ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-170/2016 от 18.03.2016 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-170/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2016 года г. Анива

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Нужного И.В.

с участием прокурора Ляпиной Е.В.

при секретаре Гляуделене О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» к ФИО2 о выселении из незаконно занятого жилого помещения, квартиры по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения,

установил:

19 февраля 2016 года истец обратился в суд с данным исковым заявлением, из которого следует, что комиссией в составе представителей муниципального казенного учреждения «Центр жилищных отношений», Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» и Контрольного управления администрации Анивского городского округа проведена проверка жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. В ходе проверки <адрес> в <адрес>, являющейся муниципальной собственностью, установлено, что в указанном жилом помещении без каких-либо на то законных оснований проживает ФИО2 В связи с незаконностью проживания в оспариваемой квартире ФИО2 была вручена письменная претензия с требованием в срок до 08 февраля 2016 года добровольно освободить жилое помещение. Однако ответчик требования собственника жилого помещения проигнорировала, квартиру до настоящего времени не освободила.

В январе 2015 года ответчик обращалась в муниципальное казенное учреждение «Центр жилищных отношений» с заявлением о признании ее малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Постановлением администрации Анивского городского округа от 20 февраля 2015 года № 255-па ФИО2 признана малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма ФИО2 не обращалась.

25 февраля 2015 года ФИО2 обращалась с заявлением о предоставлении спорного жилого помещения для временного проживания, в чем ей было отказано, так как по заключению межведомственной комиссии <адрес> в <адрес> был признан ветхим и непригодным для постоянного проживания.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» просит суд выселить ФИО2 из незаконно занятого жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, улица лесная, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» Сотникова Ю.М., действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании ответчик ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в силу тяжелой жизненной ситуации осталась без жилья, имеет постоянную регистрацию у родственников, но фактически проживать по месту регистрации не имеет возможности, поэтому вселилась в спорную квартиру без получения разрешения от органов местного самоуправления.

Выслушав пояснения участников процесса, заключение помощника прокурора Ляпиной Е.В., поддержавшей исковые требования, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище.

Статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 40 Устава Анивского городского округа от имени населения городского округа его права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом.

В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственником для проживания на основании договора.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имущества может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, безвозмездного пользования или на ином законном основании.

Решением Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» от 10 октября 2013 года № 9 утверждено Положение «О Комитете по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ». Согласно данному Положению Комитет по управлению муниципальным имуществом является уполномоченным органом администрации Анивского городского округа, осуществляющим от имени муниципального образования полномочия при решении вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Анивский городской округ».

Согласно выписке из реестра муниципального имущества, расположенного на территории муниципального образования «Анивский городской округ» по состоянию на 05 февраля 2016 года <адрес> в <адрес> является муниципальной собственностью на основании постановления мэра № 430 от 10 сентября 2002 года.

В судебном заседании установлено, что по заключению межведомственной комиссии от 04 сентября 2013 года № 23, назначенной постановлением мэра муниципального образования «Анивский городской округ» от 09 июля 2013 года № 976-п, одноэтажный 4-х квартирный жилой <адрес> в <адрес> признан ветхим и непригодным для постоянного проживания.

Постановлением администрации Анивского городского округа № 1705-па от 07 октября 2014 года ФИО6, проживавшей в <адрес> в <адрес>, предоставлено жилое помещение во вновь введенном в эксплуатацию жилом доме в <адрес>.

По сообщению руководителя контрольного управления администрации Анивского городского округа Белых А.Ю. от 15 февраля 2016 года № 24, в ходе осмотра жилого фонда с. Таранай 08 октября 2015 года на предмет готовности к отопительному сезону специалистами контрольного управления было установлено, что незаселенную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и являющуюся муниципальной собственностью, самовольно заняла ФИО2, не имеющая регистрацию в <адрес>.

ФИО2 была предупреждена о незаконности своих действий и необходимости освободить жилое помещение. По результатам повторной проверки указанной квартиры 10 декабря 2015 года установлено, что ФИО2 продолжает незаконно занимать жилое помещение. На требования освободить квартиру ответила отказом.

Согласно свидетельству № 727 от 17 декабря 2014 года ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 17 декабря 2014 года по 16 июня 2015 года.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Анивского городского округа № 255-па от 20 февраля 2015 года ФИО2 признана малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

24 февраля 2015 года, а также 05 августа 2015 года ФИО2 обращалась в администрацию Анивского городского округа с заявлениями по вопросу оказания помощи в решении жилищного вопроса и о возможности ее заселения в однокомнатную <адрес> в <адрес>, освободившуюся по переселению временно, пока она состоит в очереди на получение жилья.

Из представленных муниципальным казенным учреждением «Центр жилищных отношений» ответов следует, что заключением межведомственной комиссии от 04 сентября 2013 года № 23 жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания, жильцы квартиры расселены. Постановление мэра о предоставлении ФИО2 данного жилого помещения не принималось, следовательно, законных оснований для проживания в вышеуказанной квартире не имеется.

В случае реконструкции жилого помещения, оно будет распределено гражданам признанным малоимущими в установленном законодательством порядке и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности.

ФИО2 разъяснено, что для решения вопроса о постановке на учет, как нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, ей необходимо обратиться в муниципальное казенное учреждение «Центр жилищных отношений».

В судебном заседании установлено, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма ФИО2 до настоящего времени не обращалась, незаконно занятое помещение не освободила.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» закреплено, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в отношении ФИО2 органами местного самоуправления решения о возможности ее проживания в <адрес> в <адрес>, являющейся муниципальной собственностью, не принималось, договор социального найма с ней не заключался.

Истец является собственником спорного жилого помещения, в связи с чем на основании вышеприведенных норм законодательства вправе пользоваться и распоряжаться своей собственностью, а также требовать устранения нарушений его прав как собственника, в том числе выдвигать требования о выселении ответчика из жилого помещения.

Принимая во внимание изложенное, суд удовлетворяет требования Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» о выселении ответчика ФИО2 из вышеуказанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

решил:

Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» удовлетворить.

ФИО2 выселить из незаконно занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 23 марта 2016 года.

Председательствующий И.В. Нужный