УИД - 68RS0014-01-2022-000196-75
Дело №2-170/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п.Мордово Тамбовской области 25 мая 2022 года
Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Ситниковой Е.Н.
с участием помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области Сотниковой М.С.
при секретаре Шендаковой О.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3 о возложении обязанности обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мордовского района Тамбовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3 о возложении обязанности обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
Исковые требования прокурора Мордовского района Тамбовской области мотивированы тем, что индивидуальный предприниматель - глава крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3 имеет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, инвентаризация выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и постановка на государственный учет которых в нарушение требований законодательства не произведены.
Прокурор Мордовского района Тамбовской области просит обязать индивидуального предпринимателя - главу крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3 обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Мордовского района Тамбовской области Сотникова М.С. исковые требования поддержала и пояснила, что прокуратурой Мордовского района проводилась проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в части охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в ходе которой установлено, что индивидуальный предприниматель глава крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3 на территории района осуществляет деятельность по выращиванию зерновых культур. У ФИО3 имеется сельскохозяйственная техника и территория, на которой она хранится. В нарушение требований закона работы по проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников ФИО3 не проводились.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что у него имеется техника как у физического лица. Данная техника не подпадает под категории, которые должны быть инвентаризированы. Последние три года технику он не использует и не проходит техническое обслуживание. Требования, заявленные прокурором, исполнить невозможно, так как те специалисты, к которым он обращался, просят предоставить документы на территорию, то есть должна быть техническая или промышленная площадка. У него промышленной площадки нет. На этой территории должны быть стационарные или нестационарные объекты. У него таких объектов нет, в связи с чем провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не представляется возможным.
Деятельность по выращивания сельскохозяйственных культур он осуществляет с использованием техники по найму.
Не согласен с требованиями прокурора, поскольку у него нет объекта, а те источники, которые имеются, без площадки не инвентаризируются.
Специалист Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области ФИО1 в судебном заседании подтвердила наличие у индивидуальных предпринимателей, наряду с юридическими лицами, обязанности осуществлять инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также пояснила, что в данном случае источниками выбросов являются транспортные средства, с помощью которых ФИО3 ведет свою хозяйственную деятельность, и для установления норматива этих выбросов, то есть для определения того, какое количество загрязнений они выделяют в атмосферный воздух, ответчик должен обратиться в соответствующую организацию. План разрабатывает определенная организация, у которой имеется лицензия, затем с этим планом мероприятий необходимо обратиться в Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области для согласования. Дальше индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность в соответствии с законом. В настоящее время действует национальный проект «Экология» и Тамбовская область включена в этот проект. Поэтому законодательством установлены определенные требования.
Специалист Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. От представителя Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2., действующего по доверенности, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие специалиста Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Мордовского района Тамбовской области подлежат удовлетворению.
Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды (ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В силу ст.1 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» источник выброса- сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;
стационарный источник- источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
На основании ч.1 ст.22Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных впереченьзагрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (ч.3 ст.69 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В силу ч.1 ст.69.2 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежатпостановкена государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч.2 ст.69.2Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года №2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с пп. 1, 3, 5 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 ноября 2021 года №871, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее- хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.
При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ, в том числе, автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов, постоянно или временно эксплуатирующаяся (функционирующая) на объекте ОНВ.
Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ. В случае, если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.
Согласно ст.4.2 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой Мордовского района Тамбовской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в части охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе данной проверки установлено, что на территории Мордовского района Тамбовской области деятельность по выращиванию зерновых культур осуществляет индивидуальный предприниматель глава крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3, у которого имеется сельскохозяйственная техника (акт проверки от 28 марта 2022 года на л.д.8).
Инвентаризация источников выбросов, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов, программа производственного экологического контроля, информация об осуществлении производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха у индивидуального предпринимателя главы крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3 отсутствует.
Для целей выращивания сельскохозяйственной продукции у ФИО3 имеется сельскохозяйственная техника, которая находится на территории по месту его жительства, где имеется крытое помещение, в котором он хранит указанную технику.
При этом инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников индивидуальным предпринимателем главой крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3 не проводилась.
При движении техники в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества, которые подлежат нормированию.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель глава крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3 имеет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, инвентаризация выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и постановка на государственный учет которых в нарушение требований законодательства не произведены.
Согласно сообщению Департамента государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области за ФИО3 зарегистрировано 6 единиц самоходной техники (л.д.33, 34).
Из письменных пояснений представителя Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 следует, что к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, использующего передвижные источники в виде сельскохозяйственной техники, могут относиться стоянка техники, места погрузки-выгрузки, топливозаправочные станции, места ремонта и технического обслуживания.
Доводы ответчика о том, что он использует технику по найму для выращивания сельскохозяйственных культур, в судебном заседании не нашли своего подтверждения, доказательств этому не представлено.
На основании изложенного, поскольку в настоящее время фактически требования прокурора не исполнены, индивидуальным предпринимателем главой крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3 суду не представлено доказательств проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Основываясь на приведенной норме Закона, суд полагает возможным при удовлетворении заявленных исковых требований указать в резолютивной части решения на срок, в течение которого ответчику необходимо выполнить действия - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, находя указанный срок обоснованным с учетом характера заявленных исковых требований, а также на основе исследованных в судебном заседании материалов дела.
В соответствии ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, суд полагает взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3 о возложении обязанности обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников - удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя - главу крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3, адрес регистрации: <адрес>, ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>, обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя - главы крестьянско - фермерского хозяйства ФИО3 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Мордовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме: 01 июня 2022 года.
Судья: Е.Н. Ситникова