Дело № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Пролетарский районный суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи Мельситовой И.Н.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес>, Администрации <адрес>, 3-е лицо ДИЗО <адрес>, о признании права собственности на земельный участок Установил:
В суд обратилась ФИО1 с иском к Администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец является собственником садового дома, площадью 49,6 кв.м и земельного участка, площадью 662 кв.м, расположенного в <адрес>, <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выполненного межевания, ООО «<данные изъяты>» площадь земельного участка составляет 961 кв.м.
Вид разрешенного использования был изменено на индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УФРС за регистрацией прав на земельный участок, однако ей было в этом отказано в связи с расхождением площади земельного участка.
Полагая, что ее право нарушено истец обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 961 кв.м расположенный по адресу: <адрес><адрес>
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик и 3-и лица в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дне рассмотрения дела надлежащим образом.
Истец является собственником садового дома, площадью 49,6 кв.м и земельного участка, площадью 662 кв.м, расположенного в <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выполненного межевания, ООО «<данные изъяты>» площадь земельного участка составляет 961 кв.м.
Вид разрешенного использования был изменено на индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками.
В силу статьи 218 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
На данный момент истец является собственником земельного участка площадью 662 кв.м. (по данным ГКН), ее право зарегистрировано. Таким образом, истец на законном основании владеет земельным участком право собственности на который она просит признать.
Однако, истец указывает, что по факту площадь, принадлежащего ей земельного участка составляет 961 кв.м..
Доказательств наличию оснований для увеличения площади, принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, присоединения к нему части земельного участка из числа муниципальных земель общего пользования ею не представлено.
Присоединенный земельный участок не сформирован, его границы не описаны, он не поставлен на кадастровый учет.
Вместе с тем, как следует из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец приобрела земельный участок, площадью 662 кв.м, в связи с чем ей было выдано свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.
Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства, помимо ст. 68, 69 Кодекса, осуществляется ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О землеустройстве", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе ведомственными), а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В п.1 ст.68 Кодекса содержится нормативное определение землеустройства.
Территориальное землеустройство включает мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. Под объектами землеустройства при этом понимаются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.
Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях: изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании); восстановления границ объектов землеустройства; предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам; изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков; совершения сделок с земельными участками; в иных случаях перераспределения земель. Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются: местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; иные характеристики земель. Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства были утверждены Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ г.
Установление на местности границ муниципальных и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определение их координат называется межеванием объектов землеустройства. Межевание осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Оно включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии со ст.7 ФЗ "О землеустройстве" контроль за проведением землеустройства осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. На основании данной нормы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 273 было утверждено Положение о контроле за проведением землеустройства которое определяет порядок организации и осуществления контроля за проведением землеустройства.
Контроль за проведением землеустройства осуществляется в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий и требований проведения землеустройства.
В соответствии с п. 3 указанного Положения контроль за проведением землеустройства осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы.
Документы, полученные в результате проведения землеустройства, называют также землеустроительной документацией. Согласно ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О землеустройстве" видами таких документов являются: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Федерации, схема землеустройства муниципальных и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.
Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.
Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства были утверждены Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ г.
Межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, а также земельных участков. Инструкция по межеванию земель утверждена Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ г.; Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства утверждены Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ г.
Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя:
а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;
б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в установленном порядке.
Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу ФЗ "О государственном земельном кадастре", является юридически действительным. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в 10-дневный срок предоставляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме.
Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Он содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Понятие "земельный участок" в контексте п. 2 комментируемой статьи означает часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.
Индивидуальные характеристики каждого земельного участка, который может быть объектом прав, его площадь и границы содержатся в ГКН.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что ни истцу ни его правопредшественникам, ни каким иным лицам в установленном законом порядке земельный участок, площадью 961 + 11 кв.м, либо участок который прилегает к земельному участку, площадью 662 кв.м, принадлежащему истцу не предоставлялся ни на праве собственности ни на каком либо ином вещном праве, тем более данное право не было зарегистрировано.
Фактическое использование земельного участка, площадью большей, чем предоставлялось, в установленном законом порядке, сами по себе не порождают возникновение у истца прав на часть спорного земельного из состава земель поселений, находящихся в муниципальной собственности.
Положениями ст. 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10 2001г. «О введении в действие ЗК РФ» предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется гражданам являющими собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Согласно положениям п. 3 ст. 28 ЗК РФ собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В соответствии с п. 2.3. положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Мэра <адрес>№ от 12.05.2009г подготовка и принятие правоустанавливающих актов о предоставлении в собственность земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, в том числе индивидуальных жилых домов (за исключением предоставления в собственность бесплатно земельных участков, занимаемых индивидуальными жилыми домами) входит в компетенцию Департамента имущественно-земельных отношений <адрес>.
Доказательств обращения истца в административном порядке с заявление о предоставлении ей части спорного земельного участка и отказу в этом ей не представлено.
Совокупности обстоятельств, являющихся основанием для приобретения права собственности на недвижимое имущество судом на день рассмотрения дела не установлено, ввиду чего оснований, для признании истцом права собственности на спорный земельный участок в настоящее время не имеется.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права собственности на спорный земельный участок.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к <адрес>, Администрации <адрес>, 3-е лицо ДИЗО <адрес>, о признании права собственности на земельный участок площадью 961 кв.м по адресу: <адрес>, <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: