ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-170/2016 от 28.03.2016 Доволенского районного суда (Новосибирская область)

Дело: № 2-170\2016

Поступило: 28.03.2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«29» июня 2016 года с.Здвинск

Доволенский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Попова А.Н.

при секретаре Сарапуловой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Здвинского района Новосибирской области, Правительству Новосибирской области и Министерству социального развития Новосибирской области о возложении обязанности включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Здвинского района Новосибирской области о возложении обязанности включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указав, что администрация Здвинского района Новосибирской области не включила его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями незаконно, чем нарушила его права, предусмотренные: Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008. №10). Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 «Обзор законодательства и практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1). В соответствии с п.4 ч.1 ст.1, ч.2 ст.1 Закона Новосибирской области от 09 декабря 2005 года № 354 «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями». Он, ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ остался без попечения родителей, с этого же времени он находился на полном государственном обеспечении. Воспитывался: Дом ребенка - Болотненском детском доме Новосибирской области, и Барабинской школе интернат Новосибирской области. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства. В его личном деле № 38/П отсутствуют сведения о том, что за ним было закреплено какое либо жилое помещение. После окончания Барабинской школы интерната он обучался в Куйбышевском педагогическом колледже. В 1994 году призван в Российскую Армию, отслужил 1 год 6 месяцев, демобилизовался. В 1997 году окончил учебное заведение - Куйбышевский педагогический колледж, и направлен на работу в Чичинскую основную общеобразовательную школу учителем физической культуры. Так, в силу Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае нарушено его законное право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ. Но о том, что он имеет законное право на обеспечение жилым помещением в силу Закона, его ни кто никогда не уведомлял ни в учебном заведении, ни органы опеки и попечительства после окончания государственных учебных заведений. А он сам в силу юридической неграмотности так же был не информирован о том, что он имеет законное право на получение жилого помещения. О своих правах, как лицо подлежащее обеспечению жилыми помещениями он узнал в ноябре 2015 года. Он написал заявление в Администрацию Здвинского района Новосибирской области о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Администрация Здвинского района Новосибирской области, уведомлением от 22 декабря 2015 гола № 1242 уведомило его, что он достиг возраста более 23 года и в соответствии с определением, указанном в ст.1 Закона РФ № 159-ФЗ, не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может быть решен только в судебном порядке. Считает, что Администрация Здвинского района Новосибирской области обязана включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по тем основаниям: Основным нормативным актом, регламентирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс. Статья 57 ЖК РФ устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. П.2 ст.57 ЖК РФ устанавливает исключение из общего правила - категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно. Верховный суд (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, №1)) указывает на то, что достижение возраста 23 лет лицом, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Поэтому достижение возраста 23 лет лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социальное найма не является. С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» № 15-ФЗ (далее - Закон № 15 - ФЗ), который внес изменения в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, и установил новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа (далее - детям-сиротам). При этом право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет вплоть до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Ранее лицо, не вставшее на учет до 23 лет, теряло право на получение жилья. Закон № 15 - ФЗ имеет обратную силу, то есть распространяется на возникшие до 01 января 2013 года правоотношения с детьми-сиротами, если последние не реализовали право на обеспечение жильем до дня вступления в силу данного закона. Просит возложить обязанность на Администрацию Здвинского района Новосибирской области о включении его, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям. То обстоятельство, что до 23 лет он не был поставлен на учет нуждающихся, не является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки без учета причин, обусловивших отсутствие на учете. Указывает, что органами опеки разъяснительная работа не проводилась, о своих правах в жилищной сфере не знал до ноября 2015 года.

Представитель истца адвокат Попенко Н.Д. заявленные истцом требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что истец не встал на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с отсутствием со стороны органов опеки и попечительства должной степени контроля за реализацией предусмотренных действующим законодательством прав истца и незнанием истцом своих жилищных прав. Одновременно полагает, что в силу статьи 147 СК РФ, действовавшей на момент пребывания истица в образовательном учреждении (данная статья утратила силу с 1 сентября 2008 года на основании Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ), детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Однако администрация образовательного учреждения не занималась вопросом о постановке истица на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Здвинского района Новосибирской области ФИО2 исковые требования не признала, пояснила, что реализация права на предоставление жилого помещения ограничена достижением возраста 23 лет и носит заявительный характер, однако истец в установленные сроки с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок - сирота и ребенок, оставшейся без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обратился. Юридическая безграмотность истца, на которую он ссылался в обоснование свих доводов, не может быть признана уважительной причиной пропуска срока, ФИО1 по достижении совершеннолетия не был лишен возможности узнать о своих правах, получить соответствующую информацию. Доводы истца и представителя истца о том, что истец не был своевременно поставлен на учет по вине органов опеки и попечительства, считает несостоятельными, поскольку на органы опеки и попечительства Здвинского района Новосибирской области такая обязанность законодательством не возложена. Кроме того, по достижении совершеннолетия истец мог самостоятельно реализовать свои права по обеспечению его жилым помещением, однако с данным вопросом ФИО1 стал обращаться в администрацию Здвинского района Новосибирской области только в конце 2015 года, то есть по достижении возраста 40 лет.

Представитель ответчика Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен. В представленном в судебное заседание письменном отзыве указал, что Правительство Новосибирской области привлечено в качестве ответчика по исковому заявлению ФИО1 о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Правительство Новосибирской области не является надлежащим ответчиком по данным исковым требованиям, полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.43 Устава Новосибирской области от 18.04.2005 № 282-ОЗ Правительство Новосибирской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области. Правительство Новосибирской области наделено общей компетенцией. Таким образом, Правительство Новосибирской области как высший орган исполнительной власти не имеет полномочий ни по приему заявлений о включении граждан в список детей-сирот и лиц из их числа, ни по ведению учета указанных граждан, не несет обязанности по предоставлению жилых помещений, не является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в связи с чем Правительство Новосибирской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям. Правительство Новосибирской области прав и законных интересов ФИО1 не нарушало, во включении в список не отказывало и никаких решений не принимало. В правоотношениях с ФИО1 Правительство Новосибирской области не состоит. На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 41 Гражданского процессуального кодекса РФ просит суд исключить Правительство Новосибирской области из числа ответчиков. Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159 – ФЗ РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ РФ, детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Данное правило подлежит применению с 01.01.2013 (Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). В Новосибирской области принят Закон Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-0З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон НСО № 331-ОЗ), в соответствии с которым регулируются отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области. В соответствии со статьей 2 Закона HCO № 331-ОЗ предоставление жилых помещений детям сиротам и лицам из их числа осуществляется посредством формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Формирование такого списка осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства - министерством социального развития Новосибирской области. Правительство Новосибирской области такими полномочиями не наделено. Прием заявлений о включении в список детей-сирот осуществляется администрациями районов города Новосибирска (пункт 1.3 Постановление мэрии города Новосибирска от 20.08.2013 № 7889 «Об утверждении Порядка включения в список (исключения из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями».) Согласно пункту 5 статьи 1 3акона Новосибирской области от 24.11.2014 № 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» (далее - Закон № 490-ОЗ) государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 6 3акона № 490-ОЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области. В соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного суда РФ 20.11.2013 года, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Согласно части 3 статьи 1 Закона НСО № 331-ОЗ, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. При этом указанные условия распространяются на лиц, включенных в список в возрасте от 14 до 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-Ф3 меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, Правительство Новосибирской области не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как не наделено полномочиями по приему заявлений о включении граждан в список детей-сирот и лиц из их числа, формированию списков детей-сирот и лиц из их числа, ни по ведению учета указанных граждан, не несет обязанности по предоставлению жилых помещений. В соответствии со ст.ст.35,167,214 ГПК РФ, просят рассмотреть дело без участия представителя Правительства Новосибирской области, направив копию решения.

Представитель ответчика Министерства социального развития Новосибирской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен. В представленных в судебное заседание письменных возражениях указал, что согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ № 159) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статьей 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) предусмотрен порядок формирования списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список). Часть 2 статьи 2 Закона устанавливает, что лица включаются в список на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей либо лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявители). Из смысла норм пункта 9 статьи 3 ФЗ № 159 и части 3 статьи 1 Закона следует, что лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, сохраняют указанное право и после достижения 23 - летнего возраста (то есть когда перестают относиться к данной категории) до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Однако, необходимые действия для обеспечения реализации указанного права, а именно включение в список, должны быть произведены в период до наступления 23 - летнего возраста. Истцом не представлено документов, подтверждающих обстоятельства, которые не позволили истцу с 1993 по 2015 гг. обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В материалах дела не представлены документы об отсутствии у истца на праве собственности жилых помещений (информация Росреестра, БТИ, участие в приватизации). Кроме того, не представлено доказательств, что ФИО1 не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения. Полагают, что министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. Согласно ст.86 БК РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации (включает средства федерального и областного бюджета). Обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам Новосибирской области. Министерство может действовать только в отношении запланированных и выделенных Законом Новосибирской области от 24.12.2015 № 23-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» бюджетных средств. Также, просят обратить внимание суда, что при перечислении субвенций администрации Здвинского района Новосибирской области в соответствии с действующим законодательством министерство не определяет поименный список лиц, которые будут обеспечены жилыми помещениями в счет перечисленных субвенций. Министерство осуществляет направление органам местного самоуправления денежных средств, предусмотренных и распределенных в соответствии с Законом Новосибирской области от 24.12.2015 № 23-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». Министерство не наделено полномочиями по составлению бюджета. Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст.2,8 Федерального закона от 21. 12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полагают, что заявленные истцом исковые требования не подлежат удовлетворению. На основании пункта 5 статьи 167 ГПК РФ просят рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства социального развития Новосибирской области и направить копию судебного постановления.

Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Из паспорта истца следует, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> и зарегистрирован в праве проживания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Согласно уведомлению администрации Здвинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 в ответ на его обращение, сообщено следующее. На основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Так как он достиг возраста более 23 лет и в соответствии с определением, указанным в статье 1 Закона № 159-ФЗ, не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, может быть решен только в судебном порядке (л.д.).

Согласно личного дела /П от ДД.ММ.ГГГГ ученика городской школы – интерната <адрес>, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, фамилия, имя, отчество родителей – ФИО3, ФИО4. Сведения о переходе из одной школы в другую – в <адрес> городскую школу – интернат ДД.ММ.ГГГГ в 1 класс из <адрес> детского дома. Согласно свидетельства о неполном среднем образовании, ФИО1, родившейся в ДД.ММ.ГГГГ года, обучался в городской средней школе – интернате <адрес>, которую окончил в ДД.ММ.ГГГГ году. Согласно свидетельству о присвоении квалификации, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучался в Межшкольном учебно-производственном комбинате <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году присвоена квалификация – столяр – строитель и установлен второй разряд. Согласно свидетельству о рождении ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, его матерью указана ФИО4, отцом указан ФИО3. Согласно путевки в дом ребенка от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать – отказ от ребенка. Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ от родительницы ФИО4, она родила мальчика ДД.ММ.ГГГГ, от которого отказывается по семейным обстоятельствам. Впредь никогда не будет предъявлять материнских прав. Согласно путевки от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направлен из <адрес> детского дома в первый класс в <адрес> школу интернат. Согласно расписки от ДД.ММ.ГГГГ Куйбышевским педучилищем Новосибирской области от ФИО1 получены документы аттестат о среднем образовании Барабинской школы интернат. Согласно характеристики на воспитанника Болотнинского детского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1, он родился ДД.ММ.ГГГГ в городе Новосибирске, при рождении мать отказалась от ребенка. Согласно характеристике воспитанника детского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГПопкова Алеши, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Мать от ребенка отказалась и сведений о родителях нет. В детский дом Алеша прибыл ДД.ММ.ГГГГ из дома ребенка (л.д.).

