ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-170/2021 от 23.03.2021 Кежемского районного суда (Красноярский край)

2-170/2021

24RS0027-01-2021-000204-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кежемский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сосновской М.В.,

при секретаре Исполиновой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к АО «Лесосибирский ЛДК № 1» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства,

установил:

министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее Министерство) обратилось в суд с иском к АО «Лесосибирский ЛДК № 1» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства.

Требования мотивированы тем, что между Министерством и ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» заключены договоры аренды лесных участков № 22-з от 30 сентября 2008 года, № 24-з от 21 августа 2008 года, № 26-з от 30 сентября 2008 года, по условиям которых, Министерство передает, а ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» принимает во временное пользование лесные участки площадью 34091,9200 га, 34091,9200 га и 53406,5936 га, соответственно, расположенные в Красноярском крае Кежемском районе КГБУ «Кодинское лесничество». Условиями приведенных договоров, помимо прочего, предусмотрена обязанность арендатора по осуществлению лесовосстановительных мероприятий на основании проекта освоения лесов. К договорам аренды лесных участков № 22-з от 30 сентября 2008 года, № 24-з от 21 августа 2008 года, № 26-з от 30 сентября 2008 года разработаны проекты освоения лесов, получившие положительные экспертные заключения, утвержденные приказом министерства. В соответствии с проектом освоения лесов АО «Лесосибирский ЛДК №1» обязано ежегодно осуществлять лесовосстановительные мероприятия на арендованных лесных участках, однако согласно служебным запискам Министерства в 2018 году не выполнено: по договору аренды № 22-з от 30 сентября 2008 года - искусственное лесовосстановление по плану 18,2 га, проекты предоставлены на площадь 50 га, мероприятие не выполнено; подготовка почвы под искусственное лесовосстановление по плану 65,4 га, по факту подготовка почвы в 2018 году не выполнена; содействие естественному возобновлению леса по плану 241,6 га, проекты предоставлены на площадь 243,9 га, мероприятие не выполнено; по договору аренды № 24-з от 21 августа 2008 года - искусственное лесовосстановление по плану 37,3 га, проекты предоставлены на площадь 86,2 га, мероприятие не выполнено; содействие естественному возобновлению леса по плану 231 га, проекты предоставлены на площадь 233,9 га, мероприятие не выполнено на площади 47,1 га; по договору аренды № 26-з от 30 сентября 2008 года - искусственное лесовосстановление по плану 127,4 га, проекты предоставлены на площадь 105, 8 га, мероприятие не выполнено; подготовка почвы под искусственное лесовосстановление по плану 134,3 га, мероприятие не выполнено не площади 116,3 га; содействие естественному возобновлению леса по плану 494,5 га, проекты предоставлены на площадь 219,8 га, мероприятие не выполнено на площади 442,3 га. В этой связи 24 декабря 2020 года Министерством вынесено постановление № 765-12-пст/лн, о назначении АО «Лесосибирский ЛДК № 1» административного наказания по ст. 8.27 КоАП РФ, которое вступило в законную силу 13 января 2020 года. Допущенные АО «Лесосибирский ЛДК № 1» нарушения влекут угрозу причинения вреда окружающей среде, объектам животного и растительного мира.

Просит обязать АО «Лесосибирский ЛДК № 1» произвести лесовосстановительные работы по договорам аренды лесных участков № 22-з от 30 сентября 2008 года: искусственное лесовосстановление - 18,2 га, подготовку почвы под искусственное лесовосстановление - 65,4 га, содействие естественному возобновлению леса - 241,6 га; по договору аренды № 24-з от 21 августа 2008 года: искусственное лесовосстановление - 37,3 га; содействие естественному возобновлению леса - 47,1 га; по договору аренды № 26-з от 30 сентября 2008 года: искусственное лесовосстановление - 127,4 га; подготовку почвы под искусственное лесовосстановление - 116,3 га; содействие естественному возобновлению леса - 442,3 га.

Представитель Министерства в судебном заседании не присутствовал, был уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель ответчика – АО «Лесосибирский ЛДК № 1» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил возражения на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель КГКУ «Кодинское лесничество» в судебном заседании не присутствовал, был уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и их представителей.

Изучив материалы дела, с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 12 ЛК РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии со ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство, лесовосстановление, уход за лесами и осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.

Согласно ст.62 Лесного кодекса Российской Федерации, лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 88 ЛК РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Приказом Минприроды России от 29 июня 2016 года №375 утверждены Правила лесовосстановления.

В силу п. 4. Правил лесовосстановление обеспечивается на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков.

Лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления (п.8 Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, между агентством лесной отрасли Красноярского края (правопреемник Министерство) и АО «Лесосибирский ЛДК № 1» заключен договор аренды лесного участка № 22-з от 30 сентября 2008 года, согласно которому (с учетом дополнительных соглашений №1 от 23 апреля 2009 года, №2 от 10 июня 2013 года) арендодатель предоставил арендатору сроком на 46 лет лесные участки, площадью 34091,920 га, расположенные в Кодинском лесничестве Кежемского района Красноярского края с кадастровым номером лесного участка 24:20:0000000:1962.

