Дело № 2-1712/2014
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Тверь 16 сентября 2014 года
Пролетарский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего Тарасовой И.Н.,
при секретаре Смирновой А.С.,
с участием старшего помощника военного прокурора Тверского гарнизона ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тверского гарнизона, действующего в интересах ФИО2 к ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ», войсковой части 42753 о взыскании командировочных расходов,
у с т а н о в и л :
Военный прокурор Тверского гарнизона обратился в суд с вышеуказанным иском, просит взыскать с ФКУ «Управления финансового обеспечения» Министерства Обороны по Тверской области в пользу ФИО2 командировочные расходы в размере № рублей.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Военной прокуратурой Тверского гарнизона по заявлению г.п. ВС РФ войсковой части 42753 ФИО2 проведена проверка исполнения требований трудового законодательства,которой установлено, что в соответствии с трудовым договором и приказом командира войсковой части 42753 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время трудоустроен в войсковой части 42753 в должности инспектора по охране труда и технике безопасности. На основании телеграммы врио начальника Главного управления Железнодорожных войск от ДД.ММ.ГГГГ № и приказа командира войсковой части 42753 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 было предписано убыть в управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организации (<адрес>) для предоставления требуемых сведений в период с ДД.ММ.ГГГГ (сроком на 3 суток). В ДД.ММ.ГГГГ году с целью возмещения понесенных ФИО2 командировочных расходов войсковой частью 42753 в Учреждение был представлен авансовый отчет с оправдательными документами расходов, связанных со служебной командировкой в управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организации (<адрес>) для предоставления требуемых сведений. ДД.ММ.ГГГГ за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес командира войсковой части 42753 поступило письмо врио начальника Учреждения, в котором сообщалось, что мероприятия, в связи с которыми были назначены указанные командировки, в плане служебных командировок войсковой части 42753 на ДД.ММ.ГГГГ год, представленном в Учреждение не указаны. В связи с чем, Учреждение не может принимать на себя бюджетные обязательства по возмещению указанных командировочных расходов. В связи, с этим возмещение ФИО2 командировочных расходов на основании представленных им ранее авансовых отчетов не представляется возможным. Бездействие врио начальника Учреждения, связанные с не возмещением командировочных расходов ФИО2 полагают незаконными по нижеизложенным основаниям. В соответствии с требованиями ст.ст. 166- 168 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В соответствии с п.п. 3, 4, 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Положения), работники направляются в командировки по распоряжению Работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку (далее - работник) по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, Филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой. Днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки - дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее - последующие сутки. В случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта. Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы. На основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке назначения и дата выезда из него. Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник, для засвидетельствования такой подписи. Кроме того п.п. 11, 12, 26 Положения определено, что работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации. Расходы по проезду к месту командировки на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы, включают расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей. Работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней: авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой. Наряду с этим, п.п. 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее именуются - организации), осуществляется в следующих размерах: расходов на выплату суточных - в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке; расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями), в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда: железнодорожным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси); железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда и автомобильным транспортом - в автобусе общего типа. Возмещение расходов в размерах, установленных пунктом 1 указанного Постановления, производится организациями в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета на служебные командировки, либо (в случае использования указанных ассигнований в полном объеме) за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 450 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации за счет средств федерального бюджета», разрешено возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размере не более 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке. Возмещение суточных расходов в размерах, превышающих 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, но не более размеров, установленных пунктом 1 настоящего приказа, производить за счет экономии бюджетных средств, выделенных в установленном порядке на возмещение суточных расходов в служебных командировках в соответствии с утвержденными планами служебных командировок. Как следует из командировочного удостоверения выданного командиром войсковой части 42753 подполковником ФИО4 на основании телеграммы врио начальника Главного управления Железнодорожных войск от ДД.