ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1712/2022 от 29.06.2022 Тюменского районного суда (Тюменская область)

УИД: 72RS0021-01-2022-000742-03

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 29 июня 2022 года

дело № 2-1712/2022

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Мироновой В.Б.,

при секретаре Культаевой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюменского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тюменского муниципального района, Администрации Богандинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области об обязании привести участок дороги в соответствие с требованиями СНиП, обустроить подъездные пути, места стоянки и остановки общественного транспорта необходимого количества разворотных площадок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменского района обратился в суд с иском к ответчикам в интересах неопределенного круга лиц об обязании привести участок дороги в соответствие с требованиями СНиП, обустроить подъездные пути, места стоянки и остановки общественного транспорта необходимого количества разворотных площадок. Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по обращению Н.В. и других заявителей по организации движения общественного транспорта к ТСН «Каштырлинка» и СНТ «Черемушки». В ходе проверки установлено, что в связи с реконструкцией федеральной автомобильной дороги Р-402 «Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск» (на участках Р-402 км 10+360 – км 17+200, км 17+200 – км 28+370 и км 28+730 – 39+000), осуществляемой на основании государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и 0, ограничено движение общественного транспорта к товариществам ввиду ликвидации близлежащих остановочных пунктов. Согласно информации администрации Тюменского муниципального района, текущее состояние дороги не позволяет организовать транспортное обслуживание СНТ, в связи с тем, что необходимо выполнить устройство разворотной площадки с остановочными пунктами. В целях оперативного решения проблемы местного населения, членов СНТ, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главного управления строительства Тюменской области, ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог», администрацию Тюменского муниципального района направлена информация о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение товариществ транспортным сообщением. В соответствии с информацией администрации от ДД.ММ.ГГГГ, оценка стоимости работ возможна после приведения в соответствие градостроительной документации и оформления права пользования земельным участком, ориентировочный срок проведения работ – до конца 2023 года. Между тем, граждане (преимущественно пенсионеры) вынуждены преодолевать значительное расстояние в условиях, не отвечающих требованиям безопасности (вдоль проезжей части федеральной автомобильной дороги). Указанное создает угрозу жизни и здоровью граждан, что является недопустимым и требует оперативного решения путем принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение СНТ транспортным сообщением. Длительные сроки разрешения сложившейся ситуации создают угрозу жизни и здоровью граждан, что является недопустимым и требует оперативного решения путем принятия дополнительных и оперативных мер, направленных на обеспечение СНТ транспортным сообщением. По результатам проведенной прокуратурой района повторной проверки в адрес администрации Тюменского муниципального района прокурором внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Из информации, поступившей в прокуратуру района по результатам рассмотрения представления не следует, что проблема транспортного сообщения СНТ разрешена в полном объеме и нарушения законодательства о безопасном дорожном движении устранены. Как следует материалов проверки, в настоящее время организация транспортного обслуживания жителей автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок не представляется возможной в связи с несоответствием дороги, обеспечивающей подъезд в СНТ, требованиям безопасности дорожного движения, в частности: отсутствие разворотной площадки (требование п.11.11 Свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»); отсутствие остановочного пункта (требование ст.19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п.10 Приказа Минтранса России от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»); несоответствие категории автомобильной дороги «Подъезд к СНТ «Черемушки», на которой планируется регулярное автобусное сообщение, требуемым параметрам автомобильной дороги (п.4.9 Свода правил СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», таблицы 1 п.5.1.3, таблицы 3 п.5.3.2 Свода правил СП 243.1326000.2015 «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения»); автомобильная дорога «Подъезд к СНТ «Черемушки» имеет ширину проезжей части 4м. (несоответствие приказу Минтранса России от 15.01.20214 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом»).

