ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1711/2017 от 07.06.2017 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№ 2-1711/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2017 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Лепетюх А.В.

при секретаре Закарян С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Ткаченко Н. С. к Администрации города Ростова-на-Дону о возложении обязанности произвести капитальный ремонт лифтов в многоквартирном доме,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с настоящими требованиями к Администрации города Ростова-на-Дону обосновывая свои требования следующим. Истица Ткаченко Н. С. является собственником <адрес> многоквартирном доме (МКД) по адресу: г<адрес>. Дом был построен в 1980 г., но капитальный ремонт лифтов ни разу не проводился. Согласно Заключениям органа по сертификации ООО «ИЦ «<данные изъяты>»» , , по результатам оценки соответствия лифтов №, , отработавших назначенный срок службы, лифты в МКД по <адрес> в г. Ростове-на-Дону не соответствуют требованиям ТР и подлежат замене - до ДД.ММ.ГГГГ Многоквартирный дом был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на 2017 год по лифтам. Администрацией Октябрьского района г. Ростова-на-Дону было заявлено, что, поскольку дом аккумулирует фонд капитального ремонта на спецсчете, собственники должны изыскивать средства на проведение капитального ремонта лифтов самостоятельно. Во включении в Адресную программу муниципальной поддержки капитального ремонта лифтов в МКД было отказано. Согласно приложению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ, замена лифтового оборудования относится к работам по капитальному ремонту. Лифты в МКД по <адрес> в г. Ростове-на-Дону эксплуатируются уже 37 лет, при этом в соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза (ТР ) «Безопасность лифтов» срок замены лифтов составляет 25 лет, если срок их службы не указан в документации. Создается реальная угроза жизни и здоровью жильцов. Просит суд возложить обязанность по проведению капитального ремонта лифтов в многоквартирном доме «Ленина 44/6» путем их замены на Администрацию Ростова-на-Дону, установив срок их замены в течение трех месяцев с даты вынесения решения судом; взыскать с ответчика понесенные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Явившаяся в судебное заседание истица исковые требования поддержала, просила удовлетворить, дав объяснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Касьянова М.И. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении, заявив об отсутствии оснований для возложения на Администрации г. Ростова-на-Дону указанной обязанности.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истица Ткаченко Н. С. является собственником <адрес> многоквартирном доме (МКД) по адресу: <адрес>, 1980 года постройки.

Паспорта лифтов , и , установленных в доме, не имеют отметок о проведении их капитального ремонта с момента установки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя, в частности, плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Аналогичная норма установлена также в отношении платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, которая согласно пункту 1 части 2 указанной статьи включает в себя, в частности, плату за услуги и работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.

При этом плата за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе лифтов и лифтовых шахт, равным образом является обязательной для всех нанимателей жилого помещения, для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. ст. 166, 189, 191 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 - 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора.

В соответствии с положениями ст. 190 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

Как следует из ст. 1941 ЖК РФ финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.

При этом ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Согласно ст. 15 вышеназванного Закона региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая общие помещения, крыши, конструкции, оборудование. Денежные средства, внесенные собственниками помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт этого общего имущества, данной нормой в качестве общего имущества собственников помещений прямо указаны не были. Однако по смыслу данной нормы, с учетом приведенных выше основных начал жилищного законодательства, право на эти денежные средства, включая право распоряжения ими, может принадлежать только собственникам помещений многоквартирного дома.

Статьей 158 ЖК РФ предусматривается как обязанность собственников помещений в многоквартирных жилых домах нести расходы на содержание принадлежащего им помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, так и их право по распоряжению этими денежными средствами путем принятия общим собранием решения об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома с учетом предложений управляющей организации о сроках, объемах работ и иных условий проведения такого ремонта.

Организация обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области регулируется Областным законом Ростовской области №1101-30 от 11.06.2013 года «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области».

Статьей 11 Областного закона установлено, что в Ростовской области создается один региональный оператор, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта на всей территории Ростовской области (некоммерческая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту").

К функциям регионального оператора частью 3 статьи 11 Областного закона в том числе отнесены осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета и (или) местных бюджетов; обеспечение подготовки сметной документации на проведение капитального ремонта; разработка проектной документации на капитальный ремонт;

Ответственность за реализацию мероприятий по капитальному ремонту дома, в том числе за разработку проектно-сметной документации, отбор подрядной организации и выполнение работ по капитальному ремонту дома, несут собственники многоквартирного дома, формирующие Фонд капитального ремонта на специальном счете.