ММ.ГГГГ № №, ФИО2 было предписано убыть в управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организации (<адрес>) для предоставления требуемых сведений в период с ДД.ММ.ГГГГ (сроком на 3 суток). Согласно отметкам в командировочном удостоверении, а также выпискам из приказов командира войсковой части 42753 от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № №, ФИО2 находился в служебной командировке с выездом в <адрес> в указанный выше период, в связи, с чем общая сумма суточных расходов составляет № рублей. Из приобщенных к авансовым отчетам копий железнодорожных билетов № №, № № и копии автобусных билетов и кассового чека № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, на имя ФИО2 усматривается, что он следовал в служебные командировки по маршруту <данные изъяты> железнодорожным и автомобильным транспортом, при этом общая сумма стоимости проезда составила № копеек. Согласно произведенному в Учреждении расчету общая сумма командировочных расходов ФИО2 составляет № копеек. В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации выплата командировочных расходов работникам Тверского гарнизона, в частности гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации войсковой части 42753 осуществляют Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области». Вышеприведенными нормами закона и изданных в их развитие нормативно-правовых актов возмещение командировочных расходов не ставятся в зависимость от целей и назначения служебной командировки, и установлено требование подтвердить фактически понесенные расходы. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 мая 2012 года № 1055 «О планировании служебных командировок, наградного фонда и фронда единовременных денежных пособий» определен лишь порядок планирования служебных командировок, но не порядок возмещения гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации командировочных расходов и (или) определения какого-либо перечня документов, на основании которого осуществляется выплата гражданскому персоналу командировочных расходов. В связи с указанным, невозмещение ФИО2 понесенных им расходов по причине отсутствия указанных служебных командировок в утвержденном плане служебных командировок в Учреждении или отсутствие иных документов является неправомерным. Кроме того, обязанность по составлению данного плана возложена на воинских должностных лиц, а не на самих работников, при этом отсутствие такового в Учреждении при наличии всех других необходимых документов, свидетельствующих о направлении ФИО2 в служебные командировки (приказа командира воинской части), само по себе не может являться основанием для не возмещения понесенных ФИО2 расходов, в отсутствии его вины. При каких обстоятельствах полагает, что бездействие врио начальника Учреждения связанные с невозмещением ФИО2 командировочных расходов понесенных им является незаконными и нарушают трудовые и имущественные права последнего, в связи с чем, должно быть восстановлено путем взыскания с Учреждения командировочных расходов в пользу ФИО2 за периоды нахождения его в служебных командировках с ДД.ММ.ГГГГ (сроком 3 суток). Согласно п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. Следовательно, установленный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок исковой давности к требованиям о взыскании командировочных расходов неприменим, а нарушение прав заявителя, связанное с невыплатой командировочных расходов в период за периоды ДД.ММ.ГГГГ (сроком на 3 суток) на общую сумму в размере № копеек, носит длящийся характер, из чего следует, что срок обращения с заявлением в Пролетарский районный суд г. Твери в интересах ФИО2 не пропущен.
Старший помощник военного прокурора Тверского гарнизона ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и просил удовлетворить их в полном объеме.
Истец ФИО2, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ» по Тверской области, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ранее просили о рассмотрении дела в их отсутствие представил возражения о том, что работники войсковой части 42753 по вопросам возмещения командировочных расходов состоят на обеспечении в Управлении ФО. Авансовый отчет о командировке ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ3 года, поступал в Управление ФО, однако в соответствии с установленным в Министерстве обороны Российской Федерации порядком финансового обеспечения служебных командировок, введенным в действие Инструкцией о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 мая 2012 года №1055, был отправлен работодателю, командиру войсковой части 42753, для дальнейшего внесения изменений в План служебных командировок и в дальнейшем представления в адрес Управления ФО, копии выписки из утвержденного плана служебных командировок на ДД.ММ.ГГГГ год, с учетом внесенных изменений, для дальнейшего истребования лимитов бюджетных обязательств на командировочные расходы и последующей оплаты этих расходов, работнику ФИО2 Лимиты бюджетных обязательств выделяются только на оплату служебных командировок, включенных в Планы служебных командировок на очередной год, утвержденных соответствующими руководителями органов военного управления, указан- ными в Приказе №1055. На служебные командировки, не включенные в утвержденные Планы служебных командировок, лимиты бюджетных обязательств не выделяются.
