Дело № 2-1714/2016 года
Мотивированное решение составлено 13 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Артемовский 08 декабря 2016 года
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Нигматзяновой О.А., с участием истца ФИО2, представителя истца помощника Артемовского городского прокурора Закайдаковой Е.В., представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Свердловской области» ФИО3, при секретаре Новиковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о признании право ФИО2 на возмещение расходов по оплате ритуальных услуг на погребение ветерана Великой Отечественной войны ФИО1, о взыскании в возмещение расходов по оплате ритуальных услуг на погребение сумму 16 258 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах ФИО2 к ГУ «Военный комиссариат Свердловской области» о признании права ФИО2 на возмещение расходов по оплате ритуальных услуг на погребение ветерана Великой Отечественной войны ФИО1, взыскании расходов по оплате ритуальных услуг на погребение в сумме 16 258 рублей 00 копеек.
В обоснование заявленных исковых требований Артемовский городской прокурор указал, что Артемовской городской прокуратурой на основании задания Прокуратура Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении требований федерального законодательства при возмещении расходов на погребение ветерана Великой Отечественной войны (далее - ВОВ).
В ходе проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлась участником ВОВ, ДД.ММ.ГГГГ она скончалась. Расходы в сумме 18 560 рублей 00 копеек, связанные с погребением ФИО1 понесла ее дочь - ФИО2 После смерти матери ФИО2 обратилась в отдел военного комиссариата Свердловской области по городам Реж, Артемовский, Режевскому и Артемовскому районам по вопросу возмещения расходов на погребение матери. При этом по информации УПФ РФ в городе Артемовском Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ социальное пособие на погребение ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не выплачивалось. В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ военным комиссариатом Свердловской области ей отказано в выплате возмещения в связи с пропуском срока обращения за выплатой.
Поскольку законодательством разграничивается социальное пособие на погребение и возмещение понесенных расходов, связанных с погребением, в связи с тем, что по указанным мерам социальной поддержки установлены различные источники финансирования, порядок и размеры выплат, а также организации и органы, на которые возложена обязанность произвести выплаты, то вывод Военного комиссариата Свердловской области о применении шестимесячного срока на обращение за возмещением расходов, связанных с погребением умершего ветерана ВОВ, основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года № 460 оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18 250 рублей. На момент погребения ФИО1 максимальный размер компенсации составлял 16 258 рублей.
Таким образом, ФИО2, являющаяся дочерью участника ВОВ - ФИО1, осуществившая за счет собственных средств погребение своей матери имеет право на возмещение расходов по оплате ритуальных услуг.
Артемовский городской прокурор обратился в интересах ФИО2, поскольку она является пенсионером по старости, юридическим познаниями не обладает, поэтому не может самостоятельно отстаивать свои права в суде (л.д. 1- 5).
Представитель истца помощник Артемовского городского прокурора Закайдакова Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям, настаивала на удовлетворении требований. Уточнила, что наименование ответчика следует правильно считать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Свердловской области».
Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Свердловской области» ФИО3, действующий на основании доверенности (л.д. 48), иск не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. Пояснил, что отдел военного комиссариата Свердловской области по городам Реж, артемовский, Режевскому и Артемовскому района не является самостоятельным юридическим лицом и не может выступать в суде от своего имени.
Из письменного отзыва начальника Военного комиссариата Свердловской области по городам Реж, Артемовский, Режевского и Артемовскому районам (л.д. 38-40) следует, что с 1 января 2010 года Военный комиссариат городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области ликвидирован как самостоятельное военное учреждение. С 1 января 2010 года на базе военного комиссариата городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области создан отдел Военного комиссариата Свердловской области по городам Реж, Артемовский, Режевскому и Артемовскому районам с дислокацией Свердловская область, который не является юридическим лицом.Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Свердловской области»является правопреемником Военного комиссариата городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области.
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменным заявлением к начальнику отдела военного комиссариата Свердловской области по городам Реж, Артемовский, Режевскому и Артемовскому районам о компенсации расходов по ритуальным услугам на погребение участника ВОВ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, приложив к заявлению ряд документов. Заявление ФИО2 с документами было направлено Военному комиссару Свердловской области, который возвратил его без оплаты, указав в сопроводительном письме, что ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, заявление о возмещении расходов ФИО2 подала ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 1 года. О данном отказе ФИО2 была уведомлена.
Пособие на погребение, ритуальное пособие на погребение и социальное пособие на погребение является единовременной выплатой для всех категорий граждан и выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня смерти.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд находит требования Артемовского городского прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ предусмотрено, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» (далее - ПП РФ от 06 мая 1994 года № 460), предусмотрено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение, в том числе, участника ВОВ, в том числе инвалидов ВОВ, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозка умершего в морг, услуги морга, предоставление и доставка гроба, урны, венка, перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации), погребение (кремация).
Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18 250 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 25 269 рублей.
В соответствии с абз. 9 п. 1 ПП РФ от 06 мая 1994 года № 460 погребение участников ВОВ, в том числе инвалидов ВОВ, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 4, 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Военные комиссариаты являются юридическим лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, согласно удостоверению серии №, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является участником Великой Отечественной войны (оборот л.д. 9).
Как следует из свидетельства №ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Согласно квитанции № ФИО2 понесены расходы на погребение ФИО1 в сумме 18 560 рублей 00 копеек (л.д. 20), в том числе на принадлежности - 9 060 рублей; погребение тела умершего - 7 500 рублей; доставка гроба - 500 рублей; перевозка тела умершего на кладбище - 1 500 рублей.
На момент осуществления ФИО2 погребения матери ФИО1 размер затрат на оплату ритуальных услуг, в соответствии ПП РФ от 06 мая 1994 г. № 460 составлял 16 258 рублей 00 копеек.
В соответствии с абз. 8 п. 1 ПП РФ от 06 мая 1994 года № 460 оплата ритуальных услуг не производится в случае, если похороны произведены за счет государства, или в случае выплаты социального пособия, установленного статьей 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», либо пособия на погребение согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Согласно справке ГУ УПФ РФ в городе Артемовском Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 в Управление Пенсионного фонда в городе Артемовском за выплатой социального пособия на погребение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, не обращалась (л.д. 13).
Таким образом, на основании изложенного, ФИО2, являющаяся дочерью участника ВОВ - ФИО1, осуществившая за счет собственных средств погребение своей матери, имеет право в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» на возмещение расходов по оплате ритуальных услуг в сумме 16 258 рублей 00 копеек.
В связи с чем, суд полагает, что Военным комиссариатом Свердловской области было незаконно отказано в возмещении расходов, поскольку срок, установленный ст. 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», распространяется на социальное пособие на погребение.
Возмещение за счет средств бюджета расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника инвалидам и участникам войны, предусмотренное ст. 24 Федерального закона «О ветеранах» по своему содержанию является льготой, данная норма не содержит каких-либо ограничений, связанных с объемом и льгот и мер социальной поддержки, в том числе предоставление мер социальной поддержки не ограничено сроками по предъявлению требований на получение мер социальной поддержки, следовательно, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Артемовского городского прокурора удовлетворить.
Признать право ФИО2 на возмещение расходов по оплате ритуальных услуг на погребение ветерана Великой Отечественной войны ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Свердловской области» в пользу ФИО4 в возмещение расходов по оплате ритуальных услуг на погребение сумму 16 258 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Судья: О.А. Нигматзянова