Дело № 2-1712/2019
Поступило в суд 22.02.2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2019г. г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Семенихиной О.Г.,
При секретаре Мусихиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ЖСК ИЗ «Ключевой» о признании недействительными решений правления товарищества, перерасчете сумм коммунальных платежей, обязании предоставлять платежные документы, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ЖСК ИЗ «Ключевой» о признании недействительными решений правления товарищества от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в части установления взносов за обеспечение электроэнергией и питьевой водой; о перерасчете сумм коммунальных платежей по электроэнергии и водоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ годы с отнесением сумм перерасчета в счет оплаты тех же услуг на будущие периоды; об обязании предоставлять платежные документы в соответствии с требованиями законодательства; компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения иска ФИО1 к делу присоединено исковое заявление ФИО2 с таким же предметом иска и требованиями, а также требованиями о взыскании штрафа, предусмотренного п.155.1, 155.2. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В обоснование исковых требований ФИО1, ФИО2 указано, что истцы являются собственниками земельных участков и жилых домов, расположенных на территории ЖСК ИЗ «Ключевой». Коммунальные услуги предоставляются кооперативом. С ДД.ММ.ГГГГ года коммунальные услуги по обеспечению электроэнергией и питьевой водой выставляются ЖСК ИЗ «Ключевой» по завышенным тарифам, не соответствующим тарифам, устанавливаемым Департаментом цен по Новосибирской области. По заявлению ФИО2 Государственной жилищной инспекцией Новосибирской области проводилась проверка правильности начисления платы по коммунальным платежам, по результатам которой кооперативу было рекомендовано до ДД.ММ.ГГГГ устранить и прекратить нарушения по завышению тарифов, произвести перерасчет услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ.
У ФИО1 переплата в связи с завышением тарифов за период с ДД.ММ.ГГГГ годы составила 10 562,08 руб., у ФИО2-16 549,30 руб.
ДД.ММ.ГГГГ правлением ЖСК ИЗ «Ключевой» принято решение по первому вопросу, связанному с предписанием ГЖИ, ввести в платежный документ строку вместо строки «Электроснабжение» строку «Электроэнергия», где отразить утвержденный Департаментом тариф за соответствующий ресурс и период; в строке «холодное водоснабжение» отразить утвержденный Департаментом тариф за соответствующий ресурс и период»; внести дополнительно в платежный документ все взносы, принимаемые решениями общих собраний, где отразить суммы взносов в виде взноса для обеспечения электроснабжения, взноса для обеспечения снабжения кооператива и его членов питьевой водой за ДД.ММ.ГГГГ годы.
Полагают, что тем самым правление определило новые виды взносов за прошедшие периоды в нарушение полномочий, предусмотренных п.5.1.1 Устава ЖСК ИЗ «Ключевой», п.16-17 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 22 от 27.06.2017.
Общими собраниями членов кооператива решения об установлении взносов для обеспечения снабжения кооператива и его членов питьевой водой за ДД.ММ.ГГГГ годы не принимались.
Взнос для обеспечения электроснабжения, по мнению ответчика, начисляется для оплаты потерь в электрических сетях при понижении мощности с 10000Вт до 220 Вт, транспортировке электрической энергии до границ земельного участка потребителя, для освещения улиц, мест общего пользования. В то же время ответчик не обращался в порядке, предусмотренном пунктами 46,48,50,53 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в Департамент с заявлениями об определении нормативов потерь в электрических сетях, тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Взнос для обеспечения водоснабжения ответчиком установлен для оплаты потерь в сетях водоснабжения при транспортировке до границы земельного участка потребителя, устранения аварийных ситуаций, подключение (отключение) домов. Ответчик также не обращался за установлением тарифа на транспортировку и распределение воды.
Обязательные платежи, связанные с оплатой расходов на содержание общего имущества, включены ЖСК ИЗ «Ключевой» в обслуживающий взнос.
Эти же обстоятельства являются, по мнению истцов, основанием для признания недействительным решения правления товарищества от ДД.ММ.ГГГГ по второму вопросу, которым установлен на ДД.ММ.ГГГГ год взнос для обеспечения электроснабжением, связанный с потерями в электросетях при понижении мощности с 10 000 кВ до 220 кВ, транспортировкой электроэнергии до границы земельного участка потребителя, освещение улиц, мест общего пользования.