Условиями договора предусмотрены обязанности арендатора, в том числе: осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 за счет собственных средств (пп. «ж» п. 13).

Также 21 августа 2008 года между сторонами заключен договор аренды лесного участка № 24-з, согласно которому арендодатель предоставил арендатору сроком на 48 лет лесной участок (с учетом дополнительных соглашений №2 от23 апреля 2009 года, № 3 от 10 июня 2013 года) площадью 48238,52 га, расположенный в Кодинском лесничестве Кежемского района Красноярского края с кадастровым номером лесного участка 24:20:0000000:1964.

В соответствии с пп. «ж» п. 13 договора, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 за счет собственных средств.

Также 30 сентября 2008 года между сторонами заключен договор аренды лесного участка № 26-з, согласно которому арендодатель предоставил арендатору сроком на 46 лет лесной участок (с учетом дополнительного соглашения № 2 от 18 июля 2013 года, №3 от 28 июня 2019 года) площадью 53406,5936 га, расположенный в Кодинском лесничестве Кежемского района Красноярского края с кадастровыми номерами лесных участков 24:20:1400004:168 и 24:20:0000000:245.

В соответствии с пп. «ж» п. 13 договора, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 за счет собственных средств.

К приведенным выше договорам аренды лесных участков разработаны проекты освоения лесов, получившие положительные экспертные заключения, утвержденные приказами Министерства.

В соответствии с проектами освоения лесов АО «Лесосибирский ЛДК № 1» обязано ежегодно осуществлять лесовосстановительные мероприятия, в установленных объемах и сроках их осуществления (глава 4.8-4.9)

В соответствии с проектами освоения лесов АО «Лесосибирский ЛДК № 1» обязано осуществить следующие лесовосстановительные мероприятия:

- по договору аренды № 22-з от 30 сентября 2008 года: естественное лесовосстановление путем сохранения подроста – 700 га, естественное лесовосстановление путем минерализации почвы 48,4 га, комбинированное лесовосстановление 17 га, искусственное лесовосстановление путем создания лесных культур 47,8 га, итого 813,2 га;

- по договору аренды № 24-з от 21 августа 2008 года: естественное лесовосстановление путем сохранения подроста – 411 га, естественное лесовосстановление путем минерализации почвы 2332 га, искусственное лесовосстановление путем создания лесных культур 167 га, итого 2910 га;

- по договору аренды № 26-з от 30 сентября 2008 года: естественное лесовосстановление путем сохранения подроста – 1331 га, естественное лесовосстановление путем минерализации почвы 565 га, искусственное лесовосстановление путем создания лесных культур 105 га, комбинированное восстановление 175 га, итого 2176 га.

Согласно письму Министерства лесного хозяйства о корректировке плана от 12 января 2018 года, ответчику необходимо выполнить в 2018 году лесовосстановительные мероприятия в следующих объемах:

по договору аренды № 22-з от 30 сентября 2008 года:

- создание лесных культур 18,2 (2018 год) + 4,8 (остаток за 2017 год), итого 23 га;

- подготовка почвы 65,4 (2018 год)+9,6 (остаток 2017 год), итого 75 га;

- содействие естественному возобновлению лесов 241,6 (2018 год) + 174,29 (остаток за 2017 год), итого 415,89 га;

по договору аренды № 24-з от 21 августа 2008 года:

- подготовка почвы 37,3 (2018 год)+ 102,4 (остаток 2017 год), итого 139,7 га;

- содействие естественному возобновлению лесов 231 (2018 год) + 86 (остаток за 2017 год), итого 317 га;

по договору аренды № 26-з от 30 сентября 2008 года:

- создание лесных культур 127,4 (2018 год) + 124,9 (остаток за 2017 год), итого 252,3 га;

- подготовка почвы 134,3 (2018 год)+ 163,1 (остаток 2017 год), итого 297,4 га;

- содействие естественному возобновлению лесов 494,5 (2018 год) + 325,2 (остаток за 2017 год), итого 819,7 га.

По результатам осмотра мест выполнения ответчиком работ по лесовосстановлению, было установлено, что мероприятия по договорам аренды лесных участков № 22-з от 30 сентября 2008 года, № 24-з от 21 августа 2008 года, № 26-з от 30 сентября 2008 года АО «Лесосибирский ЛДК № 1» не выполнены в полном объеме, что подтверждается сводными актами по воспроизводству лесов №9, №10,№11 от 30 декабря 2018 года, служебной запиской Министерства, информацией КГБУ «Кодинское лесничество» от 04 декабря 2019 года.

В этой связи постановлением Министерства № 765-12-пст/лн от 24 декабря 2019 года АО «Лесосибирский ЛДК № 1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.27 КоАП РФ (нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Платежным поручением № 1249 от 18 февраля 2020 года штраф в размере 200 000 рублей АО «Лесосибирский ЛДК № 1» оплачен в полном объеме.