Результаты обследования дорожных условий были направлены в Главное управление строительства Тюменской области (далее - ГУС ТО) для принятия решения об изменении межмуниципальных маршрутов, после рассмотрения которых было принято решение об отказе в изменении по причине несоответствия предлагаемых изменений требованиям Приказа Минтранса № 7. Также специалистами ГУС ТО было направлено уведомление об отказе в изменении межмуниципальных маршрутов и необходимости проведения мероприятий, направленных на устранение выявленных замечаний в адрес администрации Тюменского муниципального района. До настоящего времени уведомлений об устранении замечаний от администрации не поступало. В настоящее время: в соответствии с пунктами 4.9 - 4.10 Свода правил СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автомобилей: по длине одиночных автомобилей - до 12 м и автопоездов - до 20 м, по ширине - до 2,55 м, по высоте - до 4 м для дорог категорий I-IV. В соответствии с таблицей 1 Свода правил СП 243.1326000.2015 «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения» (далее - СП), «Подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, малым транспортным терминалам», на которых планируется регулярное автобусное сообщение, должны соответствовать параметрам автомобильной дороги категории IVБ-р. Исходя из определения термина автомобильные дороги категории IVБ-p, IVB-п - это двухполосные автомобильные дороги, служащие преимущественно для местного доступа, на которых движущиеся во встречном направлении грузовые автомобили на расстоянии видимости встречного автомобиля снижают расчетную скорость движения, а легковые автомобили разъезжаются со встречным грузовым автомобилем без снижения расчетной скорости. В соответствии с Таблицей-3 СП автомобильная дорога категории IVB-n должна состоять из двух полос движения, с шириной 3,0 м. Таким образом, регулярное автобусное сообщение может быть организовано на автомобильных дорогах категории 1-1V, с проезжей частью не менее 6 метров. Повторное обследование ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» и администрации Тюменского муниципального района и организации – перевозчика показало, что замечания, препятствующие надлежащей организации транспортного сообщения, не устранены - ширина проезжей части до 6 м. вместо 4 м. не обустроена, остановка общественного транспорта отсутствует, меры к обустройству подъездных путей не приняты, разворотной площадки нет. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Национальным стандартом Российской Федерации - ГОСТ Р 52766-2007. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Прокурор Тюменского района просит обязать администрацию Тюменского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решению суда в законную силу привести участок дороги от места примыкания к автомобильной дороге Р-402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск до территории товарищества собственников недвижимости «Каштырлинка» и Садового некоммерческого товарищества «Черемушки», расположенных на ул. 32 км. по Ялуторовскому тракту, пгт.Богандинский, Тюменский район, Тюменская область, в соответствие с требованиями п. 6.18 СНиП 2.07.01-89; обязать администрацию Тюменского муниципального района и администрацию Богандинского муниципального образования в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить подъездные пути, места стоянки и остановки общественного транспорта, необходимое количество разворотных площадок, до территории товарищества собственников недвижимости «Каштырлинка» и Садового некоммерческого товарищества «Черемушки», расположенных на ул. 32 км. по Ялуторовскому тракту, пгт.Богандинский, Тюменский район, Тюменская область.

Старший помощник прокурора Ялдышева Е.С. в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что граждане по настоящее время вынуждены рискуя своими жизнями преодолевать значительные расстояния до принадлежащих им земельных участков, по проезжей части, что недопустимо. Кроме того, просила учесть, что реальные действия по разрешению указанной проблемы производятся представителями ответчиков в период рассмотрения указанного дела судом, однако до настоящего времени проблема не решена, полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Богандинского МО Тюменского района Тюменской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика Администрации Тюменского муниципального района А.Ш. в судебном заседании требования иска не признала в полном объеме, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление в письменном виде, просила в удовлетворении требований отказать в полном объёме, поскольку работа со стороны ответчиков в указанном направлении ведется и вмешательство в самостоятельную деятельность органов местного самоуправления недопустимо.

Представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области А.И. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, по мотивам изложенным в возражениях на исковое заявление, дополнительно пояснила, что приведение участка дороги от места примыкания к автомобильной дороге Р – 402 до территории СНТ «Каштырлинка» и СНТ «Черемушки» в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения требует значительных временных затрат. Согласно информации администрации Тюменского муниципального района все необходимые действия по приведению участка дороги от места примыкания к автомобильной дороге № Р-402 до территории СНТ в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения администрацией Тюменского муниципального района осуществляются в настоящее время, кроме того, полагала, что принятие решения не ускорит процедуры, предусмотренные градостроительным, земельным, дорожным законодательством о закупках.

Представитель третьего лица ТСН «Каштырлинка» в судебном заседании И.А., А.М. в судебном заседании требования иска прокурора поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 238-240), дополнительно суду пояснили, что все инстанции в которые бы они не обращались, дают отписки и ссылаются на друг друга, в ином порядке восстановить свои нарушенные прав не имеют возможности с 2015 по настоящее время не имеют свободного и безопасного доступа к своим дачным земельным участкам.

