№2-1714/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2014 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе
председательствующего судьи Макаровой О.В.,
при секретаре Ларионове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации г. Орла, Департаменту образования и молодежной политики Орловской области об обязании предоставить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратились в суд с иском к Администрации г. Орла, Департаменту образования и молодежной политики Орловской области об обязании предоставить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья. В обоснование исковых требований истицы указали, что семья Б-ных была включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГ.», что подтверждается свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение жилья серии <данные изъяты> №№***. Постановлением Администрации г. Орла № №*** от ДД.ММ.ГГ. семья Б-ных была признана нуждающейся в жилом помещении. Согласно условиям указанной программы истцам должна быть предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> на приобретение жилья на территории Орловской области. Срок действия сертификата до ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ истцами был открыт банковский счет для получения социальной выплаты на приобретение жилья. В ДД.ММ.ГГ. у семьи Б-ных появилась возможность приобрести жилое помещение, в связи с чем, ФИО3 обратилась в Администрацию. г. Орла с просьбой предоставить денежные средства в счет социальной выплаты. ДД.ММ.ГГ. был получен ответ, что денежные средства отсутствуют. В настоящее время в Сбербанке РФ предварительно одобрен кредит на приобретение готового жилья. Таким образом, без предоставления социальной выплаты у семьи Б-ных отсутствует возможность для приобретения жилья. Просили суд, обязать Администрацию г. Орла, Департамент образования и молодежной политики Орловской области предоставить социальную выплату на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГ. о праве получения социальных выплат на приобретение жилья в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истцы ФИО7 исковые требования уточнили и просили суд обязать Администрацию г. Орла, Департамент образования и молодежной политики Орловской области предоставить ФИО4 денежные средства в счет социальной выплаты на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГ. о праве получения социальных выплат на приобретение жилья в размере <данные изъяты> путем перечисления данной социальной выплаты на расчетный счет № №*** открытый на имя ФИО1 в <данные изъяты>» после государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения.
Представитель ответчика Администрации г. Орла, представитель ответчика Департамента образования и молодежной политики Орловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования к Администрации г. Орла подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, долгосрочной областной программой «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 03.08.2010 г. №286, долгосрочной муниципальной целевой
программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-
2015 годы», утв. постановлением администрации города Орла от 20.07.2011 года №2253, регламентирован порядок предоставления меры государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно программе, основными источниками финансирования являются:
-средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы),
-средства бюджета Орловской области и местных бюджетов;
-средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты;
-средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
В соответствии с разделом VI Долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» субсидия из бюджета Орловской области местным бюджетам предоставляются на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам программы.
Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.
В силу п. 35 Постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 г. N 286 (ред. от 10.06.2013 г.) "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 -2015 годы" для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.
В договоре купли-продажи указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В договоре с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы, указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) уполномоченной организации и ее банковского счета (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья».
В соответствии с п. 40 Постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 г. N 286 (ред. от 10.06.2013) "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.
В соответствии с п-п 2-3 Правил предоставления социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2012 года № 520 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 - 2020 годы» право молодой семьи - участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы» государственной программы «Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом — свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, которое не является ценной бумагой.
Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления на основании решения о включении молодой семьи в список участников в соответствии с выпиской из утвержденного Правительством Орловской области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В соответствии с пп. 34-35 Правил молодая семья - распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории муниципального образования, орган местного самоуправления которого включил молодую семью - участника в список участников на получение социальной выплаты.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Молодые семьи — участники могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
Для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей — участников по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ФИО5., являются участниками долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», что подтверждается свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение жилья серии <данные изъяты> № №***.
Постановлением Администрации г. Орла № №*** от ДД.ММ.ГГ. семья Б-ных признана нуждающейся в жилом помещении.
Согласно приложению к постановлению правительства Орловской области № №*** от ДД.ММ.ГГ. семье Б-ных (п. 101 приложения) распределена субсидия, предоставляемая из областного и федерального бюджетов на софинансирование расходных обязательств местным бюджетам на предоставление социальных выплат молодым семьям – участникам областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы»
ДД.ММ.ГГ истицей ФИО1 был открыт банковский счет в <данные изъяты> для получения социальной выплаты на приобретение жилья.
Согласно материалам гражданского дела во исполнение постановления Правительства Орловской области от 26 сентября 2013 года № 331 «О распределении субсидий, предоставляемых из областного и федерального бюджетов на софинансирование расходных обязательств местным бюджетам на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в 2013 году» Департаментом образования и молодежной политики Орловской области были доведены лимиты бюджетных обязательств администрации города Орла в сумме <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> - средства федерального бюджета для софинансирования социальных выплат молодым семьям.
В соответствии с соглашением № 100/1008820/01 от 14 октября 2013 года «О предоставлении в 2013 году субсидии Департаментом образования и молодежной политики Орловской области из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Орёл» Орловской области на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-2015 годы» Департамент перечислил из областного бюджета бюджету г. Орла на единый счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета г. Орла, субсидию в размере <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета. Указанные средства были перечислены на счет Администрации города Орла в полном объеме.
