ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1712/2014 от 25.08.2014 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

  дело № 2-1712/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 августа 2014 г. г. Астрахань

 Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Чернышевой Е.А., при секретаре Яровой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Трусовского района г. Астрахани в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «ТЭЦ Северная» о возложении обязанности по разработки плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов,

 с участием и в присутствии истца старшего помощника прокурора Трусовского района г. Астрахани Базаралиевой А.В., представителей ответчика ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей, представителей третьих лиц Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО3, действующего а основании доверенности, представителей третьих лиц ГУ МЧС России по Астраханской области ФИО4, Жука С.А., действующих на основании доверенности,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец Прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился в Трусовский районный суд г. Астрахани с исковыми требованиями к ОАО «ТЭЦ- Северная» о возложении обязанности. В обоснование заявленных исковых требований указывая на то, что прокуратурой Трусовского района г. Астрахани ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ОАО «ТЭЦ-Северная» при эксплуатации подземных резервуаров для хранения топлива.

 Требования по разработке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов распространяются для организаций, осуществляющих деятельность с нефтепродуктами, независимо от того, являются ли эксплуатируемые ими объекты опасными производственными.

 По результатам проведенной прокуратурой района совместно с сотрудниками Главного управления МЧС России по Астраханской области, установлено, что ОАО «ТЭЦ-Северная» в нарушении требований законодательства Российской Федерации в части предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов, не имеет плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти на эксплуатируемый объект, а именно <данные изъяты> подземные емкости хранения дизельного топлива объемом <данные изъяты> м3 каждая.

 ОАО «ТЭЦ-Северная» произвела реконструкцию действующего опасного производственного объекта содорегенерационной котельной путем обустройства на ее территории подземного хранилища дизельного топлива, что подтверждено проектной документации.

 В связи с изложенным вышеуказанное подземное хранилище дизельного топлива входит в опасный производственный объект «Котельная ОАО «ТЭЦ-Северная» и имеет соответствующие признаки опасности.

 ОАО «ТЭЦ-Северная» эксплуатирует хранилище нефтепродуктов, прогнозируемый разлив нефтепродуктов составляет 100% максимальной емкости хранения, в соответствии с п. 2 основных требований утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Таким образом, расчетный разлив при эксплуатации хранилища будет составлять <данные изъяты> м3, при плотности ДТ <данные изъяты> кг/м3 масса разлива равна <данные изъяты> тонн (нижний уровень разлива <данные изъяты> тонн).

 Прогнозируемый разлив с автоцистерны объемом <данные изъяты> м3 составляет <данные изъяты> % емкости цистерны. Масса разлива равна <данные изъяты> тонны при нижнем уровне разлива <данные изъяты> тонн.

 Указанные нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются существенными и недопустимыми, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью населения, проживающего на территории данного муниципального образования, а также других лиц, находящихся на территории Трусовского района г. Астрахани.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит суд обязать открытое акционерное общество «ТЭЦ-Северная» разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов.

 В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Трусовского района г. Астрахани поддержала заявленные исковые требования в полном объеме и просила суд возложить обязанность на ответчика разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефти.

 Представители ответчика ОАО «Тэц-Северная» ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей, в судебном заседании возражали относительно удовлетворения заявленных исковых требований, указывая на то, что

 разработка плана ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов не требуется, поскольку план разрабатывается и согласовывается организациями имеющими опасные производственные объекты, осуществляющие разведку месторождений, добычу, переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, данная деятельность на предприятии не ведется и не предусмотрена.

 Представитель третьего лица Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО3, действующий а основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что опасный производственный объект «Топливное хозяйство ТЭЦ» исключен из реестра опасных производственных объектов, следовательно, по данному вопросу он ничего пояснить не может.

 Представители третьего лица ГУ МЧС России по Астраханской области ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенности, в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в иске, указывая на то, что план по предупреждению и ликвидации разливов нефти предусмотрен действующим законодательством, однако на предприятии отсутствует.

 Суд, выслушав участников судебного разбирательства, заключение старшего помощника прокурора Трусовского района г. Астрахани Базаралиевой А.В., исследовав материалы гражданского дела приходит к следующему.

 Как было установлено в судебном заседании Прокуратурой Трусовского района г. Астрахани ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ОАО «ТЭЦ-Северная» при эксплуатации подземных резервуаров для хранения топлива.

 Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций входит обеспечение организации и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 В соответствии ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 №116 «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов» техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.

 Требования по разработке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов распространяются для организаций, осуществляющих деятельность с нефтепродуктами, независимо от того, являются ли эксплуатируемые ими объекты опасными производственными.

 Разработка плана регламентирована приказом МЧС России от 28.12.2004 №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», где в п. 2 Правил указано, что требования по разработке Плана применимы для всех организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов.

 По результатам проведенной прокуратурой района совместно с сотрудниками Главного управления МЧС России по Астраханской области, установлено, что ОАО «ТЭЦ-Северная» в нарушении требований законодательства Российской Федерации в части предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов, не имеет плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти на эксплуатируемый объект, <данные изъяты> подземные емкости хранения дизельного топлива объемом <данные изъяты> м3 каждая.

