31RS0016-01-2022-001127-41 № 2-1714/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 04.04.2022
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Вавиловой Н.В.
при секретаре Локтионовой О.А.
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ОПФР по Белгородской области о защите пенсионных прав,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ОПФР по Белгородской области о включении в стаж работы в сельском хозяйстве, предоставляющий право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периода работы с 20.03.1969 по 23.10.1974 в Белгородском областном госплемобъединении в должности секретаря-машиниста, с 23.10.1974 по 31.12.2003 в ОПХ «Центральное» в должности секретаря-машиниста, секретаря-диспетчера, обязанности произвести выплату с 01.01.2022.
В обоснование заявленных требований указала, что с 1969 года по 2003 год, а именно 34 года и 9 месяцев, осуществляла трудовую функцию в организациях, основным видом деятельности которых являлись сельскохозяйственные работы и выпуск сельскохозяйственной продукции, что в соответствии с положениями части 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» дает ей право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Однако при обращении в пенсионный орган за перерасчетом пенсии ей было отказано, как она считает, незаконно.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО2 возражала относительно удовлетворения иска, настаивала, что у ФИО1 не возникло право на получение надбавки к пенсии, поскольку те должности, на которых она работала, не предусмотрены Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее также – Закон о страховых пенсиях), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 №1440.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, приходит к следующему.
Как установлено судом, ФИО1 с 20.03.1969 зачислена в штат на должность секретаря-машиниста в Белгородскую Госстанцию искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, с 23.10.1974 – секретарем-машинистом ОПХ научно-исследовательского и проектно-технологического института животноводства ЦИЗ, 21.11.1994 переведена секретарем-диспетчером учхоза в диспетчерскую службу, откуда уволена 31.12.2003, что подтверждается записями в трудовой книжке.
27.12.2021 ФИО1 обратилась с заявлением о перерасчете пенсии, установлении повышения фиксированной выплаты к пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, представив трудовую книжку.
Решением ОПФР по Белгородской области от 29.12.2021 в установлении надбавки отказано ввиду того, что предприятия и должности ФИО1, где она осуществляла трудовую деятельность в период с 20.03.1969 по 23.10.1974 и с 23.10.1974 по 31.12.2003, не поименованы в Списке работ производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с положениями части 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Закона о страховых пенсиях).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 №1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее также - Список) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее также - Правила).
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 0101.1992, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Исключение из общего правила по исчислению периодов работы в сельском хозяйстве (раздел 4 Списка) предоставлено для шести типов советского периода сельскохозяйственных организаций.
Так, в соответствии с пунктом 4 Списка работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) до 01.01.1992, засчитывается в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой, которая осуществляется в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого/животноводческого направления организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26.09.2019 №2202-О, определении от 29.09.2020 №2097-О, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются не все периоды, подлежащие зачету в страховой стаж. Такое правовое регулирование, определяющее условия предоставления льготы в пенсионном обеспечении (повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности), осуществлено в пределах компетенции законодателя и делегированных им Правительству Российской Федерации полномочий и не может расцениваться как нарушающее права заявителя.
Должности секретаря-машиниста и секретаря-диспетчера Списком не предусмотрены.
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации стандартизации, метрологии и сертификации №367 от 26.12.1994, секретарь-машинист относится к профессии служащих.
Согласно Общероссийскому классификатору занятий «ОК 010-2014 (МСКЗ-08)», принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2020-ст, секретари-машинистки относятся к служащим общего профиля и обслуживающим офисную технику.
Также должность секретаря-машиниста и секретаря-диспетчера не относится к профессии рабочих в животноводстве в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Выпуск 70 (утвержден постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 19.07.1983 №156/15-28).
Согласно пояснениям истицы, представленным ею копиям газет, она занималась сбором сведений, передачей этих сведений в вышестоящие инстанции, обработкой информации.
Какие-либо доказательства, подтверждающие, что ФИО1 помимо работы в указанных должностях в названные спорные периоды занималась и иной работой в сельском хозяйстве, в материалах дела отсутствуют.
Ввиду отсутствия доказательств неподтвержденности работы истца в определенных условиях труда, поименованных в Списке и Правилах, спорные периоды работы в должности секретаря-машиниста и секретаря-диспетчера обоснованно не зачтены в сельский стаж, дающий право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в связи с чем у ФИО1 отсутствует необходимый стаж не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.
Доводы истца о том, что членство в колхозе, независимо от занимаемой должности, профессии или специальности, является работой в сельском хозяйстве, предоставляющей право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, являются несостоятельными, поскольку, законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списков, изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. В этой связи концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях, фермах и т.п., истцом доказательств в подтверждении указанного не представлено.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОПФР по Белгородской области о защите пенсионных прав отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.
Судья
Мотивированное решение составлено 21.04.2022.
Решение21.04.2022