ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1712/2013 от 21.02.2014 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

 Дело № 2- 230/2014 г. Дата: 21 февраля 2014 г. г. Ломоносов

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Вербицкой М.П.,

 При секретаре Тукачёвой Ю.О.

 Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р**, Н** об оспаривании решения органа местного самоуправления

 УСТАНОВИЛ:

     Р** и Н** обратились в суд с заявлением об оспаривании Постановления местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области и обязании местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, указывая, что являются собственниками земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №**, площадью 21 000 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: *****, принадлежащего им на основании договора от 17.03.2011г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.09.2011г., бланки №**. 16.05.ФИО9 г. заявители обратились с заявлением на имя главы местной администрации МО Аннинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Л** по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки МО Аннинское сельское поселение в части изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №** на вид разрешенного использования «для дачного строительства». 12 июля 2013 года глава местной администрации МО Аннинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Л** принял Постановление за № 204 об отклонении заявления Р** и Н**, причиной отказа явилось несоответствие обращения правообладателей земельного участка Генеральному плану МО Аннинское сельское поселение. Отказ в проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, нарушает права и законные интересы Р** и Н**, они обратились в местную администрацию, руководствуясь ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, ч.1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст. 8, ст.ст. 12, 14, и 15 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно ч.ч. 8 и 9 ст. 39 Градостроительного кодекса, положительное или отрицательное решение главы местной администрации по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно основываться на заключении публичных слушаний. Публичные слушания не были назначены и не были проведены. Заявители просили суд признать Постановление №** от 12 июля 2013г. об отклонении местной администрацией МО Аннинское сельское поселение предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО Аннинское сельское поселение по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №** 21 000 кв.м. с разрешенным использование для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: *****, принадлежащий истцам на праве общей долевой собственности, недействительным и обязать местную администрацию муниципального образования Аннинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №** 21 000 кв.м. с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, на вид разрешенного использования «для дачного строительства».

 Заявители в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, представили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие с участием их представителя по доверенности ФИО7, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей.

     Представитель заявителей по надлежащим образом удостоверенным доверенностям от 7 и 13 мая 2013 года сроком действия на три года (л.д. 17, 18) ФИО7 в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, и пояснила, что отказ в проведении публичных слушаний является не законным, т.к. противоречит действующему законодательству, ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ. Орган местного самоуправления может решить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка по результатам публичных слушаний.

 Представитель заинтересованного лица местной администрации МО Аннинское сельское поселение по надлежащим образом удостоверенной доверенности от 09.01.2014 года №** сроком действия до 31.12.2014 г. А** в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, поддержала доводы возражений на заявление, представленные в настоящее судебное заседание и пояснила, что заявление заявителей было рассмотрено 14.06.2013 г. Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки МО Аннинское сельское поселение и рекомендовала отказать заявителям, в связи с чем было вынесено Постановление №** 12.07.2014 г. об отклонении предложений заявителей об изменении вида разрешенного использования принадлежащего заявителям земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, на вид разрешенного использования «для дачного строительства», поэтому публичные слушания не были объявлены. Ст. 39 Градостроительного кодекса, на которую ссылаются заявители, не имеет отношения к рассматриваемому заявлению. Земли для сельскохозяйственного производства обладают определенным приоритетом, поэтому процедура изменения вида разрешенного использования принадлежащего заявителям земельного участка не возможна в силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые определяют цели, для которых могут быть использованы земли сельскохозяйственного назначения, дачное строительство на таких землях недопустимо, для этого необходимо изменение категории земель. В поселении в 2010 г. утвержден генеральный план, земельный участок заявителей не входит в функциональную зону, где предусмотрено дачное строительство. Просит в удовлетворении заявления отказать.

     Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

     В соответствии со ст. 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

      В судебном заседании установлено, что Р** и Н** являются собственниками по ? доле каждый земельного участка с кадастровым номером №**, площадью 21 000 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: *****, принадлежащего им на основании договора дарения от 12.08.2011г. (л.д. 12), их право зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 14.09.2011г. (л.д. 13-14).

 16.05.2013 г. Р** и Н** обратились к главе местной администрации МО Аннинское сельское поселение Л** с заявлением о проведении публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки МО Аннинское сельское поселение в части изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №** площадью 21 000 кв.м. с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, на вид разрешенного использования «для дачного строительства». При этом заявители считали, что местоположение земельного участка указывает на целесообразность и благоприятные условия для размещения на земельном участке объектов дачного назначения в целях отдыха и сезонного проживания в них (л.д. 11).