За период с ДД.ММ.ГГГГ годы разница между начислениями и государственными тарифами подлежит перерасчету и зачету в счет будущих платежей по потребленным на личные нужды коммунальным услугам (электроэнергия, вода).
В связи с нарушением порядка расчета платы за коммунальные услуги ФИО2 просит также взыскать с ответчика штраф, предусмотренный п.155.1, 155.2. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в размере 8 777,05 руб.
Кроме того, истцами указано, что ответчик не предоставляет платежные документы, содержащие начисления по коммунальным услугам.
Со ссылкой на ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» истцы просят взыскать с ответчика штраф за нарушение их прав как потребителей.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика фио 1 исковые требования не признал. В обоснование возражений указывал, что решение об установлении взносов на содержание общего имущества кооператива входит в компетенцию общего собрания членов кооператива. Размеры взносов по электроэнергии и водоснабжению кооператива были утверждены решениями общих собрания членов кооператива, отсутствуют основания для неисполнения кооперативом данных решений, которые незаконными не признаны. Кроме того, заявил о пропуске истцами срока исковой давности по требованиям о признании недействительными решений правления и по требованиям о перерасчете коммунальных платежей.
Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, Государственной жилищной инспекции Новосибирской области в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1, ФИО2 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям и в следующих размерах:
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.
Статьей 8 ЖК РФ установлено, что к жилищным отношениям, связанным с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленным ЖК РФ.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за холодную воду, электрическую энергию.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ, Правительство Российской Федерации постановлением № 354 от 06.05.2011 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно положениям пункта 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе, холодное водоснабжение; водоотведение; электроснабжение.
В силу пункта 8 Правил № 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Пункт 2 Правил № 354, определяет, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абзац седьмой); коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (абзац девятый); потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (абзац пятнадцатый).
Согласно пункту 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 Правил № 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил № 354 условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) определяются в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. ФИО2 является собственником земельного участка и жилого дома по <адрес>, в ЖСК «Ключевой».
Жилые дома истцов присоединены к централизованным сетям холодного водоснабжения и электрическим сетям, в жилых домах установлены индивидуальные приборы учета холодной воды и электрической энергии, что не оспаривалось стороной ответчика.
Согласно части 1 статьи 110 ЖК РФ одной из целей деятельности жилищного или жилищно-строительного кооператива является управление многоквартирным домом.
Управление недвижимым имуществом истцов в течение спорного периода времени осуществляет ЖСК ИЗ «Ключевой».
Основными целями деятельности ЖСК ИЗ "Ключевой" в соответствии с Уставом являются: предоставление членам кооператива земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, создание условий для строительства и эксплуатации жилых домов (пункт 2.2 Устава). В соответствии с пунктом 2.2 Устава кооператива, предметом его деятельности является, в том числе, обеспечение членов кооператива коммунальными услугами. (...
ЖСК ИЗ "Ключевой" предоставление коммунальных услуг обеспечивается посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов по электроснабжению и холодному водоснабжению. (...)
Кооператив, заключая договоры энергоснабжения, водоснабжения выступает в интересах членов кооператива, осуществляет функции эксплуатационной организации (осуществляет присоединение к сетям) в части электроснабжения и водоснабжения, выступает посредником в отношениях между собственниками земельных участков (жилых домов) и энергоснабжающей организацией, то есть фактически является исполнителем коммунальных услуг, а не их потребителем, так как эти услуги оказываются гражданам, членам кооператива для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд связанных со строительством и эксплуатацией жилых домов, которые и являются непосредственными потребителями электроэнергии и воды.
Договоры о предоставлении коммунальных услуг между ЖСК ИЗ «Ключевой» и ФИО2, ФИО1 не заключались, иного не доказано. Данные договоры судом истребовались у ответчика, представлены не были.
Правоотношения между ЖСК ИЗ «Ключевой» с собственниками недвижимого имущества ФИО2 и ФИО1 по предоставлению коммунальных услуг возникли на основании конклюдентных действий: подключения кооперативом жилых домов истцов к коммунальной инфраструктуре, потребление этих услуг истцами, влекущее обязанность их оплачивать. Следовательно, между сторонами заключен договор, предусмотренный подпунктом "б" пункта 10 Правил № 354, и оплата за предоставляемые услуги должна производиться в соответствии с указанными Правилами.