Управление ФО является участником бюджетного процесса и является получателем бюджетных средств, в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными Полномочиями: принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Соответственно, до включения данных командировок в утвержденный План служебных командировок порядком, предусмотренным Инструкцией, лимиты на указанные мероприятия не выделятся, следовательно, принимать бюджетные обязательства, без доведенных лимитов, Управление ФО не имеет законного права.
В представленной копии выписки из утвержденного Плана служебных командировок на ДД.ММ.ГГГГ год, командованием войсковой части 42753 мероприятие по направлению работника ФИО2 в командировку не указано, что сделало невозможным произвести расчет бюджетных ассигнований и истребование в Департаменте бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ лимитов бюджетных обязательств для обеспечения расходов на служебные командировки в полном объеме.
Таким образом, Управление ФО действовало строго в соответствии с руководящими документами, действующими в Минобороны России, соответственно никаких неправомерных действий в отношении заявителя Управление ФО не совершало и на основании вышеизложенного просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Привлеченный определением суда от 11.08.2014 года ответчик войсковая часть 42753, извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседания не обеспечил, возражений на иск не представил, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав старшего помощника военного прокурора Тверского гарнизона, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ, служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.167 Трудового кодекса РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно ст.168 Трудового кодекса РФ, в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Судом установлено, что ФИО2 работает в войсковой части 42753 (л.д.22-24).
Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части 42753 ФИО2 полагался убывшим в служебную командировку в управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Западного военного округа <адрес> сроком на 3 суток с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для представления данных.
Из выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части 42753 следует, что ФИО2 полагался прибывшим из командировки ДД.ММ.ГГГГ года.
Суду представлены командировочные удостоверение истца № от ДД.ММ.ГГГГ года, служебное задание для направления в командировку, проездные документы.
Представлены проездные документы на имя ФИО2 к месту командировки на суммы № руб., № руб.
Также суду представлен авансовый отчет на сумму №., удостоверенный подписью руководителя работодателя истца.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Непредставление сторонами в суд необходимых доказательств, если они были извещены судом о необходимости предоставления этих доказательств, а также их неявка в судебное заседание и не предоставление письменных возражений по поводу предъявленного иска в соответствии со ст. 150 ч.2 ГПК РФ не препятствует рассмотрению судом дела по имеющимся доказательствам.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца в заявленном размере, поскольку командировочные расходы истца подтверждены совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств, оснований для освобождения войсковой части 42753 от обязанности выплаты истцу командировочных расходов в судебном заседании не установлено.
Доводы ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» о невозможности произвести данные выплаты истцу суд находит несостоятельными, поскольку несоставление работодателем плана служебных командировок, утвержденного соответствующими руководителями органов военного управления, указанного в приказе № № должно нарушать трудовых прав работника ФИО2 при направлении его работодателем в служебную командировку.
Таким образом, суд считает необходимым взыскать с указанного ответчика в пользу истца командировочные расходы в сумме №
Согласно п.1 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в частности, истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что ответчик войсковая часть 42753 зачислена на финансовое обеспечение ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», суд считает необходимым возложить на ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ» обязанность на основании решения суда за счет финансирования войсковой части 42753 произвести выплату государственной пошлины в доход муниципального городского округа <адрес>.
Таким образом, подлежит возмещению в доход муниципального городского округа <адрес> государственная пошлина в размере № рублей 00 коп.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования военного прокурора Тверского гарнизона, действующего в интересах ФИО2 к ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ», войсковой части 42753 о взыскании командировочных расходов удовлетворить.
Взыскать с войсковой части 42753 командировочные расходы в пользу ФИО2 в размере № копеек.
Возложить на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» обязанность произвести выплату ФИО2 командировочных расходов в размере № копеек за счет финансирования войсковой части 42753.
Взыскать с войсковой части 42753 государственную пошлину в доход муниципального городского округа <адрес> в размере № рублей.
Обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» произвести выплату государственной пошлины в доход муниципального городского округа <адрес> в размере № ) рублей 00 копеек за счет финансирования войсковой части 42753.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.Н.Тарасова
Решение в окончательной форме принято 19.09.2014 года.