ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-170/2017 от 22.03.2017 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

Дело №2-170/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 22 марта 2017 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи - Ходус А.Н.,

при секретаре - Зайцевой Ю.А.,

с участием представителя заявителя - помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края - Достова Д.И.,

ответчика - ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации к ФИО1 о взыскании в пользу Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> средств гранта, выделенных на оборудование рабочих мест для трудоустройства не занятых инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации обратился в суд к ФИО1 о взыскании в пользу Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> средств гранта, выделенных на оборудование рабочих мест для трудоустройства не занятых инвалидов в размере сумма., мотивируя следующим.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства при ис­пользовании средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку инвалидов, в том числе на реализацию государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы». Установлено, что между Министерством труда и социальной защиты насе­ления <адрес> и индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключен договор о предоставлении средств гранта за счет средств фе­дерального бюджета и средств бюджета <адрес> на возмещение за­трат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройст­ва незанятых инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ (далее Договор ) на общую сум­му сумма рублей. Согласно ч.2 ст.5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон ) госу­дарственная политика в области содействия занятости населения направлена на: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду, осуществление мероприятий, способст­вующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвали­ды и др). Согласно п.12 Порядка предоставления грантов за счет средств федераль­ного бюджета и средств бюджета <адрес> организациям и индиви­дуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на террито­рии <адрес>, на возмещение затрат, связанных с реализацией ме­роприятия по оказанию содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов, проживающих на территории <адрес>, на оборудованные (осна­щенные) для них рабочие места в ДД.ММ.ГГГГ., утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее - Порядок) на основании решения конкурсной комиссии, министерство в течение 10 рабочих дней со дня проведения заседания конкурсной комиссии заключает с работодате­лем договор о предоставлении гранта по форме, утверждаемой министерством, после чего министерство составляет платежные документы на перечисление гранта и направляет их в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов. В соответствии с абз.2 п.15 Порядка возврат полученного гранта в доход бюджета <адрес>, производится работодателем в случаях установ­ления факта представления ложных сведений в целях получения гранта. В случаях, предусмотренных абзацами вторым настоящего пункта, грант подлежит возврату в доход бюджета <адрес> в соответствии с за­конодательством Российской Федерации в полном объеме. 27.05.2015г. между индивидуальным предпринимателем ФИО2 и ФИО4, М.М., К.А., С.Р. и С.С., заключены трудовые договора , от ДД.ММ.ГГГГ.. Вместе с тем, установлено, что фактически ФИО4 и С.С. трудовую деятельность у индивидуального предпринимателя ФИО2 не осуществляли. Согласно информации из межрайонной ИФНС по <адрес>, сведения о суммах начисленного и уплаченного налога на доходы физиче­ских лиц по форме 2НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4, М.М., К.А., С.Р. и С.С., ин­дивидуальным предпринимателем ФИО2 не предоставлялись. Согласно информации заместителя начальника Управления ПФР - началь­ника Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (без образования юри­дического лица) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., С.Р. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически осуществлял трудовую деятельность в ООО «Апикур» Ямало-<адрес>, С.С. в период времени с 01.04.2016г. по 30.06.2016г. фак­тически осуществлял трудовую деятельность в ООО ОА «Спектрум» <адрес>. В трудовых книжках ФИО4, К.А., М.М., С.Р. записи о принятии на работу к индивидуальному пред­принимателю ФИО2, отсутствуют. Согласно п. 2.2.6 Договора работодатель обязан в случае уволь­нения инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них ра­бочие места, представить в учреждение занятости копии приказов (распоряже­ний) об их увольнении в течение 3 рабочих дней с момента увольнения, и ин­формацию о потребностях в работниках, наличии свободных рабочих мест (ва­кантных должностей) по установленной форме в соответствии с действующим законодательством о занятости населения. Согласно п.2.2.8 Договора работодатель обеспечивает возврат средств гранта в доход краевого бюджета в течение 30 календарных дней со дня получе­ния от Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> требования о возврате гранта в следующих случаях: установления факта предоставления ложных сведений в целях получения гранта. В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при от­сутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных зако­ном, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвра­тить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса. Таким образом, индивидуальным предпринимателем ФИО2 в Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, в целях получения гранта за счет средств федерального бюджета и средств бюдже­та <адрес> на возмещение затрат, связанных с оборудованием (ос­нащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в размере 363 450руб., предоставлены недостоверные сведения о трудоустройстве ФИО4, М.М., К.А., С.Р. и С.С.. В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Рос­сийской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федера­ции.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Достов Д.И. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их. Полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании ответчик ФИО1 признал исковые требования, о чем представил письменное заявление. Полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебное заседание представители третьих лиц - Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>, ГКУ «ЦЗН <адрес>» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя заявителя, ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц на основании положений ст.167 ГПК РФ.