С ДД.ММ.ГГГГ года ЖСК ИЗ «Ключевой» производило начисления потребителям платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроэнергии на личное потребление, без учета размера тарифов, утвержденных Департаментом по тарифам Новосибирской области, но в соответствии с тарифами, которые были установлены решениями общих собраний членов кооператива. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались, подтверждены представленными расчетами задолженности истцов, в которых плата по коммунальной услуге «Водоснабжение», «Электроснабжение» включает в себя платежи с наименованием «тариф»+взнос. (...); предписанием Государственной жилищной инспекции Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ...), а также решением Арбитражного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ЖСК ИЗ «Ключевой» об оспаривании указанного предписания. (...)
Так, тариф за потребленную электроэнергию, применяемый ЖСК ИЗ «Ключевой» составил:
- в ДД.ММ.ГГГГ году - 2,2 руб. за 1 кВт/ч; при этом тариф, установленный Департаментом по тарифам Новосибирской области на 1 полугодие ДД.ММ.ГГГГ года - 1,74 руб. за 1 кВт, на 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ года - 1,87 руб. за 1 кВт.,
- в ДД.ММ.ГГГГ году - 2,4 руб. за 1 кВт/ч, при этом тариф, установленный Департаментом по тарифом Новосибирской области на 1 полугодие ДД.ММ.ГГГГ года - 1,87 руб. за 1 кВт, на 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ года - 1,94 руб. за 1 кВт.
Тариф за потребленную холодную воду, применяемый ЖСК ИЗ «Ключевой», составил:
- в ДД.ММ.ГГГГ году - 27,6 руб. /куб. м, при этом тариф, установленный Департаментом по тарифам Новосибирской области на 1 полугодие ДД.ММ.ГГГГ года - 14,21 руб. /куб. м, на 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ - 15,95 руб. /куб. м.
За иные периоды начисления производились также с нарушением тарифа Департамента, что видно из платежных документов и расчетов задолженности истцов.
ЖСК ИЗ «Ключевой» вышеуказанные обстоятельства не оспариваются, представитель ответчика в обоснование правомерности своих действий ссылается на то, что размер соответствующих взносов был установлен общими собраниями членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, которые не признаны недействительными.
С такой позицией ответчика суд не может согласиться.
В соответствии с частью 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Органом, уполномоченным на утверждение подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Новосибирской области является Департамент по тарифам Новосибирской области в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 № 74-п.
Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В силу указанной нормы закона, к компетенции ЖСК ИЗ «Ключевой» относится установление платы (взносов) за содержание и ремонт общего имущества (управленческие расходы и т.д.), тогда как установление платы (тарифа) за коммунальные услуги является исключительной прерогативой Департамента по тарифам Новосибирской области.
Соответственно размеры тарифов за холодное водоснабжение и электроэнергию, утвержденные общими собраниями членов кооператива, в части превышающей размеры тарифов за соответствующие ресурсы, утвержденные Департаментом по тарифам Новосибирской области, не могли быть применены кооперативом, как противоречащие части 4 статьи 154 ЖК РФ, императивно устанавливающей безальтернативный порядок установления размера этих тарифов (путем государственного регулирования).
В силу пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан в том числе: г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Учитывая, что ЖСК ИЗ «Ключевой» в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обслуживающим дома истцов, при доказанности факта начисления оплаты по коммунальным платежам в завышенном размере, он несет обязанность, предусмотренную п. 31 Правил по перерасчету оплаты коммунальных услуг.
По требованиям истцом о перерасчете платы за коммунальные услуги по водоснабжению и электроснабжению стороной ответчика сделано заявление о пропуске срока исковой давности.
Согласно пункту 1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из разъяснений, содержащихся в п.24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", следует, что по смыслу п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Пункт 37 Правил№ 354 устанавливает, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, следовательно для оспариваемых платежей срок исковой давности подлежит исчислению отдельно по каждому, заявленному ко взысканию периоду.
Истцами ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании указывалось, что о нарушении порядка оплаты коммунальных услуг за электро- и- водоснабжение им было известно с ДД.ММ.ГГГГ года. Это подтверждается протоколами общих собраний от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, из которых видно, что коммунальные услуги рассчитывались по формуле: тариф Департамента+10%. (...)
Из расчета задолженности ответчика также видно, что размер оплаты за коммунальные услуги разбивался на два платежа: тариф+взнос. (...)
