ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1713/18 от 16.07.2019 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-208/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2019 года

город Волхов

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,

при секретаре Сергеевой Л. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. ******» об обязании совершить определенные действия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения,

у с т а н о в и л:

Волховский городской прокурор Ленинградской области обратился в Волховский городской суд Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Российский государственный педагогический университет им А. ******» (далее ФГБОУ ВО «РГПУ им. ******») и с учетом уточненных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) требований, просил:

обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени ******» установить в Волховском филиале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет имени ******» в двух учебных корпусах систему видеонаблюдения в течение года после вступления решения суда в законную силу.

Истец в обоснование требований указал, что Волховской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области от 24.10.2018 №21-03-2018 «О проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности обучающихся образовательных организаций» проведена проверка в Волховском филиале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет имени ******» (далее - Университет) исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся в образовательных организациях.

В ходе проверки, установлено отсутствие системы видеонаблюдения в помещении Волховского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет имени ******».

В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, пп. 4 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», ст. 2 Федерального закона от 28.12.2012 №390-ФЗ «О безопасности», п.п. 10, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2001 года № 365/10, приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения, организации профессионального образования (среднего, высшего, дополнительного).

С учетом вышеприведенных правовых норм, установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности в местах массового пребывания людей, а также является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей образовательного учреждения.

Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении учащихся.

Осуществление деятельности образовательных учреждений при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Протокольным определением суда от 19 марта 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (том 2 л.д. 21 (оборот)).

Протокольным определением суда от 29 апреля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области (том 2 л.д. 44 (оборот)).

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Супрунов Э. А. уточненные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности № ****** от 09.01.2019 (том 2 л.д. 2), в судебном заседании требования прокурора не признала, полагала, что они не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Представители третьих лиц Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Суд, с согласия процессуального истца помощника Волховского городского прокурора Супрунова Э. А., представителя ответчика ФИО1, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участвующего в деле прокурора Супрунова Э. А., представителя ответчика ФИО1, приходит к следующему.

Установлено, что Волховской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области от 24.10.2018 №21-03-2018 «О проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности обучающихся образовательных организаций» проведена проверка в Волховском филиале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет имени ******» (далее - Университет) исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся в образовательных организациях.

В ходе проверки, установлено отсутствие системы видеонаблюдения в помещении Волховского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет имени ******» (том 1 л.д.11-13).

Согласно Уставу ФГБОУ ВО «РГПУ им. ******» (далее Университет) Университет является унитарной некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных, научных, социальных и культурных функций.

Университет обеспечивает необходимые условия, в том числе социальную, культурную, спортивную и рекреационно-оздоровительную инфраструктуру для обучения, профессиональной деятельности, научных исследований, экспериментальных разработок, опытно-конструкторских и технологических работ, творческого развития и сохранения здоровья обучающихся (п. 1.8).

Университет проводит и обеспечивает необходимые мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.11) (том 1 л.д. 18-20).

Установлено, что здания учебных корпусов № ****** и № ****** Волховского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет имени ******» расположены по адресу ******, являются собственностью МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области и переданы в безвозмездное пользование Университету на основании договора № ****** от 05.10.2000 (том 2 л.д. 25-43).

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Статьей 2 указанного федерального закона установлены основные принципы противодействия терроризму, к числу которых относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма и их соразмерности степени террористической опасности.

Из подпункта "д" пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).

В соответствии с частью 1 статьи 42 того же федерального закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

В целях унификации действующего законодательства положения части 2 упомянутой статьи предусматривают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до вступления данного федерального закона в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно положениям пункта 2 части 6 и части 7 статьи 28 приведенного федерального закона образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии пунктом 2 части 3 той же статьи к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно пункту 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения", являющихся актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения, организации профессионального образования (среднего, высшего, дополнительного).

В силу п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются, в том числе системой видеонаблюдения.

Вопреки доводам представителя ответчика ФИО1, о распространение Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Свода правил на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий не исключает обязанность образовательного учреждения принимать все меры для обеспечения безопасности пребывания в нем учащихся, в том числе несовершеннолетних, их родителей и работников образовательного учреждения.

При этом необходимо учитывать, что положения статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" действительно предусматривают, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Аналогичную норму содержит СП 118.13330.2012.

Установление названными федеральным законом и СП ограничений в применении требований к зданиям и сооружениям обусловлено тем, что для выполнения ряда требований необходима реконструкция здания или сооружения, либо выполнение их капитального ремонта.

Вместе с тем, выполнение работ по установке системы видеонаблюдения ни в какой степени не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом зданий учебных корпусов № ****** и № ****** Волховского филиала ФГБОУ ВО «РГПУ им. ******».

Доводы представителя ответчика ФИО1 о том, что в целях минимизации совершения террористических актов в зданиях учебных корпусов Волховского филиала ФГБОУ ВО «РГПУ им. ******» предприняты меры антитеррористической и пожарной безопасности, не являются основанием для отказа в иске прокурора, поскольку отсутствие постоянного видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, так как не обеспечивается постоянный контроль и предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что, в свою очередь, может способствовать совершению противоправных действий в отношении учащихся, работников учреждения. Достижение полной антитеррористической защищенности может быть осуществлено лишь при комплексном функционировании всех предусмотренных законодательством мер антитеррористической направленности.

Отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования зданий учебных корпусов системой видеонаблюдения, основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Факт отсутствия в текущем году финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности не может служить основанием для несоблюдения требований перечисленных выше нормативных правовых актов.

Кроме того, еще приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Таким образом, действующее законодательство не связывает выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

С учетом изложенного, суд, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Если у ответчика имеются обстоятельства, препятствующие исполнению решения в установленный срок, он не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. ******» установить в двух учебных корпусах Волховского филиала ФГБОУ ВО «РГПУ им. ******», расположенных по адресу: ******, систему видеонаблюдения в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.

Мотивированное решение составлено с учетом выходных дней 22 июля 2019 года.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.