Выслушав доводы представителя заявителя, мнение ответчика, исследовав материалы дела в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст. 1). При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п.1 ст. 21 указанного закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22).

Согласно п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при от­сутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных зако­ном, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвра­тить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса.

Согласно ч.2 ст.5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон № 1032-1) госу­дарственная политика в области содействия занятости населения направлена на: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду, осуществление мероприятий, способст­вующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвали­ды и др).

Согласно п.12 Порядка предоставления грантов за счет средств федераль­ного бюджета и средств бюджета Ставропольского края организациям и индиви­дуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на террито­рии Ставропольского края, на возмещение затрат, связанных с реализацией ме­роприятия по оказанию содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов, проживающих на территории Ставропольского края, на оборудованные (осна­щенные) для них рабочие места в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 27.04.2015 № 181-п (далее - Порядок) на основании решения конкурсной комиссии, министерство в течение 10 рабочих дней со дня проведения заседания конкурсной комиссии заключает с работодате­лем договор о предоставлении гранта по форме, утверждаемой министерством, после чего министерство составляет платежные документы на перечисление гранта и направляет их в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.

В соответствии с абз.2 п.15 Порядка возврат полученного гранта в доход бюджета Ставропольского края, производится работодателем в случаях установ­ления факта представления ложных сведений в целях получения гранта. В случаях, предусмотренных абзацами вторым настоящего пункта, грант подлежит возврату в доход бюджета Ставропольского края в соответствии с за­конодательством Российской Федерации в полном объеме.

Как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между Министерством труда и социальной защиты населения <адрес> и индивидуальным предпринимателем ФИО1, последний, выступая в качестве работодателя принял на себя обязательства об использовании средств гранта из средств федерального бюджета и бюджета <адрес> на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов на сумму сумма., сроком до ДД.ММ.ГГГГ..

ДД.ММ.ГГГГ. между ИП ФИО1 и ФИО4, С.С., К.А., М.М., С.Р. заключены трудовые договора , , , , .

Согласно информации из межрайонной ИФНС по <адрес>, сведения о суммах начисленного и уплаченного налога на доходы физиче­ских лиц по форме 2НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФИО4, М.М., К.А., С.Р. и С.С., ин­дивидуальным предпринимателем ФИО2 не предоставлялись.

Как следует из информации заместителя начальника Управления ПФР - началь­ника Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (без образования юри­дического лица) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., С.Р. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. фактически осуществлял трудовую деятельность в ООО «Апикур» Ямало-<адрес>, С.С. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. фак­тически осуществлял трудовую деятельность в ООО ОА «Спектрум» <адрес>.

В трудовых книжках ФИО4, К.А., М.М., С.Р. записи о принятии на работу к индивидуальному пред­принимателю ФИО2, отсутствуют.

Согласно объяснениям С.Р., К.А. от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ., протоколам допросов ФИО4 и С.С. от ДД.ММ.ГГГГ., с ними был заключён трудовой договор с ИП ФИО1, но фактически трудовая деятельность у ИП ФИО1 ими не осуществлялась, заработную плату они не получали.

Согласно п. 2.2.6 договора от ДД.ММ.ГГГГ. работодатель обязан в случае уволь­нения инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них ра­бочие места, представить в учреждение занятости копии приказов (распоряже­ний) об их увольнении в течение 3 рабочих дней с момента увольнения, и ин­формацию о потребностях в работниках, наличии свободных рабочих мест (ва­кантных должностей) по установленной форме в соответствии с действующим законодательством о занятости населения. Согласно п.2.2.8 данного договора работодатель обеспечивает возврат средств гранта в доход краевого бюджета в течение 30 календарных дней со дня получе­ния от Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края требования о возврате гранта в следующих случаях установления факта предоставления ложных сведений в целях получения гранта.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что принятые на себя в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ. обязательства по оборудованию (оснащению) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, проживающих на территории <адрес>, ИП ФИО1 не исполнил, однако средства гранта для данных целей получил, что не отрицается им самим, в связи с чем, имеются основания для взыскания полученных им средств гранта на основании ч.1 ст.1102 ГК РФ, обязывающей лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего Кодекса, при этом, оснований для невозврата неосновательного обогащения, в судебном заседании не установлено.

В судебном заседании ответчик исковые требования признал, в подтверждение чего представил суду письменное заявление.

В силу положений частей 1, 2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.1 ст.173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

В судебном заседании ответчику ФИО1 разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ, п.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ, согласно которым при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, в мотивировочной части может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом.

Ответчик иск признал и в соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ судом принято признание иска ФИО1, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При изложенных обстоятельствах требования заместителя прокурора обоснованы, законны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> сумму гранта, выделенную на оборудование рабочих мест для трудоустройства не занятых инвалидов в размере сумма

Мотивированное решение изготовлено 27.03.2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Нефтекумского районного суда Ходус А.Н.