Дело № 2 – 1714 / 2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Адлерский район г. Сочи 30 августа 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 30.08.2021 г.
Мотивированное решение изготовлено 03.09.2021 г.
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего Горова Г.М.
при секретаре Саакян Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал» к ФИО1 о признании договора недействительной (ничтожной) сделкой, обязании обратиться в МУП г. Сочи "Водоканал" с заявлением о заключении договора, соответствующего действующему законодательству
УСТАНОВИЛ:
Истец – представитель Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал» обратился в Адлерский районный суд города Сочи с исковым заявлением к ФИО1 о признании договора недействительной (ничтожной) сделкой, обязании обратиться в МУП г. Сочи "Водоканал" с заявлением о заключении договора, соответствующего действующему законодательству.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что МУП города Сочи «Водоканал» учреждено по правилам Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» для решения социальных задач в области водоотведения и водоснабжения. В целях достижения уставных целей и решения социальных задач МУП г. Сочи «Водоканал», на основании постановления Администрации г. Сочи от 31.08.2017 № 1437 и распоряжения департамента имущественного отношений администрации г. Сочи № 1033-р от 20.09.2017, наделено на праве хозяйственного ведения имуществом водохозяйственного комплекса города Сочи. Права хозяйственного ведения истца на объекты водоснабжения и водоотведения зарегистрированы в установленном законом порядке. С 01.09.2017 работа и эксплуатация водохозяйственного комплекса муниципального образования г. Сочи находящегося в законном пользовании МУП г. Сочи «Водоканал», обеспечивается силами и средствами Предприятия. В соответствии с постановлением Администрации города Сочи № 2018 от 11.12.2018 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 19.05.2014 № 899 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город-курорт Сочи», МУП г. Сочи «Водоканал» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город-курорт Сочи, с установлением зоны ее деятельности согласно перечню населенных пунктов муниципального образования город Сочи, указанному в приложении № 1 к данному постановлению. Иных пользователей водохозяйственного комплекса города, равно как гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории г. Сочи, кроме МУП г. Сочи «Водоканал», не определено. МУП города Сочи "Водоканал" осуществляет присоединение объектов капитального строительства абонентов к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения. ДД.ММ.ГГГГ г. между МУП города Сочи "Водоканал" и гр. ФИО1 был заключен договор № о подключении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка № к централизованной системе водоснабжения и водоотведения с потребляемой нагрузкой 22,0 куб.м/сутки. По условиям заключенного договора истец обязывался осуществить технологическое присоединение принадлежащего ответчику на праве собственности жилого дома к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Однако, в нарушение требований действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, указанный договор был заключен в произвольной форме, не соответствующей императивно установленной Постановлением № 645 типовой формы для договоров технологического присоединения к централизованным систем водоснабжения и (или) водоотведения, и не содержащий условия о взимании платы (компенсационных платежей) за технологическое присоединение, т.е. на безвозмездной основе. В соответствии с ч. 15 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также п. 5 Раздела 2 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения". Договор технологического присоединения отнесен к публичным договорам. Разделом V Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также разделом V Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоотведения, утвержденных Постановлением № 645, императивно установлен порядок внесения платежей за технологическое присоединение. Возможности бесплатного (безвозмездного) подключения, а также рассрочки платежей, указанные Типовые договоры не предусматривают. Установление Правительством Российской Федерации типовых договоров исключает возможность изменения условий таких договоров по соглашению сторон, поскольку иное бы нарушило принцип равенства условий участников публичного договора. Постановлением Администрации города Сочи от 08.12.2017 г. № 2107 г. были утверждены тарифы МУП города Сочи «Водоканал» для технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, которые согласно п. 8 названного постановления вступали в силу с 01 января 2018 г.. На момент заключения договора № тарифы на технологическое присоединение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения утверждены не были. По правилам п. 101 Постановления № 644, в случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов. В нарушение указанных правил между истцом и ответчиком был заключен договор на безвозмездной основе, что противоречит нормам, регулирующим отношения в области водоснабжения и водоотведения, не соответствует требованиям установленным Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», согласно п.п. 81, 82 которого плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом. Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Таким образом, как условие спорного договора, освобождающее ответчика от платы за подключение (технологическое присоединение), равно как и заключение договора по форме не соответствующей Типовой форме для договоров данной категории, не соответствует (противоречит) императивным нормам Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Оспариваемый договор также содержит и иные нарушения обязательных требований к подобного рода договорам, что явилось следствием заключения договора в произвольной форме, в то время как при наличии утвержденного типового договора, являющегося обязательным к использованию, стороны не вправе формулировать условия договора о подключении (технологическом присоединении) иным образом. ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУП города Сочи «Водоканал» поступило представление прокуратуры г. Сочи № с требованием устранения нарушений действующего законодательства в связи с заключением договоров технического присоединения на безвозмездной основе и по форме, отличающейся от типовой. Договор № от ДД.ММ.ГГГГ. в силу требований ст. 166, ч. 2 ст. 168, ч. 5 ст. 426 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой, не влекущей юридических последствий. Принимая во внимание то, что договор подключения является публичным, ответчик не лишен возможности заключить указанный договор вновь в полном соответствии с требованиями закона. С целью досудебного урегулирования спора в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ. истцом было направлено письмо претензионного характера № с обоснованием незаконности заключенного договора и требованием обратиться в МУП г. Сочи "Водоканал" для заключения нового договора технического присоединения по правилам действующего законодательства. Никаких действий, указанных в претензии ответчик не произвел, ответ на претензию в адрес истца не направил. Просил признать договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МУП г. Сочи «Водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и ФИО1 (паспорт <данные изъяты>) о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения недействительной (ничтожной) сделкой. Обязать ответчика ФИО1 (паспорт <данные изъяты>) обратиться в МУП г. Сочи «Водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) с заявлением о подключении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка № к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Взыскать с ответчика государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления в размере 6000 рублей.
Истец – представитель Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на рассмотрении дела по существу.
Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, что не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал» к ФИО1 о признании договора недействительной (ничтожной) сделкой, обязании обратиться в МУП г. Сочи "Водоканал" с заявлением о заключении договора, соответствующего действующему законодательству не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: 1) холодное водоснабжение, в том числе: а) транспортировка воды, включая распределение воды; б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи; 2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Предметом иска по настоящему делу является требование о признании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП г. Сочи «Водоканал» и ФИО1 о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, недействительным на основании ч. 2 ст. 168 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между МУП г. Сочи «Водоканал» (Исполнитель) и ФИО1 (Заказчик) заключен договор № о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения согласно условиям которого Исполнитель принимает на себя обязательств по подключению "Объекта": жилой дом, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером земельного участка № и площадью земельного участка 1323 кв.м. к сетям водоснабжения и водоотведения Исполнителя в точке подключения и в сроки, определенные Договором. Заявленная нагрузка ресурса подключаемого "Объекта" составляет: водоснабжение – 22,0 куб. м/сутки, водоотведение – 22,0 куб. м/сут.
Заявляя исковые требования, истец утверждал, что действующее законодательство в сфере регулирования технологического присоединения, предусматривает взимание платы с Заказчика за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения. Условия договора № от ДД.ММ.ГГГГ, освобождающие ответчика от платы за подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, равно как и заключение договора по форме, не соответствующей Типовой форме для договоров данной категории, противоречит императивным нормам, установленным Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также Постановлению Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановлению Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», Постановлению Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
С данными доводами МУП г. Сочи «Водоканал» суд согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Частью 3 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
В силу части 15 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Типовая форма договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Типовая форма).
Названные типовые договоры, утвержденные Постановлением N 645,
предусматривают обязательство организации водопроводно-канализационного хозяйства выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения или централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения или централизованной системы водоотведения, а также обязательство заказчика внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия подключения объекта.
Договор № о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ между МУП г. Сочи «Водоканал» и ФИО1 не содержит условия о его платности, то есть является безвозмездным.
Согласно Распоряжению Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 20.09.2017 года № 1033-р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием города Сочи «Водоканал» за МУП г. Сочи «Водоканал» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество согласно приложению № 1-3, в том числе объекты водопроводного - канализационного хозяйства города Сочи.
Постановлением администрации г. Сочи от 29.11.2017 № 2048 "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" по развитию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2018-2022 годы" утверждена инвестиционная программа МУП г. Сочи «Водоканал» по развитию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2018-2022 годы. Действие инвестиционной программы и тарифов было распространено на период, начинающийся с 01.01.2018 г.
