ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-170/2017 от 23.03.2017 Пучежского районного суда (Ивановская область)

Дело 2-170/2017Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2017 года г.Пучеж

Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего Коноплева А.Н., с участием помощника прокурора Пучежского района Нечаева Д.П., истца С. представителя ответчика администрации Илья-Высоковского сельского поселения З., представителя ответчика администрации Илья-Высоковского сельского поселения и администрации Пучежского муниципального района по доверенности Воронова С.Л., при секретаре Скворцовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пучежского района, действующего в интересах С., к администрации Пучежского муниципального района и администрации Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области о понуждении совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пучежского района, действующий в интересах С., обратился в суд с иском к администрации Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности обеспечить теплоснабжение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности С. Требования мотивировал тем, что по жалобе С. прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о теплоснабжении органами местного самоуправления администрацию Илья-Высоковского сельского поселения, в ходе которой было установлено, что в связи с газификацией населенного пункта д.Дубново Пучежского муниципального района было принято решение о закрытии котельной, работавшей на каменном угле. Собственники жилых помещений многоквартирных домов приняли решение об установлении в своих квартирах газового оборудования для индивидуального отопления, в том числе собственники квартир <адрес> Жительница <адрес>С. не имеет финансовой возможности установить в своей квартире индивидуальное газовое отопление. На момент прокурорской проверки установлено, что жилое помещение, в котором проживает С., не отапливается, что создает угрозу её для жизни и здоровья. Полномочия органа местного самоуправления по организации и обеспечению населения теплом, по обеспечению нормальных условий существования граждан, проживающих на территории Илья-Высоковского сельского поселения, администрацией Илья-Высоковского сельского поселения в полной мере не исполняется. По результатам проверки приняты меры прокурорского реагирования: главе администрации Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района вынесено представление, которое рассмотрено и отклонено. Прокурор просит суд обязать ответчика в течение месяца после вступления решения суда в законную силу обеспечить теплоснабжение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности С.

Определением Пучежского районного суда Ивановской области от 15 марта 2017 года в качестве соответчика по делу привлечена администрация Пучежского муниципального района.

В судебном заседании помощник прокурора Пучежского района Нечаев Д.П. исковые требования уточнил, просил суд обязать администрацию Илья-Высоковского сельского поселения организовать теплоснабжение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности С., уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Истец С. уточненные исковые требования поддержала, просила суд вынести законное и справедливое решение, так как для приобретения и установки водогрейного котла для отопления ее квартиры потребуется не менее ста тысяч рублей, которых у нее нет и не будет, с ее пенсией чуть более восьми тысяч рублей в месяц. В настоящее время квартира отапливается с использованием двух электрокаминов, тепла от которых не достаточно для комфортного проживания.

Представитель ответчика администрации Илья-Высоковского сельского поселения З. просил в иске отказать, так как администрация провела работу по газификации д.Дубново, где расположено жилое помещение истца. Угольная котельная в д.Дубново, которая снабжала теплом жителей деревни, находилась в аварийном состоянии, поэтому было принято решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, в котором проживает С., о проведении в каждую квартиру индивидуального газового отопления. Большинством участников собрания было принято решение о переходе на индивидуальное теплоснабжение квартир в доме. С. обязана как собственник самостоятельно и за свой счет обеспечить теплоснабжение своего жилого помещения.

Представитель ответчика администрации Илья-Высоковского сельского поселения и администрации Пучежского муниципального района по доверенности В. также просил в иске отказать, так как администрации сельского поселения и района выполнили все необходимые действия для организации теплоснабжения д.Дубново. На сходе жителей д.Дубново было принято решение об установке в каждой квартире газового оборудования, в том числе теплогенератора, с рассрочкой платежей на полтора года, однако С. от данного предложения отказалась. Газ в квартиру истца проведен, она пользуется газовой плитой. С. является собственником квартиры, поэтому обязана самостоятельно и за свой счет обеспечить теплоснабжением свое жилище.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Пучежского района Нечаева Д.П., истца С.,представителя ответчика администрации Илья-Высоковского сельского поселения З., представителя ответчика администрации Илья-Высоковского сельского поселения и администрации Пучежского муниципального района по доверенности В., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, С. является собственником <адрес> многоквартирном <адрес> (л.д.13), которая отапливались от угольной котельной, расположенной в д.Дубново Пучежского муниципального района.

Истец пользовалась центральным теплоснабжением от котельной д.Дубново через тепловые сети, принадлежащие на праве собственности администрации Илья-Высоковского сельского поселения, что сторонами не оспаривается.