При этом, ФИО1 оплачивала указанные платежи своевременно в том размере, в каком начислял их кооператив. ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ году оплачивала их частично, а с ДД.ММ.ГГГГ года не оплачивала, в связи с несогласием с начисляемым размером, превышающим тариф Департамента.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцы с ДД.ММ.ГГГГ года были осведомлены о нарушении своих прав.
Исковые требования предъявлены по перерасчету платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы. В суд с иском ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2- ДД.ММ.ГГГГ. (...)
С учетом заявления стороны ответчика, позиции истцов о начале периода осведомленности о неправильности начислений за коммунальные платежи, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по требованиям истцов о перерасчете коммунальных платежей следует исчислять для ФИО1- с ДД.ММ.ГГГГ, для ФИО2- с ДД.ММ.ГГГГ. Предшествующие периоды находятся за пределами срока исковой давности, в связи с чем, оснований для перерасчета платы за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы и ДД.ММ.ГГГГ года для ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ для ФИО2 не имеется в силу п.2 ст.199 ГК РФ в связи с истечением срока исковой давности. Заявлений о восстановлении срока исковой давности истцы не делали, доказательств наличия уважительных причин для восстановления срока не представляли. При этом, обращение ФИО2 в ГЖИ Новосибирской области с заявлением о неправильном начислении платы за коммунальные услуги в ДД.ММ.ГГГГ году не является началом течения срока исковой давности, так как о данном нарушении ей было известно задолго до обращения в ГЖИ, которое состоялось уже после истечения срока исковой давности по указанным требованиям за ДД.ММ.ГГГГ год.
В пределах срока исковой давности, суд удовлетворяет требования ФИО1 о перерасчете платежей начиная с первого полугодия ДД.ММ.ГГГГ года по 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ года. За этот период ею было оплачено за водоснабжение:
За первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- оплачено 6 376,02 руб., сумма по тарифу- 6 376 руб., переплата 0,02 руб.;
За второе полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- оплачено 4 290,00 руб., сумма по тарифу- 4 290,00 руб., переплата 0руб.;
За ДД.ММ.ГГГГ год переплаты не было, оплата производилась в соответствии с тарифами.
По электроснабжению:
За первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- оплачено 9 461,00 руб., сумма по тарифу- 8 723,55 руб., переплата 737,45 руб.;
За второе полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- оплачено 4 290,00 руб., сумма по тарифу- 4 290,00 руб., переплата 0руб.;
За ДД.ММ.ГГГГ год переплаты не было, оплата производилась в соответствии с тарифами.
Подлежащая перерасчету сумма – по водоснабжению- 0,02 руб., по электроснабжению- 737,45 руб. (...)
Представленный ФИО1 расчет ответчиком не оспорен, основан на квитанциях о начислениях и оплатах. Стороне ответчика судом предлагалось проверить расчет и представить контрасчет при несогласии с ним. Иного расчета представлено не было.
Требования ФИО2 за указанный период срока исковой давности подлежат удовлетворению в размере, превышающем тариф Департамента, указанный в начислениях ответчика как «взнос, транспортировка э/э» (по электроснабжению):
ДД.ММ.ГГГГ. в размере по 422,94 руб. за каждый месяц, ДД.ММ.ГГГГ.- 367,08 руб., ДД.ММ.ГГГГ.- 367,08 руб. С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 начисления за транспортировку э/э производились и взыскивались из расчета ? доли (так как начисления производились и на сособственника фио 2) С ДД.ММ.ГГГГ. начислено и взыскано с ФИО2- 5 433,36 руб. /2= 2 716,09 руб.
Итого начислено и взыскано 4 719,07 руб. (...)
за холодное водоснабжение, указанное как «взнос, транспортировка воды»:
с ДД.ММ.ГГГГ. по 11,62 руб. за каждый месяц; ДД.ММ.ГГГГ.-7,70 руб., ДД.ММ.ГГГГ.-7,70 руб. С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 начисления за транспортировку воды производились и взыскивались из расчета ? доли (так как начисления производились и на сособственника фио 2). С ДД.ММ.ГГГГ. начислено и взыскано 81,31 руб./2=40,65 руб.
Итого начислено и взыскано с ФИО2 излишне за водоснабжение 90,91 руб. ( ...)