Между тем, как следует из письма Министерства лесного хозяйства Красноярского края №86-02023 от 14 февраля 2020 года о корректировке плана, истец предлагает АО «Лесосибирский ЛДК № 1» выполнить в 2020 году лесовосстановительные мероприятия в следующих объемах:

по договору аренды № 22-з от 30 сентября 2008 года:

- создание лесных культур 153,2 (2020 год) + 37,6 (остаток за 2017-2019 год), итого 190,8 га;

- подготовка почвы 76,2 (2020 год), итого 76,2 га;

- содействие естественному возобновлению лесов 333,7 (2020 год) + 527,1 (остаток за 2017-2019 год), итого 860,8 га;

по договору аренды № 24-з от 21 августа 2008 года:

- создание лесных культур 17,9 (2020 год) + 116,4 (остаток за 2017-2019 год), итого 134,3 га;

- содействие естественному возобновлению лесов 112,1 (2020 год) + 156,9 (остаток за 2017-2019 год), итого 269 га;

по договору аренды № 26-з от 30 сентября 2008 года:

- создание лесных культур 81,4 (2020 год) + 242,9 (остаток за 2017-2019 год), итого 324,3 га;

- содействие естественному возобновлению лесов 112,9 (2020 год) + 1069,1 (остаток за 2017-2019 год), итого 1182 га.

Согласно отчетам о воспроизводстве лесов и лесоразведения, представленных сторонами за январь-декабрь 2020 года, ответчик выполнил следующий объем мероприятий по воспроизводству лесов:

по договору аренды № 22-з от 30 сентября 2008 года:

- искусственное лесовосстановление – 139 га;

- подготовка почвы под искусственное лесовосстановление 158,7 га;

- содействие естественному возобновлению лесов 164,3 га;

по договору аренды № 24-з от 21 августа 2008 года:

- содействие естественному возобновлению лесов 230,2 га;

по договору аренды № 26-з от 30 сентября 2008 года:

- искусственное лесовосстановление 227,3 га;

- подготовка почвы под искусственное лесовосстановление 207,8 га;

- содействие естественному возобновлению лесов 42,5 га.

В связи с представленными отчетами АО «Лесосибирский ЛДК № 1» в Министерство, истцом была осуществлена корректировка плана, в соответствии с которой в адрес ответчика 03 марта 2021 года было направлено письмо о корректировке плана №86-02411, в соответствии с которым АО «Лесосибирский ЛДК № 1» предложено Министерством выполнить в 2021 году лесовосстановительные мероприятия в следующих объемах:

- искусственное лесовосстановление – 47,9 га;

- подготовка почвы под искусственное лесовосстановление 50,1 га, в том числе будущего года -50,1 га;

- содействие естественному возобновлению лесов 341,1 га;

- лесоводственный уход за лесными культурами – 139,5 га;

- дополнение лесных культур – 0 га;

- заготовка лесных семян (сосна) – 47,9 кг;

по договору аренды № 24-з от 21 августа 2008 года:

- искусственное лесовосстановление – 44,2 га;

- подготовка почвы под искусственное лесовосстановление – 149,9 га, в том числе будущего года 149,9 га;

- естественное лесовосстановление – 524,9 га;

- лесоводственный уход за лесными культурами – 0 га;

- дополнение лесных культур – 0 га;

- заготовка лесных семян (сосна) – 44,2 кг;

по договору аренды № 26-з от 30 сентября 2008 года:

- искусственное лесовосстановление – 207,8 га;

- подготовка почвы под искусственное лесовосстановление – 3,2 га, в том числе будущего года – 3,2 га;

- естественное лесовосстановление – 617,8 га;

- лесоводственный уход за лесными культурами – 227,3 га;

- дополнение лесных культур – 0 га;

- заготовка лесных семян (сосна) – 207,8 кг.

При этом Министерство уведомило АО «Лесосибирский ЛДК № 1» об имеющейся задолженности по выполнению лесовосстановительных работ за 2019-2020 года, приводя объем недовыполненных мероприятий, а именно:

по договору аренды № 22-з от 30 сентября 2008 года:

- искусственное лесовосстановление – 28,3 га;

- естественное лесовосстановление 280,6 га;

по договору аренды № 24-з от 21 августа 2008 года:

- искусственное лесовосстановление – 17,9 га;

по договору аренды № 26-з от 30 сентября 2008 года:

- естественное лесовосстановление 372 га.

Таким образом, установив вышеприведенные обстоятельства и дав им оценку в их совокупности, руководствуясь приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанностей устранить нарушения лесного законодательства, поскольку объем мероприятий по воспроизводству лесов за 2018 год ответчиком исполнен; доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, свидетельствовавших об обратном, истцом не представлено. Из представленных АО «Лесосибирский ЛДК № 1» отчетов и корректировок плана Министерства лесного хозяйства усматривается, что на 03 марта 2021 года задолженности по выполнению лесовосстановительных работ за 2018 год, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Министерства лесного хозяйства Красноярского края к АО «Лесосибирский ЛДК № 1» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд посредством подачи апелляционной жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Сосновская

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2021 года.