В соответствии с п. 2.1 Постановления начальника управления цен и тарифов администрации города Сочи ФИО2 от 04.12.2017 г. № 11/2017-В на руководителя МУП г. Сочи «Водоканал» возложена обязанность вести раздельный учет доходов и расходов об оказании услуг по подключению (техническому присоединению) к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения. Контроль за выполнением настоящего решения ФИО2 возложил на себя (п. 3).
Постановлением Администрации города Сочи от 08 декабря 2017 года № 2107 "Об утверждении решений управления цен и тарифов администрации города Сочи" утверждено решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 г. № 11/2017-В "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" (п. 1.6.).Согласно п. 8 Постановления Администрации города Сочи от 08 декабря 2017 года № 2107 указанные тарифы вступают в законную силу с 01 января 2018 года.
Из материалов дела следует, что договор между МУП г. Сочи «Водоканал» и ФИО1. № о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения о подключении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером земельного участка № и площадью земельного участка 1323 кв.м. к централизованным системам водоснабжения и водоотведения был заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до утверждения инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" по развитию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2018-2022 годы.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
На основании ст. 4 ГК РФ положения Постановления Администрации города Сочи от 08 декабря 2017 года № 2107 "Об утверждении решений управления цен и тарифов администрации города Сочи" не распространяются на рассматриваемые правоотношения, поскольку не содержат указание на свое распространение до его принятия.
Согласно пункту 4 статьи 19 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения; Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета; Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 установлено, что в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов:
а) в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа); тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
б) в сфере горячего водоснабжения: тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); тариф на транспортировку горячей воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
в) в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (п. 4).
Согласно п. 81 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" отсутствие взимание платы за технологическое присоединение признается допустимым в связи с индивидуальным утвержденным решением, а так же по соглашению сторон.
Расчет платы за подключение возможен согласно утвержденных тарифов в случае если сетевой организации необходимо провести мероприятия по созданию (реконструкции) объектов централизованной системы холодного водоснабжения; и согласно индивидуально утвержденного решения, при необходимости провести мероприятия, направленные на увеличение мощности централизованной системы холодного водоснабжения.
Таким образом, отсутствие взимание платы за технологическое присоединение признается допустимым в связи с индивидуальным утвержденным решением, а так же по соглашению сторон.
Судом установлено, что МУП г. Сочи «Водоканал» (сетевой организацией) мероприятия по созданию (реконструкции) объектов централизованной системы холодного водоснабжения при технологическом присоединении объекта ФИО1 не проводились.
Истец, обращаясь в суд с указанным иском, по сути, указывает на собственные неправомерные действия при заключении договора № от ДД.ММ.ГГГГ в части отсутствия взимания платы за технологическое присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
МУП г. Сочи «Водоканал» одобрило совершаемую сделку, кроме того, согласовало и утвердило подготовленную ФИО1 проектную документацию, приняло инженерные сети, согласовало границы эксплутационной ответственности и балансовой принадлежности, опломбировало приборы учета и до настоящего времени осуществляет отпуск питьевой воды.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что МУП г. Сочи «Водоканал» расценивал данную сделку как действительную. При заключении договора № от ДД.ММ.ГГГГ действия сторон носили свободу волеизъявления, при этом сама сетевая организация МУП г. Сочи «Водоканал» предприняла все действия, направленные на исполнение заключенного Договора, в той форме исполнения и условиях, которые в настоящее время оспариваются.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пункт 5 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к существенным условиям договора водоснабжения относит среди прочих: права и обязанности сторон по договору; ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения; порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору.
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Ни одно из приведенных оснований для признания сделки ничтожной нельзя применить к Договору № от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку условия договора в момент заключения не нарушили требования действующего законодательства, не посягали на публичные интересы, а так же на права и охраняемые интересы третьих лиц.
Таким образом, истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Избрание ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании исследования и оценки в совокупности предоставленных доказательств суд отказывает в удовлетворении исковых требований Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал» к ФИО1 о признании договора недействительной (ничтожной) сделкой, обязании обратиться в МУП г. Сочи "Водоканал" с заявлением о заключении договора, соответствующего действующему законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал» к ФИО1 о признании договора недействительной (ничтожной) сделкой, обязании обратиться в МУП г. Сочи "Водоканал" с заявлением о заключении договора, соответствующего действующему законодательству - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, начиная с 03.09.2021 года.
Председательствующий: Г.М. Горов