Представитель третьего лица СНТ «Черемушки» в судебном заседании, в судебное заседание не явился, направили в суд отзыв на исковое заявление, просили требования иска удовлетворить.

Представитель третьего лица ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог», Департамента имущественных отношений Тюменской области, Департамента Лесного Комплекса Тюменской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Свидетель Н.В. в судебном заседании пояснила, что на сегодняшний день, начиная с 2015 года имеются проблемы в преодолении препятствий, чтобы добраться до дачи, приходится ходить пешком вдоль трассы, ездить с пересадками, для чего выходить из дома рано утром и только к обеду можно попасть на свой участок, указала, что остановка ранее была, но и ее убрали и теперь все пенсионеры вынуждены испытывать значительные неудобства.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, представителей третьих лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Данное исковое заявление направлено на защиту прав неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что к прокурору Тюменского района и прокурору Тюменской области обратились граждане СНТ «Черемушки» и ТСН «Каштырлинка» в связи с бездействием Администрации Тюменского муниципального района и Богандинского муниципального образования в связи с неисполнением ими норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ (ред от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относящих осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог местного значения к вопросам значения сельского поселения муниципального района.

В связи с реконструкцией участка автомобильной дороги Р402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск км 28+730 км 39+000 федерального значения, в настоящее время движение общественного транспорта к СНТ «Черемушки» и ТСН «Каштырлинка» ограничено из – за ликвидации близлежащих автобусных остановок.

По указанной проблеме члены указанных СНТ неоднократно обращались в органы власти, в результате чего получена информация о невозможности обустройства автобусных остановок на протяжении федеральной трассы в связи с необходимостью соблюдения норм безопасности дорожного движения.

В ответ на обращения получены ответы от представителей ответчиков, согласно которым органы власти предлагают пешее передвижение граждан от остановочного пункта с. Богандинское поворот «Килки» до садовых обществ протяженностью около 2х км по необустроенной обочине федеральной трассы, что угрожает их жизни и здоровью.

Таким образом, единственный способ обеспечить свободный и безопасный доступ граждан к дачным обществам, подтверждаемый Главным управлением строительства Тюменской области это обустройство подъезда к СНТ с целью организации заезда общественного транспорта на территорию СНТ для посадки и высадки пассажиров.

Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от 13.03.2017 № 188ро утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Тюменского муниципального района, согласно приложению № 1 к таковым относится в том числе, автомобильная дорога общего пользования местного значения Тюменского муниципального района п. 3 «Подъезд к СНТ «Черемушки» (л.д. 38).

Как установлено в судебном заседании подъезд к СНТ «Черемушки» и ТСН «Каштырлинка» является единым.

ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» и АО «ТОДЭП» заключен государственный контракт, предметом которого является в целях реализации программы дорожных работ подрядчик обязался выполнить работы по объекту «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск, участок км 28+730 км 39+000, Тюменская область, р.п. Винзили – п. Богандинский в соответствии с условиями контракта, окончание выполнения работ 20.12.2024, 20.11.2022 в 4 этапа.

Согласно сообщению Главного управления строительства Тюменской области от 16.12.2016 дорожные условия автомобильной дороги «Подъезд к СНТ «Черемушщки» не соответствует требованиям установленным Приказом № 7 (ширина проезжей части 4 метра). На автомобильной дороге V категории регулярное автобусное движение может быть организовано с использованием автобусов категории М 2 в соответствии с Реестром на межмуниципальном маршруте предусмотрено использование транспортных средств малого «Б» класса, которые относятся к категории автобусов – М3, установлен шлагбаум на въезде. Дорожные условия остановочного пункта СНТ «Черемушки» в прямом и обратном направлении движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту не позволяют осуществлять посадку – высадку пассажиров: отсутствуют оборудованный остановочный пункт, разворотная площадка. На основании п 1,2, 2.2.7. Порядка, принято решение об отказе в изменении межмуниципального маршрута. СНТ «Черемушки» и Администрации Тюменского муниципального района необходимо провести мероприятия, направленные на устранение выявленных замечаний в части их компетенции и вновь предоставить в адрес ГКУ ТО «УАД» заявление об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок в соответствии с порядком.

Из сообщения ФКУ «Уралуправтодор» от 21.12.2020 следует, что на участке автомобильной дороги в сторону г. Омск, заездного кармана к автобусной остановке находящейся в ведении ФКУ «Уралуправтодор» ранее не располагалось, что соответствует утвержденному проекту организации дорожного движения данной автомобильной дороги и водители маршрутных транспортных средств, в указанном месте останавливались по требованию пассажиров, нарушая требования ст. 11.33 Федерального закона от 30.12.2001 № 195- ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 26.07.2019). Существует остановочный комплекс только в обратном направлении на км 31+450 (слева).

С целью повышения безопасности дорожного движения, предотвращения появления потенциальных мест концентрации дорожно – транспортных происшествий, снижения количества и снижения смирности в результате ДТП, а также приведения дороги в нормативное состояние, с учетом существующей и перспективной интенсивности дорожного движения, на участке вышеуказанной автомобильной дороги км 28+730 – км 39+000 выполняются работы по реконструкции. Данные работы ведутся в соответствии с требованиями действующих в Российской Федерации норм и правил по проектированию и строительству автомобильных дорог, что подтверждено положительным заключением ФАУ «Гласное управление государственной экспертизы». Проектом по реконструкции вышеуказанного участка автомобильной дороги Р – 402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим- Омск была предусмотрена ликвидация существующих остановочных комплексов, строительство новых не предусмотрено.

В соответствии со ст. 30 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и наземным электрическим транспортном в Российской Федерации т о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций. В результате чего на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения устройство автобусных остановок вне населенных пунктов не предусмотрено.

Рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления на предмет строительства автобусных остановок непосредственно на территориях СНТ с организацией движения муниципальных автобусов до самих СНТ.

По информации ГКУ ТО «УАД» от 31.05.2021 в связи с проведением работ по реконструкции федеральных автомобильных дорог « 1Р-402 «Тюмень – Ишим – Омск» и «Р1 – 404» в настоящее время демонтированы остановочные комплексы.

Согласно акту от 08.08.2018 ГКУ ТО «УАД» дорожные условия автомобильной дороги общего пользования местного значения Тюменского муниципального района подъезд к СНТ «Черемушки» не позволяют осуществлять движение транспортных средств по межмуниципальным маршрутам (ширина автомобильной дороги не обеспечивает безопасный разъезд транспорта). Дорожные условия остановочного пункта «СНТ Черемушки» не позволяет осуществлять посадку – высадку пассажиров (отсутствует оборудованный остановочный пункт, разворотная площадка).

Из ответа Администрации Тюменского муниципального района от 21.10.2021 следует, что по результатам выезда определено место возможного размещения разворотной площадки с остановочным пунктом, для проведения данных мероприятий требуется внесение изменений в документы территориального планирования, правила землепользования и застройки Богандинского муниципального образования Тюменского муниципального образования Тюменского муниципального района, проведение общественных обсуждений при изменении градостроительной документации и последующее получение земельного участка в пользование муниципального образования, ориентировочный срок оформления земельного участка до конца 2022 года. Стоимость проведения работ по устройству разворотной площадки с остановочным пунктом может быть определена после приведения в соответствие градостроительной документации и получения в пользование земельного участка, при этом ориентировочный срок проведения работ будет составлять до конца 2023 года.

Согласно сообщению ГУС ТО от 27.10.2021 «О транспортном сообщении СНТ «Каштырлинка» и СНТ «Черемушки» организация транспортного обслуживания жителей проживающих на территории СНТ, автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок не представляется возможной в связи с несоответствием дороги, обеспечивающей подъезд к СНТ, требованиям безопасности дорожного движения, предусмотренным действующим законодательством. В дополнение в сообщении указано, что государственной программой Тюменской области «Развитие транспортной инфраструктуры», утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 21.12.2018 № 530-п выделение денежных средств в бюджет Администрации Тюменского муниципального района в 2021 – 2023 годах на указанные цели не предусмотрены.

Прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры области от 23.11.2021 проведена проверка по обращению Н.В. и других заявителей по организации движения общественного транспорта к ТСН «Каштырлинка» и СНТ «Черемушки» (далее – Товарищества, СНТ), в ходе которой установлено следующее.

В связи с реконструкцией федеральной автомобильной дороги Р-402 «Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск» (на участках Р-402 км 10+360 – км 17+200, км 17+200 – км 28+370 и км 28+730 – 39+000), осуществляемой на основании государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и 0, ограничено движение общественного транспорта к товариществам ввиду ликвидации близлежащих остановочных пунктов.

Согласно информации администрации Тюменского муниципального района, текущее состояние дороги не позволяет организовать транспортное обслуживание СНТ, в связи с тем, что необходимо выполнить устройство разворотной площадки с остановочными пунктами.