На основании пп. 3.3. п. 3. Соглашения Администрация обязуется произвести выдачу свидетельств молодым семьям в ДД.ММ.ГГ и обеспечить целевое, своевременное и полное использование средств областного и федерального бюджета в соответствии с условиями Программы.
По состоянию на ДД.ММ.ГГ средства областного бюджета предназначенные для софинансирования социальных выплат молодым семьям были перераспределены и перечислены на счет администрации г. Орла в полном объеме.
В соответствии с бюджетным законодательством остатки целевых средств, не использованные в текущем финансовом году, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов по согласованию с Департаментом финансов Орловской области.
Остаток средств субсидии, предоставленной администрации г. Орла в ДД.ММ.ГГ, для софинансирования социальных выплат молодым семьям, получившим свидетельства в ДД.ММ.ГГ и не реализовавшим свое право по состоянию на ДД.ММ.ГГ составил <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> средства бюджета Орловской области.
В соответствие со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом. Финансовым органом Орловской области, устанавливающим порядок завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году является Департамент финансов Орловской области.
В целях утверждения порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году Департаментом финансов Орловской области был утвержден приказ Департамента финансов Орловской области от 9 декабря 2013 года № 712 «Об утверждении Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году».
Согласно пп. 4 п. 2. Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году, утвержденного Приказом Департамента финансов Орловской области от 9 декабря 2013 года № 712, финансовые органы муниципальных образований в течение первых пяти рабочих дней 2014 года возвращают межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий и субвенций, имеющих целевое назначение и неиспользованные в текущем финансовом году, на лицевые счета главных администраторов доходов бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств, из бюджета которого были предоставлены целевые средства.
В нарушение вышеуказанной нормы, администрация города Орла осуществила возврат средств субсидии на обеспечение жильем молодых семей 30 декабря 2013 года.
В результате возврата, кассовое исполнение лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту образования и молодежной политики Орловской области в 2013 году, было произведено не в полном объеме. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования 2013 года, не подтвержденные кассовыми расходами, прекратили свое действие 31 декабря 2013 года.
Предоставление Администрации дополнительной субсидии в размере <данные изъяты> в пределах бюджетных ассигнований 2014 года, утвержденных Департаменту, в настоящее время не представляется возможным по причине того, что средства областного бюджета в 2014 году предусмотрены для предоставления социальных выплат молодым семьям, изъявившим желание получить социальную выплату в 2014 году.
Таким образом, организация работы по выдаче свидетельств молодым семьям, а так же перечисление средств социальных выплат на банковские счета участников Программы в счет оплаты части договора купли-продажи семьи истца находится в компетенции администрации г. Орла. Право на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках Программы предоставила истцам администрация г. Орла.
Департамент образования и молодежной политики Орловской области в рамках своей компетенции и в соответствии с Правилами в правовые отношения с истцом не вступал, соответственно не нарушал прав истца в получении социальной выплаты. Обязанность по перечислению Администрации г. Орла субсидии из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств по предоставлению социальных выплат семье истца Департамент выполнил в полном объеме, субсидия была перечислена на счет администрации в полном объеме в установленном порядке.
В соответствии с пп. 6.1. п. 6. Соглашения ответственность за нецелевое использование выделенных субсидий и другие нарушения бюджетного законодательства несет получатель субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом состава семьи размер социальной выплаты истцам должен составить <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством.
Согласно программе предусмотрено финансирование из федерального бюджета <данные изъяты>%, областного бюджет <данные изъяты>%, местного бюджета <данные изъяты>%.
Как следует из извещения <данные изъяты>. принято предварительное решение о возможности предоставления жилищного кредита на приобретение жилья.
Таким образом, не предоставление социальной выплаты истцам препятствует им в приобретении жилого помещения. Кроме того, по истечению действия сертификата социальная выплата производиться не будет.
В связи с чем, заявленные исковые требования к Администрации г. Орла подлежат удовлетворению в полном объеме, в удовлетворении исковых требований к Департаменту образования и молодежной политики Орловской области надлежит отказать.
При этом, суд полагает необходимым отразить в решении суда, что Администрация г. Орла обязана перечислить денежные средства в счет социальной выплаты на приобретение жилья после государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения заключенного покупателем ФИО1, поскольку данное условие предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами Орловской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Администрации г. Орла об обязании предоставить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить владельцу Свидетельства Серии <данные изъяты> № №*** от ДД.ММ.ГГ. о праве получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья денежные средства в счет социальной выплаты на приобретение жилья в размере <данные изъяты> путем перечисления данной социальной выплаты на расчетный счет № №*** открытый на имя ФИО1 в <данные изъяты>» после государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения, заключенного покупателем ФИО1
В иске к Департаменту образования и молодежной политики Орловской области истцам ФИО1, ФИО2 отказать.
Мотивированный текст решения будет изготовлен ДД.ММ.ГГ.
Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий: