с п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Согласно ч.12 ст.15 Устава Карасукского района Новосибирской области к полномочиям Совета депутатов Карасукского района относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Часть 2 ст. 24 Устава Карасукского района Новосибирской области регламентирует, что администрация Карасукского района исполняет все полномочия администрации города Карасука Карасукского района.

     Согласно ч.1 ст.49 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

     В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Согласно п.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

 В судебном заседании установлено, что Решением второй второго созыва сессии Совета депутатов Карасукского района Новосибирской области от 26.11.2010г. № 22 было утверждено Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Карасукского района Новосибирской области».

 Решением пятой сессии пятого созыва Совета депутатов города Карасука Карасукского района Новосибирской области от 25.03.20103г. № 41 был утвержден «Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Карасука Карасукского района Новосибирской области».

 Постановлением администрации Карасукского района Новосибирской области от 03.10.2013г. №4053-п «Об утверждении порядка списания муниципального имущества города Карасука Карасукского района Новосибирской области и Карасукского района Новосибирской области» утвержден порядок списания (распоряжения) муниципального имущества города Карасука и Карасукского района.

 Указанное постановление было опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления Карасукского района Новосибирской области от 09.10.2013г. №54 (322).

 Прокурором Карасукского района на оспариваемое постановление 02.12.2013г. принесен протест (л.д. 15-16), который администрацией Карасукского района Новосибирской области не был удовлетворен.

 Из ответа администрации Карасукского района Новосибирской области от 23.12.2013г. (л.д. 17-18) на протест прокурора, следует, что Постановление от 03.10.13г. № 4053-п, утверждающее порядок списания муниципального имущества города Карасука Карасукского района Новосибирской области было принято с целью обеспечения единого порядка списания муниципального имущества.

 В соответствии с положениями ч.1 и ч. 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом

 Из смысла приведенных норм, а также из смыслового значения понятия «распоряжение» следует, что распоряжение – это совершение по своему усмотрению в отношении принадлежащего имущества любых действий, не противоречащих закону, иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц.

 Списание имущества для юридических лиц, согласно данных «Википедии» – это изъятие из баланса, снятие с балансового учета товарных или денежных ценностей предприятия (организации и пр.) с отнесением их к убыткам.

 Таким образом, из приведенных выше понятий следует, что «списание» является одним из способов распоряжения имуществом юридическим лицом.

 В соответствии с положениями п.5 ч.10 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

 Таким образом, Постановление администрации Карасукского района от 03.10.2013г. № 4053 – п « Об утверждении порядка списания муниципального имущества города Карасука Карасукского района Новосибирской области и Карасукского района Новосибирской области», которым установлен порядок, одного из видов (способов) распоряжения муниципальным имуществом, списания, противоречит указанному выше Федеральному закону.

 Довод представителя администрации Карасукского района Новосибирской области Глуходед Ю.В. о том, что оспариваемый нормативный акт устанавливает только порядок согласования между собственником и муниципальными предприятиями списания имущества, голословен, т.к. из общих положений (п.1.1. Порядка списания муниципального имущества ) следует, что порядок списания муниципального имущества города Карасука Карасукского района Новосибирской области и Карасукского района Новосибирской области, определяет условия и процедуру списания движимого и недвижимого имущества (л.д. 8).

 Согласно положениям ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

 Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

     Заявление прокурора Карасукского района Новосибирской области удовлетворить.

 Признать недействующим со дня вступления решения в законную постановление администрации Карасукского района Новосибирской области от 03.10.2013г. №4053-п «Об утверждении порядка списания муниципального имущества города Карасука Карасукского района Новосибирской области и Карасукского района Новосибирской области».

 Обязать администрацию Карасукского района Новосибирской области опубликовать вынесенное по делу судебное решение в Бюллетене органов местного самоуправления Карасукского района Новосибирской области.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Карасукский районный суд Новосибирской области.

 СУДЬЯ: подпись

 КОПИЯ ВЕРНА

 СУДЬЯ КАРАСУКСКОГО РАЙОННОГО СУДА

 НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ     Е.Г. ФУСТ

 СЕКРЕТАРЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ     М.В. ДОРОНИНА