Согласно свидетельству о рождении (повторного) ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, его матерью указана ФИО4, отцом указан ФИО3 (л.д.).

Согласно справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, мать ФИО4, отец ФИО3. Запись о рождении составлена ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Центрального района города Новосибирска управления по делам ЗАГС Новосибирской области (л.д.).

Согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП ЖКХ «Цветниковское» (наймодателем) и ФИО5 (нанимателем), наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2 комнат в 2-х квартирном деревянном квартире (доме), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО1 – зять, ФИО6 – дочь, ФИО7 – внучка, ФИО8 – внук (л.д.).

Согласно журналу регистрации детей направленных в дом ребенка за ДД.ММ.ГГГГ годы объединенного фонда Детских домов и детских комнат Новосибирского горисполкома ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказ матери ДД.ММ.ГГГГ направлен в <адрес>, в последующем направлен в 1 - й детский дом (л.д.).

Согласно ответу МКУ города Новосибирска «Новосибирский городской архив» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщено, что в имеющихся на хранении в городском архиве документах архивных фондов исполнительных комитетов Центрального, Ленинского районных Советов депутатов трудящихся за ДД.ММ.ГГГГ годов решение об определении в детский дом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не обнаружено. Дополнительно сообщают, что в документах архивного фонда отдела здравоохранения Новосибирского горисполкома в журнале регистрации детей, направленных в дом ребенка за ДД.ММ.ГГГГ годы, содержаться сведения о направлении ФИО1 в дом ребенка (л.д.).

Согласно справке администрации Цветниковского сельсовета Здвинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно проживает по месту регистрации: <адрес>, в квартире принадлежащей ФИО5, по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Согласно трудовой книжке АТ-VIII заполненной ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Куйбышевском педагогическом колледже. С ДД.ММ.ГГГГ принят учителем физической культуры Чичинской основной школы и ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с сокращением штата (л.д.).

Согласно военному билету НА от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> призван на действительную военную службу и направлен в воинскую часть ДД.ММ.ГГГГ, уволен (демобилизован) в запас ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Согласно диплому МО от ДД.ММ.ГГГГФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году поступил и в ДД.ММ.ГГГГ году окончил Куйбышевский педагогический колледж Новосибирской области (л.д.).

Согласно справке администрации Цветниковского сельсовета Здвинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившийся в городе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, постоянно приживает по адресу: <адрес>. В период проживания в <адрес>ФИО1 не использовал своего права на безвозмездное приобретение жилья в соответствии с законом «О приватизации жилищного фонда в РФ», то есть не участвовал в приватизации жилья. Жилье по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Цветниковского сельсовета ФИО1 не предоставлялось. ФИО1 проживает в квартире ФИО5, как член семьи нанимателя жилого помещения (л.д.).

Согласно сообщению администрации Ленинского района города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщено, что на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации Ленинского района города Новосибирска он не состоял и жилым помещением не обеспечивался (л.д.).

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах отдельного лица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д.).

Согласно сведений ОГУП «Техцентр НСО» от ДД.ММ.ГГГГ на дату предоставления сведений документы о приватизации жилого помещения за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д.).

Согласно ст.37 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года (в первоначальной редакции), вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

В ст.37 ЖК РСФСР Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 45-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми вне очереди жилые помещения стали предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

С 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ч.1 ст.57 которого жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусматривал возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в частности, для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ).

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст.31 ЖК РСФСР и ст.52 ЖК РФ носило заявительный характер и было возможным при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно положениям пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В связи с приведенными изменениями Федерального закона было изменено и содержание ст.57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2.

При этом согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных выше норм следует, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Следовательно, до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением лица указанной категории должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно вышеназванным нормам права на момент вступления указанных изменений в законную силу (01 января 2013 года) у истца должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка сироты и ребенка, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа. Однако по ранее действующему законодательству истец ФИО1 своевременно не заявил о своем праве, в связи с чем данное право утратил.

