55RS0005-01-2019-002128-77 Дело № 2-1710/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Резолютивная часть объявлена 22 июля 2019 года Мотивированное решение составлено 29 июля 2019 года Первомайский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А. при секретаре судебного заседания Шайкеновой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Омске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского административного округа <адрес> к бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» о возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения, установил: прокурор Советского административного округа <адрес> обратился в суд с иском к бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» (сокращенное наименование – БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №») о возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения. В обоснование ссылается на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в сфере образования, а также в сфере противодействия терроризму в деятельности БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» выявлены нарушения. В частности, в нарушение требований ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ, п. 6.48 СП 118.13330.2012, п. 23 постановления Правительства РФ № в БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» отсутствует система видеонаблюдения, в связи с чем, комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность учреждения не обеспечивается, не реализуется деятельность по предупреждению терроризма. Акт обследования и категорирования объекта (территории) утвержден ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, со дня утверждения указанного акта прошло более 12 месяцев, однако, мероприятия, указанные в акте, до настоящего времени не выполнены, система видеонаблюдения не установлена. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой САО <адрес> в адрес заведующего образовательной организацией вынесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого установлено, что причиной отсутствия системы видеонаблюдения в учреждении является недостаточное финансирование со стороны учредителя. Согласно информации департамента образования Администрации <адрес> БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» относится к объекту (территории) второй категории опасности. На основании изложенного, истец просит обязать БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» создать безопасные условия обучения и воспитания, оборудовав здание БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №», расположенное адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. В судебном заседании помощник прокурора Карачинцева О.Г. требования иска поддержала по изложенным в нем доводам. Ответчик БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил. Третьи лица департамент образования Администрации <адрес> и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску (сокращенное наименование – УМВД России по городу Омску) о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили. УМВД России по городу Омску просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, поддержав исковые требования в полном объеме. Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и приходит к следующему. По правилам ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц. На основании ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства. В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашается обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона о противодействии терроризму противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлении, предупреждению, раскрытию и расследования террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В силу подп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона о противодействии терроризму утверждено постановление Правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту – постановление Правительства РФ №). Постановлением Правительства РФ № утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) В силу подп. «д» п. 19 постановления Правительства РФ № выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий). Согласно пп. «г» п. 20 постановления Правительства РФ № пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях). В силу п. 23 постановления Правительства РФ № в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 названных требований, осуществляется оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией). В соответствии с п. 27 постановления Правительства РФ № система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Кроме того, согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. На основании п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Из приложения «В» к своду правил СП 118.13330.2012 следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации. По правилам ч. ч. 1, 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ свод правил СП 118.13330.2012 входит в перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. По смыслу положений п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ положения названного закона, связанные с эксплуатацией объектов защиты обязательны для исполнения на объектах защиты независимо от времени введения здания в эксплуатацию, реконструкции или капитального ремонта, произведенных в них. Пунктом 15 постановления Правительства РФ № установлено, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории). В силу подп. «б» п. 12 постановления Правительства № с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения к объектам (территориям) второй категории опасности относятся: объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей. В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона об образовании образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся. Согласно уставу БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ <адрес> в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.3) (л.д. 39-54). Согласно п. 1.6 Устава учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет уполномоченный органом местного самоуправления департамент образования Администрации <адрес>. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городской округ <адрес>. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имуществом осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации <адрес> (п. 1.8 Устава). Пунктом 1.10 Устава установлено, что учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием. Учреждение от своего имени имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.13 Устава). Из акта обследования и категорирования объекта (территории) образовательной организации БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-67) следует, что в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - требования к АТЗ объекта), и на основании приказа заведующего БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» от ДД.ММ.ГГГГ№ комиссия по обследованию и категорированию образовательной организации провела обследование объекта с целью его категорирования. В ходе обследования установлено: объект расположен по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты> Территория граничит с северной стороны на расстоянии <данные изъяты> <данные изъяты> В отношении объекта в течение 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов. Прогнозируемое число пострадавших может составить <данные изъяты> человека. Прогнозируемый материальный ущерб может составить <данные изъяты> В результате проверки сделаны следующие выводы: в соответствии с п. 12 требований к АТЗ объекта установить объекту вторую категорию опасности. Состояние антитеррористической защищенности объекта в основном соответствует предъявленным требованиям. В соответствии с установленной категорией опасности необходимо, в том числе разработать паспорт безопасности объекта в соответствии с формой паспорта безопасности объекта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в течение 30 дней и представить на согласование и утверждение в уполномоченные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации; установить систему видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, которые должны обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных в течение одного месяца (л.д. 64-67). Судебным разбирательством установлено и усматривается из представления (л.д. 10-12), ответа бюджетного учреждения на представление прокурора (л.д. 13), что в результате проведенной прокуратурой Советского административного округа <адрес> проверки соблюдения требований законодательства в сфере образования и в сфере противодействия терроризму в деятельности БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» выявлено, что в БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» отсутствует система видеонаблюдения, в связи с чем в отношении учреждения вынесено представление об устранении нарушений закона № от ДД.ММ.ГГГГ. Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что установление системы видеонаблюдения в БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» является обязательной мерой в сфере противодействия терроризму, поскольку дошкольное учреждение является объектом второй категории опасности, с массовым пребыванием людей, одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Несоблюдение ответчиком ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ», п. 6.48 СП 118.13330.2012, п. 23 постановления Правительства РФ № влечет нарушение интересов Российской Федерации в области охраны, условий, воспитания и обучения детей. На момент рассмотрения дела ответчик допущенные нарушения не оспаривал и не устранил, ссылаясь на отсутствие соответствующего финансирования. Как следует из обращений БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» в департамент образования Администрации <адрес> по вопросу финансирования мероприятий по устранению нарушений, указанных в предписании, вопрос о выделении денежных средств на установку видеонаблюдения учредителем не разрешен (л.д. 15, 16, 17). В частности, из ответа департамента образования Администрации <адрес> № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного заведующему бюджетным учреждением, следует, что информация о потребности в финансировании расходов на установку систем видеонаблюдения, учтена департаментом образования Администрации <адрес>. При формировании проекта бюджета на <данные изъяты> год и плановый период <данные изъяты> годов департаментом образования Администрации <адрес> вышеуказанные расходы по БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» включены при определении потребности в бюджетных ассигнованиях на данные виды работ (л.д. 30). Несмотря на то, что ответчиком принимались соответствующие меры для получения бюджетных средств на проведение указанных в предписании работ по устранению допущенных нарушений, недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения юридического лица независимо от его организационно-правовой формы от исполнения обязанности по соблюдению законодательства. При таких обстоятельствах, поскольку ответчик до настоящего времени не выполнил законное предписание, исковое заявление прокурора САО <адрес> о возложении обязанности установить в БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» систему видеонаблюдения и устранить указанные нарушения является обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Учитывая, что организация работ по приобретению и установке системы видеонаблюдения требует длительных временных затрат, так как для организации подобных работ требуется привлечение соответствующих специалистов, специализированных организаций, работа с которыми возможна на основании контрактных отношений, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ, с учетом запланированной департаментом образования Администрации <адрес> корректировки расходной части бюджета на <данные изъяты> и плановый период <данные изъяты> в соответствии со ст. ст. 169, 187 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, суд считает необходимым установить срок для установки системы видеонаблюдения в здании образовательного учреждения – до ДД.ММ.ГГГГ. По правилам подп. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). С учетом положений п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ суд не усматривает оснований для взыскания с бюджетного учреждения государственной пошлины в доход местного бюджета. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковое заявление прокурора Советского административного округа <адрес> о возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения удовлетворить. Обязать бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес> Б, системой видеонаблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд <адрес>. мотивированное решение составлено 29.07.2019, не вступило в законную силу |