В целях оперативного решения проблемы местного населения, членов СНТ, прокуратурой района 05.10.2021 в адрес Главного управления строительства Тюменской области, ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог», администрацию Тюменского муниципального района направлена информация о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение товариществ транспортным сообщением.

В соответствии с информацией администрации от ДД.ММ.ГГГГ, оценка стоимости работ возможна после приведения в соответствие градостроительной документации и оформления права пользования земельным участком, ориентировочный срок проведения работ – до конца 2023 года.

Между тем, граждане (преимущественно пенсионеры) вынуждены преодолевать значительное расстояние в условиях, не отвечающих требованиям безопасности (вдоль проезжей части федеральной автомобильной дороги). Указанное создает угрозу жизни и здоровью граждан, что является недопустимым и требует оперативного решения путем принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение СНТ транспортным сообщением.

В свою очередь, в силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Длительные сроки разрешения сложившейся ситуации создают угрозу жизни и здоровью граждан, что является недопустимым и требует оперативного решения путем принятия дополнительных и оперативных мер, направленных на обеспечение СНТ транспортным сообщением.

По результатам проведенной прокуратурой района повторной проверки в адрес администрации Тюменского муниципального района прокурором внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Из информации, поступившей в прокуратуру района по результатам рассмотрения представления не следует, что проблема транспортного сообщения СНТ разрешена в полном объеме и нарушения законодательства о безопасном дорожном движении устранены.

Согласно ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В силу ч.2 ст.11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

В соответствии с п.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; - принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 5 Закона № 257-ФЗ определено понятие элементов обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и др. нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В силу п. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 ст. 3 указанного выше Закона, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Исходя из положений ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Тюменского муниципального района и муниципальных образований, входящих в его состав, утвержденного распоряжением администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГро, автомобильная дорога, по которой осуществляется подъезд к СНТ, находится в сводном перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Тюменского муниципального района.

В силу абз.«в» пп.4 п.4 Приказа Министерства транспорта РФ «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» от 16.11.2012 № 402 (зарегистрировано в Минюсте 24.05.2013 № 28505) определено, что к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся в том числе, работы по устройству недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями.

Как следует материалов проверки, в настоящее время организация транспортного обслуживания жителей автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок не представляется возможной в связи с несоответствием дороги, обеспечивающей подъезд в СНТ, требованиям безопасности дорожного движения, в частности: отсутствие разворотной площадки (требование п.11.11 Свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»); отсутствие остановочного пункта (требование ст.19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п.10 Приказа Минтранса России от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»); несоответствие категории автомобильной дороги «Подъезд к СНТ «Черемушки», на которой планируется регулярное автобусное сообщение, требуемым параметрам автомобильной дороги (п.4.9 Свода правил СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», таблицы 1 п.5.1.3, таблицы 3 п.5.3.2 Свода правил СП 243.1326000.2015 «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения»); автомобильная дорога «Подъезд к СНТ «Черемушки» имеет ширину проезжей части 4м. (несоответствие приказу Минтранса России от 15.01.20214 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом»).

Результаты обследования дорожных условий были направлены в Главное управление строительства Тюменской области (далее - ГУС ТО) для принятия решения об изменении межмуниципальных маршрутов, после рассмотрения которых было принято решение об отказе в изменении по причине несоответствия предлагаемых изменений требованиям Приказа Минтранса № 7.

Также специалистами ГУС ТО было направлено уведомление об отказе в изменении межмуниципальных маршрутов и необходимости проведения мероприятий, направленных на устранение выявленных замечаний в адрес администрации Тюменского муниципального района.

В настоящее время: в соответствии с пунктами 4.9 - 4.10 Свода правил СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автомобилей: по длине одиночных автомобилей - до 12 м и автопоездов - до 20 м, по ширине - до 2,55 м, по высоте - до 4 м для дорог категорий I-IV. В соответствии с таблицей 1 Свода правил СП 243.1326000.2015 «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения» (далее - СП), «Подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, малым транспортным терминалам», на которых планируется регулярное автобусное сообщение, должны соответствовать параметрам автомобильной дороги категории IVБ-р. Исходя из определения термина автомобильные дороги категории IVБ-p, IVB-п - это двухполосные автомобильные дороги, служащие преимущественно для местного доступа, на которых движущиеся во встречном направлении грузовые автомобили на расстоянии видимости встречного автомобиля снижают расчетную скорость движения, а легковые автомобили разъезжаются со встречным грузовым автомобилем без снижения расчетной скорости. В соответствии с Таблицей-3 СП автомобильная дорога категории IVB-n должна состоять из двух полос движения, с шириной 3,0 м. Таким образом, регулярное автобусное сообщение может быть организовано на автомобильных дорогах категории 1-1V, с проезжей частью не менее 6 метров.

