ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1710/2017 от 24.05.2017 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-1710/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

24 мая 2017 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

Председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре Барсановой Т.Е.,

с участием прокурора Рыгалова Е.В.

представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области об обязании проведения мероприятий по установлению границ водоохранных зон для создания и обеспечения особого режима водного объекта,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее Департамент) с настоящим иском, указав в его обоснование, что в ходе проведенной проверки состояния законности в сфере охраны водных объектов, установлено, что на территории <...> расположена река Каменка, включенная в государственный водный реестр (код водного объекта ###). Протяженность реки 47 км от истока до устья.

При этом территорией общего пользования является полоса земельных участков в пределах береговой полосы. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной деятельности.

Департамент в рамках полномочий осуществляет мероприятия по установлению границ водоохранной зоны, прибрежной защитной и береговой полосы.

Как следует из представленных Департаментом информации срок направления предложений об определении границ водоохраной зоны <...> в черте <...> запланирован на 2021 год. Границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы <...> непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, не установлены.

Просит суд обязать Департамент в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить:

определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы реки Каменка;

описание границ водоохраной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Каменка, их координат и опорных точек;

отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Каменка на картографических материалах;

установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Каменка непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, определить ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы <...>; описание границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы <...>; отображение границ водоохранной зоны и границ прибрежных защитных полос <...>.

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ОВР Верхне-Волжского бассейнового управления по Владимирской области.

Истец в суде иск поддержал.

Представитель Департамента в суде иск не признал, указав, на недостаточность финансирования указанных в иске мероприятий, планирование денежных средств на них возможно на 2018 год, срок указанный в иске не является обоснованным.

Остальные участники процесса в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на территории <...> расположена река Каменка (Окский бассейновый округ), включенная в государственный водный реестр (код водного объекта 09010###). Протяженность реки 47 км от истока до устья.

Установлено, что в ходе проведенной истцом проверки состояния законности в сфере охраны водных объектов отсутствуют сведения об определении границ водоохранной зоны и прибрежных защитных полос <...>.

Доводы истца в ходе судебного разбирательства ответчиком не опровергнуты.

В силу ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При этом, территорией общего пользования является и полоса земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Мероприятия по установлению границ водоохранных зон необходимо для создания и обеспечения особого режима водного объекта.

Пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи части полномочий Российской Федерации, в том числе и полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во Владимирской области таким органом является Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (постановление Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###).

Таким образом, органом, обязанным совершать охранные меры в отношении водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Владимирской области, является Департамент.

Водный объект - река Каменка, находящаяся в федеральной собственности и согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации является водным объектом общего пользования.

В силу установленных обстоятельств у Департамента возникла обязанность по проведению мероприятий по установлению границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, береговой полосы водного объекта — река Каменка.

В рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, являющихся приложением к Приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 425.

В силу п. 7 названных Методических указаний в Перечень водных объектов включаются водные объекты или их части, расположенные в границах поселений, городских округов, для которых требуется установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Пунктом 14 установлено, что при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются:

определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ;

составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков;

В соответствии с Методическими указаниями плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования определен Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 629.

В соответствии с указанными Правилами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 61.

Заявление прокурора обусловлено необходимостью защиты конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, соблюдения основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также правовых основ государственной политики.

С учетом изложенного, иск подлежит удовлетворению.

С учетом требований ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок до ДД.ММ.ГГГГ, полагая его разумным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО2 удовлетворить.

Обязать Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить:

определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы реки Каменка;

описание границ водоохраной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Каменка, их координат и опорных точек;

отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Каменка на картографических материалах;

установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Каменка непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С.Игнатович

Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2017 г.

Судья М.С.Игнатович