Как уже было отмечено выше, жилищное законодательство предусматривало заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означал констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

В судебном заседании истец не оспаривал того обстоятельства, что с заявлением о включении его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующие органы до достижения 23-х лет он не обращался.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года (вопрос 21), достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В то же время, исходя из обстоятельств настоящего дела, с учетом пояснений истца в судебном заседании о том, что до достижения возраста 23 лет он не обращался в уполномоченный орган по вопросу предоставления ему жилого помещения, истец на учете лиц, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с вышеуказанной нормой закона, не состоял и не состоит, отсутствия уважительных причин пропуска срока на обращение с заявлением о постановке на учет, а также принимая во внимание, что на момент обращения в администрацию Здвинского района Новосибирской области и последующего обращением с иском в суд истцу исполнилось 40 лет, суд приходит выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

При этом суд исходит из того, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, истцу исполнилось 40 лет. Достижение возраста более 23-х лет влечет утрату статуса детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возможность постановки на соответствующий учет с целью получения жилого помещения специализированного жилищного фонда. Доказательств невозможности реализации права постановки на учет до достижения возраста 23-х лет суду не представлено.

Доводы истца и представителя истца о ненадлежащем исполнении обязанностей должностными лицами органа опеки и попечительства Здвинского района Новосибирской области, администрации образовательного учреждения, где на полном государственном попечении находился истец и правовой неграмотности истца, что, по их мнению привело к нарушению прав истца, судом отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч.3 ст.40 ГК РФ, ст.29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", попечительство над истцом прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, недееспособным истец не признан, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории он заявил в декабре 2015 года по достижении 40 летнего возраста, при том, что имел возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа после достижения им совершеннолетия (23 июля 1993 года) и до достижения им 23 лет (23 июля 1998 года). При этом прохождение истцом военной службы в период с 24 декабря 1993 года до 29 июня 1995 года и последующее обучение в Куйбышевском педагогическом колледже Новосибирской области до 22 июня 1997 года также не препятствовало обращению истца в уполномоченный орган в письменной форме. Сама по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия (1993 год), а также исполнения 23 лет (1998 год), до обращения с заявлением в декабре 2015 года, не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.

Кроме того, установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При этом действующее до 1 января 2013 года правовое регулирование (старая редакция Федерального Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") не предусматривало обязанности органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления и администрации образовательного учреждения, где на полном государственном попечении находился истец, без заявления лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, осуществлять постановку такого лица на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.

Нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст.21 ГК РФ).

Обязательства органов опеки и попечительства, администрации образовательного учреждения, где на полном государственном попечении находился истец прекращены с достижением истцом совершеннолетия. Как установлено в судебном заседании, на протяжении оставшихся пяти лет до достижения 23-летнего возраста истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в орган местного самоуправления по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данного права он не реализовал.

Одновременно судом отклоняются доводы представителя истца о том, что в силу статьи 147 Семейного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент пребывания истица в образовательном учреждении (данная статья утратила силу с 1 сентября 2008 года на основании Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ), детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Однако администрация образовательного учреждения не занималась вопросом о постановке истица на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Как установлено судом, истец в период с 22 июня 1997 года (с момента окончания Куйбышевского педагогического колледжа) по 23 июля 1998 года (по день достижения 23 летия), то есть длительный период времени не находился на полном государственном попечении. Кроме того, с 23 июля 1993 года истец достиг совершеннолетия, а с 15 августа 1997 года истец осуществлял самостоятельную трудовую деятельность, а потому орган опеки и попечительства администрации Здвинского района Новосибирской области и администрация этого учреждения полномочиями по защите его прав не обладали.

Истец и представитель истца в силу ст.56 ГПК РФ не представили суду доказательства уважительности причин, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, кроме того, ими не заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения с заявлением о постановке на учет.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отсутствуют, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Здвинского района Новосибирской области, Правительству Новосибирской области и Министерству социального развития Новосибирской области о возложении обязанности включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца.

Председательствующий подпись

Копия верна:

Судья А.Н. Попов