ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1714/2016 от 13.12.2016 Артемовского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-1714/2016 года

Мотивированное решение составлено 13 декабря 2016 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский 08 декабря 2016 года

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Нигматзяновой О.А., с участием истца ФИО2, представителя истца помощника Артемовского городского прокурора Закайдаковой Е.В., представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Свердловской области» ФИО3, при секретаре Новиковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о признании право ФИО2 на возмещение расходов по оплате ритуальных услуг на погребение ветерана Великой Отечественной войны ФИО1, о взыскании в возмещение расходов по оплате ритуальных услуг на погребение сумму 16 258 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах ФИО2 к ГУ «Военный комиссариат Свердловской области» о признании права ФИО2 на возмещение расходов по оплате ритуальных услуг на погребение ветерана Великой Отечественной войны ФИО1, взыскании расходов по оплате ритуальных услуг на погребение в сумме 16 258 рублей 00 копеек.

В обоснование заявленных исковых требований Артемовский городской прокурор указал, что Артемовской городской прокуратурой на основании задания Прокуратура Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении требований федерального законодательства при возмещении расходов на погребение ветерана Великой Отечественной войны (далее - ВОВ).

В ходе проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлась участником ВОВ, ДД.ММ.ГГГГ она скончалась. Расходы в сумме 18 560 рублей 00 копеек, связанные с погребением ФИО1 понесла ее дочь - ФИО2 После смерти матери ФИО2 обратилась в отдел военного комиссариата Свердловской области по городам Реж, Артемовский, Режевскому и Артемовскому районам по вопросу возмещения расходов на погребение матери. При этом по информации УПФ РФ в городе Артемовском Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ социальное пособие на погребение ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не выплачивалось. В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Свердловской области ей отказано в выплате возмещения в связи с пропуском срока обращения за выплатой.

Поскольку законодательством разграничивается социальное пособие на погребение и возмещение понесенных расходов, связанных с погребением, в связи с тем, что по указанным мерам социальной поддержки установлены различные источники финансирования, порядок и размеры выплат, а также организации и органы, на которые возложена обязанность произвести выплаты, то вывод Военного комиссариата Свердловской области о применении шестимесячного срока на обращение за возмещением расходов, связанных с погребением умершего ветерана ВОВ, основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года № 460 оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18 250 рублей. На момент погребения ФИО1 максимальный размер компенсации составлял 16 258 рублей.

Таким образом, ФИО2, являющаяся дочерью участника ВОВ - ФИО1, осуществившая за счет собственных средств погребение своей матери имеет право на возмещение расходов по оплате ритуальных услуг.

Артемовский городской прокурор обратился в интересах ФИО2, поскольку она является пенсионером по старости, юридическим познаниями не обладает, поэтому не может самостоятельно отстаивать свои права в суде (л.д. 1- 5).

Представитель истца помощник Артемовского городского прокурора Закайдакова Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям, настаивала на удовлетворении требований. Уточнила, что наименование ответчика следует правильно считать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Свердловской области».

Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в нем доводам.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Свердловской области» ФИО3, действующий на основании доверенности (л.д. 48), иск не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. Пояснил, что отдел военного комиссариата Свердловской области по городам Реж, артемовский, Режевскому и Артемовскому района не является самостоятельным юридическим лицом и не может выступать в суде от своего имени.

Из письменного отзыва начальника Военного комиссариата Свердловской области по городам Реж, Артемовский, Режевского и Артемовскому районам (л.д. 38-40) следует, что с 1 января 2010 года Военный комиссариат городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области ликвидирован как самостоятельное военное учреждение. С 1 января 2010 года на базе военного комиссариата городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области создан отдел Военного комиссариата Свердловской области по городам Реж, Артемовский, Режевскому и Артемовскому районам с дислокацией Свердловская область, который не является юридическим лицом.Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Свердловской области»является правопреемником Военного комиссариата городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области.

ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменным заявлением к начальнику отдела военного комиссариата Свердловской области по городам Реж, Артемовский, Режевскому и Артемовскому районам о компенсации расходов по ритуальным услугам на погребение участника ВОВ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, приложив к заявлению ряд документов. Заявление ФИО2 с документами было направлено Военному комиссару Свердловской области, который возвратил его без оплаты, указав в сопроводительном письме, что ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, заявление о возмещении расходов ФИО2 подала ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 1 года. О данном отказе ФИО2 была уведомлена.

Пособие на погребение, ритуальное пособие на погребение и социальное пособие на погребение является единовременной выплатой для всех категорий граждан и выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня смерти.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд находит требования Артемовского городского прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ предусмотрено, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» (далее - ПП РФ от 06 мая 1994 года № 460), предусмотрено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение, в том числе, участника ВОВ, в том числе инвалидов ВОВ, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).

Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозка умершего в морг, услуги морга, предоставление и доставка гроба, урны, венка, перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации), погребение (кремация).

Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18 250 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 25 269 рублей.

В соответствии с абз. 9 п. 1 ПП РФ от 06 мая 1994 года № 460 погребение участников ВОВ, в том числе инвалидов ВОВ, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 4, 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Военные комиссариаты являются юридическим лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом, согласно удостоверению серии , ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является участником Великой Отечественной войны (оборот л.д. 9).

Как следует из свидетельства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Согласно квитанции ФИО2 понесены расходы на погребение ФИО1 в сумме 18 560 рублей 00 копеек (л.д. 20), в том числе на принадлежности - 9 060 рублей; погребение тела умершего - 7 500 рублей; доставка гроба - 500 рублей; перевозка тела умершего на кладбище - 1 500 рублей.

На момент осуществления ФИО2 погребения матери ФИО1 размер затрат на оплату ритуальных услуг, в соответствии ПП РФ от 06 мая 1994 г. № 460 составлял 16 258 рублей 00 копеек.

В соответствии с абз. 8 п. 1 ПП РФ от 06 мая 1994 года № 460 оплата ритуальных услуг не производится в случае, если похороны произведены за счет государства, или в случае выплаты социального пособия, установленного статьей 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», либо пособия на погребение согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Согласно справке ГУ УПФ РФ в городе Артемовском Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 в Управление Пенсионного фонда в городе Артемовском за выплатой социального пособия на погребение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, не обращалась (л.д. 13).

Таким образом, на основании изложенного, ФИО2, являющаяся дочерью участника ВОВ - ФИО1, осуществившая за счет собственных средств погребение своей матери, имеет право в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» на возмещение расходов по оплате ритуальных услуг в сумме 16 258 рублей 00 копеек.

В связи с чем, суд полагает, что Военным комиссариатом Свердловской области было незаконно отказано в возмещении расходов, поскольку срок, установленный ст. 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», распространяется на социальное пособие на погребение.

Возмещение за счет средств бюджета расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника инвалидам и участникам войны, предусмотренное ст. 24 Федерального закона «О ветеранах» по своему содержанию является льготой, данная норма не содержит каких-либо ограничений, связанных с объемом и льгот и мер социальной поддержки, в том числе предоставление мер социальной поддержки не ограничено сроками по предъявлению требований на получение мер социальной поддержки, следовательно, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Артемовского городского прокурора удовлетворить.

Признать право ФИО2 на возмещение расходов по оплате ритуальных услуг на погребение ветерана Великой Отечественной войны ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Свердловской области» в пользу ФИО4 в возмещение расходов по оплате ритуальных услуг на погребение сумму 16 258 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

Судья: О.А. Нигматзянова