Из протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от 10 марта 2016 года установлено, что большинством голосов собственников жилых помещений указанного дома было принято решение о переходе на индивидуальное отопление каждой квартиры (л.д.11).

На основании распоряжения главы Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области от 1 февраля 2016 года №10-н угольная котельная №10 в д.Дубново выведена из эксплуатации (л.д.28).

К многоквартирным домам подведено газовое теплоснабжение.

Указанные обстоятельства ответной стороной в ходе разбирательства дела не оспаривались.

Прокурор, заявляя настоящие требования, ссылается на то, что после закрытия котельной и до настоящего времени квартира истца к отопительному сезону не подготовлена, теплоснабжением не обеспечена, что является угрозой для жизни и здоровья жильцов квартиры.

В соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом.

На основании ст.50 вышеуказанного Федерального закона в собственности поселений может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст.6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Решением Совета Пучежского муниципального района Ивановской области №129 от 21.12.2016 года полномочия по решению вопросов местного значения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации переданы Илья-Высоковскому сельскому поселению (л.д.37-39).

Из пояснений представителей ответчиков З. и В. установлено, что до 21.12.2016 года полномочия по теплоснабжению населения в д.Дубново пучежского района относились к полномочиям Илья-Высоковского сельского поселения.

В соответствии со ст.20 ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Согласно ст.21 ФЗ "О теплоснабжении", в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Аналогичные положения закреплены в Правилах вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2012 г. N 889.

По смыслу указанных норм собственник источника тепловой энергии (в настоящем случае администрация Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области) обязана была при выводе из эксплуатации котельной согласовать такой вывод с потребителями тепловой энергии (истцом) и лишь в случае согласия всех потребителей на прекращение поставки тепловой энергии осуществить вывод котельной из эксплуатации.

В свою очередь при отсутствии согласия потребителей на прекращение теплоснабжения орган местного самоуправления (администрация Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области) обязана была приостановить его вывод из эксплуатации, поскольку в настоящем случае имелась угроза возникновения дефицита тепловой энергии.

Из представленной С. справки №87063/16 от 07.04.2016 года размер ее страховой пенсии по старости составляет 8 194 рубля 67 копеек (л.д.12), что подтверждает ее трудное материальное положение и невозможность приобретения и установки в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении индивидуального отопления.

Учитывая, что С. не дала согласия на прекращение теплоснабжения своего жилого помещения, а решение о выводе угольной котельной в <адрес> с 1 мая 2016 года в связи с переходом потребителей на индивидуальное газовое отопление приняла администрация Илья-Высоковского сельского поселения, то администрация Илья-Высоковского сельского поселения обязана организовать теплоснабжение жилого помещения С.

Суд пришел к выводу о том, что обязанность по принятию мер по организации надлежащего обеспечения теплоснабжения населения по федеральному закону возложена на органы местного самоуправления, вывод котельной из эксплуатации не освобождает администрацию Илья-Высоковского сельского поселения от решения вопроса по теплоснабжению населения.

Суд отмечает, что само по себе решение о переходе на иной вид теплоснабжения не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности обеспечить надежное теплоснабжение потребителей на территории поселения, поскольку, даже при замене источника теплоснабжения администрация сельского поселения обязана будет осуществить его таким образом, чтобы обеспечить конечному потребителю надежную работу теплопотребляющих установок.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению путем возложения на администрацию Илья-Высоковского сельского поселения обязанности организации теплоснабжения квартиры истицы С.

Оценивая доводы представителя ответчика З. в части того, что решение администрации Илья-Высоковского сельского поселения от 1 февраля 2016 года о выводе из эксплуатации котельной №10 в <адрес> было принято в связи с решением собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов о переходе на индивидуальное отопление квартир, суд отмечает, что решение общего собрания собственников <адрес> проведено было 10 марта 2016 года, то есть после принятия решения органом местного самоуправления о закрытии котельной, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей, возложенных на него Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Поскольку полномочия по теплоснабжению населения в границах Илья-Высоковского сельского поселения находятся в ведении Илья-Высоковского сельского поселения, то администрация Пучежского муниципального района освобождается от обязанности по организации теплоснабжения жилого помещения истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Пучежского района, действующего в интересах С., удовлетворить.

Обязать администрацию Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать теплоснабжение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности С..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: А.Н.Коноплёв

Дата составления мотивированного решения на 5 листах - 28 марта 2017 года.

Председательствующий: А.Н. Коноплёв