Указанная задолженность была взыскана с ФИО2 решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. (...
Согласно пункту 61 Правил №... излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
В силу этого, рассчитанные судом переплаты подлежат зачету по коммунальным платежам ФИО2, ФИО1 за будущие расчетные периоды по соответствующим платежам.
В соответствии с пунктом 155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в случае нарушения исполнителем порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
Как установлено выше, ЖСК ИЗ «Ключевой» порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, предусмотренный Правилами № 354, был нарушен.
ФИО2 обращалась в ЖСК ИЗ «Ключевой» с заявлением о проведении перерасчета и уплате штрафа. Данное заявление удовлетворено не было, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию штраф, установленный указанной нормой.
Сумма превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить составила 4 809,98 руб. (4 719,07 руб.+90,91 руб.), то есть размер штрафа подлежит определению в сумме 2 404,99 руб. ( 4 809,98 руб.х 50%).
В силу п. 155 Правил № 354 если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно пункту 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Установленный судом факт допущенных ЖСК ИЗ «Ключевой» нарушений прав истцов презюмирует обязанность ответчика компенсировать моральный вред, размер которого суд с учетом допущенных ответчиком нарушений прав потребителя на перерасчет излишне начисленных сумм коммунальных платежей, требований разумности и справедливости, определяет в размере по 500 руб. в пользу каждого из истцов.
Рассматривая требования истцов о признании незаконными решения правления ЖСК ИЗ «Ключевой» от ДД.ММ.ГГГГ по первому вопросу об установлении взносов для обеспечения электроэнергией и питьевой водой; решения правления от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу об установлении взносов для обеспечения электроэнергией и питьевой водой, суд исходит из следующего:
Как установлено выше, в период с ДД.ММ.ГГГГ года кооператив начислял ФИО2, ФИО1 плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроэнергии на личное потребление в размере, установленном решениями общих собраний общих собраний от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Из решений общих собраний видно, что плата за коммунальные услуги была завышена за счет того, что помимо установленного Департаментом тарифа включала в себя дополнительную плату за коммунальную услугу, которая законом не предусмотрена. В частности, коммунальная услуга по электроэнергии включала в себя взнос «тариф за транспортировку электроэнергии», коммунальная услуга по водоснабжению включала в себя «взнос за транспортировку воды».
Установление размера платы за коммунальные услуги в компетенцию кооператива не входит, начисление платежей по коммунальным услугам водоснабжения и электроснабжения в размере, превышающем установленный Департаментом тариф, являлось незаконным, в связи с чем, судом удовлетворены исковые требования о перерасчете излишне начисленных сверх установленного тарифа и взысканных сумм.
Между тем, правлением ЖСК ИЗ «Ключевой» от ДД.ММ.ГГГГ по предписанию ГЖИ Новосибирской области о начислении платы за электро- и- водоснабжение в соответствии с тарифами Департамента, принято решение о внесении в платежный документ вместо строк «электроснабжение» и «водоснабжение» строк «электроэнергия» и «холодное водоснабжение», и отражении в них:
- тарифа, установленного Департаментом по тарифам за соответствующий ресурс;
- взноса на обеспечение электроснабжения, который утвержден решениями общих собраний от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ: 1 полугодие 2014г.- 53 коп. из расчета 1 кВт потребленной электроэнергии; 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 46 коп.; 1 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 46 коп., 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.-33 коп., 1 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 53 коп., 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 46 коп., 1 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 46 коп., 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 40 коп.;
-взноса для обеспечения снабжения кооператива питьевой водой и приемом сточных вод, который утвержден решениями общих собраний от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ: 1 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 2,22 руб. из расчета 1 куб.м. потребленной воды; 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 2,49 руб., 1 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 1,39 руб., 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.-1,48 руб., 1 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 1,66 руб., 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 1.10 руб., 1 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 1,10 руб., 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ.- 0,44 руб. (том 1 ...)
ДД.ММ.ГГГГ правлением ЖСК ИЗ «Ключевой» принято решение об утверждении взноса за потребленную э/энергию на ДД.ММ.ГГГГ год для обеспечения электроснабжением, связанный с потерями в электросетях при понижении мощности с 10 000Вт до 220 Вт, транспортировкой э/энергии до границы земельного участка потребителя, освещение улиц, мест общего пользования), который взимается с владельца каждого земельного участка и иной недвижимости. Для лиц, выполнивших технические условия и заключивших с кооперативом соглашение на подключение индивидуального жилого дома к сетям энергоснабжения, взнос составит 20 коп. из расчета за 1 потребленный кВт, для остальных лиц- 40 коп. из расчета за 1 потребленный кВт. (...