Для обеспечения своевременного проведения капитального ремонта и в случае недостаточности средств для проведения капитального ремонта, в соответствии с частью 3 статьи 166 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса, а также принять решение о получении кредита или займа для оплаты работ по капитальному ремонту. При этом такие кредит или займ собственники смогут погасить за счет средств фонда капитального ремонта сформированного на специальном счете (ч. 1 ст. 174 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Областного закона обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в такую региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором были официально опубликованы изменения в региональную программу капитального ремонта, которыми этот многоквартирный дом включен в такую региональную программу.

Таким образом, судом установлено, что во исполнение требований положений ЖК РФ и Областного закона Ростовской области №1101-30 от 11.06.2013 года «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области» 29.12.2016 года постановлением Правительства Ростовской области № 912 утвержден Краткосрочный план реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2017 год, в который включен МКД по <адрес> в г. Ростове-на-Дону.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 20 ГК РФ, собственники жилых помещений, в том числе граждане, приватизировавшие жилые помещения, несут обязанность по производству капитальных ремонтов после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Паспорта лифтов , и , установленных в доме, действительно не имеют отметок о проведении их капитального ремонта с момента установки.

Однако, согласно представленным суду паспортам лифтов , и , указанные документы содержат отметки о проведении периодического технического освидетельствования.

Согласно паспортам освидетельствование проводится ежегодно. В последний раз отмело место быть в 2016 году.

В подтверждение доводов о необходимости замены лифта истец ссылается на акты периодического технического освидетельствования лифта, проведенного ООО «ИКЦ «Мысль».

При этом, согласно представленному суду Акту от ДД.ММ.ГГГГ периодического технического освидетельствования лифта , проведенного ООО «ИКЦ «Мысль», ПЕ 2016-01-773, отрицательных результатов проверки функционирования устройств безопасности лифта по В.4.1 и отрицательных результатов испытаний лифта по В.3.1., дефектов, неисправностей, несоответствий, создающих недопустимый уровень риска при эксплуатации лифта в соответствии с приложением Ж ГОСТ Р 53783, подлежащих отражению в таблице 1 акта, не выявлено.

Выявлены дефекты в виде отсутствия освещения площадки подхода к МП; отсутствуют «Правила пользования лифтом и информационная табличка»; маркировка контакторов, реле, клеммных наборов в НКУ не читаемая. Данная информация отражена в таблице 2.

При этом приостановление работы лифта рекомендовано только в случае наличия нарушений, отраженных в таблице 1.

Дефекты и нарушения, отраженные в таблице 2, рекомендовано устранить в тридцатидневный срок.

Аналогичная информация содержится Акте от ДД.ММ.ГГГГ периодического технического освидетельствования лифта , и Акте от ДД.ММ.ГГГГ периодического технического освидетельствования лифта , проведенных ООО «<данные изъяты>,,

В подтверждение доводов о необходимости замены лифта истец ссылается на Заключения органа по сертификации ООО «<данные изъяты>»» , , по результатам оценки соответствия лифтов , , , согласно которым лифты в МКД по <адрес> в <адрес>, не соответствуют требованиям ТР и подлежат замене до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, несмотря на наличие в каждом из заключений рекомендаций о замене лифта в связи с его несоответствием требованиям технического регламента, представленные суду заключения не содержат обоснований данных выводов, напротив, имеется указание на возможность продления срока службы лифта до января 2018 года.

Таким образом, доказательств нуждаемости в капитальном ремонте лифтов, их замене по состоянию на приватизацию недвижимости, истицей не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности капитальному ремонту, замене лифтов по основаниям, предусмотренным ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 20 ГК РФ.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования Ткаченко Н. С. к Администрации города Ростова-на-Дону о возложении обязанности произвести капитальный ремонт лифтов в многоквартирном доме подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела не нашли, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ткаченко Н. С. к Администрации города Ростова-на-Дону о возложении обязанности произвести капитальный ремонт лифтов в многоквартирном доме, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Текст мотивированного решения суда изготовлен 09 июня 2017 года.

Судья Лепетюх А.В.