Повторное обследование ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» и администрации Тюменского муниципального района и организации – перевозчика показало, что замечания, препятствующие надлежащей организации транспортного сообщения, не устранены - ширина проезжей части до 6 м. вместо 4 м. не обустроена, остановка общественного транспорта отсутствует, меры к обустройству подъездных путей не приняты, разворотной площадки нет.

Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Национальным стандартом Российской Федерации - ГОСТ Р 52766-2007. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Указанные обстоятельства подтверждены: обращениями к прокурору Тюменского района и Прокурору Тюменской области граждан: И.А., Н.В., В.М., Н.Е., А.М., А.П.

Разрешением на использование земель в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта от 24.03.2022 № 121-р-ТР Департаментом имущественных отношений Тюменской области решено: разрешить Администрации Тюменского муниципального района использование земель площадью 5 955 кв.м. в соответствии со схемой границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, местоположение земель: Тюменская область, Тюменский район, Богандинское МО, район СНТ «Каштырлинка» сроком на 1 год разрешается размещение объектов при условии соблюдения прав и законных интересов лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектом, для которого установлена охранная зона, либо осуществляющих эксплуатацию названного объекта; размещение должно соответствовать требованиям и правилам благоустройства территории Богандинского муниципального образования требованиям иных нормативных актов Российской Федерации и Богандинского муниципального образования.

Приказом ГУС ТО от 10.04.2019 обусловлена обязанность в срок до 31.12.2019 обеспечить подготовку проекта внесения изменений в Генеральный план и опубликование приказа в срок не позднее 15.04.2019 согласование проекта внесения изменений в Генеральный план в соответствии со ст. 25 ГрКРФ.

Во исполнение приказа предоставлены документы: сводное заключение о согласии с проектом внесения изменений в генеральный план Богандинского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области от 07.05.2021, копия протокола общественных слушаний от 30.12.2021, копия заключения о результатах общественных слушаний от 19.01.2022, копия сводного заключения и несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план Богандинского МО от 03.12.2021, копия приказа о создании согласовательной комиссии от 17.12.2021, копия сообщения о рассмотрении проекта внесения изменений в генеральный план от 20.12.2021.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 257) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 34 ФЗ № 257 установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Правовой режим земель в соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок которого устанавливаются Федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.

Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области (далее - Управление) от 16.10.2017 № 083-р утверждён генеральный план Богандинского МО, в соответствии с которым Земельный участок расположен в границах населённого пункта и отнесён к функциональным зонам - зона инженерной и транспортной инфраструктуры, зона сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Управления о 20.02.2018 № 021-р утверждены правила землепользования и застройки Богандинского МО, в соответствии с которыми Земельный участок отнесён к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также частично расположен на землях лесного фонда и в территориальной зоне ведения садоводства и огородничества (СХЗ).

Согласно ст. 30 ГрК РФ виды разрешённого использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Этой же статьей установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не установлены, определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

К основным видам разрешённого использования Земельного участка в зоне СХЗ отнесено осуществление деятельности, связанной с ведением огородничества, садоводства и коммунальным обслуживанием.

Таким образом, генеральный план, правила землепользования и застройки Богандинского МО не предусматривали размещение подъездных путей, мест стоянки и остановки общественного транспорта, разворотных площадок.

Администрацией были проведены мероприятия по внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования Богандинского МО, в соответствии со ст. ст. 9, 24, 25 ГрК РФ.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст. 31, 32 ГрК РФ.

В соответствии с ч.3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учётом положений Г рК РФ проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.

Администрацией были проведены публичные слушания и общественные обсуждения по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки Богандинского МО.

В адрес Администрации поступило письмо Управления от 25.11.2021 о проведении общественных обсуждений по проекту генерального плана Богандинского МО.

По результатам проведённых общественных обсуждений и с соблюдением норм права, распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ-р были внесены изменения в генеральный план Богандинского МО.