Таким образом, ЖСК ИЗ «Ключевой», получив предписание Государственной жилищной инспекции Новосибирской области №..., в котором предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение требований при начислении размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ года, прекратить нарушение требований при начислении размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроэнергии, что предполагало начисление кооперативом платы в соответствии с тарифом Департамента, не исполнило данное предписание. Фактически кооператив, разбил признанный незаконным платеж за указанные коммунальные услуги на два вида платежей: тариф Департамента и новый платеж (взнос) для компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях, оплаты электроэнергии на уличное освещение, а также установил новый взнос для обеспечения водоснабжением для компенсации потерь в водопроводных сетях.
Такое решение правления нарушает права истцов ФИО1 и ФИО2 на перерасчет сумм излишне выплаченных платежей по данным видам коммунальных услуг, влечет для них возникновение убытков в связи с тем, что этими решениями исключается возможность перерасчета излишне начисленных оплат по коммунальным платежам, в связи с чем, они имеют право оспаривать данные решения правления.
Указанные решения противоречат вынесенному предписанию Государственной жилищной инспекции, а также требованиям закона.
Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций. Пунктом 8 типовой формы договора транспортировки холодной воды предусмотрено, что оплата по договору уменьшается на стоимость потерь воды при транспортировке, определенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае, если ЖСК ИЗ «Ключевой» учет подачи воды в его сети не осуществлялся, то объем потерь подлежит определению расчетным способом в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр.
В п. 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, предусмотрено, что размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях рассчитывается как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Согласно п.3 ст.32 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на нее, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли. Сетевые организации обязаны оплачивать фактические потери электрической энергии, возникшие в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, уже учтенных в ценах на электрическую энергию на оптовом рынке (п.51 Правил № 861).
В соответствии с п.128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых они возникли, путем приобретения электрической энергии у гарантирующего поставщика по договору поставки.
Таким образом, величина потерь, уже учтенная в ценах на электрическую энергию (то есть нагрузочные потери), не оплачивается сетевыми организациями, следовательно, не подлежит взысканию и с потребителей.
Обратного, ответчиком доказано не было. К поставщикам с требованиями о расчете объема транспортируемых коммунальных услуг, определяемых как потери, а также с требованиями к Департаменту цен по Новосибирской области об определении нормативов потерь в электрических и водопроводных сетях, тарифов на услуги по передаче электрической и водо-энергии, ответчик не обращался.
Кроме того, оспариваемые решения, являющиеся фактически решениями об установлении новых тарифов, приняты правлением с превышением установленной пунктами 5.1.1., 5.2.1. Устава компетенции правления и общего собрания членов кооператива, в соответствии с которой принятие таких решений входит в компетенцию общего собрания, а не правления кооператива. Данные решения направлены на незаконную легализацию ранее собранных взносов, которые являются незаконными, как превышающие установленные тарифы по оплате коммунальных платежей.
При этом, суд считает, что, поскольку эти оплаты уже были начислены и оплачены за прошедшие периоды, они могли быть кооперативом только пересчитаны и зачтены по этим же платежам на будущие периоды, но не переименованы в иные взносы, решение о которых общим собранием не принималось.
При таких обстоятельствах, суд признает подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО2 и ФИО1 о признании оспариваемых решений правления недействительными.
С заявлением представителя ответчика о пропуске истцами шестимесячного срока для обжалования в суд решений правлений суд не может согласиться. Часть 6 статьи 46 ЖК РФ не может быть применима к решениям, принимаемым правлением ЖСК ИЗ «Ключевой», специальных сроков для оспаривания таких решений действующее законодательство не содержит.
Требования истцов об обязании ответчика предоставлять им платежные документы в соответствии с требованиями п.69 Правил № 354, п.2 ст.155 ЖК РФ, обоснованы тем, что платежные документы не содержат наименование платежей по каждому виду начислений; ответчиком размещаются в почтовых ящиках, расположенных у въезда на территорию кооператива, а не вручаются им лично, либо не направляются по электронной почте; не соответствуют требованиям закона.
Требования к платежному документу и сведения, содержащиеся в нем, определены пунктом 69 Правил № 354, в котором, среди прочих, должно содержаться: в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг; г(1)) размер повышающего коэффициента, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента; д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Пунктом 71 Правил № 354 установлено, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Такая форма утверждена приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр.
Из материалов дела следует, что ЖСК ИЗ «Ключевой» в своих платежных документах указывает задолженность потребителей по оплате коммунальных услуг и взносов без указания конкретных видов платежей. Например, не расшифрован платеж, начисляемый по виду платежей «обслуживающий взнос»; начисления по виду платежей холодное водоснабжение и электроснабжение производится по формуле «тариф +взнос», при этом не указано, какие платежи входят в начисления под видом «взнос». (том 2 л.д. 48-72)
Форма единого платежного документа носит рекомендательный характер. Между тем, ГЖИ Новосибирской области в своем предписании №... от ДД.ММ.ГГГГ о приведении платежных документов ЖСК ИЗ «Ключевой» к единой форме, связывает соблюдение этой формы с необходимостью указания раздельного вида задолженности по всем видам коммунальных услуг и взносов.
Рекомендованная форма платежного документа ЖСК ИЗ «Ключевой» не соблюдается, что препятствует истцам проверять правильность начисляемых платежей. Поскольку предписание ГЖИ не исполнено, форма платежного документа не изменена с ДД.ММ.ГГГГ года, суд считает возможным удовлетворить исковые требования ФИО1 и ФИО2 и обязать ЖСК ИЗ «Ключевой» указывать в платежных документам все виды коммунальных услуг и взносов, по которым производятся начисления.
Суд не может согласиться с требованиями истцов об обязании ответчика вручать платежный документ лично им или направлять на электронный адрес истцов.
Жилищное законодательство не регламентирует способы доставки платежных документов потребителям.
Кооперативом платежный документ готовится на бумажном носителе и помещается в почтовый ящик истцов. Договором управления, какими-либо письменными соглашениями с истцами, прочими документами не согласована иная форма представления платежного документа, в том числе, предоставление его по адресу электронной почты, вручение счетов лично в руки.
Избранный способ вручения платежного документа не противоречит закону, не нарушает прав истцов, которые имеют возможность дин раз в месяц получить платежный документ из своего почтового ящика.
Доказательств того, что платежные документы не помещаются в почтовые ящики, или помещаются не регулярно, суду представлено не было. При этом, истцы не лишены возможности получить платежные документы непосредственно у лица, в обязанности которого входит их изготовление.
Отсутствие препятствий в получении платежных документов подтверждается квитанциями об оплате начислений ФИО1, из которых видно, что оплачиваемые суммы соответствуют начислениям, указанным в платежных документах.
По правилам ст.96-98 ГПК РФ подлежат удовлетворению требования ФИО1 о возмещении понесенных ею судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать недействительными решения правления ЖСК ИЗ «Ключевой» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в части установления взносов за обеспечение электроэнергией и водоснабжение сверх установленных Департаментом цен по Новосибирской области тарифов.
Обязать ЖСК ИЗ «Ключевой» произвести перерасчет коммунальных платежей по коммунальным услугам «электроэнергия» и «водоснабжение»: ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 167,65 руб. по водоснабжению, и в размере 737,45 руб. по электроэнергии; ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года: по коммунальной услуге «электроэнергия»- 4 719,07 руб., «водоснабжение»- 90,91 руб.
Отнести суммы переплат в счет оплаты коммунальных платежей по электро- и водоснабжению на будущие периоды.
Взыскать с ЖСК ИЗ «Ключевой» в пользу ФИО2 штраф, в связи с необоснованным начислением коммунальных платежей в размере 2 404,99 руб.
Взыскать с ЖСК ИЗ «Ключевой» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 500 руб., в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 500 руб.
Обязать ЖСК ИЗ «Ключевой» указывать в платежном документе ФИО2, ФИО1 сведения, предусмотренные п.69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., в том числе, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, тарифа, взноса, и размер платы за них.
Взыскать с ЖСК ИЗ «Ключевой» в пользу ФИО1 сумму уплаченной госпошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Новосибирского областного суда через Новосибирский районный суд в течение месяца с даты изготовления судом мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03.09.2019.
Председательствующий /подпись/ О.Г.Семенихина