ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-171 от 22.09.2011 Межгорьевского городского суда (Республика Башкортостан)

                                                                                    Межгорьевский городской суд Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Межгорьевский городской суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

2-171/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2011 года

Межгорьевский городской суд в составе:

председательствующего судьи Палаевой А.Ф.

с участием ст. помощника прокурора прокуратуры Довбня Э.И.

при секретаре Шагиевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО Межгорье в интересах муниципального образования ГО ЗАТО Межгорье РБ о признании бездействия Совета ЗАТО Межгорье незаконным и понуждении к исполнению законодательства о размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (в порядке ст.45 ГПК РФ),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО Межгорье в интересах муниципального образования ГО ЗАТО Межгорье РБ обратился в суд с заявлением о признании бездействия Совета ЗАТО Межгорье незаконным и понуждении к исполнению законодательства о размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (в порядке ст. 45 ГПК РФ), просит признать незаконным бездействие Совета депутатов ЗАТО Межгорье, выразившееся в неисполнении требований прокурора о возложений полномочий по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на один из органов местного самоуправления ЗАТО Межгорье и обязать Совет ЗАТО Межгорье разработать и принять на ближайшей сессии правовые акты, возлагающие полномочия по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на один из органов местного самоуправления ЗАТО Межгорье, а также регламентирующие его полномочия по осуществлению данного контроля в соответствии с Законом № 94 -ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Заявление в суд прокурор мотивировал тем, что в нарушение требований закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в ЗАТО Межгорье не создан уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления, что не может не сказаться отрицательно на полноте и качестве контроля в данной сфере в целом. В ответе за подписью Председателя Совета ЗАТО Межгорье Абрамчук В.П. от 01 апреля 2009 г. исх. № 54 указано, что вопрос о создании контрольного органа ЗАТО Межгорье будет рассмотрен после подготовки и утверждения соответствующего Положения. Решением Совета ЗАТО Межгорье от 8 апреля 2010 года № 14-9 до создания контрольного органа ЗАТО Межгорье или Ревизионной комиссии Совета организация работы по исполнению контрольных функций Совета, определённых пунктами 7, 11 статьи 21, статьями 35-46 Устава по вопросам подготовки и утверждения бюджета, возложена на постоянную комиссию Совета ЗАТО Межгорье по бюджету и социально-экономическому развитию. Однако ни в одной из указанных статьей Устава муниципального образования не предусмотрена функция Совета ЗАТО Межгорье по осуществлению контроля в сфере размещения заказов для муниципальных нужд, в связи с чем подобная функция не возложена на комиссию. Не предусмотрена подобная функция и соответствующие полномочия Регламентом Совета ГО ЗАТО г. Межгорье, утверждённым решением Совета депутатов ЗАТО Межгорье от 24 декабря 2009 г. № 11-14. Решением Совета ЗАТО Межгорье от 23 июня 2011 года № 26-3 утверждено Временное положение о Ревизионной комиссии Совета ГО ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан. Указанным Временным положением Ревизионной комиссии предоставлены полномочия: по контролю за исполнением местного бюджета; экспертизе проектов местного бюджета; внешней проверки годового отчёта об исполнении местного бюджета; финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств ЗАТО Межгорье, а также муниципальных программ; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля. Таким образом, указанным муниципальным нормативным правовым актом не определён орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения муниципальных заказов, не определён круг его полномочий в соответствии со ст. 17 федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Советом ЗАТО Межгорье, тем самым, не исполнены требования прокурора, изложенные в представлении от 04.03.2009 № 2/8/1-11П.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Довбня Э. И. поддержал требования прокурора в полном объёме. Пояснил, что меры контроля, предусмотренные приведенным федеральным законом, как раз и призваны обеспечивать неукоснительное соблюдение законодательства в сфере размещения заказа и достижение целей, поставленных законодательством в этой сфере. Положениями частей 3, 4 ст. 17 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» плановые и внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений осуществляется соответственно уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления. Обратив внимание суда на то, что Совет ЗАТО Межгорье неправильно толкует федеральное законодательство, в силу положений федерального законодательства понятие «контроль за исполнением бюджета» и «контроль в сфере размещения заказов» не являются тождественными, так же как и не являются тождественными понятия «исполнение бюджета» и «размещение заказа». Контроль за размещением заказов не может быть включён или заменён контролем за исполнением соответствующего бюджета. Более того, Ревизионная комиссия Совета ЗАТО Межгорье в силу положений Устава ЗАТО Межгорье, Бюджетного кодекса РФ не является органом местного самоуправления и, следовательно, на неё не могут быть возложены полномочия органа местного самоуправления по осуществлению контроля в сфере размещения муниципального заказа. Просил признать неправомерным непринятие до настоящего времени Советом ЗАТО Межгорье муниципального правового акта, возлагающего на орган местного самоуправления полномочия по контролю в сфере размещения заказа, и обязать Совет ЗАТО Межгорье разработать и принять правовые акты, возлагающие полномочия по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на один из органов местного самоуправления ЗАТО Межгорье, а также регламентирующие его полномочия по осуществлению данного контроля в соответствии с Законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Представитель Совета депутатов ЗАТО Межгорье Викторов А.П. пояснил, что Совет депутатов с обвинением в бездействии согласиться не может, это не соответствует действительности. Новый Совет приступил к работе 30.03.2009 г., люди работают напряженно, выполнен большой объём работы. Совет депутатов никогда не ставил своей целью игнорирование информаций и представлений прокурора. Представление прокурора было в срок рассмотрено на заседании Совета и дан ответ 07.04.2009 г. № 54 по всем пунктам. Относительно создания контрольного органа, было сообщено, что этот вопрос будет рассмотрен после подготовки и утверждения Положения о контрольном органе. Создание нового органа местного самоуправления потребовало бы изменения структуры органов местного самоуправления. Однако, в соответствии с п. 3 ст. 20 Устава ЗАТО Межгорье решение Совета об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Совета, принявшего указанное решение. Решением Совета ЗАТО Межгорье от 08.04.2010 г. № 14-9 до создания контрольного органа ЗАТО Межгорье или Ревизионной комиссии Совета организация работы по исполнению контрольных функций Совета, определённых пунктами 7, 1 ст. 21, ст.ст. 35-46 Устава ЗАТО Межгорье по вопросам подготовки и утверждения бюджета ЗАТО Межгорье на очередной финансовый год, использование средств местного бюджета была возложена на постоянную комиссию Совета ЗАТО Межгорье по бюджету и социально-экономическому развитию ЗАТО. Комиссия является рабочим органом Совета. Статья 46 Устава ЗАТО Межгорье «Муниципальный заказ и муниципальные заимствования» п. 2 определяет, что «Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счёт средств местного бюджета». Статья 44 Устава ЗАТО Межгорье «Финансовый контроль за исполнением местного бюджета», в том числе и муниципального заказа, определяет, что финансовый контроль осуществляют Совет и Ревизионная комиссия. Таким образом, Совет уже наделён контрольными функциями, и необходимости дублирования указанной функции нет. Новая редакция Устава уже предусматривает контроль за использованием средств местного бюджета, в том числе и по муниципальному заказу. Требования Закона № 94-ФЗ 2005 года практически выполнены. Временным положением о Ревизионной комиссии Совета ЗАТО Межгорье в разделе «Иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля» также подразумевает проведение проверок муниципальных заказов, их финансово-экономических обоснований и всех расходных обязательств ЗАТО Межгорье. Исполнение всех функций Ревизионной комиссии до образования контрольно-счётного органа ЗАТО Межгорье, как органа местного самоуправления, решением Совета ЗАТО Межгорье возложено также на постоянную комиссию Совета ЗАТО Межгорье по бюджету и социально-экономическому развитию ЗАТО (председатель - депутат Платошечкин Б.В.) (Решение от 23.06.2011 г. № 26-3). Комиссия по бюджету в 2010 году проводила проверку муниципальных заказов ЗАТО Межгорье на 2010 год, нарушений не выявлено. Планом работы комиссии аналогичные проверки муниципального заказа запланированы на октябрь 2011 года. План работы утверждён в январе 2011 года. Всю вышеуказанную деятельность Совета ЗАТО Межгорье по контролю за муниципальным заказом бездеятельностью назвать нельзя. Советом ЗАТО Межгорье пока не разработан порядок проведения плановых и внеплановых проверок в сфере муниципального заказа. Это связано с тем, что порядок проведения проверок утверждён Минэкономразвития России и вступил в действие только 24.04.2011 г. Учитывая важность документа, его сложность и объёмность, Совет ЗАТО Межгорье физически не мог разработать Порядок до начала летних каникул. Указанный документ будет разработан, согласован и утверждён в октябре 2011 года.

Суд, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» целями правового регулирования общественных отношений в сфере размещения государственного и муниципального заказа являются обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Меры контроля, предусмотренные приведённым федеральным законом, как раз и призваны обеспечивать неукоснительное соблюдение законодательства в сфере размещения заказа и достижение целей, поставленных законодательством в этой сфере. Положениями частей 3, 4 ст. 17 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» плановые и внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений осуществляются соответственно уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления. Суд считает ошибочными доводы представителя Совета ЗАТО Межгорье о том, что в соответствии со ст. 46 Устава ГО ЗАТО Межгорье размещение муниципального заказа осуществляется исключительно за счёт местного бюджета, то и контроль в сфере размещения муниципального заказа входит в состав контроля за исполнением местного бюджета, который в свою очередь, в соответствии с решением Совета № 26-2 от 23.06.2011 г., возложен на Ревизионную комиссию Совета ЗАТО Межгорье.

Контроль за исполнением бюджета, исполнение бюджета (ч. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ), контроль в сфере размещения заказов и размещения заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 5 ФЗ № 94) разные понятия. Контроль за размещением заказов не может быть включён или заменён контролем за исполнением соответствующего бюджета. Более того, Ревизионная комиссия Совета ЗАТО Межгорье в силу положений Устава ЗАТО Межгорье, Бюджетного кодекса РФ не является органом местного самоуправления и, следовательно, на неё не могут быть возложены полномочия органа местного самоуправления по осуществлению контроля в сфере размещения муниципального заказа. В суде установлено, что в муниципальной правовой базе ГО ЗАТО Межгорье отсутствуют конкретные правовые нормы, уполномочивающие какой-либо орган местного самоуправления ГО ЗАТО Межгорье осуществлять контроль в сфере размещения заказа.

При всей напряженности работы Совета, учитывая большой объём работы, проведённой Советом депутатов ЗАТО Межгорье и фактическое отсутствие до 24.04.2011 г. правил определяющих порядок проведения проверок, утверждённых Министерством экономического развития России, не дают основания суду признать требования прокурора необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора ЗАТО Межгорье удовлетворить.

Признать неправомерным не принятие акта об уполномоченном органе местного самоуправления по контролю муниципального заказа.

Обязать Совет ЗАТО Межгорье разработать и принять правовые акты, возлагающие полномочия по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на один из органов местного самоуправления на ближайшей сессии, а также регламентирующие его полномочия на осуществление данного контроля в соответствии с Законом № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд РБ, через Межгорьевский городской суд.

Председательствующий -

федеральный судья А. Ф. Палаева

27.09.2011 г.

Решение вступило в законную силу 08.10.2011 г.