ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1715 от 25.08.2011 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

                                                                                    Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 августа 2011 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания: Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1715 по заявлению Муниципального предприятия «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард о признании незаконным пункта четвертого предписания государственного инспектора ОНД по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Муниципальное предприятие «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард обратилось в суд с заявлением о признании незаконным пункта четвертого предписания государственного инспектора ОНД по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, мотивируя свои требования тем, что с 10 июля 2011 года по 04 августа 2011 года проводилась плановая проверка заявителя по исполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

По результатам проверки государственным инспектором г. Салехард по пожарному надзору старшим инспектором ОНД по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО Олимпиевым Д.И. выдано предписание № 179/4/1-4 от 04 августа 2011 года, четвёртым пунктом которого установлено нарушение статей 9, 12, 23 и 24 Федерального закона № 151-ФЗ от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Постановления Правительства РФ № 1479 от 22 ноября 1997 года «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», а именно, «нештатное аварийно-спасательное формирование не аттестовано и не имеет свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ. Срок проверки выполнения 04 июня 2012 года».

С указанным пунктом предписания заявитель не согласен, поскольку в муниципальном предприятии МО г. Салехард созданы аварийно-техническая команда по электросетям в количестве 49 человек и аварийно-техническая команда по тепловодоснабжению в количестве 112 человек, задачей данных аварийно-технических команд является восстановление электроэнергии и тепловодоснабжения города в результате возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в штатном расписании предприятия нет должности спасателя, а согласно пункта 14 Приказа МЧС РФ «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» № 999 от 23 декабря 2005 года в личном составе отрядов состоят высококвалифицированные специалисты из числа работников предприятия.

Руководители отрядов предприятия обучены в УМЦ по ГО и ЧС г. Ноябрьска, а личный состав отрядов проходит обучение по месту работу, согласно примерным программам обучения, утвержденных территориальным органом МЧС по ЯНАО.

Заявитель настаивает, что им в полном объеме выполняются требования законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и проведение аттестации отрядов не требуется.

Заявитель просит признать незаконным пункт четвертый предписания № 179/4/1-4 от 04 августа 2011 года государственного инспектора ОНД по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании представитель заявителя Муниципального предприятия «Салехардэнерго» МО г. Салехард Дубровских А.В., действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявления настаивал по изложенным в нём доводам, просил признать незаконным пункт четвертый предписания № 179/4/1-4 от 04 августа 2011 года государственного инспектора ОНД по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Представитель заявителя Иевлев А.Б., имеющий полномочия по доверенности, также просил удовлетворить заявление и уточнил, что ранее такие требования к ним не предъявлялись. Постановлением от 27 сентября 1993 года № 4 Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий аттестация нештатных аварийно-спасательных формирований не предусмотрена, а руководители отрядов предприятия обучены в УМЦ по ГО и ЧС г. Ноябрьска, личный состав отрядов проходит обучение по месту работы, согласно примерным программам обучения, утвержденных территориальным органом МЧС по ЯНАО. И аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования не имеет смысла.

Представитель заинтересованного лица Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального образования город Салехард Рябцев Л.В., имеющий доверенность, требования заявителя поддержал, пояснив, что основная производственная деятельность Муниципального предприятия «Саоехардэнерго» МО г. Салехард направлена на выработку электрической и тепловой энергии, водоснабжение населения и объектов экономики города, водоотведение. При этом деятельность предприятия не предусматривает спасательных работ и спасения людей, поэтому в штатном расписании Муниципального предприятия «Салехардэнерго» отсутствуют спасатели. Требование об аттестации аварийно-спасательных формирований относится к аварийно-спасательным службам и аварийно-спасательным формированиям, основанным на профессиональной основе, а личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований аттестации не подлежит.

Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу Таболкин А.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы отзыва на заявление и пояснил, до ГУ МЧС России осуществляет контроль за прохождением аттестации аварийно-спасательных формирований с января 2011 года, а до этого контроль осуществлялся на муниципальном уровне, поэтому они начали проверять предприятия, имеющие потенциально опасные объекты жизнеобеспечения, и Муниципальное предприятие «Салехардэнеого» входит в этот перечень. Настаивал, что порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований регулируется специальными актами: Федеральным законом от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах», Приказом МЧС от 23 декабря 2005 года № 999, МЧС России, а также постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей». В соответствии с перечнем потенциально-опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, утвержденных на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям по обеспечению пожарной безопасности ЯНАО от 27 декабря 2010 года решением № 6, Муниципальное предприятие «Салехардэнерого» МО г. Салехард является организацией, эксплуатирующей потенциально-опасные объекты жизнеобеспечения. И настаивал, что нештатное аварийно-спасательное формирование Муниципального предприятия «Салехардэнерого» МО г. Салехард в обязательном порядке подлежат аттестации и необходимо получение свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ.

Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу Олимпиев Д.И., действующий на основании доверенности, требования заявления не признал, уточнил, что проверка Муниципального предприятия «Салехардэнего» МО г. Салехард проводилась на основании плана, утвержденного прокурором. Прохождение аттестации и получение соответствующих свидетельств - это требования Федерального законодательства. Аттестации подлежат все аварийно-спасательные формирования, в том числе нештатные.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения (приказа) ОНД по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО от 24 июня 2011 года № 179, в целях обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также должностных лиц, на основании согласованного с органами прокуратуры плана проведения плановых проверок на 2011 год, в период с 10 июля 2011 года по 04 августа 2011 года 04 августа 2011 года в отношении Муниципального предприятия «Салехардэнерго» Муниципального образования город Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО была проведена плановая проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

По результатам проверки вынесен акт проверки № 179 и предписание № 179/4/1-4 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в пункте 4 которого содержится указание на то, что нештатное аварийно-спасательное формирование Муниципального предприятия «Салехардэнеого» МО г. Салехард не аттестовано и не имеет свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ, чем нарушены требования статей 9, 12, 23 и 24 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и Постановления Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей». Срок устранения определён до 04 июня 2012 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26 Гражданского процессуального кодекса РФ и другими федеральными законами.

Как определено в ст. 245 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

При рассмотрении дела суд также учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – Постановление Пленума ВС РФ).

В пункте 1 названного Постановления Пленума ВС РФ указано, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом, необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Как следует из Положения об управлении надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ЯНАО, утвержденного приказом ГУ МЧС России по ЯНАО 22 ноября 2010 года, Управление надзорной деятельности является структурным подразделением Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЯНАО и предназначено для осуществления задач и функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Управление надзорной деятельности входит в систему МЧС России.

В соответствии с пунктом 12 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС от 23 декабря 2005 года № 999, МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

Следовательно, заявление о признании незаконным пункта четвертого предписания государственного инспектора ОНД по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО, относится к решениям, которые могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Представители заявителя полагали пункт четвертый указанного предписания незаконным, поскольку Муниципальным предприятием «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард в полном объеме выполняются требования законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и проведение аттестации нештатного аварийно-спасательного формирования не требуется.

Однако суд не может согласиться с доводами заявителя и его представителей по следующим основаниям.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулируются и установлены Федеральным законом от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым также установлены особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере федерального государственного пожарного надзора.

Судом установлено, что проверка проведена на основании распоряжения и.о. главного государственного инспектора г. Салехард по пожарному надзору УНД ГУ МЧС Росси по ЯНАО Иванова С.А. в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно акту проверки от 04 августа 2011 года, проверка проведена уполномоченным лицом, назначенным на проведение проверки - государственным инспектором г. Салехард по пожарному надзору Олимпиевым Д.И. и в пределах установленного в распоряжении срока её проведения. По результатам проверки, в соответствии с требованиями ст. 16 названного Закона составлен акт проверки.

Таким образом, осприваемое предписание оформлено в установленных порядке и форме, уполномоченным лицом.

Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах».

В статье 1 названного Закона даны основные понятия.

Так, аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования; аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ; аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах», основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются, в том числе, контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах» определяет, что в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

При этом, как указано в ч. 3 ст. 7 названного Закона, нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом № 295-п от 24 марта 2011 года генерального директора ФИО11 в муниципальном предприятии «Салехардэнерго» муниципального образования г. Салехард созданы аварийного-технические команды по электросетям в количестве 69 человек и аварийно-техническая команда по тепловодоснабжению в количестве 112 человек - в целях проведения мероприятий по гражданкой обороне, обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований определен Приказом МЧС от 23 декабря 2005 года № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», и определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны.

В пунктах 2 и 3 указанного порядка закреплено, что нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.

Так, из представленного заявителем муниципального предприятия «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард Устава, в частности раздела 2 следует, что предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации следующие виды деятельности: хранение и реализация нефти, газа и продуктов переработки, производство (выработка) электрической энергии и транспортировки её потребителям, деятельность по эксплуатации электрических сетей, деятельность по продаже электрической энергии гражданам, производство (выработка) тепловой энергии и транспортировка её потребителям, деятельность по эксплуатации тепловых сетей, эксплуатация взрывоопасных производственных объектов, эксплуатация пожароопасных производственных объектов, и другие.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

В соответствии с пунктами 5, 6 и 14 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС от 23 декабря 2005 года № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

В пунктах 18, 19 и 20 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС от 23 декабря 2005 года № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», установлено, что подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 года № 1479; обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований; обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России; участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России. Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований.

В Ямало-Ненецком автономном округе действует Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, которая утверждена первым заместителем директора Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО Булаевым И.В.

Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателе», во исполнение Федерального закона «Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей», в пунктах 1-3, 7 которого закреплено, что аттестации подлежат профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования, нештатные аварийно - спасательные формирования, общественные аварийно-спасательные формирования.

Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно- спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач. В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей аварийно-спасательных служб (формирований), их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно - спасательных работ. При аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей устанавливаются единые для всей Российской Федерации квалификационные требования, утверждаемые Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

Организация работы по аттестации аварийно - спасательных служб (формирований) и спасателей возлагается на Межведомственную комиссию, аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, имеющие аварийно - спасательные службы (формирования), и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На заседании Ямало-Ненецкой территориальной комиссии 03 августа 2998 года протоколом № 2 было утверждено Положение Ямало-Ненецкой территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года № 92-ПГ утверждено Положение «О подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований, служб и обучении населения Ямало-Ненецкого автономного округа в области гражданской обороны».

Далее, как указано в пунктах 4 и 5 Положения об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных комиссий по результатам медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке и обучения по программам подготовки спасателей. Аттестованным аварийно- спасательным службам (формированиям) выдаются свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, а спасателям -удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.

Указанные свидетельства и удостоверения спасателя действительны на всей территории Российской Федерации.

Согласно пункта 6 названного Положения, аварийно-спасательные службы (формирования) и спасатели подлежат первичной, периодической и внеочередной аттестации. Первичной аттестации подлежат вновь создаваемые аварийно-спасательные службы (формирования), а также граждане, решившие стать спасателями. Периодическая аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей проводится по истечении срока их аттестации, но не реже одного раза в 3 года. Внеочередная аттестация аварийно - спасательных служб (формирований) и спасателей проводится в случае изменения вида выполняемой ими аварийно - спасательной работы.

Аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют свою работу в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Межведомственной комиссией.

Таким образом, статьями 9 и 12 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено, комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе; все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Требования к спасателям перечислены в статьях 23 и 24 этого Закона - граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации, порядок прохождения которой установление Правительством РФ, после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ, которым выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Муниципальное предприятие «Салехардэнеого» МО г. Салехард входит в перечень предприятий, имеющих потенциально опасные объекты жизнеобеспечения, что также подтверждается Уставом предприятия, в котором перечислены такие виды деятельности, как хранение и реализация нефти, газа и продуктов переработки, производство (выработка) электрической энергии и транспортировки её потребителям, деятельность по эксплуатации электрических сетей, деятельность по продаже электрической энергии гражданам, производство (выработка) тепловой энергии и транспортировка её потребителям, деятельность по эксплуатации тепловых сетей, эксплуатация взрывоопасных производственных объектов, эксплуатация пожароопасных производственных объектов, которые представляют высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований регулируется Федеральным законом от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах», Приказом МЧС от 23 декабря 2005 года № 999, МЧС России, а также постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», тогда как Постановление от 27 сентября 1993 года № 4 Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не затрагивает вопросы аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований, поскольку эти вопросы регулируются специальными нормативными правовыми актами, перечисленными выше.

Действительно, руководители служб и заместители ОПБ Муниципального предприятия «Салехардэнерго» ФИО9, ФИО10 и ФИО11, ФИО12, ФИО13ФИО3Б. прошли обучение в учебно-методическом центре ГО и ЧС ЯНАО в период с 2009 года по 2011 годы.

Вместе с тем, учитывая требования ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», предписывающей, что организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности, суд приходит к выводу, что нештатное аварийно-спасательное формирование Муниципального предприятия «Салехардэнерого» МО г. Салехард подлежат аттестации и необходимо получение свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ, поскольку они призваны проводить аварийно-спасательные работы и первоочередное проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами заявителя и его представителей о том, что ими в полном объеме выполняются требования законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и что проведение аттестации отрядов и получение свидетельства не требуется.

Не обоснованными суд находит и доводы заявителя о том, что требования нормативных правовых актов, содержащие нормы об аттестации аварийно-спасательных формирований относятся только к профессиональным службам, а не к нештатным аварийно-спасательным формированиям, поскольку эти доводы противоречат положениям названных Законов и исследованным в судебном заседании доказательствам.

Иные доводы заявителя в части оспаривания пункта четвертого предписания государственного инспектора ОНД по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО не подлежат удовлетворению судом, поскольку противоречат материалам дела, и не основаны на требованиях закона.

В указанных обстоятельствах, заявленные муниципальным предприятием «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард требования о признании недействительным пункта четвертого предписания государственного инспектора ОНД по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, не подлежат удовлетворению судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Муниципального предприятия «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард о признании незаконным пункта четвертого предписания государственного инспектора ОНД по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 30 августа 2011 года.

Председательствующий Т.Ю. Щепкина