     Постановлением и.о. главы местной администрации МО Аннинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 12.07.2013 г. за №**, после рассмотрения заявления Р** и Н**, им отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО Аннинское сельское поселение в части включения в территорию поселения земельного участка заявителей по причине несоответствия указанного предложения Генеральному плану МО Аннинское сельское поселение со ссылкой на ст. 33 Градостроительного кодекса РФ и с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Аннинское сельское поселение (л.д. 10). Заявители считают указанное Постановление недействительным, отклонение предложений по вопросу изменений вида разрешенного использования земельных участков нарушает их права и законные интересы.

 Суд не находит оснований для признания Постановления №** от 12.07.2013 г. недействительным. Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено подразделение земель в Российской Федерации на категории в зависимости от их целевого назначения; одной из категорий земель являются земли сельскохозяйственного назначения. Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются в числе прочих сельскохозяйственные угодья.

     Положения об использовании земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что гражданами, в том числе ведущими садоводство, огородничество, животноводство земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

 Возможность использования гражданами земельных участков сельскохозяйственных угодий по иному назначению (не для сельскохозяйственного производства или связанных с этим производством целей) допустима только при изменении категории этих земель, иное противоречило бы действующему законодательству. В частности, части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, согласно которой вид разрешенного использования земель определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории, ст. 42 Земельного кодекса РФ, в силу которой собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель с разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

     В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     При таких обстоятельствах, проведение процедуры публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельных участков для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, не влечет восстановление прав заявителей, поскольку независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названных земельных участков оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется.

     Суд соглашается с позицией представителя местной администрации МО Аннинское сельское поселение, что в соответствии с Генеральным планом МО Аннинское сельское поселение, утвержденным Решением совета депутатов МО Аннинское сельское поселение №** от 05.08.2010 г., в редакции Решения совета депутатов МО Аннинское сельское поселение от 18.08.2011 г. №**, указанный заявителями земельный участок (генеральный план в районе д. Иннолово приобщен к материалам дела в настоящем судебном заседании) не входит в функциональную зону, где предусмотрено дачное строительство. Следовательно, для развития рассматриваемого земельного участка с целью дачного строительства, в Генеральном плане поселения должны быть учтены: нагрузки на электро-, газо, и водоснабжение жителей дачного партнерства, водоотведение, автомобильные дороги, санитарно-защитные зоны смежных земель, на которых ведется деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции с использованием химикатов. Может нарушиться демографический баланс населения с проблемами социального обслуживания жителей: медицина, образование, правопорядок.

 В силу ст. 1 ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на дачном участке возможно возведение жилого дома, следовательно, процедура изменения вида разрешенного использования принадлежащего заявителям земельного участка не возможна, поскольку в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» содержится прямой запрет на процедуру изменения вида разрешенного использования земельных участков в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство. Часть 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации прямо указывает, что при разрешении вопросов о порядке предоставления гражданам земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства подлежат применению также нормы Федерального закона от 15 апреля 1998г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан". Этим Законом четко регламентирован поэтапный порядок предоставления земельных участков, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в собственность или на ином вещном праве. Исходя из положений этого закона, первоначально предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. И только после данной процедуры земли предоставляются членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Для дачного строительства допускается использование только тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, а не гражданам в индивидуальном порядке.

     Земельный участок приобретен заявителями по гражданско-правовому договору дарения для сельскохозяйственного производства, для целей дачного строительства он не выделялся.

     В соответствии со ст. 28 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (ч. 1).

     Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования (ч. 2).

     Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

     При изложенных обстоятельствах, руководствуясь положениями приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст. 28 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого постановления, как принятого в соответствии с требованиями закона, в рамках предоставленных главе администрации поселения полномочий.

     В связи с отсутствием оснований для признания не законным оспариваемого распоряжения главы местной администрации поселения, не подлежит удовлетворению и требование заявителей об обязании местной администрации МО Аннинское сельское поселение провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка заявителей.

 Заявители просили восстановить им срок на подачу рассматриваемого заявления. Суд, руководствуясь ст. ст. 256 и 112 ГПК РФ, считает возможным восстановить заявителям срок для оспаривания решения органа местного самоуправления, т.к. он пропущен по уважительной причине и связан с первоначальным обращением с иском в Невский районный суд С-Петерубруга по месту жительства одного из истцов, 10.10.2013 г. Определением судьи Невского районного суда исковое заявление было возвращено истцам в связи с неподсудностью Невскому районному суду, получено заявителями 21.10.2013 г. (л.д. 8-9) и 31.10.2013 г. заявители обратились в Ломоносовский районный суд с рассматриваемым заявлением.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Р** и Н** в удовлетворении заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Судья:

 Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2014 г.

 Судья: