ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-170/2021 от 19.03.2021 Черниговского районного суда (Приморский край)

2-170/2021

УИД: 25RS0033-01-2021-000126-46

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Черниговка 19 марта 2021 года

Черниговский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Патлай Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Бураховиче В.И.,

с участием истца - прокурора Черниговского района Приморского края Егорова Д.В.,

представителя ответчиков по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Черниговского района Приморского края к администрации Черниговского муниципального района, МБОУ СОШ № 1 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 2 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 3 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 4 с. Монастырище, МБОУ СОШ № 5 пгт. Сибирцево, МБОУ СОШ № 7 с. Снегуровка, МБОУ СОШ № 8 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 9 пгт. Сибирцево, МБОУ СОШ № 10 с. Дмитриевка, МБОУ ООШ № 12 с. Синий Гай, МБОУ ООШ № 13 с. Меркушевка, МБОУ ООШ № 14 с. Халкидон, МБОУ ООШ № 16 с. Алтыновка, МБОУ СОШ № 18 с. Реттиховка, МБОУ ООШ № 28 с. Вадимовка, МБДОУ ДС № 1 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 2 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 4 с. Монастырище, МБДОУ ДС № 5 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 7 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 8 с. Вадимовка, МБДОУ ДС № 12 пгт. Сибирцево, МБДОУ ДС № 15 с. Снегуровка, МБДОУ ДС № 16 с. Реттиховка, МБДОУ ДС № 19 с. Вассиановка, МБДОУ ДС № 23 с. Меркушевка, МБДОУ ДС № 24 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 25 пгт. Сибирцево, МБДОУ ДС № 27 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 29 с. Дмитриевка, МБДОУ ДС № 30 пгт. Сибирцево, МБОУ «Прогимназия №1» с. Черниговка, поданное в защиту прав, свод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, об обеспечении электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания,


установил:


Прокурор Черниговского района Приморского края обратился в суд с иском к ответчикам в защиту прав, сводод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, в обоснование которого указал, что прокуратурой района на основании поручения прокуратуры Приморского края от 16 декабря 2020 года №21-17-2020 проведена проверка соблюдения в муниципальных дошкольных и образовательных учреждениях Черниговского муниципального района категории надежности энергоснабжения и обеспечения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. В ходе проверки исполнения законодательства об обеспечении объектов второй категории надежности резервными источниками питания электроснабжения установлено, что в зданиях указанных дошкольных и общеобразовательных учреждений отсутствуют резервные источники электропитания, что создает угрозу для жизни и безопасности детей, находящихся в учреждении и неопределенного круга лиц, в связи с чем, необходимо обеспечить электроснабжение указанных учреждений от двух независимых резервирующих источников электропитания, поскольку в случае прекращения подачи электроэнергии в указанных учреждениях может произойти остановка их работы на продолжительный период времени. Кроме того, отсутствие в образовательных организациях второго независимого резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии может привести к чрезвычайным ситуациям, массовому нарушению прав несовершеннолетних воспитанников и персонала учреждения на защиту жизни, здоровья и имущества.

В судебном заседании прокурор Черниговского района Приморского края Егоров Д.В. на удовлетворении исковых требований настаивал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков по доверенностям – ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора Черниговского района Приморского края признала частично, пояснила при этом, что для установления возможности технологического присоединения с изменением с третьей категории на вторую категорию надежности электроснабжения зданий учебных учреждений, руководители учебных учреждений обратились в ООО «Энергия», и учебным учреждениям, кроме школы №1, школы №8 и прогимназии №1 было отказано в технологическом присоединении объектов по второй категории надежности в связи с технической невозможностью, так как присутствует возможность сооружения новых объектов электросетевого хозяйства от смежных сетевых организаций и строительство генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя. Чтобы обеспечить объектам вторую категорию надежности электрического снабжения, в качестве резервного источника питания необходимо установить стационарные или передвижные источники электрической энергии (бензиновые или дизельные электрогенераторы), согласно проектирования. С целью установки резервных источников питания специалистами администрации Черниговского района был проведен конвективный анализ цен дизельных электрогенераторов с учетом рекомендаций ответственных по электрическому хозяйству учебных учреждений по потребляемой мощности объектов. Также был сделан запрос в ООО «Аркос» о стоимости работ проектно-сметной документации установки дизельных электрогенераторов. В результате чего установлено, что для приобретения и установки дизельных электрогенераторов администрации Черниговского района необходимо затратить 27339086 рублей. Так как бюджет Черниговского района является глубоко дотационным, администрация района не имеет возможности изыскать данные средства в заявленный в иске срок. В связи с чем, просит увеличить заявленный прокурором срок с шести месяцев до трех лет.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 215 ГК РФ).

Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что 28 ноября 2020 года старшим помощником прокурора Черниговского района Приморского края в зданиях МБОУ СОШ № 1 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 2 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 3 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 4 с. Монастырище, МБОУ СОШ № 5 пгт. Сибирцево, МБОУ СОШ № 7 с. Снегуровка, МБОУ СОШ № 8 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 9 пгт. Сибирцево, МБОУ СОШ № 10 с. Дмитриевка, МБОУ ООШ № 12 с. Синий Гай, МБОУ ООШ № 13 с. Меркушевка, МБОУ ООШ № 14 с. Халкидон, МБОУ ООШ № 16 с. Алтыновка, МБОУ СОШ № 18 с. Реттиховка, МБОУ ООШ № 28 с. Вадимовка, МБДОУ ДС № 1 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 2 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 4 с. Монастырище, МБДОУ ДС № 5 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 7 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 8 с. Вадимовка, МБДОУ ДС № 12 пгт. Сибирцево, МБДОУ ДС № 15 с. Снегуровка, МБДОУ ДС № 16 с. Реттиховка, МБДОУ ДС № 19 с. Вассиановка, МБДОУ ДС № 23 с. Меркушевка, МБДОУ ДС № 24 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 25 пгт. Сибирцево, МБДОУ ДС № 27 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 29 с. Дмитриевка, МБДОУ ДС № 30 пгт. Сибирцево, МБОУ «Прогимназия №1» с. Черниговка проведена проверка, в ходе которой установлено отсутствие в указанных образовательных учреждениях резервного источника электропитания. По результатам проверки составлен акт.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Черниговского района Приморского края 07 декабря 2020 года внесено представление главе администрации Черниговского района о необходимости устранения выявленных нарушений.

Согласно ответу заместителя Главы Черниговского района на представление, администрация Черниговского района не имеет возможности выделить денежные средства для исправления нарушений, но обязуется устранить нарушения по мере поступления денежных средств из бюджета. Ранее по проекту здания образовательных учреждений не категорировались, и не предусматривалось обеспечение зданий резервными источниками питания электроснабжения, администрацией Черниговского района планируется категорирование зданий образовательных учреждений по второй группе и введение ввода дополнительного электропитания с возможностью электрического источника питания с другого источника. Однако, в связи со снижением доходной части бюджета вызванной ограничительными мерами, связанными с новой короновирусной инфекцией (COV1D-19) администрация Черниговского района не имеет возможности выделить денежные средства для исправления нарушений.

В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 названного выше федерального закона).

В соответствии с пунктом 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года №204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Инструкция по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94, утвержденная Минтопэнерго РФ 07 июля 1994 года, РАО «ЕЭС России» 31 мая 1994 года относит детские учреждения к электроприемникам второй категории.

Положения Инструкции по проектированию электрических и поселковых сетей ВСН 97-83 также относит вышеуказанные учреждения ко второй группе приемников электроэнергии.

Таким образом, доказательствами, исследованными при рассмотрении дела по существу, подтверждается отсутствие в указанных дошкольных и общеобразовательных учреждениях второго независимого источника электропитания, что в случае прекращения подачи электроэнергии может привести к чрезвычайным ситуациям, массовому нарушению прав несовершеннолетних воспитанников и персонала учреждения и работников учреждений на защиту жизни, здоровья, имущества. Обеспечение образовательных учреждений резервными источниками питания направлено на повышение надежности электроустановок, обеспечение требований безопасности находящихся в них несовершеннолетних детей и персонала.

В силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

При вынесении решения о возложении на ответчиков обязанности по совершению определенных действий, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для его исполнения – шесть месяцев.

С доводами представителя ответчиков о недостаточности данного срока нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Данное требование гражданского процессуального законодательства направлено на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок.

Доводы представителя ответчиков о том, что решение суда невыполнимо в шестимесячный срок и что для его исполнения требуется больший срок, суд отклоняет, находя его разумным и достаточным, поскольку никаких объективных данных о невозможности исполнения решения в шестимесячный срок не представлено.

Кроме того, ответчик в соответствии со статьей 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковое заявление прокурора Черниговского района Приморского края к администрации Черниговского муниципального района, МБОУ СОШ № 1 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 2 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 3 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 4 с. Монастырище, МБОУ СОШ № 5 пгт. Сибирцево, МБОУ СОШ № 7 с. Снегуровка, МБОУ СОШ № 8 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 9 пгт. Сибирцево, МБОУ СОШ № 10 с. Дмитриевка, МБОУ ООШ № 12 с. Синий Гай, МБОУ ООШ № 13 с. Меркушевка, МБОУ ООШ № 14 с. Халкидон, МБОУ ООШ № 16 с. Алтыновка, МБОУ СОШ № 18 с. Реттиховка, МБОУ ООШ № 28 с. Вадимовка, МБДОУ ДС № 1 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 2 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 4 с. Монастырище, МБДОУ ДС № 5 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 7 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 8 с. Вадимовка, МБДОУ ДС № 12 пгт. Сибирцево, МБДОУ ДС № 15 с. Снегуровка, МБДОУ ДС № 16 с. Реттиховка, МБДОУ ДС № 19 с. Вассиановка, МБДОУ ДС № 23 с. Меркушевка, МБДОУ ДС № 24 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 25 пгт. Сибирцево, МБДОУ ДС № 27 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 29 с. Дмитриевка, МБДОУ ДС № 30 пгт. Сибирцево, МБОУ «Прогимназия №1» с. Черниговка, поданное в защиту прав, свод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, об обеспечении электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, удовлетворить.

Обязать после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение 6 месяцев обеспечить здания МБОУ СОШ № 1 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 2 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 3 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 4 с. Монастырище, МБОУ СОШ № 5 пгт. Сибирцево, МБОУ СОШ № 7 с. Снегуровка, МБОУ СОШ № 8 с. Черниговка, МБОУ СОШ № 9 пгт. Сибирцево, МБОУ СОШ № 10 с. Дмитриевка, МБОУ ООШ № 12 с. Синий Гай, МБОУ ООШ № 13 с. Меркушевка, МБОУ ООШ № 14 с. Халкидон, МБОУ ООШ № 16 с. Алтыновка, МБОУ СОШ № 18 с. Реттиховка, МБОУ ООШ № 28 с. Вадимовка, МБДОУ ДС № 1 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 2 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 4 с. Монастырище, МБДОУ ДС № 5 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 7 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 8 с. Вадимовка, МБДОУ ДС № 12 пгт. Сибирцево, МБДОУ ДС № 15 с. Снегуровка, МБДОУ ДС № 16 с. Реттиховка, МБДОУ ДС № 19 с. Вассиановка, МБДОУ ДС № 23 с. Меркушевка, МБДОУ ДС № 24 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 25 пгт. Сибирцево, МБДОУ ДС № 27 с. Черниговка, МБДОУ ДС № 29 с. Дмитриевка, МБДОУ ДС № 30 пгт. Сибирцево, МБОУ «Прогимназия» с. Черниговка электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Обязать администрацию Черниговского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению зданий общеобразовательных учреждений электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.

Решение в окончательной форме принято 19 марта 2021 года.

Судья Ю.В. Патлай