Дело № 2-1715/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2013 г. г. Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Макий И.В.,
при секретаре Клевовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы Побединского сельского поселения Хабаровского муниципального района о признании незаконным предписания государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 № 34/1/25 от 15.04.2013г.,
установил:
Глава Побединского сельского поселения Хабаровского муниципального района ФИО2 в лице представителя ФИО3 обратилась в суд с о признании незаконным предписания государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 № 34/1/25 от 15.04.2013г.
Заявленные требования мотивированы следующим. 15.04.2013 государственным инспектором Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 вынесено предписание главе администрации Побединского сельского поселения Хабаровского муниципального района по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в соответствии с которым администрации поселения в срок до 01.08.2013 необходимо организовать подразделение пожарной охраны и построить пожарное депо в селах Победа и Пасека.
Предписание не содержит указания на норму права, возлагающую обеспечение соблюдения требования статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на орган местного самоуправления. Вместе с тем согласно пункту 9 части 1 статьи 14 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относится только обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, но не создание муниципальной пожарной охраны.
Вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности регулируются статьями 16, 18, 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно указанному закону к полномочиям федеральных органов государственной власти относится осуществление тушения пожаров в населенных пунктах; к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы; к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно " входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС Российской Федерации, и создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 16, 18 Закона «О пожарной безопасности» осуществление тушения пожаров в населенных пунктах относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности и органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности и соответственно является расходным обязательством Российской Федерации или субъекта РФ.
Согласно ст. 4 Закона Хабаровского края от 26.07.2005 № 291 «Об обеспечении пожарной безопасности в Хабаровском крае» также определено, что создание подразделений противопожарной службы Хабаровского края и организация тушения пожара их силами относится к полномочиям Правительства края.
Доказательств обращения субъекта Российской Федерации (Правительства Хабаровского края) к органу местного самоуправления (администрации сельского поселения «Село Победа») о передаче полномочий в силу статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не имеется.
Возможности нахождения пожарного депо - специального здания (сооружения), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны, в собственности поселения федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предусматривает.
Таким образом, исходя из положений пункта 9 части 1 статьи 14, пункта 8.1 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 11.1, 16, 18, 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» создание подразделений пожарной охраны, а также организация тушения пожаров относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с чем считает, что у органа пожарного надзора отсутствуют правовые основания для понуждения администрации сельского поселения «Село Новокуровка» к решению вопросов по организации подразделения пожарной охраны (строительству пожарного депо).
В судебное заседание глава Побединского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении разбирательства дела не просила.
Заинтересованное лицо Главный государственный инспектор Хабаровского муниципального района по пожарному надзору Горб О.С., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, о причинах не явки не сообщил, об отложении разбирательства дела не просил.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из содержания названных норм права следует, что лицо является заинтересованным в судебной защите в случае нарушения его прав и законных интересов.
Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением врио начальника надзорной деятельности Хабаровского муниципального района по пожарному надзору Горб О.С. от 14.03.2013г. № 34 была проведена проверка территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, принадлежащих администрация Побединского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на предмет соблюдения требований пожарной безопасности администрации Побединского сельского поселения Хабаровского района.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008г. № 122-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в Побединском сельском поселении в населенных пунктах с.Победа, с.Пасека, отсутствует подразделение пожарной охраны (пожарное депо, оперативное подразделение пожарной охраны).
В связи с чем главе Побединского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО2 15.04.2013г. государственным инспектором Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 вынесено предписание № 34/1/25 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01 августа 2013г.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 № 38-ФЗ, от 26.11.1996 № 141-ФЗ, от 17.03.1997 № 55-ФЗ, от 04.08.2000 № 107-ФЗ) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктами "б" и "з" статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пожарная безопасность - один из видов безопасности, обеспечение которой находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Организация пожарной безопасности регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 года № 82-0, в соответствии со ст. 1 которого пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно - спасательных работ.
Статья 4 этого Федерального закона к видам пожарной охраны относит государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану и объединения пожарной охраны.
Статьей 19 Федерального закона предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
В соответствии с указанной статьей к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Статья 13 Федерального закона № 69 регулирует вопросы о формах участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в виде добровольной пожарной охраны.
В соответствии со статьей 5 с Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ
"О добровольной пожарной охране" органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статьей 4 Закона Хабаровского края от 26.07.2005 № 291 «Об обеспечении пожарной безопасности в Хабаровском крае» также определено, что создание подразделений противопожарной службы Хабаровского края и организация тушения пожара их силами относится к полномочиям Правительства края.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Для осуществления данных полномочий согласно п. 6 ч. 2 ст. ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселения может находиться лишь имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Вместе с тем доказательств обращения субъекта Российской Федерации (Правительства Хабаровского края) к органу местного самоуправления (администрации Побединского сельского поселения) о передаче полномочий в силу статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суду не представлено.
Более того, в соответствии со ст. 16, 18 Закона «О пожарной безопасности» осуществление тушения пожаров в населенных пунктах относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности и органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности и соответственно является расходным обязательством Российской Федерации или субъекта РФ.
В соответствии с положениями пункта 9 части 1 статьи 14, пункта 8.1 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 11.1, 16, 18. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» создание подразделений пожарной охраны, а также организация тушения пожаров относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, у органов пожарного надзора отсутствуют основания для понуждения администрации Побединского сельского поселения к решению вопросов по организации подразделения пожарной охраны (строительству пожарного депо).
В связи с чем предписание государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 № 34/1/25 от 15.04.2013г. является незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ
решил:
Заявление главы Побединского сельского поселения Хабаровского муниципального района о признании незаконным предписания государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 № 34/1/25 от 15.04.2013г. удовлетворить.
Признать незаконным и подлежащим отмене предписание государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 № 34/1/25 от 15.04.2013г., вынесенное в отношении главы Побединского сельского поселения Хабаровского муниципального района ФИО2, о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01 августа 2013г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца после вынесения решения.
Судья И.В. Макий