В адрес Администрации поступило письмо Управления от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости проведения общественных обсуждений по проекту о внесение изменений в правила землепользования и застройки Богандинского МО.

По результатам проведённых общественных обсуждений и с соблюдением норм права, распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ-р были внесены изменения в правила землепользования и застройки Богандинского МО. Земельный участок расположен в территориальной зоне предназначенной для ведения садоводства (СХ4), где градостроительным регламентом к основным видам разрешённого использования Земельного участка отнесено садоводство, ведение садоводства, предоставление коммунальных услуг, земельные участки общего назначения, улично-дорожная сеть, что подтверждается фрагментом карты правил землепользования и застройки Богандинского МО.

Земельный участок, на котором планируется осуществление дорожной деятельности, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Администраций ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента имущественных отношений Тюменской области было направлено заявление о выдаче разрешения на использования земель.

В адрес Администрации ДД.ММ.ГГГГ поступило разрешение Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ-р-ТР на использование земель площадью 5955 кв.м, в соответствии со схемой границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, являющейся приложением к настоящему разрешению. Местоположение земель: Тюменская область, Тюменский район, Богандинское МО, район СНТ «Каштырлинка».

Администрация вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и производить расчёты за товары, работы и услуги только в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ ).

Как установлено в судебном заседании в настоящее время подготовлена закупочная документация на проведение закупки в электронной форме по определению подрядной организации на выполнение работ по обустройству подъездных путей, места стоянки и остановки общественного транспорта, разворотных площадок на Земельном участке.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Служба заказчика Тюменского района» и ООО «Дор - Сервис» заключен муниципальный контракт -ЭА/22 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения Тюменского муниципального района, в график оплаты выполненных работ п. 2 включен подъезд к СНТ «Черемушки» Богандинское МО, составлен локальный сметный расчет срок комплекса выполнения работ по контракту – с даты заключения контракта – ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время в план-график закупок товаров, работ, услуг на 2022 финансовый год и на плановый период 2023 и 2024 годов (в части закупок, предусмотренных пунктом 1 ч.2 ст. 84 ФЗ № 44) включено выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения Тюменского муниципального района. Локальный сметный расчёт (смета ), наименование стройки — ремонт автомобильных дорог местного значения, наименование конструктивного решения - подъезд к СНТ «Черёмушки», Богандинское МО.

Как установлено судом, единственный способ обеспечить свободный и безопасный доступ граждан к дачным обществам, подтверждаемый Главным управлением строительства Тюменской области это обустройство подъезда к СНТ с целью организации заезда общественного транспорта на территорию СНТ для посадки и высадки пассажиров.

Суд находит доводы представителя ответчика заслуживающими внимания о том, что для реализации требований прокурора требуется большая и длительная затратная работа, однако как подтвердила представитель ответчика, основная работа уже выполнена, заключен контракт, необходимо планирование бюджета.

Суд учитывает и то обстоятельство, что, граждане (преимущественно пенсионеры) вынуждены преодолевать значительное расстояние в условиях, не отвечающих требованиям безопасности (вдоль проезжей части федеральной автомобильной дороги).

Длительные сроки разрешения сложившейся ситуации создают угрозу жизни и здоровью граждан, что является недопустимым и требует оперативного решения путем принятия дополнительных и оперативных мер, направленных на обеспечение СНТ транспортным сообщением.

Таким образом, с учетом того, что имеет место длящееся нарушение прав граждан, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Тюменского района.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Тюменского района удовлетворить.

Обязать администрацию Тюменского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести участок дороги от места примыкания к автомобильной дороге Р-402 Тюмень – Ялуторовск - Ишим – Омск до территории товарищества собственников недвижимости «Каштырлинка» и Садового некоммерческого товарищества «Черемушки», расположенных на ул. 32 км по Ялуторовскому тракту, пгт. Богандинский, Тюменский район, Тюменская область, в соответствие с требованиями п. 6.18. СНиП 2.07.01.-89.

Обязать администрацию Тюменского муниципального района, администрацию Богандинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить подъездные пути, места стоянки и остановки общественного транспорта, необходимое количество разворотных площадок, до территории товарищества собственников недвижимости «Каштырлинка» и Садового некоммерческого товарищества «Черемушки», расположенных на 32 км по Ялуторовскому тракту, пгт. Богандинский, Тюменский район, Тюменская область.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Председательствующий В.Б. Миронова

Мотивированное решение изготовлено 06.07.2022 года.