 ОАО «ТЭЦ-Северная» произвела реконструкцию действующего опасного производственного объекта содорегенерационной котельной путем обустройства на ее территории подземного хранилища дизельного топлива, что подтверждено проектной документации.

 В связи с изложенным вышеуказанное подземное хранилище дизельного топлива входит в опасный производственный объект «Котельная ОАО «ТЭЦ-Северная» и имеет соответствующие признаки опасности.

 Тем самым в отношении подземного хранилища ОАО «ТЭЦ-Северная», обязана выполнять требования Федерального закона от 21.07.1997 №116 «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов», а также постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

 Кроме того, в таблице 3 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 №156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», определено, что разлив светлых нефтепродуктов (дизельное топливо) массой 10 тонн и более на мелкотонажных хранилищах на площадке с твердым покрытием относится к чрезвычайной ситуации. Также относится к чрезвычайной ситуации разлив светлых нефтепродуктов массой 5 тонн и более с автоцистерн на площадке с твердым покрытием.

 ОАО «ТЭЦ-Северная» эксплуатирует хранилище нефтепродуктов - <данные изъяты> емкости объемом каждой <данные изъяты> м3 . Прогнозируемый разлив нефтепродуктов составляет 100% максимальной емкости хранения, в соответствии с п. 2 основных требований утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Таким образом, расчетный разлив при эксплуатации хранилища будет составлять <данные изъяты> м3, при плотности ДТ <данные изъяты> кг/м3 масса разлива равна <данные изъяты> тонн (нижний уровень разлива 10 тонн).

 Прогнозируемый разлив с автоцистерны объемом <данные изъяты> м3 составляет 100 % емкости цистерны. Масса разлива равна <данные изъяты> тонны при нижнем уровне разлива <данные изъяты> тонн.

 Указанные нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются существенными и недопустимыми, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью населения, проживающего на территории данного муниципального образования, а также других лиц, находящихся на территории Трусовского района г. Астрахани.

 Доводы представителей ответчика о том, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предприятием ОАО «ТЭЦ - Северная» обеспечена организация и проведение аварийно - спасательных и других неотложных мер в случае чрезвычайной ситуации. Заключен договор с профессиональной аварийно -спасательной службой <данные изъяты> для ликвидации чрезвычайных аварийных ситуаций, вызванных производственной деятельностью. Разработан «План локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах ОАО «ТЭЦ - Северная», согласованный с ОАО «Астраханьгазсервис» от ДД.ММ.ГГГГ, суд не может принять во внимание, поскольку правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Обязанности должностных лиц и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.

 Согласно Приказа МЧС России от 28.12.2004 №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» п.2 установлено, что Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов (далее - организации).

 В ходе проведения проверки должностным лицом прокуратуры Трусвоского района г.Астрахани выявлены нарушения, допущенные ОАО «ТЭЦ-Северная», в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно ОАО «ТЭЦ-Северная» не имеет плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти на эксплуатируемый объект.

 ОАО «ТЭЦ-Северная», согласно Устава учреждено в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и в своей деятельности занимается любым видом деятельности, не запрещенным законом, имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, осуществляет складирование и оказание услуг по хранению жидкого топлива (мазута, масел) т. е. эксплуатирует объект, подземные емкости хранения дизельного топлива, следовательно обязано соблюдать законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ОАО «ТЭЦ-Северная» обязано иметь план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии п.2 Приказа МЧС России от 28.12.2004 года №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

 Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции, основанной на положениях статей 3, 10, 12, 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ( в ред. от 21.07.2014), статей 4, 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ (в ред. от 2.07.2013), издало ряд постановлений, в которых, в частности, определило порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по нормативно-правовому регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Реализуя свои полномочия, МЧС России утвердило Правила, установившие общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, определило порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

 Распространение действия этих Правил на организации, независимо от форм собственности, осуществляющие хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая ОАО «ТЭЦ-Северная», не является произвольным, основано на нормах вышеназванных Федеральных законов, устанавливающих обязанность организаций планировать мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и принятых в их развитие постановлений Правительства Российской Федерации.

 В пункте 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (в редакции от 15.02.2014) во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе планов организаций.

 В целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, необходимо разрабатывать план по предупреждению и ликвидации разливов нефти.

 В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Трусовского района г. Астрахани о возложении на ОАО «ТЭЦ –Северная» обязанности по разработки плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов.

 Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Суд приходит к выводу о взыскании с ответчика ОАО «ТЭЦ-Северная» в доход местного бюджета, государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Иск прокурора Трусовского района г. Астрахани в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «ТЭЦ Северная» о возложении обязанности разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов, удовлетворить.

 Возложить обязанность на ОАО «ТЭЦ-Северная» разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов.

 Взыскать с ОАО «ТЭЦ Северная» в доход местного бюджета государственную пошлину в размер <данные изъяты> рублей.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд города Астрахани в течение одного месяца с момента составления мотивированного текста решения.

 Судья: Е.А.Чернышева

 На момент опубликования решение не вступило в законную силу.